Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов
методическая разработка по теме

Букова Татьяна Ивановна

Сущность мониторинга. Методы и приемы отслеживания результата.Обоснование выбора игровых форм в отслеживании образовательных результатов. Методы отслеживания образовательных результатов учащихся 5 – 8 летнего возраста творческого объединения «Игрушечка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_igrovyh_priemov.doc430 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов

Методическая разработка

                                                Букова Татьяна Ивановна

                                                педагог дополнительного образования

                                                Центра детского творчества г.Тутаева

                                                Научный руководитель:

                                                Филиппова Татьяна Вениаминовна

                                                методист и  педагог  дополнительного                                                

                                                образования высшей категории

                                                учитель высшей категории гимназии №1

                                                г.Ярославля

Ярославль

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I ………………………………………………………….............. 5

  1. Сущность мониторинга………………………………………………5
  2.  Возрастные особенности детей …………………………………….9
  3.  Игровая деятельность………………………………………………10

         ГЛАВА II………………………………………………………………….13

2.1 Краткая характеристика образовательной программы

       «Страна Мастерляндия» т.о. «Игрушечка»……………………….13

2.2 Формы проведения и фиксирования мониторинга ……………….15

2.3  Формы представления образовательного результата…………….16

2.4 Результаты использования игровых технологий в

        мониторинге образовательных результатов

        творческого объединения «Игрушечка»………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………22

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….24

Введение

Сегодня приоритетным направлением государственной политики в области образования является обеспечение стабильного функционирования и развития образовательной системы. Законодательные и нормативные документы определяют в качестве главного условия модернизации современного российского образования совершенствование качества образования.

Качество образования зависит от грамотной, логически правильно выстроенной педагогической деятельности. «В социальном круговороте качеств (труда, производства, науки, культуры, общественного интеллекта) качеству образования должна отводиться ведущая роль. Стратегическая цель образовательного процесса – человек, именно во имя успешности ребенка в жизни мы и должны заботиться о высоком качестве образования». (3 с. 4)

Каким образом оценить, увидеть и показать качество образования? Эта проблема по сей день очень актуальна.

На помощь приходит педагогический мониторинг. Он необходим для того, чтобы постоянно отслеживать реальные явления, сравнивать их с желаемыми и корректировать процессы, вызывающие эти явления. Педагогический мониторинг – довольно сложная система со своими целями, задачами, параметрами, критериями, аналитическими выводами. Разобраться, понять и усвоить эту систему, затем разработать и вести мониторинг педагогу просто необходимо. Необходимо, если педагог заинтересован в эффективной и успешной реализации своей образовательной программы.

Четко и грамотно вести мониторинг довольно сложно. Существует множество вопросов по организации мониторинга. Один из них – каким образом, с помощью каких средств и методов отслеживать критерии и параметры? Можно, конечно, ничего не изменяя, применить методы и средства отслеживания образовательных результатов у общего образования. Ведь там этот процесс четко отработан (диктанты, контрольные работы, зачеты, экзамены). Но в дополнительном образовании они не совсем приемлемы.

В настоящее время нет методической литературы, которая бы   в достаточной мере, ясно и четко излагала бы методы и средства отслеживания образовательного результата, зависящие от целей, задач, возраста учащихся и т.д., предназначенные для дополнительного образования. Трудность для педагога заключается в том, чтобы, анализируя публикации, статьи  и другие источники, самому выбрать, а может быть и придумать свои формы отслеживания образовательного результата.

Неразработанность и неизученность до конца этой проблемы, важность для педагога, для успешной реализации программы, для нахождения оптимальных и приоритетных способов отслеживания образовательного результата (безболезненных для детей, удобных для педагога, наглядных для родителей) – все это дало толчок к самостоятельному поиску и исследованию.

Очень интересной темой для разработки являются процесс и способы отслеживания образовательных результатов детей 5-8 летнего возраста.

Необычную авторскую мониторинговую методику разрабатывают педагоги школы творческой ориентации «Дар» ГОУ ЦДЮ г. Ярославля. Целью их мониторинга является отслеживание динамики развития познавательной активности учащихся игровыми средствами.

Знакомясь с опытом работы других педагогов , анализируя имеющуюся литературу по этому вопросу, изучая возрастные особенности учащихся, хочется обосновать приоритетность выбора именно игровых форм, сделать попытку составления игровых технологий из отдельных игр и элементов.

Объектом рассмотрения в моей работе является процесс отслеживания образовательных результатов.

Предметом  - использование игровых форм и приёмов отслеживания с учетом возрастных особенностей учащихся.

Проблемой – эффективность использования игровых форм мониторинга.

Цель методической разработки: определить оптимальные методы отслеживания образовательных результатов учащихся 5 – 8 летнего возраста творческого объединения «Игрушечка».

Задачи:

  • определение сущности и алгоритма мониторинга;
  • определение методов и приёмов отслеживания результатов;
  • определение возрастных особенностей детей;
  • обоснование выбора игровых форм в отслеживании образовательных результатов;
  • проведение апробации игровых технологий в т.о. «Игрушечка».

