Рабочая программа "Пресс центр"
рабочая программа (8, 9, 10 класс) на тему
Программа актуальна, так как связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культурой.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающихся в образовании и обучении.
Новизна программы- она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, в повседневной жизни.
Краткая характеристика обучающихся:возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 15-16 лет.
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Пресс -центр», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
press_tsentr.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.УЛЬЯНОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №2»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО г. Ульяновска
Протокол № 3 «ЦДТ № 2»
от 06 сентября 2016 г. _____________ М.В. Сазонова
Приказ №393-1 «06» сентября 2016 г.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
(стартовый уровень)
Объединение «Пресс- центр»
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Лазаревой Светланой Александровной
Высшая квалификационная категория
г. Ульяновск,
2016
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Содержание программы 6
1.4. Планируемые результаты 1
2. Комплекс организационно – педагогических разработок 14
2.1. Календарно-учебный график 11
2.2. Условия реализации программы 20
2.3. Форма аттестации 21
2.4. Оценочные материалы 23
2.5. Методические материалы 24
2.6. Список литературы 25
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая социально-педагогической направленности «Пресс-центр» рассмотрена на заседании методического совета Протокол №1 от 02.09.2016 г.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
- Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режимы работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устав Учреждения
- Локальные нормативные акты Учреждения
Программа актуальна, так как связана с личностным становлением школьников, овладением речевой и письменной культурой.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающихся в образовании и обучении.
Новизна программы- она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, в повседневной жизни.
Краткая характеристика обучающихся:возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 15-16 лет.
Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Пресс -центр», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.
Форма занятия: эвристическая беседа, игра, тест, мастер – класс, круглый стол , практические занятия.
Виды занятий:комбинированное; получение новых знаний и навыков; получение новых знаний.
Режим занятия: занятия проводятся по группам из расчета 36 учебных недель 2 раза в неделю по 2 часа (36х2х2=144 часов в год). Срок реализации программы – 1 год. Учебный процесс строится в расчете на 2 часа в день (45 мин – занятие, 15 мин – перерыв, 45 мин - занятие, 15 мин – перерыв).
1.2. Цели и задачи
Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для формирования и развития у учащихся:
Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
Умения самостоятельно приобретать и применять знания;
Творческого мышления, познавательной активности;
Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
Коммуникативных навыков;
Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
.
Задачи:
образовательные:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
- Содержание программы
Отражается в учебном плане, который разрабатывается в соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2 п.22, ст.47 п.5
Учебный план
№ | Тема | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) | Всего | Формы контроля |
1 | Вводное занятие Журналистика как профессия | 2 | 2 | Наблюдение, устный опрос | |
2 | Функции журналистики | 2 | 2 | 4 | Наблюдение, устный опрос |
3 | Из истории зарубежной и российской журналистики | 4 | 2 | 6 | Наблюдение, устный опрос |
4 | Композиция материала | 2 | 4 | 6 | Наблюдение, устный опрос |
5 | Стилистические фигуры в тексте и литературное редактирование | 6 | 4 | 10 | Наблюдение, устный опрос |
6 | Корректура | 4 | 2 | 6 | Наблюдение, устный опрос |
7 | Типология СМИ | 4 | 4 | 8 | Наблюдение, устный опрос |
8 | Особенности работы журналиста в печатных изданиях. Технические средства журналиста. | 4 | 8 | 12 | Наблюдение, устный опрос |
9 | Этика журналиста | 6 | 8 | 18 | Наблюдение, устный опрос |
10 | Закон о СМИ | 4 | 2 | 6 | Наблюдение, устный опрос |
11 | Жанры журналистики | 2 | 10 | 12 | Наблюдение, устный опрос |
12 | Информационные жанры: заметка, репортаж, интервью. | 6 | 12 | 18 | Наблюдение, устный опрос |
13 | Аналитические жанры: статья, рецензия, открытое письмо | 6 | 12 | 18 | Наблюдение, устный опрос |
14 | Художественные жанры: очерк, эссе, фельетон, памфлет | 5 | 9 | 14 | Наблюдение, устный опрос |
15 | Выпуск школьной газеты | 4 | 4 | Наблюдение, устный опрос | |
Итого | 58 | 86 | 144 |
Содержание учебного плана
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Формирование представлений о профессии журналиста.
2. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- информационная;
- коммуникативная;
- формирование общественного мнения (выражение мнений определённых групп);
- контролирующая.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- широкий кругозор;
- владение литературным языком.
3. ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Краткие сведения из истории зарубежной журналистики
Первые газеты. «Рукописные ведомости»
История "Таймс": появление "четвертой власти"
Феномен появления "penny press".
От "нового журнализма" к желтой прессе: газетная империя Уильяма Херста
Краткие сведения из истории российской журналистики
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. Развитие художественных жанров (очерк, панфлет и др.)
В.Г. Белинский, А.С.Пушкин. Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист. «Москва и москвичи», «Хитровка» и другие рассказы
Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Сообщения учащихся по одной из заявленных тем.
4. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
5. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. КОРРЕКТУРА
Основные функции корректора. Виды корректуры: литературная и коррекционная. Процесс (этапы) корректуры. Основные корректурные знаки.
Задания. Взаимопроверка. Провести корректуру одного из текстов одногруппника.
7. ТИПОЛОГИЯ СМИ. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ
Классификация СМИ: печатные и электронные; телевидение, радио.
Основные типологические характеристики СМИ: территория распространения; целевая аудитория; тематическая направленность; издательские характеристики: формат, периодичность, тираж.
Цели и задачи выпуска школьной газеты. Её характерные особенности.
Задания: Провести анализ школьной газеты как печатного издания по основным типологическим характеристиками СМИ.
8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах во всех видах СМИ.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер, диктофон). Базовые навыки по верстке.
Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
9. ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Профессиональная этика журналиста – международные и российские акты
Профессиональная этика – это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные журналистским сообществом.
Задания. Проанализировать международные и российские акты журналистской этики. Составить на основе существующих актов «этический кодекс» журналиста.
10. ЗАКОН «О СМИ»
Знакомство с текстами законов.
Гражданский кодекс РФ ч 4., ст. 47 – 50 «Об авторских правах»
Закон «О СМИ»
11.ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Классификация жанров журналистики и их особенности.
Информационные жанры: заметка, репортаж, интервью.
Аналитические жанры: статья, корреспонденция, открытое письмо
Художественные жанры: очерк, фельетон, памфлет
Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.
12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
13.АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Уметь предложить свое решение проблемы
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов материалов по одному из жанров.
14.. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ
Основные функции произведений художественных жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки и эссе: различия и приемы.
Фельетон – один из распространённых газетных жанров сатиры, направлен на обличение общественных пороков, недостатков и пр. Ирония.
Памфлет – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Сарказм.
Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
15. Выпуск школьной газеты. практикум
- Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Пресс-центр».
К концу обучения обучающиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | - правила поведения на занятиях | - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | - основные правила русского языка, лексические значение и происхождение слов, историю народа в целом |
Уметь | — умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - адекватно оценивать свои поступки и нести ответственность за их результат; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности. | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию. | - уметь разговаривать, строить логически и грамматические правильные предложения |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; - подводить самостоятельный итог занятия; - анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - применять полученные навыки в быту. | - применять полученные знания и умения в повседневной жизни |
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарно – учебный график
Календарно – учебный график составляется на весь учебный год в соответствии с расписанием. Дата проведения занятий может корректироваться, что связанно с государственными праздниками и непредвиденными обстоятельствами (карантин, отмена занятий в связи с непредвиденными природными условиями и т.п.)
