Положительные и отрицательные числа
методическая разработка (6 класс) на тему

Участники математического кружка 6Б класса проводят урок - соревнование по теме "Положительные и отрицательные числа для учащихся 6 А класса.Дети в интересной игровой форме повторят правила действий с отрицательными и положительными числами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhitelnye_i_otritsatelnye_chisla.docx122.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

  Положительные и отрицательные числа

Спешите! Спешите! Спешите!

Коль в математику влюблен

Иль, может, в ней ты не силен,

Я верю, будешь удивлен

И математикой сражен!!!

Состав команд определяется по результату участия в опросе  (учащимся выдаются билеты, в которых они должны вписать ответы на вопросы):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Возможно ли, что

  1. Модули двух чисел равны, но эти числа не равны между собой?
  2. Модуль первого числа больше модуля второго числа, но первое число меньше второго?
  3. Число больше своего модуля?
  4. а больше – а?
  5. а больше - 2а?
  6. Сумма двух чисел меньше разности этих чисел?

Верно ли, что:

7.Противоположное число всегда меньше самого числа?

8. – а всегда есть отрицательное число?

9. Сумма  двух чисел, отличных от нуля, также отлична от нуля?

10. а = - а, если  а = 0.

( По итогам опроса жюри называет  фамилии учащихся, набравших больше всех баллов  и из этих учащихся  формирует  две команды участников соревнований).

Ведущий: Уважаемые ребята!  Сегодня мы проведем праздник знаний

« Положительные и отрицательные числа». Вы будете решать задачи и участвовать в конкурсах, а по результатам соревнования жюри определит лучшую команду и лучшего участника.

2 ведущий: по итогам опроса для участия в соревнованиях приглашаются следующие ученики (читает список). У меня есть набор геометрических фигур (например, квадраты и треугольники).  Разрешаю каждому из вас выбрать ту, которая нравится больше.

1 ведущий: Итак, у нас появились две команды участников соревнований:

Команда» Квадрат» и  «Треугольник». Прошу команды занять свои места. Мы начинаем игру! Чтобы наши команды больше узнали друг друга и показали умение работать в команде, предлагаем следующее задание.

1 конкурс: Отметьте на карте высоты и глубины, приняв за ноль уровень земли.

Задание  команде «Треугольник»

                                          Задание  команде «Квадрат»

Пока команды выполняют задание, проверим как разгадают следующие загадки наши зрители:

1.У меня в кармане 2 монеты на общую сумму 7 рублей. Что это за монеты?

( 2 руб. и 5 руб.)

2.Вдоль улицы стоят 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, он должен запастись цифрами. Подсчитайте в уме, сколько девяток потребуется мастеру?

( 20 штук)

3.Черепаха Тортилла имеет обыкновение совершать утреннюю  «пробежку» по стадиону: по часовой стрелке она проползает беговую дорожку за 90 минут, а против часовой стрелки – за 1,5 часа. Чем объяснить результат?

Команды за это время выполняют задание и сдают ответы жюри. Жюри проверяет и объявляет результат.

2 конкурс- Художественный.

2 ведущий. Ребята,  меня  беспокоит одна проблема: чтобы раскрасить этого гнома

 ( раскрывает рисунок), надо уметь выполнять действия с отрицательными числами. Поможете?

1 ведущий: Конечно! Наши ученики выучили все правила действий с рациональными числами. Некоторые  могут рассказать об этом в стихах.

1 ученик

При сложении двух чисел

Ты на знаки посмотри!

Если одного названья,

Модули ты их сложи!

И пред суммой непременно

Ты поставь их «общий знак»:

-2 плюс -3, станет с минусом пятак! Вот так:  -2+(-3)=-5

2 ученик

Если разного названья

Победит  «сильнейший знак»,

Разность модулей найди ты,

И все время делай так! Вот так: -2+3 = 1

3 ученик

Вычитание сложеньем

Мы заменим без проблем!

Как из 3 нам вычесть 8,

Это ведь известно всем!

Надо выполнить сложенье

Числа  3 и -8!  Вот так: 3 -8 = 3 + (-8) = -5.

2 ведущий: Тогда приступим. Каждой команде я раздам рисунок с изображением гнома и карточку с заданием. Если вы выполните задания, то и гнома раскрасите.