1.1. Сущность мониторинга

Выражение «педагогический мониторинг» сегодня очень популярно. Его часто можно услышать на устах педагогов. Одни ратуют за него, другие считают его очередным новомодным иностранным словечком, которое можно с успехом заменить на «контроль», «аттестацию», «обратную связь», «рефлексию».

Обратимся к научной трактовке термина «педагогический мониторинг».

Педагогический мониторинг.

  1. Система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

(Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. – СПб., 1992. – с.7).

  1. Непрерывное, систематическое отслеживание состояния и результатов какой-либо деятельности, системы с целью управления их качеством, повышения эффективности.

(Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДО детей (научно-методический аспект). В 2-х ч. Ч. 2 – Я.: Изд. центр «Пионер» ГУЦДЮ, 2000. – с.3).

Анализируя оба определения, можно заметить, что мониторинг, во-первых, представляет собой целостную систему, включающую такие функции, как сбор, хранение, обработка и распространение данных. А, во-вторых, носит непрерывный характер и служит для управления качеством образования. Таким образом, «можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других, близких или похожих, педагогических и психологических процессов:

  • непрерывность (постоянный сбор данных);
  • диагностичность (наличие критериев, по которым можно увидеть искажения задуманных процессов);
  • научность (обоснованность);
  • обратная связь (внесение корректив в отслеживаемый процесс).

Разные авторы выделяют разные подходы к формам мониторинга, но так или иначе все обязательно выделяют 3 формы мониторинга: стартовый (на начало процесса), финишный (по итогам процесса) и экспресс-диагностика, то есть получение оперативных данных по интересуемым критериям.». (22. с. 5)

Мониторинг проводит только тот, кто организует деятельность. Организовать грамотно ведение мониторинга довольно сложно. Педагог должен владеть определенными знаниями: алгоритмом, терминами, методами мониторинга. Ошибкой некоторых педагогов является то, что мониторинг часто сводится хоть и к глубоким, но все же разовым срезовым оценкам образовательных результатов. Чтобы этого не произошло, необходимо выстроить мониторинговую систему.

Рассмотрим этапы организации мониторинга.

I этап – Подготовительный.

  1. Постановка цели и задач (в зависимости от образовательной программы).
  2. Определение объекта и предмета мониторинга.

«Объект –         то, за чем будет организовано слежение.

Предмет –         конкретизированная часть объекта, которая будет

подвергнута анализу и обобщению.» (3 с.5)

  1. Определение параметров, критериев и показателей.

«Параметр –         величина, характеризующая какое-либо свойство,

качество предмета.

Критерий –         измерительно-оценочный признак, отражающий

степень проявления параметра, меры оценки (мерило).

Показатель –         наглядное выражение проявление измерительно-

оценочного признака».

(Словарь русского языка: В 4-х т./АНСССР, Ин-т рус. яз.: Под ред. А.Б.Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1981.).

  1. Выбор инструментария (методы, методики, способы мониторинга). Это:
  • наблюдение;
  • устный опрос (интервьюирование, беседа);
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ;
  • шкалирование.

II этап – Практический (идет сбор информации и ее фиксирование).

III этап – Аналитический.

  1. Обработка и систематизация информации.

Варианты:

  • компьютерная (машинная);
  • безмашинная.

Формы обработки:

  • текстовые, графики, таблицы;
  • творческая книжка учащегося;
  • папка личностного развития ребенка;
  • портфолио (образцы и продукты учебной деятельности детей, информация от учителей, родителей о ребенке, достижения ребенка…);
  • журнал учета;
  • банк индивидуальных творческих достижений детей;
  • карта, таблица, матрица;
  • график (гистограмма, диаграмма).
  1. Анализ данных должен четко соответствовать целям и задачам.
  2. Вывод и разработка рекомендаций.
  3. Распространение информации.

Формы распространения информации: устные, письменные (наглядные), графические.

Необходимо определится, для кого эта информация:

- только для педагога;

- только для ребенка;

- только для родителя;

5. Вернуться к подготовительному этапу и провести, если надо, корректировку критериев, параметров и т.д.

Мониторинг не является самоцелью, он направлен на совершенствование деятельности, на практический результат.

Одним из важных этапов мониторинга является сбор информации, её фиксирование, выявление и отслеживание результатов.

Отслеживание результатов – это видение того, насколько идёт продвижение к целям, повременной контроль за деятельностью в достижении целей, процесс систематического снятия показателей.

Процесс выявления образовательных результатов в общем образовании отработан достаточно четко. В дополнительном же образовании детей этот вопрос остаётся открытым. В силу многих факторов (индивидуального характера образовательных программ, материальных возможностей, возраста и возрастных особенностей воспитанников и др.), каждому педагогу необходимо разработать свой пакет диагностических методик. Специалисты предлагают педагогам УДО множество различных способов отслеживания образовательных результатов. Но четкой и конкретной методики для учреждений дополнительного образования не существует. Ясно одно, что в силу специфической деятельности дополнительного образования педагог должен творчески подойти к их выбору.

