Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов
статья на тему
В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневника достижений" ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_raboty_s_ispolzovaniem_iom.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Автор: Матушкина Надежда Викторовна, методист МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ»
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, одаренный ребенок, модель организации, дневник достижений.
На сегодняшний день активно ведется поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей [1, с. 69].
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [2, с. 23].
В МАОУ ДО ЦТР и ГО «РОСТ» практика ведения индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей насчитывает 3 года. Форма ИОМ для одаренных детей Центра представлена в приложении 1. Она представляет собой таблицу, в которой педагог совместно с ребенком отмечает мероприятия и конкурсы, где обучающийся может поучаствовать в течение учебного года.
Однако многие исследователи сегодня склоняются к тому, что активными участниками составления ИОМ, а также сопровождения ребенка на этапе его реализации должны являться педагог – психолог образовательного учреждения и родители обучающегося.
В связи с этим в Центре «РОСТ» возникла необходимость создания целостной модели организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов. Апробационный вариант такой модели представлен в таблице 1.
Таблица 1
Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов
Период | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Деятельность педагога-психолога | Деятельность родителей |
Сентябрь | Составление ИОМ в соответствие с интересами ребенка | Самоопределение, участие в составлении ИОМ | Изучение индивидуально – типологических особенностей одаренных детей; составление рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми | Оказание помощи ребенку в процессе самоопределения, участие в составлении ИОМ |
Проведение консилиума (цель: корректировка и утверждение ИОМ) | ||||
Октябрь | Сопровождение и мотивирование одаренного ребенка в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ) | Участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ); посещение психологических занятий; оформление портфолио; ведение «дневника достижений» | Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей | Сопровождение и мотивирование одаренного ребенка в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности (в соответствие с ИОМ) |
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | Индивидуальная беседа с ребенком о достигнутых результатах и возникающих затруднениях, подведение промежуточных итогов, составление рекомендаций | |||
Февраль | Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей | |||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | Подведение итогов работы по ИОМ, помощь в оформлении портфолио ребенка | Итоговая диагностика индивидуально – типологических особенностей одаренных детей, составление рекомендаций | Помощь ребенку в оформлении портфолио, «дневника достижений» | |
Проведение консилиума (цель: подведение итогов работы по ИОМ, обсуждение результатов и дальнейших перспектив; поощрение одаренного ребенка и его родителей) | ||||
Июнь - август | Организация работы профильного лагеря | Участие в профильном лагере (по выбранному профилю) | Работа по сплочению детского коллектива (интеграция одаренных детей в коллектив) | Участие в мероприятиях, организованных образовательным учреждением для детей и их родителей |
В рамках данной модели организации работы с одаренными детьми предполагается самостоятельное ведение обучающимся так называемого «дневника достижений».
Дневник достижений - это современная эффективная форма оценивания, накопления образовательных результатов и достижений ребенка [3, с. 50]. В нем собраны достижения ребенка в творчестве, предметных олимпиадах, конкурсах, проектах, спорте, подтвержденные собранными документами (портфолио).
Ведение дневника достижений призвано обеспечить:
- поддержку и стимулирование мотивации детей, повышение уровня образовательной и творческой активности;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- осознание своих возможностей, определение выбора дальнейшего профессионального и, в целом, жизненного пути.
Предлагается следующая структура дневника достижений:
1. Титульный лист;
2. Анкетные данные;
3. Эссе «Мои жизненные планы»;
4. Сведения об участии в олимпиадах;
5. Научно – исследовательские работы и проекты;
6. Сведения об участии в творческих конкурсах и фестивалях;
7. Сведения об участии в спортивных соревнованиях;
8. Социальная активность;
9. Самоанализ по итогам учебного года.
Заполнение дневника достижений осуществляется ребенком в течение учебного года. По результатам обучающийся получает возможность проанализировать свою деятельность на всех этапах работы и увидеть собственные успехи и недостатки, а главное - эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.
Предполагается, что активное участие в реализации ИОМ и взаимодействие между собой педагогов, родителей и ребенка будет способствать самореализации одаренных детей, формировать социально адаптированную, творческую, профессионально ориентированную личность.
Список использованной литературы
- Гормин А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
- Маничкина З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
- Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
Приложение 1
Индивидуальная карта обучающегося
Индивидуальная карта (Ф.И.О.),
дата рождения _____________
школа, класс ______________________
на 20__- 20__ учебный год
№ | Название конкурса | Предмет, направление | Организатор | Уровень | Результат | ||||
Институциональный | Муниципальный | Региональный | Федеральный | Международный | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Согласно национальной образовательной инициативе « НАША НОВАЯ ШКОЛА» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявлени...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...
методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО
в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми...
Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одарёнными детьми
Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жи...
Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...
Организация работы с одаренными детьми с использованием элементов дистанционного обучения
В последнее время дистанционное образование играет все более значимую роль. В условиях ухудшения эпидемиологической обстановки оно является единственным возможным вариантом позволить учащимся продолжи...