Найдите значение выражения: (а – в)*(с +d). Данные приведены в таблице:

а

1,5

1,5

4,5

4,5

в

-2

2

-2,5

2,5

с

-1,7

-1,7

-5,2

-5,2

d

0,7

0,7

-2

2

Раскрасьте рисунок по результату:

Результат

-3,5

0,5

-50,4

-6,4

Цвет

Коричневый

Фиолетовый

Желтый

Зеленый

Пусть команды выполняют задание, а наши зрители  ответят на «умные вопросы»:

  1. Каким числом является сумма натуральных чисел? (натуральным)
  2. Каким числом является сумма целых чисел?  (целым)
  3. Может ли сумма целых чисел быть натуральным числом?  (может)
  4. Может ли сумма отрицательных чисел быть натуральным числом? (нет)
  5. Всегда ли разность двух натуральных чисел будет натуральным числом? (не всегда)
  6. Всегда ли разность двух целых чисел будет целым числом? (Всегда)
  7.  Может ли произведение двух отрицательных чисел быть числом отрицательным?   (нет)
  8. Может ли сумма двух целых чисел быть равной одному из слагаемых? (Да)
  9. Может ли сумма двух целых чисел быть равной нулю?  (Да)
  10. Когда произведение двух чисел равно 0?
  11. Когда произведение двух чисел равно одному из множителей?
  12. Сколько отрицательных множителей надо взять, чтобы произведение было положительным? А отрицательным?

Жюри оценивает работу команд, сверяя рисунок гнома.

1 ведущий. Ребята, вы хорошо работали в команде, а сейчас проверим как каждый из вас поможет своей команде победить в эстафете. Я объявляю 3 конкурс.

3 конкурс: Погоня за победой! 

На стол каждой команде кладем равное количество карточек с заданиями. Каждый участник берет карточку, на доске выполняет задание и передает эстафету следующему ученику. Жюри оценивает правильность выполненных заданий и время  прохождения эстафеты.

Задания для команды «Квадрат»

  1. Сравни числа: -2,3 и 2,9                      -2,3 и -2,9;
  2. Найди модуль числа: 5,2 ;      -1;          0;    -3,6.
  3. Выполни сложение:2,3 +(-6) =      ; -2,3 + (-6) =       ;-2,3 +6 =         ;-2,3+ 0 =      ;    0+(-6)=   .
  4. Выполни действия:    2,4 : 8 =   ; -2,4 : (-8) =       ; -2,4 : (-1)=      ;-2,4 :0 =  ;  0: (-2,4)=

Задания для команды «Треугольник»

  1. Сравни числа: -1,5 и 1,7               -1,5 и -1,7.
  2. Найди модуль числа:   3,6;   -9;   0;   -2,5.
  3. Выполни сложение: 4,5 + (-5,2) =   ;        -4,5 +(-5,2)=   ;  5,2+(-4,2)=   ;  0+(-5,2) =  ;  -4,5+0 =   .
  4. Выполни действия:    0,7 *5 =   ; -0,7*5 =   ;   -0,7 * (-5) =    ;  -0,7 * (-1) =    ;  0*(-0)=

Жюри оценивает работу команд.

Задачи для 6а класса: (подборка  задач  участников  математического кружка)

  1. (Казакова Ира). Объясните, как могло получиться, что 14-1 = 15?
  2. (Бурасова  Зарема). В комнате  стоят стулья и табуретки. У каждого стула по 4 ноги, а у каждой табуретки по 3 ноги. Когда на всех них сидят люди, то в комнате 39 ног. Сколько стульев и табуреток в комнате?
  3. ( Перелыгина Юля).Задачи на смекалку.
  4. ( Поляков Артем). Соедините точки не отрывая карандаша от листа бумаги так, чтобы получился воздушный змей в квадрате.( Рисунок прилагается).
  5. (  Курмиева Диана). Разрежьте равносторонний треугольник на 5 подобных между собой треугольников.
  6. Фалько Василиса. Задачи на смекалку.

Подводится итог соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неравенства. Положительные и отрицательные числа.

Первые уроки по алгебре в 8 классе....

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Положительные и отрицательные числа"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Положительные и отрицательные числа" с применением ИКТ...

Проект "Положительные и отрицательные числа"

Данный материал предназначен для учителей, работающих в 6-х классах, и для самих шестиклассников, которым интересны исследования. Задача учителя - научить детей учиться. В ходе исследования дети прове...

Тренажер «Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль».

Тренажер поможет учителям провести урок , работая индивидуально со слабыми учащимися, но не забывая о сильных - они могут работать по нему самостоятельно или в группах....

Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...

Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".

Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...