Интересную схему (матрицу) диагностики и фиксирования образовательных результатов предлагают Кленова Н.В. и Буйлова Л.Н.; (18 с.17-25). Много полезного можно подчеркнуть, изучая работы Большаковой Е.Ю. и Сулеймановой С.С. (6), Вершинина В.Н. (7 с.41-49), Акентьевой Л.Р., Кисиной Т.С. (16 с.27-30), Золоторевой А.В. (14), Небахаревой Э.В. (23 с.14-23) и других авторов. Большой интерес вызывает знакомство с опытом работы педагогов ГУЦДЮ г.Ярославля Кожохиной С.К. (3 с.16-27), Румянцевой Н.В. (3 с.28-31), Чириковой Е.А. (3 с.34-36), Бобровницкой В.Ю. (3 с.14-16), педагога ЦДЮ г.Рыбинска Левашовой Е.В. (16 с.29)

Авторы различных источников предлагают конкретные методики отслеживания образовательных результатов. Анализируя литературу, можно выявить универсальные способы отслеживания:

«1. Наблюдение – метод психолого-педагогического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств. Суть его – в преднамеренном, систематическом восприятии человека с целью изучения  особенностей его поведения и деятельности, отыскания смысла этих проявлений личности, изучения специфических изменений в определенных условиях.

2. Устный опрос (интервьюирование, беседа) – метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему. Интервью – это беседа по заранее сформулированным вопросам, которые задаются в определенной последовательности, чтобы легче было обрабатывать. Свободная беседа позволяет менять последовательность и варьировать содержание вопросов с целью получения более точных развернутых сведений.        

3. Анкетирование – метод получения информации, касающейся объективных фактов, знаний, умений, оценок, поведения, с помощью составленных в соответствии с определенными правилами вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.

4. Тестирование (от англ. test – проба, испытание, исследование) – метод диагностики, использующий стандартизированные задания (вопросы и задачи), имеющий определенную шкалу значений.

5. Анализ – (от греч. analysis – разложение, расчленение) – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Анализ существует в двух формах: практического действия и мыслительной операции.

6. Шкалирование (от англ. scaling – определение масштаба, единицы измерения) представляет собой диагностический метод измерения, с помощью которого реальные качественные психические явления получают свое числовое выражение в форме количественных оценок.» (3 с.24-41).

Широкий спектр различных методов и методик предоставляет педагогу право выбора из них самых для него значимых, эффективных и интересных. Одним из существенных факторов выбора тех или иных методик является возраст воспитанников и его особенности.

1.2. Возрастные особенности детей

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, то есть возрастные особенности. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.

Дети 5-6 летнего возраста активно  растут. У них хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Но мелкие мышцы, особенно кистей рук, развиты все еще  слабо. У детей  совершенствуются основные нервные процессы – возбуждения и, особенно, торможения. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции. Дети начинают чаще воздерживаться от нежелательных действий. Но, в целом, способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно.

У 5-6 летних детей внимание и память носят непроизвольный  характер. Они концентрируют внимание и лучше запоминают то, что интересно и увлекательно, что дает лучшее впечатление. Дети этого возраста эмоциональны  и чувствительны.

Мышление пяти-шестилетних  наглядно-образное. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще не типична, не характерна. У детей старшего дошкольного возраста быстрая утомляемость. Они не могут долго сидеть на одном месте, заниматься одной и той же работой. У них слабая выносливость.

Этому возрасту характерна подражательность взрослым в поступках, во внешнем виде, в речи, а также завышенная самооценка.

Дети 7-8 лет переживают период  второго округления: у них заметно увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, но процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани  детского организма находятся в состоянии роста.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения  и торможения: процесс торможения становится более сильным, по-прежнему преобладает процесс возбуждения,  и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств. Увеличивается чувствительность  к цвету, улучшаются суставно-мускульные  ощущения  и зрительные.

Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему.

Мышление у детей развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» - говорил К.Д Ушинский. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. У детей этого возраста довольно большой  словарный запас.

Память – наглядно-образная. По мере взросления возрастает роль словесно-логического, смыслового запоминания.

У 7-8 летних детей высокая внушаемость, податливость, доверчивость, склонность к подражанию.

Самооценка равна оценке взрослых.

В этом возрасте своеобразно сочетаются две ведущие деятельности – игровая и учебная.

Анализируя возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников, можно заметить, что эти дети глубже воспринимают, лучше запоминают, с увлечением делают лишь то, что вызывает у них настоящий интерес. «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями… Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». (10 с.84)

1.3. Игровая деятельность

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости, детей этого возраста легко вовлечь в игровую деятельность. «Стремление младшего школьника к яркому необычному желанию познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовлетворение игре…». (8 с.45)

Игра для детей всегда интересна, к ней они тянутся сами. «Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом…Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо  большего, чем воздают ей люди сегодня за те колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».(31 с.4)

Игры для детей – это самая свободная, естественная форма проявления их деятельности. В ней изучается и осознается окружающий мир, открывается широкий простор для выявления личного творчества, личной активности.

