Методическая разработка
учебно-методический материал на тему
Современную педагогику все больше занимают как вопросы формирования людей, жизнь которых обогатиться великим даром- умением слушать музыку, так и проблема психологического раскрепощения музыкантов в ансамбле, раскрытие их артистических способностей, развитие ансамблевых качеств, умение слушать и реагировать на действия партнеров во время исполнения произведений и воспитания грамотного слушателя...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_tarasova_s.m_pra2017.docx | 50.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Работа с ансамблем флейтистов»
Автор:
Тарасова Светлана Михайловна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД (Ю)Т
Московского района СПб
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
Ансамбль – наиболее распространённый и доступный способ совместного музицирования. На примере нашего Дворца творчества Московского района могу сказать, что практически все педагоги: «духовики», «народники» и пианисты - приверженцы ансамблевой игры. У каждого есть детский коллектив со своей музыкальной историей и интересным репертуаром. Минимум четыре раза в учебном году ансамбли выступают в музыкальных гостиных, которые проходят во Дворце, а также в Городских районных конкурсах.
Система дополнительного образования охватывает большое количество детей с разным уровнем способностей, музыкальных данных, различной степенью заинтересованности к обучению. Исходя из этого, а так же из условий современной жизни – ограниченное количество времени, загруженность в общеобразовательной школе, следует сделать вывод, что весь образовательный процесс в рамках данной системы должен быть направлен на пробуждение творческой активности ребёнка; быть увлекательным, интересным, возбуждающим его фантазию и воображение. Современную педагогику все больше занимают как вопросы формирования людей, жизнь которых обогатится великим даром - умением слушать и понимать музыку, так и проблемы психологического раскрепощения музыкантов в ансамбле, раскрытие их артистических способностей, развитие ансамблевых качеств, умение слушать и реагировать на действия партнёров во время исполнения произведения и воспитания грамотного слушателя.
Все мы сетуем на снижение интереса у детей к обучению и, как следствие, падение интереса к овладению инструментом. Для привлечения современного ребёнка к обучению музыкой, главную задачу педагога я вижу в том, чтобы сделать занятия для них более интересными, эффективными и содержательными, ведь каждому преподавателю хочется каждый день на уроках встречать на пороге класса ребёнка с горящими глазами, желающего заниматься.
Ансамбль – вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструмента.
Мне кажется, что чем раньше происходит встреча ребёнка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой. Вовлекая ученика с самых первых занятий в «ансамблевое музицирование», мы, несомненно, видим, что его развитие во владении инструментом, в звуковом и техническом отношении происходит быстрее. Для достижения такого результата с начинающими флейтистами на первых занятиях в ансамбле следует исполнять несложные пьесы с преподавателем. Затем к его обучению привлекаются другие учащиеся, которые владеют инструментом. Исполняя произведения с другими учащимися, начинающий ученик слышит более «чистое» звучание к которому невольно стремится и таким образом улучшает своим навыки игры на флейте.
Учебный процесс ДД(Ю)Т строится на основе общеобразовательной общеразвивающей программы «В музыку с радостью», где подробно прописываются цели и задачи в ансамблевой игре.
Основная цель:
- Развитие творческого потенциала учащихся в процессе современной инструментально-исполнительской деятельности.
- Приобщение учащихся к музыкально-художественной культуре посредствам музицирования.
На уроках ансамбля флейтистов необходимо решать следующие задачи:
- формировать интерес к творческому музицированию в процессе совместной инструментальной подготовки;
- развивать музыкальные способности, слуховые представления, творческую активность;
- воспитывать музыкально-эстетическую культуру, художественный вкус, расширять музыкальный кругозор учащихся инструментально-исполнительского искусства;
- воспитывать чувство ответственности за себя и коллектив.
Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально - исполнительских способностей.
Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический и полифонический; тембровый, динамический. Чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение.
Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, воля. В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих учащихся, вырабатывается уверенность, которая помогает добиться стабильности в исполнении.
Занятия в ансамбле – прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрывать его способности, общаться, дружить, сопереживать, а значит чувствовать.
