Технологическая карта занятия "Озоновый щит планеты"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему
Материал представляет собой подробный конспект занятия "Озоновый щит планеты" с применением активных методов обучения. В конспекте занятия рассматриваются разные точки зрения на причины возникновения озоновых дыр на планете и пути решения этой глобальной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_ozonovyy_shchit_planety.doc | 602.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока/ занятия
(разработчики формы технологической карты Копотева Г.Л., Логвинова И.М.)
Предмет ЭКОЛОГИЯ Класс 8 КЛАСС
Тема урока/ занятия ОЗОНОВЫЙ «ЩИТ» ПЛАНЕТЫ
Оборудование: экран, проектор, раздаточный материал (приложения 1- 4), листы ватмана, фломастеры, стикеры разных цветов и формы.
1 | 2 | ||||||||
Цель урока/ занятия | Дать разностороннее понимание проблемы образования «озоновых» дыр | ||||||||
Задачи | Образовательные: Сформировать понятие «озоновая дыра», «фреон» дать представление об антропогенных и естественных причинах возникновения озоновых дыр на планете, сформировать понимание роли озонового экрана планеты. Развивающие: Развитие общеучебных (работа с письменным текстом), логических (умение устанавливать связи между причинами и последствиями разрушения озонового экрана планеты, способности к анализу и синтезу предложенной информации), коммуникативных умений учащихся. Воспитательные: продолжить развитие эмоционально – чувственной сферы учащихся, влияние на морально – нравственную сферу учащихся через понимание глобальных последствий деятельности человека. | ||||||||
Планируемые результаты | Личностные: учащиеся продолжат формирование свою экологическую культуру Предметные: Учащиеся смогут дать характеристику озона, объяснить действие озона на организм человека и роль озонового экрана для жизни всех живых организмов планеты Учащийся научится объяснять причины и последствия разрушения озонового экрана планеты, объяснять механизм действия различных химических веществ на молекулы озона
Метапредметные: дальнейшее развитие общеучебных и логических умений, коммуникативных навыков и эмоционально-чувственной сферы учащихся. | ||||||||
Ход (этапы) урока/ занятия время | Деятельность учителя/ педагога | Деятельность учащихся/ воспитанников | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
Организационный момент, актуализация имеющихся знаний (5 минут) | Педагог приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к занятию и проводит короткий фронтальный опрос по материалу предыдущего занятия (содержание вопросов в приложении №1) | - | - | Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы | Владение формами монологической и диалогической речи | Оценка (Слушают версию отвечающего, анализируют её и при необходимости исправляют, уточняют и дополняют ответы ребят) | Сравнение полученного результата с эталоном для выявления различий, расхождений с эталоном | ||
Введение в тему (3 минуты) | Педагог предлагает учащимся прочитать текст (в виде раздаточного материала, приложение №2) и просит каждого учащегося по очереди назвать ассоциации с понятием «озон», «озоновый экран», а также вспомнить из курса химии аллотропное видоизменение кислорода | Осмысленное чтение учебного текста, | Анализ информации текста, умение пересказать главные мысли прочитанного текста | Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы | Владение формами монологической и диалогической речи | - | - | ||
Целеполагание (2 минуты) | Педагог ставит проблемный вопрос: какие проблемы экологи связывают с понятием «озоновый экран»? В ходе короткой беседы педагог выслушивает версии ребят (в том числе и ошибочные, например, что это ядовитое вещество, вредные выбросы в атмосферу и т.д.) педагог обращает внимание на недостаточность имеющихся знаний учащихся об озоновом слое планеты. | В форме мозгового штурма предлагают различные версии, выслушиваются все версии | Общеучебные умения: умения переносить известные данные для решения новой, нестандартной ситуации | Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы | Владение формами монологической и диалогической речи. Умение выслушать собеседника. | - | - | ||
Постановка проблемы занятия (2 минуты) | Педагог сообщает учащимся тему «Озоновый «щит» планеты» и просит попробовать предположить, какие задачи на сегодняшнем занятии предстоит решить. Затем после ответов детей педагог сообщает, что после небольшой паузы предстоит групповая работа по решению этих задач. | - | - | Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы | Владение формами монологической и диалогической речи. Умение выслушать собеседника. | Предлагают свои версии задач занятия | Планирование (умение спланировать задачи, которые нужно достичь по окончанию урока) | ||