Важнейшим психологическим секретом игры является то, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии. Но игра - не только забава и развлечение, это еще учение и труд. Значение игры для ребенка невозможно переоценить. Игра охватывает и область разума, и сферу чувств ребенка, укрепляет его физически и морально. Феномен ее заключается в том, что, являясь развлечением и отдыхом, игра может обучать и контролировать, диагностировать и корректировать, воспитывать и развивать.

Немножечко игры, добавленной в серьезное дело, делают его весьма притягательным и интересным.

Игрой как методом обучения пользовались издавна. Педагоги и сегодня используют игровые приемы в учебном процессе. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат.

А можно ли использовать игровые приемы в отслеживании образовательных результатов? Возможно ли создать игровые технологии в мониторинге? Эти вопросы волнуют ученых и практиков, методистов и педагогов. Особенно актуальны они для педагогов, работающих с дошкольниками и младшими школьниками.

Если в учебном процессе используются игровые технологии, состоящие из различных игровых заданий, то непрерывное отслеживание и фиксирование процесса и результата этих заданий, может считаться мониторингом образовательных результатов. К игровым заданиям могут относиться:

  • изготовление  поделок, завуалированное под игру;
  • дидактические игры;
  • викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды и др.

Большой интерес представляют для отслеживания результата дидактические игры. В них выигрывает тот, «кто знает больше, кто отгадает скорее, кто сделает быстрее и точнее, кто напишет и придумает больше. Эти игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать. Вот основной педагогический крючок этих игр». (31 с.14-15) Самое главное, чтобы содержание игр соответствовало уровню подготовленности учащихся.

В мониторинге идет отслеживание как теоретических знаний, так и практических умений. Умения и навыки детей хорошо прослеживаются в момент изготовления ими различных поделок, предназначенных для сказочных персонажей; в момент «оказания помощи» героям практической деятельности (пришить, починить, вырезать, приклеить).

В процессе мониторинга не обойтись без проверочных (срезовых или контрольных) занятий. Они должны быть представлены детям как путешествия, соревнования, практическая помощь какому-либо персонажу и т.д.

Использование игровых приемов при проверке знаний, умений, навыков ребенка помогает безболезненно высветить его пробелы, без назиданий и порицаний указать на его незнания и неумения.

Игры не только помогают контролировать, но и способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.

Наблюдая за ребенком, фиксируя точность и качество выполнения игровых заданий, степень соответствия эталону или новизны поделок, самостоятельность, активность и увлеченность, от занятия к занятию можно отследить динамику роста этого ребенка.

Ребенок в игре естественен. Если ему сказали, что это игра, он и воспримет любую деятельность как игру. Он не будет волноваться и нервничать, пытаться показать себя лучше, бояться «опозориться». Поэтому в игре можно четко отследить его знания, умения, навыки, фантазию, воображение, кругозор, сенсомоторику и другое.

Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов детей старшего дошкольного  и младшего школьного возрастов является одним из самых оптимальных и приоритетных.  

Игровые приемы в мониторинге помогают высветить полную картину обученности ребенка.

  1. Краткая характеристика образовательной программы «Страна Мастерляндия» т.о.«Игрушечка»

Творческое объединение «Игрушечка» дети начинают посещать с пятилетнего возраста. Особых ограничений в приёме детей не существует. Группы формируются по возрастному принципу.

Ребята т.о. «Игрушечка» занимаются по образовательной программе «Страна Мастерляндия».

Ведущая идея программы – творческая ориентация в мире декоративно прикладного искусства, развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование уважительного, доброго отношения к самодельной игрушке.

Целью программы является побуждение ребенка к познанию и творчеству, в процессе создания игрушек из различных материалов.

Задачи:

  • Обучающая: научить и закрепить навыки и умения работать с различными инструментами и материалами.
  • Развивающая: развить мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности.
  • Познавательная: информировать о видах декоративно-прикладного творчества.
  • Эстетическая: учить видеть красоту окружающего мира.
  • Социально-педагогическая: содействовать адаптации детей в новом обществе, приобщить к коллективному труду.
  • Воспитательная: воспитать культуру труда, трудолюбие, аккуратность, доброе, заботливое отношение к близким.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступность;
  • Добровольность;
  • Наглядность
  • «От простого к сложному».

Образовательная программа рассчитана на три года обучения. Программа первого года обучения рассчитана на 72 часа, второго и третьего – на 144 часа. Каждый год обучения – это своеобразная ступень лестницы в мир декоративно – прикладного творчества. На каждой ступени идет знакомство с определенными видами творчества. Если ребенок имеет начальный багаж знаний, умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, он может начать обучение со второй или третьей ступени. Но может случиться  и так,  что представление о некоторых видах декоративно-прикладного творчества будет отсутствовать. Поэтому рекомендуется начинать обучение с первой ступени – первого года.

В процессе обучения педагог дифференцированно подходит к каждому ребенку, учитывая возраст, способности, знания и навыки, имеющиеся у детей, а также половые особенности.

