Технологии организации коллективного взаимодействия обучающихся
методическая разработка на тему

Крицкая Ольга Вячеславовна

Методические рекомендации для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Технологии

организации коллективного взаимодействия обучающихся

Подготовил: методист Крицкая О.В.

2017г.

Технологии организации коллективного взаимодействия обучающихся

Преимущества коллективного взаимодействия:

  1. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
  2. Формируется мотивация учения и обучения.
  3. Научить можно каждого, кто ходит на занятия, причем соблюдается дифференцированный подход.
  4. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета педагога и внимания всего коллектива.
  5. Воспитывается взаимоуважение.
  6. Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
  7. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  8. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
  9. Реализуется принцип деятельности.
  10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
  11. Обучающиеся усваивают больший объем материала.
  12. Обеспечивается единство воспитания и обучения.
  13. Между ребенком  и педагогом устанавливаются доверительные отношения.

При организации коллективного взаимодействия обучающихся педагогу необходимо учитывать:

  • Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать.
  • Научить детей как сесть, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.
  • Обязателен разбор ошибок совместной работы.
  • Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др.
  • Необходимо учесть, что в коллективе может быть ребенок, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
  • Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.
  • Нужно учесть, что абсолютной тишины на занятии не будет, поэтому нужно придумать определенный сигнал, по которому наступает тишина.

Способы формирования групп.

Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы.

  • Группа по желанию. Участники сами формируют состав своей группы, но результат такой работы трудно прогнозировать. . В таких группах нет психологической несовместимости, лучше контакт, но разная сила групп и наполняемость.
  • Случайная группа. Участники объединяются только для данной работы. Несовместимость таких групп может привести к конфликту и сделать работу практически невозможной. Формирование по цвету, числам и т.д.
  • Группа сформированная лидером. Состав группы однородный, т.к. лидер выбирает тех участников, кто способен достичь определенного результата.
  • Нестандартные способы формирования групп:
  • По знакам Зодиака. Необычное решение, обычно впечатляющее детей. Открытым остается вопрос о силе групп, о количестве участников группового взаимодействия.
  • По решению педагога. При таком формировании лучше опираться на данные социометрии. Педагог выделяет четыре типа обучающихся относительно данной темы:
    Н – не достигшие минимального уровня.
    М – достигшие минимального уровня.
    О – достигшие общего уровня.
    П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.
    Формируем группы однородные типа МОП (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят дети типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение обучающихся Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и детям высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.
  • С учетом  темперамента детей. Например, если объединить сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая; холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции, дисциплины может и не быть; меланхолик + меланхолик – стимулирования не будет, усидчивы, но нет взаимопонимания; флегматик + флегматик, будет заторможенность. С точки зрения психологии лучшие совмещения: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.
  • Можно дать такие указания: объединитесь в группы по два (три, четыре….) человека

- примерно такого же роста, как вы;

- с таким же как у вас количеством букв в имени;

- носит одежду такого же цвета, как вы и т.д.

Составляющие коллективного взаимодействия обучающихся

на занятии (этапы).

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

Примерное ролевое распределение в группе.

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

Способы организации коллективного взаимодействия обучающихся.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах:

  1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
  2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
  4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.
  5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».
  6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Формы коллективного взаимодействия обучающихся.

  • Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
  • Групповая дискуссия. Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
  • Ролевая  (деловая) игра.  Участниками выдвигается проблема по заданной теме, проблема в свою очередь разбивается на подпроблемы. Группа ищет пути решения проблемы через поэтапное решение   подпроблем.

Распределение учебного пространства при организации коллективного взаимодействия обучающихся.

http://festival.1september.ru/articles/537182/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на IV Международной научно-практической конференции "Совре менный ребенок в мире искусства."Санкт-Петербург, (1-2 ноября, 2011)....

09.04 доклад на тему"Методы , приёмы и технологии организации образовательной деятельности обучающихся"

Методы , приёмы и технологии  организации образовательной деятельности обучающихся...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

Организация группового взаимодействия обучающихся на уроке физической культуры

Взаимодействие на уроке- сотрудничество учителя и ученика. Данная статья будет актуальна для учителей и родителей....

Использование технологии коллективного взаимодействия в работе творческой мастерской «Веселый портняжка» как способ развития творческих и коммуникативных компетенций обучающихся

Моя многолетняя педагогическая практика показала, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становятся все более востребованным в современных российских реалиях. Они позволяют максимал...