Пн.13.00 – 15.0
ПТ. 13.00 – 15.00
Календарно – учебный график
№ п.п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 5 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Правилами поведения в учреждении. Техника безопасности. Что такое журналистика? Кто такой журналист? | Средняя школа № 82 | наблюдение, тест |
2 | сентябрь | 9 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Что такое журналистика? Кто такой журналист? История журналистики. | Средняя школа № 82 | наблюдение |
3 | сентябрь | 12 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Период пражурналистики. История журналистики. | Средняя школа № 82 | наблюдение, устный опрос |
4 | сентябрь | 16 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Появление предпосылок для создания первых газет. История журналистики. | Средняя школа № 82 | |
5 | сентябрь | 19 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Появление в Европе и России первых печатных газет. История журналистики. Расцвет журналистики | Средняя школа № 82 | |
6 | сентябрь | 23 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 1 1 | История журналистики. Конец «эры Гуттенберга». Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы | Средняя школа № 82 | |
7 | сентябрь | 26 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 1 1 | Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы Образ и этика журналиста. | Средняя школа № 82 | |
8 | сентябрь | 30 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | Образ и этика журналиста. «Я - журналист». Определение линии поведения юного журналиста. | Средняя школа № 82 | наблюдение, тест |
9 | октябрь | 3 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 | «Я - журналист». Определение линии поведения юного журналиста. Знакомство с законами СМИ. | Средняя школа № 82 | наблюдение, устный опрос |
10 | октябрь | 7 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 1 1 | Знакомство с законами СМИ. Понятие «детская журналистика». | Средняя школа № 82 | |
11, 12, 13 | октябрь | 10, 14, 17 | 13.00 – 15.00 | к | 1 1 1 1 1 1 | Понятие «детская журналистика». Факт как основа публикации. Создание материалов на основе одного факта. Варьирование содержания в зависимости от функций Сбор информации как этап работы журналиста. Обработка полученной информации. | Средняя школа № 82 | |
14, 15 | октябрь | 21, 24 | 13.00 – 15.00 | к | 2 2 | Источники информации. Обработка полученной информации. Структура публикации. Определение «горящих» материалов | Средняя школа № 82 | |
16 | октябрь | 28 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Структура номера газеты | Средняя школа № 82 | наблюдение |
17, 18 | октябрь | 31 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 1 1 | Анализ номеров центральных газет. Структура редакции. Редактор как руководитель номера. | Средняя школа № 82 | |
19 | ноябрь | 7 | 13.00 – 15.00 | пнз | 2 | Макетирование, его виды | Средняя школа № 82 | наблюдение, устный опрос |
20 | ноябрь | 11 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | . История газет. Первые печатные газеты Виды газет | Средняя школа № 82 | |
21 | ноябрь | 14 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Корректура издания. Азы корректировки | Средняя школа № 82 | |
22,23 | ноябрь | 18 | 13.00 – 15.00 | к | 4 | Желтая» и «бульварная» пресса. Соотнесение этики журналиста с данными понятиями. Виды газет. Детские печатные издания. | Средняя школа № 82 | |
24 | ноябрь | 25 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни школы. Виды газет. Научно-популярные издания | Средняя школа № 82 | |
25 | ноябрь | 28 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Виды газет Политические обозрения | Средняя школа № 82 | |
26 | декабрь | 2 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Виды газет Спортивные обозрения. | Средняя школа № 82 | |
27 | декабрь | 5 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Виды газет Школьные издания | Средняя школа № 82 | |
28, 29 | декабрь | 9, 12 | 13.00 – 15.00 | к | 4 | Заголовки. Виды, особенности, оформление. Нахождение «желтых» заголовков в официальных материалах. | Средняя школа № 82 | |
30, 31 | декабрь | 16, 19 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 4 | Информационные агентства. Создание сообщений с учетом особенностей каждого СМИ. | Средняя школа № 82 | |
32 | декабрь | 23 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | «Круглый стол» на тему «Реклама в СМИ»: вред или польза? 1. Уметь продемонстрировать свою позицию, умение ее отстоять. 2. Владение культурой речи. Организация и планирование работы редакции | Средняя школа № 82 | |
33 | декабрь | 26 | 13.00 – 15.00 | пнз | 2 | Редакции СМИ города Ульяновска. Структура редакции. Организация и планирование работы редакции. | Средняя школа № 82 | |
34 | январь | 9 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Издатель его функции. «Я знаю язык журналиста»: заключительное занятие по курсу «Введение в журналистику» | Средняя школа № 82 | наблюдение |
35 | январь | 13 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | «Я знаю язык журналиста»: заключительное занятие по курсу «Введение в журналистику». | Средняя школа № 82 | Творческая мастерская, наблюдение, устный опрос |
36 | январь | 16 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Система жанров в литературе и журналистике. Античный театр как предтеча жанров журналистики. | Средняя школа № 82 | |