На первом году обучения выбираемые для изготовления игрушки рассчитаны на объем одного занятия, для второго и третьего годов обучения – на объем 2-х и более занятий.

Так как программа рассчитана на дошкольников и младших школьников, занятия проходят в интересной, занимательной игровой форме. Детям нельзя насильно давать знания и умения. Необходимо их увлечь, заворожить, а может и удивить. Ребят должна окружать и сказка, и фантазия, и творчество. Без этого, считает В.А. Сухомлинский, «ребенок – засушенный цветок». Занятие обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части педагог подготавливает ребят к определенной теме. Это происходит при помощи игры, сказки, кукольного спектакля. Используя игровые приемы на занятиях, невозможно не заметить у детей удивление и азарт, любопытство и окрыленность от сознания, что ты такой умный, сообразительный, умелый.

Для определения эффективности программы и успешной её реализации предлагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов деятельности ребенка – педагогический мониторинг. Он включает в себя отслеживание образовательных, социально – педагогических результатов, а также эффективность воспитательных воздействий (см. таблицу).

Педагогический мониторинг

Параметры

Образовательные результаты

Эффективность воспитательных воздействий

Социально – педагогические результаты

Рассмотрим один из параметров мониторинга – образовательный результат.

Образовательные результаты

Критерии

Освоение детьми содержания образования

Детские практические и творческие достижения

Умения и навыки

Знания

Активность и интерес к деятельности

Познавательные способности

Творческие достижения

Критериями образовательного результата являются:

  1. умения и навыки;
  2. знания;
  3. активность и интерес к деятельности;
  4. познавательные способности (внимание, воображение, сенсомоторика, логика);
  5. творческие достижения (выставки, конкурсы).

При ведении мониторинга применяются различные способы отслеживания: диагностика, наблюдение, изучение и анализ продуктов детского творчества, анкетирование родителей.

На занятиях используются игровые технологии. Игровые приемы в образовательном процессе можно эффективно использовать не только в обучении, но и в отслеживании образовательных результатов

Рассмотрим, каким образом идет процесс отслеживания и фиксирование образовательных результатов в творческом объединении «Игрушечка».

  1. Формы проведения и фиксирования мониторинга

Дети  вместе с педагогом в течение трех лет путешествуют по стране Мастерляндия. На первом занятии  каждого года обучения проводится первичный мониторинг в виде игры «Собираемся в дорогу». На этом занятии педагог диагностирует у учащихся  имеющиеся знания, умения и навыки, внимание, воображение, сенсомоторику. Результаты первичной диагностики вносятся в специальные таблицы, индивидуальные для каждого учащегося. (Приложение 1).

После прохождения каждого тематического блока проходит занятие, позволяющее проконтролировать у учащихся полученные знания, умения, навыки (промежуточный мониторинг). Эти занятия проходят в игровой форме. На них ребята помогают сказочным персонажам, дают  им советы, обучают их, находят выход  из «сложной» ситуации, участвуют в викторинах, соревнуются, путешествуют. (Приложение 2).

Игровые задания, выполняемые детьми, помогают определить не только знания, умения и навыки по пройденному материалу, но и познавательные способности: воображение и фантазию, внимание и сосредоточенность, восприятие и ощущения, мелкую моторику. Все результаты заданий  вносятся в таблицу.

Каждое игровое задание выполняет как  контролирующую, так и развивающую функции.

Игровые задания, используемые в т.о. «Игрушечка», способствуют развитию:

  • фантазии (выложить из семян жителей планеты БАМ-С, сложить необычный цветок для Мальвины, слепить брошку, выложить узор из нитей, дорисовать эскиз игрушки, сложить из коробочек космический корабль, дорисовать закорючку);
  • внимания (найти на картине опавшие листья, инструменты для рукоделия, найти дорогу к подруге, собрать развалившуюся карту, игра «Путаница»);
  • мелкой моторики (помочь Золушке разобрать семена, перемотать нити с клубка на основу,  собрать бусы);
  • осязания (вынуть на ощупь из «волшебного ящика» заданные предметы, определить на ощупь игрушку, виды материалов и др.);
  • логического мышления (сложить карточки попарно, вычеркнуть лишний предмет, классифицировать предметы по признаку и др.).

На последнем занятии каждого года обучения проходит игра «Лото игрушечного мастера» (Приложение 2), которая рассматривается как итоговый контроль. На этом же занятии учащиеся вырезают фигурки из «пропуска» по всем тематическим блокам и наклеивают их на вагончики (см. пункт 2.3.).

В отслеживании образовательных результатов принимают участие и родители. Они помогают прояснить картину отношения ребенка к занятиям, проследить динамику его развития. В работе с родителями используют метод анкетирования. В начале и в конце года родители заполняют анкеты, из которых педагог может извлечь необходимую ему информацию (цель посещения объединения, настрой ребенка на образовательную деятельность, самостоятельность ребенка и др.).

