Доклад по теме «Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов «Центра детского творчества»».
материал на тему

Забоева Галина Анатольевна

Описание опыта работы по социлаьному партнёрству  в МКУДО "ЦДТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korotkiy_doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Есть много хороших педагогов, но далеко не все умеют работать с родителями, нужно учить их этому искусству.

                                    А.С. Макаренко

«Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью».

                                  В.А. Сухомлинский

         Государство ставит перед образовательным учреждением  важную задачу – взаимодействие с семьёй в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности, объединение усилий педагогов и родителей для создания условий социальной реабилитации и адаптации детей.

         В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

     Поэтому нам, педагогам дополнительного образования, необходимо работать над установлением отношений  взаимовыгодного сотрудничества, социального диалога с родителями обучающихся. Иными словами, над установлением социального партнерства, которое означает внедрение в практику работы  совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.

          Я работаю совместно с другими педагогами Центра детского творчества в группе раннего эстетического развития «Калейдоскоп», веду один из предметов -«Английский язык».

          Цель данной программы:  «Формирование художественно-эстетического восприятия мира ребёнка и адаптация его  в социуме».

          Она предусматривает работу по следующим предметам:

- английский язык;

- изобразительная деятельность;

- театральные игры.

       Кроме того, обучающиеся продолжают занятия английским языком по разработанной мною программе «Englishlend»,  особенностью которой является то, что наряду с обучением детей первичным навыкам речевого общения на английском языке, осуществляется развитие познавательных и творческих способностей обучающихся через различные виды деятельности (песенки, стихи, считалки, игры-драматизации, мини-концерты, спектакли).

Не секрет, что деятельность по установлению социального партнерства между участниками образовательного процесса должна начинаться с социологического исследования. Изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка – все это начинается  с анкетирования (См. Приложение №1 «Анкета для родителей»).  Дополнительно мы, педагоги комплексной группы, разработали индивидуальную анкету на каждого ребёнка, в которой кроме общих сведений о нем, родители указывают индивидуальные особенности детей (стеснителен, замкнут, гиперактивен или имеет проблемы со здоровьем, такие как ослабленное зрение, проблемы с осанкой, аллергия ит.д.)

     Анкетирование родителей дает ясное представление о том, что  больше всего интересует родителей и детей, из анкет можно увидеть  особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи, семейного воспитания дошкольника,  выявить интерес к обучению или наоборот  какую – либо проблему, о которой возможно никто и не догадывался. Социологические опросы помогают выработать тактику своего общения с каждым родителем.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребёнка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребёнка, педагоги должны им в этом помочь, объяснять родителям, что семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно,  их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

       Объединение усилий педагогов и родителей – непростая задача. Для её решения требуются особые доверительные формы общения между взрослыми.

       Существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей. Их можно разделить на три основных направления: формы познавательной деятельности, воспитательной  и индивидуальной работы.

        К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых занятий, итоговые занятия,  праздники творчества, совместное участие в исследовательских работах. Родители помогают в наглядном  оформлении  занятия, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. В объединении «Английский язык» стали традиционными такие открытые занятия по разделам учебно-тематического плана программы «Englishland», такие как:

- Halloween», «Рождество в Англии»,  «Мои игрушки»;  

а также вводные  и итоговые занятия с участием родителей:

-   «День святого Валентина»,  «В гостях у Робби»,  «Englishland – волшебная страна»,  «В стране чудес».

      Самыми востребованными методам взаимодействия детей, педагогов и родителей являются формы воспитательной работы и  совместное проведение досуга.

К ним  относятся проведение совместных праздников, конкурсно-познавательных и театрализованных  программ. А главными формами взаимодействия  педагога с семьёй являются родительские собрания. У нас проводятся родительские собраний 2 раза в год.

Первое, очень важное, ознакомительное – вводное. На нём мы проводим работу сразу в нескольких направлениях:

- рассказываем о деятельности  ЦДТ в целом;

- рассказываем о режиме работы, целях и задачах  нашей комплексной группы (выступает каждый педагог по своему направлению- ИЗО, английский, театральные игры);

- обращаем внимание родителей на  безопасность их детей в стенах ЦДТ;

- собираем  документацию  (договор, заявление, личная карточка, согласие на обработку персональных данных, справка о состоянии здоровья ребёнка, ксерокопия свидетельства рождения).

(Мы в своих беседах с родителями настраиваем их на то, что наши занятия – это, в первую очередь, труд и требуют от них большой ответственности. Информируем родителей о том, что у нас не принято  без уважительной причины  пропускать занятия,  необходимо заранее звонить и сообщать об отсутствии ребёнка в группе. Также говорим об Уставе ЦДТ, о правах и обязанностях, которые им необходимо знать. Проводим беседы с родителями, в которых убедительно просим учить своих детей культуре поведения в нашем учреждении и уважительному отношению к педагогам. Мы на собрании озвучиваем родителям о задачах нашей комплексной группы, о том, что наши занятия помогают ребёнку адаптироваться в социуме, и нацелены на его подготовку к школе. Стоит отметить, что большинство детей в наших комплексных группах по тем или иным причинам находятся дома и не посещают детский сад. Поэтому группа «Калейдоскоп» – это  единственное место, где  ребёнок учится общаться в коллективе, а родители могут получить знания о воспитании своих детей.)  