Если это ансамбль самых юных учащихся, то им легче усваивать длительности, средства выразительности в музыке; приходится быстрее овладевать упражнениями для совместного дыхания, обмениваться взглядами и жестами друг с другом, помогающими каждому ансамблисту почувствовать себя частью единого организма.
Для учащихся старших классов – это неоценимые навыки чтения с листа. Именно на уроках ансамбля у учащихся «не солистов» появляется общая интересная работа над произведением и перспектива концертного выступления.
Выступление в составе ансамбля флейтистов на публике – это возможность пережить успех, почувствовать уверенность в своих силах и способностях.
Таким образом, ансамбль – это предмет с большими потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания детей.
Задача педагога-руководителя ансамбля заключается в том, чтобы эти возможности реализовать самым эффективным способом.
И для этого необходимо:
- заниматься ансамблевым музицированием систематически, начиная с первых шагов обучения ребёнка, что обеспечит полноту и преемственность в приобретении ансамблевых умений и навыков.
- использовать разные виды учебной деятельности: подготовка к концертному выступлению, чтение с листа, эскизное разучивание произведений, беседы, обсуждения жанра, стиля, формы, манеры исполнения разучиваемых произведений. Участвовать в различных творческих мероприятиях, конкурсах, тематических музыкальных вечерах.
- совмещать гибкие, но твёрдые профессиональные установки с предоставлением достаточной свободы действий участникам ансамбля.
Теперь рассмотрим различные формы ансамблевой игры и типы ансамблей, которые могут успешно применяться на практике.
Для работы с начинающими рекомендуются наиболее полезные типы ансамблей:
- «учитель - ученик»
- малые флейтовые ансамбли (всевозможные дуэты, трио, квартеты)
- ансамбли с фортепиано
- массовые ансамбли с другими инструментами, например синтезатор, труба, кларнет
- оркестр
Союз «учитель - ученик» незаменим, когда необходимо «разбудить», «расшевелить» ученика. Вдохновить его, ритмически организовать, помочь выйти на сцену и обрести положительный опыт публичного выступления.
Игра в ансамбле с педагогом, особенно полезна в психологическом отношении, так как способствует установлению доверия между учеником и педагогом, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка. Роль педагога ещё более возрастает, он становится учителем музыки в широком смысле слова.
Для малых ансамблей - дуэтов и трио в сопровождении фортепьяно написан прекрасный классический репертуар:
«Учитель и ученик», М. Советский, изд. «Композитор»,1992г.
«Ансамбли флейтистов», составитель О.С. Чернядьева, изд. «Северный Олень» СПб, 1998г.
Значительное место в репертуаре ансамбля флейтистов занимает музыка ХХ века, произведения И. Стравинского, Шенберга, Джойя Кейджа, С. Райха.
Массовые ансамбли (6-15 и более учеников) обычно представлены младшим и старшим составами. В ансамбли флейтистов мы привлекаем учащихся класса кларнета, трубы и синтезатора. При наличии такого коллектива часто возникает сотрудничество с фортепьянным отделением, приглашаются ученики-пианисты. В нашем ДД(Ю)Т несколько раз проводилась подобная интересная работа. К примеру, исполнялось:
Моцарт «Менуэт»
Дж. Шеринк «Колыбельная»
Ж. Ф. Рамо «Тамбурин»
Чак Рио «Текила» и многое другое
Прекрасно, когда ансамбль складывается надолго или долго сохраняется его костяк. Это коллектив со своей музыкальной историей, со счастливой концертной жизнью, поездками, конкурсами. Можно наблюдать, как укрепляются первоначальные ансамблевые навыки, приобретаются новые. Думаю, что увлечённость ансамблевой игрой помогает учащимся разных возрастов преодолеть трудности в обучении. В моём классе, благодаря ансамблю, своевременно отпал вопрос «уйти или остаться» у многих ребят. Даже после окончания обучения многие ученики остаются в ансамбле ещё на один или два года, возникает дружба между учениками. Этот яркий наглядный опыт доказывает важность совместной деятельности учащимися разных возрастных групп.
Так же в результате работы в ансамбле у учащихся развиваются социально-значимые качества личности -- КОММУНИКАТИВНЫЕ. Игра в ансамбле учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с интересами партнёра. Взаимопонимание и взаимоответственность - это основа успешной жизни во взрослом периоде. Этот опыт необходим каждому как воздух.
Помимо этих качеств в совместной работе формируются и такие качества как целеустремлённость, воля, трудолюбие, дисциплинированность. Сами по себе эти качества не появятся. А вот если создать учебную ситуацию, в которой «один за всех и все за одного», «успех или неудача одного есть успех или неудача всех», то эти качества будут проявляться самым естественным образом. Таким образом, ситуация совместных действий по достижению результата диктует необходимость личностных изменений в пользу общего дела. Очевидно, что создание всех необходимых условий для успешной совместной деятельности всех участников ансамбля, лежит на плечах педагога.
От личности педагога, его профессиональных и человеческих качеств, его культуры, вкуса, накопленного багажа знаний в разных областях, напрямую зависит эффективность обучения ребёнка. Обучение детей музыке - это живое творческое дело, которое лишь тогда может быть плодотворным, когда педагог сам является исполнителем. Педагог, играющий в ансамбле со своими коллегами и знающий все тонкости и сложности этого вида музицирования, сможет наилучшим образом передать свой опыт и знания ученикам.
ОРГАНИЗАЦИЯ АНСАМБЛЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНСАМБЛЕВЫХ ЗАНЯТИЙ, ПОДБОР РЕПЕРТУАРА, ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ.
Методической литературы по организации всего процесса ансамбля всегда было немного, но она есть и представлена очень уважаемыми авторами педагогами Т. Свирской, Г. Турчаниновой и проч.
Репертуар для начинающих ансамблей:
Начальная школа ансамблевой игры на деревянных инструментах
«Учитель и ученик», М. Советский, изд. «Композитор», 1992г.
«Камерные ансамбли 2-5 кл. ДМШ», Юрий Литовко, изд. «Союз художников» СПб, 2007г.
«Блок флейта», тетрадь 1, А. Кискачи «Композитор» СПб, 2007г.
«Школа ансамблевого музицирования для блок флейты» часть 1, 2, 3.
И. Пушечников, изд. «Композитор», 2007г.
Репертуар для старших ансамблей:
Тетрадь №2, 3, А. Кискачи, изд. «Композитор» СПб
Детский камерный ансамбль. Репертуар младших, средних и старших классов ДМШ, Выпуск 1, изд. «Композитор» СПб, гос. № 3307, 2003г.
«Легкие дуэты», изд. «Союз художников», СПб, 2004г.
«Хрестоматия для флейты, 3-4 кл. ДМШ, изд. «Музыка» М., 2000 г.
Педагогический репертуар ДМШ, Ансамбли флейты, составитель О. С. Чернядьева, изд. «Северный Олень» СПб, 1998г.
Тетрадь № 4, Ю. Н. Должиков.
Организация ансамбля как коллектива - очень ответственная работа (забота) для руководителя. А хороший ансамбль предполагает примерно равное интеллектуальное, художественное и техническое развитие его участников, взаимное уважение и дружеские отношения между участниками.
При распределении в ансамбле по голосам советую распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество флейтистов продвинутых и более слабых. На практике я столкнулась ещё с одной дилеммой - вторые и третьи голоса, немелодические и требуют от детей более хорошей памяти, точного ритма. Приходится учитывать это обстоятельство. Также необходимо при распределении учащихся учитывать уровень обучаемости, и психологические особенности ученика.
Один из простейших методов работы с ансамблем, следующие:
- Разыгрывание на основе гаммы, дыхания (динамика, штрихи, ритм);
- Работа по голосам. Передача и принятие звуков, мотивов, образование цепочек звуковых оттенков;
- Сложный ритм, хлопки;
- Попытка играть вместе;
- Повтор репертуара выученного ранее;
- Чтение с листа.
Познакомиться более подробно с новыми методическими разработками можно в опубликованном сборнике «Материалы для музыкального образования» под редакцией Х. Хельмса и Р. Шнайдера (Германия).
«Разыгрывание» в начале занятия очень полезны для учащихся всех возрастов, но особенно для начинающих. Элементарные упражнения в разминке исполняются на дыхании с целыми длительностями. Разрабатываются упражнения для совместного дыхания, обмена взглядами и жестами друг с другом, которые помогут каждому учащемуся почувствовать себя частью единого организма. Их можно распределить по голосам, играть в разных регистрах. Постепенно усложняя, разложить звуки по трезвучию, упражняться разными штрихами.
С первых шагов малышей необходимо приучать к ответственному отношению к паузам. Хороший урок бережного обращения с паузами даёт музыкальная игра «кукушка»: используется интервал терция. Дети «перекукукиваются», выжидая паузу.
В начале занятий с ансамблем необходимо тщательно разработать план работы, а также нужно уметь ставить конкретную задачу и добиваться её решения.
Руководитель ансамбля не должен считать выбранный нотный материал безупречно подготовленным для работы с учениками. Следует не только просмотреть нотный текст, но и «пропустить его через свои руки». Необходимо тщательно проработать штрихи, динамику, аппликатуру во всех партиях. Партитуру надо знать досконально.
Подготовительный период предъявляет свои требования и к педагогу и к ученикам. Малейшие оплошности в подготовительной работе приводят к потере времени на репетициях.
При первом знакомстве необходимо иметь конкретные цели, которые формируются в сознании педагога при подготовке к занятиям. К ним относятся: технические и художественные задачи, выстраивание стержня произведения, разбор формы, стиля, фразировки. Необходимо объяснять ученикам задачи точно, чётко, убедительно, профессионально и, что очень важно, увлечённо. Вся работа над произведением осуществляется поэтапно, по методу разделения сложных задач на несколько более простых.
Порядок работы над новым произведением
- Работа над дыханием, чтение с листа, начало звука. Зрительный просмотр партий, размер, знаки, штрихи, нюансы.
- Знакомство с партиями по голосам, концентрация внимания на знаках, штрихах, дыхании.
- Игра по группам.
- Игра по фразам с передачей реального звучания по жесту преподавателя от одной группы в другую.
- Игра на дыхании по фразам и передача звука по жесту преподавателя от одного к другому.
- Домашнее задание. Внимательно исполнять фразы, «закруглять» «звуковые хвосты». Сложные ритмы – пропевать и прохлопывать, играть со счётом.
При работе над пьесой в ансамбле возникают «стихийные» и методические трудности и ошибки.
Работа с ансамблем – это как работа с хоровым коллективом: также разучивается по отдельности каждая партия, уточняются детали, штрихи, нюансы, дыхание. Дети должны быть посвящены в исполнительскую специфику произведений различных жанров. Танцевальные пьесы (существует богатейший набор старинных и современных танцев) исполняются с движением, основанном на ритмическом колорите данного танца. Эпическая музыка звучит по традиции величественно, широко, напевно, а лирическая -- задушевно. Самое трудное в ансамбле -- это пьесы, написанные в импровизационной форме.
Поиск средств выразительности, степень остроты и веса звука -- это одна из самых важных задач. Музыкальная выразительность имеет общую основу с человеческой речью. Именно поэтому с начинающими рекомендуется использовать подтекстовку музыкального материала: в целом или только отдельных фраз. Если мы говорим с детьми о фразе, то необходимо объяснить им, что в ней есть те же знаки препинания: запятая (мысль незакончена), точка (мысль завершена), восклицательный знак (активный конец фразы), двоеточие (большая цезура с продолжением музыкальной мысли) и т. д. Дети должны слышать в музыке интонации вопроса и ответа.
Все ученики должны с глубоким почтением относиться к авторам исполняемой музыки, не подгонять изучаемые произведения под свои ещё несовершенные исполнительские возможности.
Для развития ритмическог и тембрального слуха необходимо «ввести в обращение» понятные ученику элементарные понятия - «весело - грустно», «бодро-спокойно», «отрывисто-плавно». С начинающими хорошо использовать наглядный словарь эмоций.
Надо добиваться от учащихся воспроизведения разных эмоциональных красок. Динамические и тембровые контрасты делают игру ансамбля более выразительной и сценичной.
На репетициях очень полезно периодически проигрывать выученную пьесу в нюансе piano, чтобы лучше её расслышать. Такая работа помогает выявить мелкие погрешности, которые при полном звучании проглатываются. Особого внимания требуют акценты. Обычно дети этому научены на специальности, но выполняют их по-разному, не синхронно. Качество выполнения акцентов во многом зависит от способа их выполнения.
Один из самых сложных и спорных вопросов в ансамбле - это ШТРИХИ. Дети разных педагогов могут быть по-разному научены штриховой технике, иметь свой индивидуальный штриховой почерк и взгляд на исполнение штриха. Одинаковые и синхронно-точные штрихи являются одним из признаков хорошего ансамбля. Работа над штрихами (особенно отрывистыми) в ансамбле помогает развивать в детях звуковую и штриховую культуру. Учащимся, играющим в ансамбле, совершенно не обязательно знать все тонкости методических достижений современной школы, но в исполнительские детали они должны быть посвящены.
В ансамбле обязательны занятия ЧТЕНИЕМ НОТ С ЛИСТА. Выбираются более лёгкие произведения, чтобы технические сложности не отвлекали. Благодаря этой форме работы, приобретаются дополнительные навыки. Сбиваясь и ошибаясь, необходимо оставаться в ансамбле, не мешать партнёру; воспитывать «исполнительскую цепкость» -- качество, необходимое для публичных выступлений. К тому же, это прекрасная возможность эскизно пройти дополнительный репертуар, обогатить свой музыкальный кругозор.
Не стоит, в угоду своим педагогическим желаниям, браться за произведения, которые явно за пределами исполнительских возможностей ансамбля. Работа над ними обернётся потраченным временем. Лучше пройти несколько лёгких.
В занятиях с детьми обязательно должны быть перемены, паузы. Провести их можно тоже с пользой – поиграть в игры, провести небольшую музыкальную викторину. В младшем ансамбле всегда «на ура» проходит проведение небольшого конкурса – «самый лучший исполнитель своей партии».
Логическим завершением долгих репетиционных поисков является концертное выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция. Для детского коллектива обязательна репетиция в том помещении и на той сцене, где будет концерт. В новых условиях необходимо указать участникам их расположение на сцене. Дети должны привыкнуть к новой акустике, к новому самочувствию на эстраде.
Выступление ансамбля для публики начинается с выхода. Поэтому обязательно договариваться с детьми о форме одежды. Отработать привычку красивого собранного выхода (одинаковое держание инструмента, интервал между участниками, темп выхода и ухода). Детям надо научиться артистично стоять на сцене, синхронно заканчивать исполнение. Необходимо отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены. Это не просто требования, а сценическая этика: без суеты выйти на сцену, занять своё место, «остановить время», «войти в образ».
После концерта желательно поблагодарить детей за успешное выступление. А «разбор полётов» лучше сделать на репетиции, и первое слово предоставить самим ученикам: они обычно разбирают свои выступления более требовательно и без обид. Очень хороши для подобных разборов видеозаписи.
Выступления на публике, на сцене, к которым ансамбль так долго готовится, является радостью и праздником для детей. Поэтому их надо устраивать как можно чаще. Для большинства учащихся выступление в ансамбле, на открытых концертах является единственной возможностью выступать публично. Эти выступления не только доставляют радость. Но и рождают чувство удовлетворённости, когда дети видят результаты своего труда, реально ощущают себя артистами и музыкантами.
ПОДБОР РЕПЕРТУАРА, ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЯ
Любой ансамбль запоминается не только своей игрой, но и своим репертуаром. Репертуар, на мой взгляд - это главный вдохновитель, стимулятор детских желаний - «я хочу играть эту музыку и сделаю всё, что бы её играть». Но как бы нам не хотелось услышать в исполнении своего коллектива шедевр, выбор репертуара должен опираться на принципы художественной и педагогической значимости, стилистического разнообразия, технической доступности. Содержание намеченных произведений должно быть созвучно жизненному и музыкальному опыту ребёнка, т.е. доступно его пониманию. Хотя работа на опережение вполне приемлема. С её помощью определяется перспектива развития учеников.
Использование разнообразного по формам, жанрам, стилям ансамблевого репертуара всесторонне расширяет кругозор детей. Этот культурный багаж они понесут дальше по жизни.
Не секрет, что нынешние дети под влиянием «звучащей действительности» любую музыку познают через рекламные ролики, слышат классику не всегда в качественной эстрадной обработке. А ведь именно классика способна создать иммунитет против дурного вкуса. И, что замечательно, чем дольше ученики занимаются музыкой, тем чаще они выбирают классику из предложенного им многообразия.
Бесспорно, репертуарный охват должен быть широким: классика - как основа, переложения популярной музыки, музыки из кинофильмов и мюзиклов. Педагогический вкус, профессиональное чутьё помогут найти лучшее во всём многообразии.
Особо надо подходить к выбору репертуара для ансамбля младших классов. Развитие их музыкального воображения напрямую связано с характером наглядно-образного мышления, поэтому в их репертуаре лучше использовать жанровые зарисовки, танцевальную музыку.
Если пианисты могут сказать, что их ансамблевый репертуар поистине необозрим, то мы испытываем репертуарный голод и находимся в постоянном поиске.
Ансамблевый репертуар понемногу пополняется. Иногда бывает, что для конкретного ансамбля трудно подобрать то, что ему необходимо для исполнения на текущий момент. Вот тут-то и появляется необходимость сделать переложение самому педагогу. Многие с удовольствием их делают, но некоторые стесняются этим заниматься, рассматривая такую самодеятельность как вмешательство в творческий процесс композитора. Такой довод в какой-то степени справедлив. Но талантливые переложения вполне имеют право на жизнь. Более упрощённые для учебных целей произведения необходимы и педагогам надо научиться их делать.
Благодаря переложениям ученик может познакомиться с творчеством великих композиторов. Многочисленные хрестоматии и сборники переложений отчасти восполняют недостаток авторских сочинений, но, несмотря на это, сохраняется дефицит ярких концертных номеров, выигрышных для исполнителя.
Целый пласт подходящего репертуара можно обнаружить среди произведений для скрипки. В их числе есть такие, которые могут исполнять ансамблем маленькие музыканты. При несложном содержании и простой фактуре эти произведения обладают яркой эмоциональностью, дают прекрасную возможность проявить подлинную виртуозность.
Всеми перечисленными признаками в полной мере обладают шесть вариаций Ш. Данкла. Для учеников - флейтистов и блок флейтистов 3-4 года обучения каждое из этих произведений по объёму и разнообразию музыкального материала вполне отвечает определению «крупная форма».
Современный ребёнок, подросток переполнен звуковыми и визуальными впечатлениями. Можно долго спорить о полезности этого «электронного жанра». Но молодёжный и массовый интерес к нему есть. Каждому ученику хочется быть современным и «продвинутым» в глазах своих сверстников и родителей, для которых куда понятнее популярная песенка, чем произведения Баха или Моцарта. В дополнительном музыкальном образовании конечной целью обучения для большинства учеников является возможность бытового музицирования в дальнейшем. Я говорю о музицировании под фонограмму минусовку. Сейчас многими преподавателями используется синтезатор, как аккомпанирующий инструмент. Но всё это -- дело вкуса.
Любому ансамблю нужен хороший пианист-концертмейстер, не просто хороший, а самый лучший. Это равноценный руководитель, помощник педагога. Взрослый музыкант с творческим подходом, с особым музыкантским чутьём, с хорошей техникой, обладающий сценической стабильностью.
Ансамблевая игра, помимо учебной пользы, доставляет всем его участникам удовольствие, радость, ни с чем несравнимый восторг совместного творчества. В ансамблевом музицировании важен не только конечный результат, но, что более значимо, сам процесс игры, процесс сопереживания, сотворчества.
Если ребёнок пережил эти удивительные мгновения, если глаза его «зажглись», то наш педагогический труд не напрасен.
ЛИТЕРАТУРА
- Крюкова В. В. «Музыкальная педагогика».
- Материалы для музыкального образования под редакцией З. Хельмса и Р. Шнайдер, Германия.
- Мищенко Г. «Методика обучения игре на скрипке».
- Шарль Данкла «Вариации».
- Ю. Н. Должиков «Ансамбли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...