  1. Формы представления образовательного результата

Для представления результата мониторинга используем цветопись (Приложение 1). Таблица составлена таким образом, что в ней видна динамика роста воспитанника не только в течение года, но и по годам обучения. Идет сравнение ребенка с самим собой.

В начале каждого тематического блока ребенку выдается «пропуск» в соответствующую область страны Мастерляндия (королевство иголочки, лесное царство, ниточное государство и др.). На этом «пропуске» изображены все изделия, которые ребенку предстоит сделать в этой области (природный материал, бумага, мягкая игрушка и др.), для I и II годов обучения. Дети III года обучения обводят игрушки по выбору. По мере изготовления этих игрушек ребенок закрашивает их определенным цветом.

Цвет соответствует оцениванию процесса и конечного результата.

                    

                - сделано четко, аккуратно, самостоятельно;  

                

                - сделано с изъяном, но самостоятельно;

          

                - сделано неряшливо, но самостоятельно или сделано хорошо, но                с помощью педагога;

- работа незакончена или закончена, но все операции выполнены только с помощью педагога.

На первых порах педагог рисует личико и сам называет цвет, которым нужно закрасить изображение игрушки. В дальнейшем педагог рисует только личико, а цвет дети определяют сами.

Путешествие по Мастерляндии осуществляется на поезде. Машинист паровоза – педагог, везущий детей по стране. Ребята едут в вагонах. После контрольного занятия каждому ребенку выдается вагончик, на него ребенок наклеивает раскрашенные и вырезанные из пропуска игрушки. Дополнительный вагончик можно получить, если:

  • активно работать на занятиях;
  •  участвовать в выставках и конкурсах;
  • самостоятельно изготавливать дома игрушки по пройденным темам;
  • предоставить дополнительные сведения по пройденным темам и др.

К концу года у ребенка выстраивается целый состав из вагонов, символизирующий багаж знаний, умений и навыков, который был получен в путешествии по стране. По цвету игрушек, по количеству вагонов ребенок может сам оценить свою работу и творческую деятельность в течение учебного года.

Предложенная форма ведения мониторинга является непрерывной и постоянной. Она не сводится, хоть к частым и глубоким, но все же разовым, срезовым, контрольным мероприятиям. Происходит отслеживание и процесса, и продуктов деятельности детей для I года обучения на каждом, для II и III годов обучения (так как игрушка может изготавливаться за 2 и более занятий) почти на каждом занятии.

Позволяя ребенку следить за результатами учебной деятельности, создается ситуация, когда учащийся видит, насколько хорошо была выполнена работа и надо ли постараться, чтобы она была выполнена ещё лучше.

Благодаря использованию цвета в процедуре оценивания, улучшается визуализация результатов. Это облегчает восприятие своих результатов учащимися и способствует мотивированию его на дальнейшую учебную деятельность.

Отслеживая результаты учебной деятельности, родители могут извлечь полезную информацию об умениях и склонностях своего ребенка. Поскольку занятия разделены по тематическим блокам (природный материал, лепка, шитьё и т.д.), родители видят по цветовой гамме, в каком «вагончике» или в каком разделе занятий их ребёнок проявил лучшие результаты.

Предлагаемая форма представления результатов позволяет отследить результаты учебной деятельности и ребенку, и родителям, и педагогу.

  1. Результаты использования игровых технологий в мониторинге образовательных результатов т.о. «Игрушечка»

Чтобы отследить приоритетность игровых приемов и форм перед другими методами для детей 5-8-летнего возраста т.о. «Игрушечка», нужно решить такие задачи:

  • изучить у детей уровень тревожности перед контролем ЗУН (как составляющим мониторинга) и предпочтением контроля в игровой форме;
  • изучить у родителей уровень тревожности их детей перед контролем, проверкой;
  • отследить поведение детей на игровых контрольных занятиях (в процессе одного занятия и в учебном процессе в целом);
  • изучить оценку родителей отношения детей к игровым контрольным занятиям.

Так как отграничить тревожность детей перед проверкой знаний, умений и навыков от общей тревожности методом невербальных тестов очень сложно, психологам для решения этой задачи, было предложено провести устный опрос детей в виде беседы (Приложение 3).

По данным опроса было выявлено, что 95% детей предпочитают контроль в игровой форме, остальные 5% не придают этому никакого значения.

Для родителей был использован метод анкетирования (Приложение 4). По полученным анкетным данным было отмечено, что 62% детей испытывают тревожность перед проверками (цепенеют или, наоборот, испытывают чрезмерное возбуждение).

В течение года несколько раз были проведены наблюдения за реакцией детей к словам «проверка», «игра». В первом случае после произнесения слова «проверка», у детей наблюдалась различная реакция: затишье, небольшой ропот, волнение, безразличие. В случае произнесения слов «игра, путешествие, соревнование, викторина» реакция детей была однозначна – радость.

Наблюдая за детьми во время занятия, невозможно было не заметить повышенную активность и заинтересованность детей как к результатам игры, так и ее процессу. Почти все ребята выполняли игровые задания с большим энтузиазмом.

