доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС"
статья (5 класс) по теме
Доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС" поможет при переходе на программы ФГОС в средней и старшей школе.При написании доклада использовала материалы презентации Зартинова Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Оценивание проектной деятельности и формы контрольно-оценочных действий учащихся»
Дьяченко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ
« Тучковская СОШ№3»
декабрь 2014 года
В первую очередь следует выделить следующие формы контрольно-оценочных действий учащихся:
-Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов)
- Использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки
- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - познавательных и учебно-практических задач
- Оценка динамики образовательных достижений учащихся
- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования
- Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся неперсонифицированных процедур в целях оценкисостояния и тенденций развития системы образования
-Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению данных
-Использование накопительной системы оценивания, характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений
-Использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д
Всем известны такие понятия как
Контроль- проверка с целью получения информации о результатах деятельности
Оценка- установление соответствия полученных
результатов с планируемым
Отметка- условное выражение оценки
Принципы:
- естественность процесса оценки
-приоритет самооценки;
- критериальность;
- личностная направленность;
- систематичность оценивания
Виды оценивания
- стартовая диагностика,
- текущее оценивание,
- итоговое оценивание
Стартовая диагностика
Проводится в 5-9 классах для определения
уровня остаточных знаний,
сформированных УУД,
организации коррекционной работы в зоне
«актуального развития».
Стартовая диагностика
Контрольные работы по предметам;
Диагностика сформированности УУД
Текущее оценивание
Включает в себя:
-процесс самооценивания учащимися своих достижений,
осуществляемый постоянно и систематически
-процесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюдений за
деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности выполнения
стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ
выполнения нестандартизированных работ- проекта ,творческих,
практических работ и т.д.
Самооценка- Виды контроля:
Ретроспективная - самооценка ученика предшествует
учительской оценке.
Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются
знания о собственном знании и не знании, о собственных
возможностях и ограничениях – являются две способности:
способность видеть себя со стороны, не считать свою точку
зрения единственно возможной; способность анализировать
собственные действия
Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции
«Справлюсь ли я с решением?»
Варианты самооценки письменных
работ (ретроспективная оценка):
- оценка учеником уже выполненной, но не
проверенной учителем работы;
- оценка учеником уже проверенной, но не
оцененной учителем работы;
«Оценочные суждения»
- справился отлично, не допустил не одной ошибки,
изложил логично, полно, привлек дополнительный
материал;
- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос,
самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения,
видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки,
не успел их исправить, в следующий раз надо поискать
еще более удобный способ решения и т.д.;
- выполнил наиболее важные требования, знает основу,
понимает суть, однако не все учел, переставил местами
логические звенья и т.д.;
-выполнил все эти требования, осталось поработать вот
над этим…. Вместе посмотрим вот это….
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее
целесообразно применять для оценивания сформированности и
индивидуального прогресса в развитии:
навыков учения:
- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).
- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).
- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).
- Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать
уникальные черты).
- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).
- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов,
условий).
социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
-способность уважать других;
-умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
- способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
коммуникативных навыков:
- слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации);
- письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести
дневник).
Выступают обучающим средством
Проектирование
Оценка процесса выполнения-
Оценка учителем результатов, полученных в ходе выполнения стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических
работ на протяжении всего периода обучения
Планирование результата
учитель должен уметь:
- формулировать дидактическую цель (проект будущего желаемого результата) урока;
- формулировать задачи, направленные на достижение всех групп результатов,поставленной цели;
- определить базовый и повышенный уровни овладения новым способом действия;
- формулировать результаты урока в соответствии с задачами;
-подбирать задания для итоговых и срезовых
работ…
Все проверочные (любые классные) работы
имеют следующие этапы проведения:
- рассказ учителя о внешних критериях оценки(эталонах),
- выработка критериев,
- выполнение самой работы,
-оценка учащимися своей работы по заданным
критериям,
-проверка учителем и его оценка по тем же
критериям работ учащихся,
- соотнесение оценки учителя и оценки
учащихся,
- обнаружение расхождений в оценке.
Годовые проверочные работы
-Целью годовых проверочных работ по предметам
является оценка способности учащихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические
задачи средствами данного предмета.
- Также оценивается сформированность УУД на
межпредметной основе:
Нестандартизированные виды оценивания
•Проекты
•Практические работы
•Творческие работы
•Исследовательские работы
•Портфолио
•Самооценка
•Самоанализ и т.д.
Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов:
Работа в группах над проектами
1. Познавательный «Что мы знаем о Земле»: Работа с источниками.
Обработка текстов.
Результат: Плакат или презентация, содержащие Текст и рисунки
Загадки и пословицы, математические задачи и др.
2. Исследовательский «Как мы проводим свободное время».
Подготовка и проведение опроса. Обработка данных.
Результат: Плакат или презентация, содержащие заданные вопросы,
форму для фиксации ответов, собранные данные, диаграмму с ответами,
выводы
3. Конструкторский «Макет детской площадки в школьном дворе».
Работа с пластилином, ЛЕГО или рисунок
Результат: Натуральный макет + фотоснимок+объяснения в виде текста
или презентации
4. Социальный «Помоги будущему первокласснику»
Подготовка плана помощи
Результат: Текст или презентация с планом
Итоговое оценивание
Итоговая оценка формируемся на основе:
-Результатов внутришкольного мониторинга
образовательных достижений во всем предметам
- Оценок за выполнение итоговых работ по всем
учебным предметам, не выносимым на ГИА
- Оценки за выполнение и защиту индивидуального
проекта
- Оценок за работы, выносимые на государственную
итоговую аттестацию (ГИА)
Проектирование
Учебный проект выполняется обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)
Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Критерии оценки проектной работы
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку
информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...
Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)
Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...
Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Презентация к докладу "Современный урок в условиях реализации ФГОС"
В данной презентации представлена структура современного урока в условиях реализации ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта), основные требования ,методы и формы его провед...
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...