37 | январь | 20 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Газетно-журнальные жанры. Жанры прессы. Определение функций жанров. | Средняя школа № 82 | |
38 | январь | 23 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Жанры прессы. Классификации жанров. | Средняя школа № 82 | |
39 | январь | 27 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Информационные жанры. Их роль и место на газетной полосе. | Средняя школа № 82 | наблюдение |
40 | январь | 30 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Выявление характерных черт информационных материалов. | Средняя школа № 82 | |
41 | февраль | 3 | 13.00 – 15.00 | пнз | 2 | Информация как жанр. Виды информации. Типы информации. | Средняя школа № 82 | |
42 | февраль | 6 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповой заголовок. Методы получения информации. Наблюдение над структурой данного жанра | Средняя школа № 82 | наблюдение, устный опрос |
43 | февраль | 10 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Интервью как способ получения информации. Особенности проведения интервью. Способы подачи интервью как газетного жанра. Интервью как способ получения информации. | Средняя школа № 82 | |
44 | февраль | 13 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Психология респондента. Способы подачи интервью как Газетного жанра. | Средняя школа № 82 | |
45 | февраль | 17 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Оформление интервью на газетной полосе. Социологический опрос и анкетирование как виды интервью. | Средняя школа № 82 | |
46 | февраль | 20 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Методы обработки и способы их подачи. Методы обработки и способы их подачи. | Средняя школа № 82 | |
47 | февраль | 24 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Репортаж. Признаки репортажа. | Средняя школа № 82 | |
48 | февраль | 27 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Особенности репортажа. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Роль репортажа на газетной странице | Средняя школа № 82 | |
49 | март | 3 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Особенности оформления репортажа в газете и в других СМИ. | Средняя школа № 82 | |
50 | март | 6 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Особенности отчета как Информационного жанра.История отчета на газетной полосе. Роль отчета в жизни и на газетной полосе в частности. Виды отчета. Наблюдениеза языковыми приемами при написании данного жанра. | Средняя школа № 82 | |
51 | март | 10 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Путевые заметки. Сочетание в путевых заметках элементов других жанров. Цель подобного жанрового разнообразия | Средняя школа № 82 | |
52 | март | 13 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Письмо. Письма в редакцию. Их место и роль на газетной полосе. Правила их оформления. | Средняя школа № 82 | |
53 | март | 17 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Аналитические жанры. Языковые особенности | Средняя школа № 82 | |
54 | март | 20 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 2 | Обозрения. Использование обозрений в разных СМИ. Структура данного жанра. | Средняя школа № 82 | |
55 | март | 24 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Структура жанра обозрения. Понятие об этом жанре, его виды и признаки. | Средняя школа № 82 | наблюдение |
56, 57 | апрель | 3 7 | 13.00 – 15.00 | к | 4 | Статья как газетный жанр. Роль и место статьи на газетной полосе. Структура данного жанра. Структура газетного жанра. | Средняя школа № 82 | |
58 | апрель | 10 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Корреспонденция. Ее особенности и отличия от других аналитических жанров | Средняя школа № 82 | наблюдение, устный опрос |
59, 60 | апрель
| 14 17 | 13.00 – 15.00 | к | 4 | Рецензия. Отличия рецензии от отзыва. Основные требования к рецензии. Виды рецензии | Средняя школа № 82 | |
61 | апрель | 20 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | План работы над рецензией. | Средняя школа № 82 | |
62 | апрель | 24 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Художественно-публицистические жанры. Языковые и структурные особенности. | Средняя школа № 82 | |
63, 64, 65 | Апрель май | 28 5 12 | 13.00 – 15.00 | к | 6 | Сатирические жанры. Фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона. Фельетоны Зощенко. Сатирические жанры. Фельетон в современной прессе. Их роль и функции на газетной полосе. | Средняя школа № 82 | |
66, 67 | май | 15 19 | 13.00 – 15.00 | пнзн | 4 | Дискуссия. Представление портфолио ребят, сайта юных журналистов. | Средняя школа № 82 | |
68 | май | 22 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Заключительное занятие по курсу Круглый стол «Жанровое разнообразие». Подведение итогов. | Средняя школа № 82 | наблюдение |
69 | май | 26 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Выпуск школьной газеты | Средняя школа № 82 | |
70 | май | 29 | 13.00 – 15.00 | к | 2 | Выпуск школьной газеты | Средняя школа № 82 |
где к – комбинированное занятие, ппзн – получение новых знаний и навыков, пнз – получение новых знаний
- Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение: учебный кабинет №103; учительский стол – 1 шт.; учебные столы – 15 шт.; меловая доска (с возможностью магнитного крепления); ноутбук; проектор; интерактивная доска.
Материалы и инструменты: бумага ксероксная форматаА 4 – цветная двухсторонняя;
Информационное обеспечение: интернет – ресурсы, видео – ресурсы, презентация, аудио – ресурсы.
Кадровое обеспечение: Лазарева Светлана Александровна
- ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» г. Ульяновск «Учитель географии и биологии» - 10.07. 1994
- Форма аттестации
Результаты обучения ребенка
по дополнительной общеразвивающей программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Методы диагностики |
1. Уровни знаний / пониманий
| Наблюдение, тестирование, собеседование |
2. Уровни умения применять знания на практике
| Выполнение заданий |
3. Наличие опыта самостоятельной деятельности
| Анализ, исследовательские работы, конкурсные работы, наблюдение |
4. Сформированность личностных качеств
| Анализ, наблюдение, собеседование |
На основе вышеприведенного анализа заполняется диагностическая карта (оценочный лист) таблица 2.
Диагностическая карта успеваемости воспитанников объединения
Ф.И.О. | Знать / понимать (маx-3 балла) | Уметь использовать (маx-4 балла) | Владеть опытом (маx-5 баллов) | Личностные качества (маx-4 балла) | Итого баллов | Оценка | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Иванов А. |
Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются для определения итогового балла.
Коэффициент сформированности:
80-100 «отлично»
50-79 «хорошо»
30-49 «удовлетворительно»
Менее 29 «неудовлетворительно»
Данный подход к оценке результатов обучения позволяет:
- Выявить этапы и уровни образовательного процесса
- Определить поэлементную систему оценки знаний обучающихся;
- Обеспечить воспитанникам возможность самооценки своей учебной деятельности;
- Осуществлять более объективную оценку технологической подготовки обучающихся;
- Ознакомление обучаемых с логикой и структурой содержания способствует мотивации образовательной деятельности, служит основой осознания обучаемыми значимости получаемых знаний для формирования трудовых навыков и умений преобразования окружающей действительности.
Приложение 1
«Информационная карта освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы».
Цель: проверка результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участия воспитанников в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и других массовых мероприятиях оценивает по 5-балльной шкале освоение обучающимися программы по параметрам, указанным в бланке карты.После оценки каждого параметра результативности освоения программы все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Карта оценки результативности реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Название программы: ФИО педагога:
Срок её освоения: год обучения по программе:
№ | Фамилии И.О. | Освоение теоретической информации | Освоение способов деятености (умении, навыки) Освоение способов деятельности(умения, навыки) | Тв т тТ Творчество | Общение | Осознание обучающимся актуальных достижений | Мотивация и осознание перспективы | Общая сумма |
Приложение 2
Диагностика изменений системы отношений.
Анкета № 1 (для родителей).
Уважаемые родители!
Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.
1. Видите ли Вы результаты обучения и оправдались ли Ваши ожидания?
2. Делится ли ребенок впечатлениями после занятий, о чем рассказывает ребенок больше всего.
3. Какие занятия (предмет) принесли Вашему ребенку наибольшую пользу?
4. Устраивает ли Вас программа, предложенная нашим коллективом?
5. Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку?
6. Адекватно ли, с Вашей точки зрения, оценивает педагог результаты занятий Вашего ребенка?
7. Как влияют занятия в коллективе на учебу в школе?
8. Испытывает ли ребенок симпатию по отношению к педагогу?
9. К чему Ваш ребенок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый интерес, а к чему интерес ослаб? В чем Вы видите причину?
10. Какие трудности испытывают Ваши дети и Вы:
в общении с педагогом;
в общении с детьми;
в освоении программы;
другие трудности (укажите какие).
11. Удалось ли Вашему ребенку найти интересных друзей среди детей нашего коллектива?
12. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался в другом коллективе или у другого педагога?
13. Если бы речь шла о деньгах, согласились бы Вы безоговорочно их платить за занятия?
14. Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах.
15. Ваши пожелания:
16. Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество:
Благодарим Вас за сотрудничество.
Обработка полученных данных.
По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика.
Анкета № 2 (для родителей).
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка.
- Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие способности Вашего ребенка?
- Какие дополнительные предметы (темы), по вашему мнению, необходимо включить в программу или исключить из нее?
- Использует ли Ваш ребенок, полученные на занятиях знания и умения в школе, в быту, помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
- Стали ли занятия в коллективе постоянным увлечением Вашего ребенка?
- На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в коллективе?
- Какие достижения ребенка Вас порадовали?
- С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой?
- Устает ли Ваш ребенок после занятий?
- Приобрел ли Ваш ребенок новых друзей в коллективе, изменились ли его отношения с друзьями в школе?
- Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
- Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в выборе профессии?
- Удалось ли Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года?
- Какое мероприятие для родителей Вам понравилось?
- Согласны ли Вы с оценкой результатов занятий Вашего ребенка в коллективе за год, которую дал педагог?
- Стало ли увлечение Вашего ребенка Вашим увлечением?
- Будет ли Ваш ребенок продолжать занятия в нашем коллективе в следующем году?
- Чем бы Вы могли помочь в развитии коллектива, в котором занимается Ваш ребенок?
- Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество: Благодарим Вас за сотрудничество.
Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, диаграммы, графика.
Приложение 3
Методика М.И. Рожкова
«Изучение социализированности личности учащегося»
Предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование.
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
О — никогда.
- Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
- Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
- За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
- Я умею прощать людей.
- Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
- Мне хочется быть впереди других в любом деле.
- Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
- Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
- Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
- Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
- Мне нравится помогать другим.
- Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
- Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
- Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
- Переживаю неприятности других, как свои.
- Стремлюсь не ссориться с товарищами.
- Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
- Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
- Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 4.
Методика «Изучение качеств личности воспитанников»,
(разработана М.И. Шиловой)
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты.
Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике.
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды: в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь), в начале второго полугодия (январь), в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
- Оценочные материалы
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках индивидуального листа о результатах участия в конкурсах.
Индивидуальный лист результата участия в конкурсах
№ п.п. | Уровень конкурса | Балл | |||
Участница | III место | II место | I место | ||
Индивидуальный лист результата участия в конкурсах – это оценивание учащихся в разных уровнях конкурса:
Международный уровень
Участница – 4 балла
III – 5 балла
II – 6 балла
I – 7 балла
Всероссийский уровень
Участница – 3 балла
III – 4 балла
II – 5 баллов
I – 6 баллов
Региональный уровень
Участница – 2 балла
III – 3 балла
II – 4 балла
I – 5 балла
Муниципальный уровень
Участница – 1 балл
III – 2 балла
II – 3 балла
I – 4 балла
- Методические материалы
Дидактическое обеспечение: презентация, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, схемы, образцы.
Алгоритм учебного занятия:
- Вид занятия
- Тема занятия
- Цель занятия
- Задачи занятия
- Материалы и инструменты
- Дидактическое обеспечение
- План занятия: организационная часть (3 – 5 мин.), создание проблемы (10 – 15 мин.), физкультминутка (5 – 10 мин.), сообщение новых знаний (10 – 15 мин.), практическая работа обучающихся (25-30 мин.), анализ работ (2-3 мин.), сообщение задания на дом (3-5 мин.), подведение итогов (2 – 5 мин.), завершение занятия (2-3 мин.).
- Список литературы
1. Вакурова О.Ф., Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2007
2. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010
3. Ладыгин М.Б. Основы теории литературы: Справочные материал для подготовки к урокам, устному экзамену и ЕГЭ: 10-11 классы/ М.Б.Ладыгин. – М.: ААСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
4. Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания. 10-11 кл.: учеб.пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват.учреждений / О.А.Мазнева, И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 2006
5. Михайлова Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007
6. Розенталь Д.И. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. –М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005
7. Соловьева Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка/ Н.Н.Соловьева. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011
8. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект/ Л.И.Сухарева. – М.: Айрис-пресс, 2007
9. http:// www.advesti.ru – «Словарь рекламных терминов».
10. http://www.librero.ru/ - «Детская журналистика»
11. http:// mec.tgl.ru – «Организация школьной газеты».
12. http:// www.nsportal.ru - «Детская журналистика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центр детского творчества как ресурсный центр по работе с ОАШ Большереченского района
В рамках данного проекта предполагается создать на базе МОУДОД «Центр детского творчества» Ресурсный центр по работе с ОАШ Большереченского района. Он станет координирующим и н...
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».
Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ” Целью рабочей программы яв...
"Сочи-2014 -центр спорта, центр мира"
Данная презентация рассказывает о предстоящей зимней Олимпиаде в г.Сочи в 2014 году. Знакомит с географическим положением,природой города,а также с основными спортивными объектами,построенными к...
Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2
Рабочая программа учебного ресурсного центра по подготовке к сдаче экзамена Fit in Deutsch 2 на уровень А2....
Рабочая программа центра декоративно - прикладного творчества в детском лагере.
Современные дети много времени проводят за компьютером, мало - на природе и совсем немного занимаются трудом, становятся замкнутыми, оторванными от окружающей действительности, владеют лишь небольшим ...
Рабочая программа Центра "Точка роста" по шахматам
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательн...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...