Наблюдая за детьми во время решения игровых заданий, можно отметить у них раскрепощенность в поведении, уверенность в своих действиях, смелость в ответах и предположениях, стремление во что бы то ни стало добиться цели, конечного результата.

В конце учебного года дети, не проявившие особенной заинтересованности и активности на занятиях, с завистью смотрели на огромные составы своих товарищей, ярких и красивых пассажиров этих вагонов. И собирались в следующим году приложить все усилия для получения дополнительных вагонов и ярких пассажиров.

На контрольных занятиях игровые задания подобраны таким образом, что выполняют несколько функций: контроль, развитие, развлечение. Поэтому решение игровых заданий позволяет зафиксировать не только знания, умения и навыки, но и познавательные способности (внимание, воображение, логическое мышление, сенсомоторику), активность и заинтересованность.

На собраниях, во время индивидуальных бесед у родителей было выявлено их отношение и отношение их детей к проверочным игровым занятиям. Родители приглашаются не только на все контрольные занятия по тематическим блокам, но и часто являются их участниками (сказочными персонажами в играх, путешествиях, сказках). Родители отмечают большой интерес детей к этим занятиям, и неосознание главной цели этих занятий – проверки знаний, умений и навыков, познавательных способностей. Дома дети делились своими впечатлениями с друзьями и домочадцами. Некоторые из детей даже дома просили родителей найти или составить им такие же игры.

Анализируя поведения детей на занятиях, результаты игровых заданий, отзывы родителей, можно понять, что применение игровых технологий в мониторинге довольно эффективно. Эффективно вдвойне, если отслеживание образовательных результатов проводится у детей 5-8-летнего возраста.

Заключение

Целью методической разработки является определение оптимальных методов отслеживания образовательных результатов детей 5-8-летнего возраста в системе педагогического мониторинга. Для достижения этой цели были предприняты такие шаги:

  1. Определена сущность мониторинга, рассмотрены его основные этапы (подготовительный, практический, аналитический), выявлены универсальные способы отслеживания результатов.

  1. Определены возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в целях выявления приоритетного вида деятельности этих возрастов – игры.

  1. Выявлены возможность применения игровой деятельности в учебном процессе и условия применения этой деятельности в педагогическом мониторинге, заключающиеся в фиксировании результатов игровых заданий и наблюдении самого игрового процесса.

  1. Дана краткая характеристика образовательной программы т.о. «Игрушечка» для ознакомления с деятельностью детей и атмосферы, создающейся педагогом на занятиях.

  1. Описан личный опыт применения игровых форм в отслеживании, фиксировании и формы представления образовательного результата, как составляющих мониторинговой системы.

  1. Выявлены приоритетность и оптимальность игровых технологий на примере т.о. «Игрушечка». Предложена творческая форма представления образовательных результатов, удобная для педагогов и наглядная для детей и родителей.

Таким образом, применение игровых приемов является самым оптимальным и приоритетным способом отслеживания образовательного результата детей 5-8-летнего возраста.

Предложенные игровые задания не являются обязательными и постоянными. С каждым годом они совершенствуются, развиваются и обогащаются. Разрабатываются различные викторины, соревнования, игры, сказочные и фантастические задания, еще более заманчивые и интересные для ребят. Идет активный поиск новых игровых форм и приемов отслеживания образовательных результатов.

Предлагаемая в данной методической разработке  система  отслеживания результатов может найти широкое практическое применение в дополнительном образовании. Она является универсальной для различных видов деятельности и направлений, а также разных возрастных категорий. Воспользоваться ею может каждый педагог. Ему необходимо, в зависимости от целей, задач, возрастных особенностей и т. д., лишь определить свои параметры и критерии, выбрать или найти игровые задания, более приемлемые и эффективные в своем направлении.

Игровые технологии в мониторинге – это новое направление, требующее дальнейшего развития,  усовершенствования и разработки.

Список литературы

  1. Акентьева Л.Р., Золотарёва А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в дополнительном образовании (методические рекомендации педагогам дополнительного образования). – Я. 1997. – 48 с.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – Новосибирск. 1994.
  3. Байдина И.Л., Буланова Е.В., Гайнуллина С.Г., Косоурихина Л.М., Небахарева Э.В., Никулина Н.С., Ушакова М.В., Хухарева Л.В., Цветкова Т.А., Шалаева Е.Н. Мониторинг образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). – Я.: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2003. – 56 с.
  4. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 244 с.
  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной среды ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. -  68 с.
  6. Большакова Е.Ю., Сулейманова С.С. Итоговое занятие в кружках и детских объединениях внешкольного объединения // Лицом к лицу: сборник статей. – Пермь: Изд. ПОИПКРО, 1997 – с.41 – 49.
  7. Вершинина В.Н. Дискуссия как форма итогового занятия // Методист.             – 2003. - №6 – с. 26 – 28.
  8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  10.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 84 с.
  11.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с. – (Психология: Классические труды).
  12.  Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994. – 160 с.
  13.   Егорова Л., Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников // Народное образование. -  2000. -  с. 198 – 202.
  14.  Золотарёва А.В. О педагогическом контроле в дополнительном образовании // Внешкольник – Я., 1996, №2
  15.  Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно – методический аспект) I ч., II ч.- Я., 2000
  16.  Кисина Т.С., Акентьева Л.Р. Контроль знаний умений и навыков в учебном процессе. // Внешкольник – Я., 1996, №2
  17.  Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. 2004 (12). – с. 17 – 25.
  18.  Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. 2005 (1) – с. 18 – 24.
  19.  Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
  20.  Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб. – метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 116 с.
  21. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  22. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества»). – Я.: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2005. – 58 с.- (Приложение №2 к журналу «Внешкольник - Я»).
  23.  Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в УДО // Внешкольник – Я.: 2 (12) 2001. – с. 14 – 23.
  24. Педагогика в конспектах (методическое пособие)/Под общей редакцией В.Б. Успенского. – Я. 2001. – 96 с.
  25.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  26.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.    
  27.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  28. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 216 с.
  29. Фришман И.И. Выигрывает тот, кто играет! – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. – 106 с.
  30.  Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. – К.: Освiта, 1992. – 220 с.
  31.  Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание. 1968.
  32.  Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993
  33.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.