        Второе  - итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов ЗУН за прошедший учебный год. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения своих детей,  сравнить (на 2 году обучения)  прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания мы проводим  в различной форме - это  и праздники, и отчётные концерты, и спектакли, и  торжественные собрания с обязательной выставкой  работ обучающихся.

        На итоговых родительских собраниях дети получают поощрительные подарки.   Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

        Для родителей  и обучающихся групп раннего эстетического развития «Калейдоскоп» совместно с культурно-массовым отделом организуем  различные мероприятия («День матери»,  новогодние праздники,  просмотры кукольных спектаклей, итоговые занятия).

        Дети заранее готовятся и учат для своих мам стихи, песни и сценки. Приятно отметить особую заинтересованность родителей в подобных мероприятиях. Родители оказывают нам всяческую помощь в подготовке (делают костюмы, если необходимо, дома совместно с детьми учат стихи и тексты ролей).

       Мы печатаем и раздаём родителям на каждое подобное мероприятия Приглашения. Убеждаем их в необходимости быть на празднике и  нам приятно видеть, что на праздник «День мамы» приходят не только мамы, но и папы, дедушки. Аудитории всегда наполнены и свободных мест, как правило, не бывает.    На празднике «День мамы»  всегда  выступают творческие коллективы ЦДТ (вокальные и хореографические студии). В заключение мероприятия по нашей традиции дети дарят мамам  подарки, которые делают обучающихся различных объединений ЦДТ, что очень приятно как для ребёнка, так и для его родителя. И благодаря этому, родители уже  имеют представление о том, какие в нашем учреждении существуют объединения, и о роде  их деятельности.

      Подобного рода мероприятия являются важным шагом вовлечения родителей в совместную воспитательную деятельность.

      Нам, педагогам, важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать поздравления с праздником; творческие работы, тематика которых связана с рассказом о своих близких, историей семьи; творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям. В объединении «Английский язык» популярны среди детей и родителей такие воспитательные мероприятия, как:

-  «Народные праздники» (конкурсно-развлекательная программа);

-  «Россия- Родина моя» (конкурсно-познавательная  программа);

- «Рождественские встречи» (познавательно-развлекательная программа);

 - «Мои семейные традиции» (конкурсно-развлекательная программа);

- «День именинника»  (конкурсно-развлекательная программа);

- «Праздник Пасхи» (утренник, посвященный празднику Пасха).

- «Мама, милая моя» (концертно-игровая программа  с участием родителей обучающихся);

- «Поговорим о папах» (конкурсно-познавательная программа, посвященная Дню защитников Отечества);

- «Добро пожаловать в страну английского языка» (открытое родительское собрание).

         Очень важным и, в тоже время, невероятно сложным во взаимоотношениях педагогов и родителей является работа по повышению психолого- педагогических знаний родителей  через  индивидуальные консультации   по  вопросам  совместного решения  воспитательных задач  и разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

Большое место  в работе с родителями отводится составлению разнообразных памяток для родителей (См. (См. Приложение №2  «Советы родителям», Приложение № 3 «10 заповедей для родителей», «Детские страхи»).

За годы работы мною накоплен огромный методический материал с разнообразными  анкетами, опросниками, тестами, рекомендациями психологов, памятками для родителей, которые, несомненно, помогают мне в создании  успешного социального партнерства между детьми и их  родителями.  

           Накопив опыт  работы с родителями,  и анализируя совместные мероприятия можно сказать, что совместная деятельность в сотрудничестве и партнерстве требует огромной ответственности и полной самоотдачи всех участников образовательного процесса.

        Мы разработали «Правила эффективного взаимодействия с семьей» (Приложение №5).

            Такое сотрудничество является положительным результатом каждодневного кропотливого труда.  Семья, осознавая свой маленький успех, становится уверенной, благодарной за партнерство. Страх, неуверенность уходят, и мы становимся свидетелями сотворчества, сотрудничества, полного взаимопонимания и взаимоподдержки  детей, родителей и педагогов. Во время любого из наших мероприятий царит атмосфера добра, любви, дружбы и очень бережного отношения друг к другу – то, что так необходимо для творческой деятельности.

            Нас, педагогов Центра и родителей воспитанников, объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. И вне зависимости от выбранных формы работы с родителями, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательно-воспитательного процесса, партнерство на благо ребенка.

И не стоит забывать о том, что мы сами не только педагоги, но и родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...

Презентация «Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов «Центра детского творчества»».

Система работы с родителями в дополнительном образовании на примере МКУДО "Центр детского творчества"...

Социальное партнерство с родителями

Социальное партнерство с родителями в условиях развития современного образования...

«Организация социального партнерства с родителями и включение их в воспитательный процесс»

       Социально-педагогическое партнёрство - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие педагогов и родителей, объединённых  общей цель...

Доклад на тему «Продуктивные методики обучения на уроках изобразительного искусства»

laquo;Продуктивные методики обучения на уроках изобразительного искусства» автор: Дягилева С.А....

Стендовый доклад по теме "Активизация социально-значимой деятельности учащихся и родителей отдельного класса через реализацию проектов"

Стендовый доклад по теме «АКТИВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНОГО КЛАССА через реализацию проектов"  поможет классным руководителям активизир...

Методическая разработка "Программа социального партнерства с родителями"

    Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важ...