Проработка основного содержания (8 минут) | Педагог сообщает учащимся, что на партах у всех лежат стикеры разных цветов. Те, у кого стикеры жёлтого цвета, должны прочитать текст раздаточного материала для 1 группы («Значение озонового экрана») и выполнить задания. Те, у кого на столах стикеры красного цвета, должны прочитать текст раздаточного материала для 2 группы («Разрушение озонового экрана»), ну а те, у кого стикеры зелёного цвета, будут 3-ей группой (эта группа знакомится с данными о современном состоянии озонового экрана планеты). Примечание: содержание раздаточного материала и задания к нему представлены в приложении №3. | Учащиеся знакомятся с содержанием предложенного для каждой группы раздаточного материала, на основе прочитанного материала выполняют задания | Общеучебные: осмысленное чтение текста, умение применять полученную информацию для решения поставленной задачи. Логические: осуществление анализа и синтеза при работе с раздаточным материалом. | Озвучивают результаты выполнения заданий в своей группе, внимательно выслушивают результаты работы других групп | Работа в составе команды; Формулировка ответов и умение донести коротко, но содержательно свой ответ до остальных членов группы. | Обсуждают озвученные результаты выполнения заданий в группах, делают оценку и самооценку этих результатов. | Планирование (умение распределить обязанности между членами группы для быстрого и эффективного выполнения заданий в ограниченные сроки, умение правильно распланировать время, умение оценить правильно определить лидера в группе). Оценка и самооценка (умение сравнить полученный результат с эталоном (правильным ответом). | ||
Создание и решение проблемной ситуации (2 минуты) | Педагог формулирует проблемный вопрос «Выбросы фреонов происходят в Северном полушарии, а наиболее интенсивное истощение озонового слоя наблюдается над Антарктикой (это Южное полушарие). Почему? Подсказка: вспомните свойства газообразных веществ. Разрушается ли озоновый слой только над Антарктикой? | Проводят примерно следующие рассуждения: раз истощение озонового экрана происходит в другом полушарии, то можно предположить, что фреоны хорошо перемещаются а атмосфере. А так как газы занимают весь доступный объём, то логично предположить, что озоновые дыры появляются не только над Антарктидой. | Логические: построение цепочки логических рассуждений . Перенос уже имеющихся знаний для решения новой проблемы, т.е. в новой ситуации | Формулируют ответ, озвучивают его остальным членам группы | Владение формами монологической и диалогической речи | Оценивают своих способностей к выстраиванию логических рассуждений | Контроль собственной внимательности, сконцентрирован-ности при ответе на вопрос педагога, а также при выслушивании ответов остальных детей. | ||
Проработка основного содержания (8 минут) | Педагог: многочисленные международные экспедиции по изучению озоновых дыр в Антарктиде и Арктике установили, что основным является наличие в атмосфере значительного количества фреонов. Однако в последние годы появились новые сведения как по антропогенным, так и по природным факторам, способствующим разрушению озонового слоя Земли. Давайте посмотрим видеофранмент (ссылка:http://www.youtube.com/watch?v=taTzqRHNIEc), наглядно иллюстрирующее особенности изменения размеров озоновой дыры над Антарктикой, а затем опять разделимся на группы, но уже другого состава: те, у кого стикеры круглые, будут первой группой. Вы должны найти и представить информацию о влиянии самолётов и ракет на разрушение озонового экрана планеты. На листе ватмана отобразите главные мысли. Используйте наглядность, попробуйте составить уравнения химических реакций азотного цикла разрушения озонового экрана. Те, у кого стикеры треугольные – это вторая группа. Вы должны собрать и наглядно представить информацию о сезонном изменении концентрации озона на планете. Постройте график этого изменения. Третья группа (это учащиеся с квадратными стикерами) должны собрать информацию о площади озоновой дыры над Антарктидой с 1985 года по настоящее время. Постройте график (за интервал примите отрезок времени в 5 лет). Докажите или наоборот опровергнете данные о восстановлении озонового слоя планеты. Затем каждая группа должна придумать по одному вопросу двум оставшимся группам по темам их выступлений. Поэтому слушайте друг друга внимательно! | Учащиеся работают с интернет ресурсами, на листах ватмана каждая группа оформляет результаты своей работы с использованием рисунков, графиков, химических символов. | Общеучебные:умение работать с источниками информации. Символико-графические умения: умение представить результаты своей работы наглядно, с использование символико-графических средств. | Презентуют результаты работы в группе всему классу, после выступления формулируют и задают вопросы остальным членам группы. | Работа в составе команды; Формулировка ответов и умение донести коротко, но содержательно свой ответ до остальных членов группы. Построение речевого высказывания. | Обсуждают озвученные результаты выполнения заданий в группах, делают оценку и самооценку этих результатов. | Планирование (умение распределить обязанности между членами группы для быстрого и эффективного выполнения заданий в ограниченные сроки, умение правильно распланировать время, умение оценить правильно определить лидера в группе). Оценка: осознание своей роли в выполнении группового задания, оценка и самооценка результатов работы в группе. | ||
Первичный контроль степени усвоения знаний (8 минут) | Педагог предлагает учащимся пройти «лабиринт» и проверить свои знания по теме занятия. Для этого нужно, начиная со слова «Старт» ответить «Да» или «Нет» на предложенный вопрос. В зависимости от выбранного ответа двигаемся по направлению соответствующей стрелки и отвечаем на следующий вопрос и так далее до «Финиша». Будьте внимательны! Можно попасть в «тупик», или пройти лабиринт до «Финиша» длинным путём. | Проходят предложенный «лабиринт», отвечают на вопросы. | Умение применять полученные знания для рещения предложенного задания. Умения выполнять задание согласно алгоритму (инструкции). | - | - | - | - | ||
Подведение итогов занятия | Педагог предлагает учащимся продолжить высказывания: - Сегодня я… - Теперь я знаю… -Меня заинтересовало… - Мне было трудно… - Я работал сегодня … | - | - | Формулируют высказывания, озвучивают их остальным членам группы | Владение формами устной и письменной речи | Формулируют высказывания, озвучивают их остальным членам группы | Рефлексия (осознание границ своего знания и незнания) |
Приложение 2
Впервые озон был обнаружен в 1785 году голландским физиком Ван Марумом. Озон, являясь одним из сильнейших окислителей, обладает сильными дезинфицирующими свойствами. Он способен разрушать вирусы, бактерии, а также воздействовать на те микроорганизмы, которые устойчивы к действию хлора.
Озон для очистки воды применяется уже более ста лет. Впервые для обеззараживания и дезодорации воды озон был применен в 1898 году в г. Сан Мор (Франция). Уже в 1907 году был построен первый завод по озонированию воды во французском городе Бон Вуаяж, который обрабатывал 22500 кубических метров воды в сутки из реки Вазюби для нужд города Ниццы. В 1911 г. была пущена в эксплуатацию станция озонирования питьевой воды в Санкт-Петербурге. В 1916 г. действовало уже 49 установок по озонированию питьевой воды. Широкое же распространение озон получил только в течение последних 30 лет благодаря появлению надежных, компактных и энергосберегающих аппаратов для его синтеза – озонаторов (генераторов озона).
А как антисептическое средство, был использован во время Первой мировой войны. С 1935 г. стали использовать введение озонокислородной смеси ректально для лечения различных заболеваний кишечника (проктит, геморрой, язвенный колит, свищи, подавление патогенных микроорганизмов). Изучение действия озона позволило использовать его в хирургической практике при инфекционных поражениях, лечении туберкулеза, пневмонии, гепатита, герпетической инфекции, анемии и п
Приложение 3
Задание 1 группе: Прочитайте текст. Заполните таблицу
Значение озонового слоя
Атмосферный озон играет важную роль для всего живого на планете. Образуя озоновый слой в стратосфере (15-40 км., максимальная концентрация на высоте 25 км.), он защищает растения и животных от жёсткого ультрафиолетового излучения. Если бы можно было провести такой фантастический эксперимент и распределить весь озон равномерно по поверхности планеты, то его толщина составила бы всего 3 мм. Поэтому проблема образования озоновых дыр имеет особое значение. В результате анализа спутниковых данных учёные НАСА пришли к выводу, что за последние 30 лет количество ультрафиолетового излучения, достигающего земной поверхности, заметно увеличилось. Наиболее ощутимое увеличение уровня ультрафиолетового излучения отмечается в средних и высоких широтах, минимальное — в тропических.
Короткие волны ультрафиолетового излучения «несут» большее количество энергии, чем видимый свет и инфракрасное излучение, поэтому УФ-излучение сильнее воздействует на химические связи в молекулах атмосферных газов, а также оказывает сильное влияние на всё живое планеты.
Ближний ультрафиолет, УФ-A лучи (315—400 нм) являются причиной возникновения ожогов и катаракты, а также стимулирует выработку витамина D в организме. Более короткие УФ-B лучи (280—315 нм) способны вызывать повреждения ДНК, а также способствовать появлению рака кожи.
Так в Гринбелте (штат Мэриленд) Герман установил, что 7-процентное увеличение уровня ультрафиолетового излучения за последние 30 лет вызвало 4,4-процентное увеличение случаев возникновения ожогов кожи, 4,8-процентное увеличение частоты повреждений ДНК, 5-процентное увеличение количества витамина D, вырабатываемого в организме человека, а также ускорение роста растений приблизительно на 1%.
Таблица 1
Высота, на которой находится озоновый экран планеты | Основная роль озонового экрана | Положительное значение УФ - излучения | Отрицательное значение УФ - излучения |
15-40 км. | Защита живых организмов от коротковолнового (менее 280 нм) УФ – излучения | Оно необходимо для синтеза витамина D, ускоряет рост растений | Разрушает органические вещества в клетках живых организмов, даже может влиять на структуру молекул ДНК. У людей вызывает рост онкологических заболеваний |
Примечание: приведен примерный вариант заполненной учащимися таблицы
Приложение 3 (продолжение)
Задание 2 группе: прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Разрушение озонового слоя
Самая большая озоновая дыра диаметром свыше 1000 км впервые была обнаружена в 1985 году, на Южном полушарии, над Антарктидой. Считается, что фреоны, используемые в производстве бытовых аэрозолей, вспенивателя теплоизоляции и холодильников, оказывают негативное влияние на озоновый слой. Этот факт доказали исследователи Пауль Крутцен, Марио Молина и Шервуд Роуланд в 1995 году. За это им была вручена Нобелевская премия. Ветер разносит фреоны по всей атмосфере, в том числе и в Антарктику. Площадь озоновой дыры над самым южным материком планеты в 200 году в 1,7 раза превысила его площадь. Интенсивный рост озоновой дыры над Антарктидой начался в августе, достигнув к 1 ноября площади 23,4 млн. кв. км. В качестве основных причин роста озоновой дыры называются сезонные факторы (формирование озоновой дыры отмечается ежегодно с августа по декабрь) и остаточные концентрации фреонов в атмосфере планеты.
Вопросы:
- когда и где впервые обнаружили «озоновую» дыру? - означает ли слово «дыра» полное отсутствие озона в атмосфере?
- за что получили нобелевскую премию Пауль Крутцен, Марио Молина и Шервуд Роуланд в 1995 году?
- назовите основные источники истончения озонового слоя на планете.
Приложение 3 (продолжение)
Озоновый слой Земли восстанавливается? Озоновый слой Земли восстанавливается!
После долгого истощения за последние десятилетия защитный озоновый слой Земли, что находится высоко в атмосфере планеты - на пути к восстановлению. Такие данные были опубликованы на докладе ООН 10 сентября 2014 года в Нью-Йорке. В докладе использовались результаты работы 282 ученых из 36 стран мира. Исследователи считают, что этого удалось добиться благодаря поэтапному снижению выбросов в атмосферу вредных химических веществ.
«Есть явные признаки восстановления озонового слоя в верхней части стратосферы», – заявила в своем выступлении профессор Университета штата Колорадо А.Р. Равишанкара, выступая в Национальном Управлении Океанических и Атмосферных Исследований (NOAA).
Монреальский протокол поставил крест на использованиии хлорфторуглеродов в качестве хладагентов, которые представляли угрозу озоновому слою Земли. На смену им пришли гидрохлорфторуглероды, но они тоже имеют свои недостатки. Парниковые свойства гидрохлорфторуглеродов в 2100 раз превосходят CO2.
В настоящее время кондиционеры становятся неизменным атрибутом средного класса развивающихся стран. Благосостояние жителей многонаселённого третьего мира растёт, что сопровождается увеличением количества продаваемых в мире кондиционеров. В этом некоторые учёные видят ещё одну угрозу, способную ускорить процессы глобального потепления.
Если страны по-прежнему будут соблюдать Монреальский протокол, то уровень озона по всему миру, как ожидается, восстановится до 2050 года, однако дыра над Южным полюсом, скорее всего, не восстановится до 2070 года – считают ученые из университета Колорадо.
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".
Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...
5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...
Технологическая карта конструирования урока иностранного языка (английский) на тему "Экология. Можем ли мы спасти планету?", 8 класс
Тема урокаEcology. Can our Planet be Saved?Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностные§ Сформируют языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамк...
технологическая карта урока в 3 классе по теме "В супермаркете" Планета Знаний" Н.Ю.Горячева,C.В.Ларькина
технологическая карта урока в 3 классе по теме "В супермаркете" Планета Знаний" Н.Ю.Горячева,C.В.Ларькина...
Технологическая карта кадетской конференции "Впереди планеты всей"
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Становление чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к достижениям своей Отчиз...
Технологическая карта внеклассного мероприятия "Спаси компьютерную планету от вирусов"
Обобщить и закрепить материал по темам: «Информация вокруг нас», «Ввод информации в память компьютера», «Действия с информацией», «Кодирование информации», «Представление информации»....
Технологическая карта урока "Голубая планета"
Технологическая карта урока "Голубая планета"...