http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11 -  игровые технологии

Критерии и показатели.

1. Умения и навыки.

 - умеет хорошо и правильно работать инструментами; все операции           делает четко, уверенно, самостоятельно.

 - умеет работать инструментами, операции выполняет неуверенно, но самостоятельно

 - инструментами работает неуверенно, часто ошибается; операции выполняет слабо, часто с помощью педагога.

 - не умеет работать инструментами, операции не выполняет или выполняет только с помощью педагога.

2. Знания по пройденному материалу.

 - имеет широкий кругозор знаний.

 - имеет неполные знания.

 - имеет недостаточные знания.

 - не имеет знаний.

3. Познавательные способности.

 - обладает творческим воображением, устойчивым вниманием, хорошо развитой мелкой моторикой рук, четким воспринимает цвет, форму,  величину.

 - обладает репродуктивным воображением с элементами творчества, не всегда внимателен, недостаточно развита мелкая моторика рук, хорошо воспринимает форму, величину.

 - воображение репродуктивное, слабо развита мелкая моторика рук, не всегда соотносит размер и форму.

 - воображение репродуктивное, слабо развита мелкая моторика рук не знает цвета, не соотносит форму и величину.

4. Активность и интерес к деятельности.

 - проявляет активный интерес, стремится к самостоятельной творческой деятельности.

 - проявляет интерес только на определенные темы или на определенных этапах занятия.

 - неактивен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

 - на занятиях только присутствует.

Творческие достижения.

 - регулярно принимает участия в выставках, конкурсах в масштабе города, округа, области.

 - участвует в выставках и конкурсах учреждения, города, округа.

 - участвует в конкурсах и выставках кружка, учреждения.

 - не участвует в конкурсах и выставках.

Контрольное занятие по теме «Шитая игрушка»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Игрушки из ткани, картона, фурнитуры»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Игрушки из нитей»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Игрушки из папье-маше»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Мягкая игрушка»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Игрушки из природного материала»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие по теме «Игрушки из бумаги»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие

по теме «Игрушки из нетрадиционных материалов»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Контрольное занятие

по теме «Лепные игрушки»

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Вводное занятие I года обучения

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Вводное занятие II года обучения

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

Вводное занятие III года обучения

Ф.И. учащегося

Критерии

Задания

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес

I. Умения и  навыки

II. Знания

III. Познават.  способности

IV. Активность

и интерес


Мониторинг образовательных результатов

Ф.И., возраст

учащегося

   Критерии

Вид

I

Год обучения

II

Год обучения

III

Год обучения

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Первичный

Промежу-точный

I

II

III

Итоговый


Цвет соответствует оцениванию процесса и конечного результата.

                    

                - сделано четко, аккуратно, самостоятельно;

                

                - сделано с изъяном, но самостоятельно;

          

                - сделано неряшливо, но самостоятельно или сделано хорошо, но с помощью педагога;

        -         работа не закончена или закончена, но все операции выполнены только с помощью педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения

  Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...

Применение игровых приемов в мониторинге образовательных результатов

Опыт педагога в отслеживании знаний и умений обучающихся с помощью игровых технологий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Алглритм контрольного занятия и авторские игры....

Презентация в адрес ПДО: Как подготовить материалы по мониторингу образовательных результатов и аттестации учащихся

Цель мониторинга - получение объективной информации о состоянии и динамике уровня и фиксирование динамики развития каждого учащегося и объединения в целом.Критерий – (средство для суждения) - пр...

Применение игровых приемов с помощью сервиса интерактивных упражнений Learnin gApps.org» на разных этапах урока химии.

LearningApps.org - приложение подходит для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении. он позволяет экономить время, ...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...

План-конспект занятия по теме: «Путешествие в страну английского языка посредством применения игровых приемов на занятии» для учащихся первого года обучения

Тема занятия: «Использование приемов игровой технологии на занятиях по     английскому языку».Цель: создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации ...