методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО
методическая разработка на тему
в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konferentsiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Зайцева Н.В.- методист
Крицкая О.В.- методист
Пинкина Л.Б. – педагог дополнительного образования
МБУ ДО Дом детского творчества г.Гуково, Ростовской области
e-mail: http//ddt61@inbox.ru
Дом детского творчества г. Гуково, Ростовской области как внешкольное учреждение, а затем учреждение дополнительного образования детей функционирует с июня 1958 года. Современное название - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества – получено 5 июня 2015 года.
Дом детского творчества является муниципальной собственностью города Гуково. Финансирование учреждения производится из местного бюджета.
Основные направления деятельности Дома детского творчества:
- Реализация дополнительных образовательных услуг.
- Организация городских массовых мероприятий с детьми.
- Оказание методической помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений по проблемам развития дополнительного образования и воспитания.
- Организация содержательного досуга детей и подростков.
- Координация деятельности детских общественных организаций и объединений.
Педагоги Дома детского творчества осуществляют образовательный процесс по 29 программам следующих направленностей:
Направленность дополнительных общеразвивающи программ | Всего программ | В т.ч. автор-ских | По уровню освоения | ||
Среднего образо- ания | Основ-ного общего образования | Начального образования | |||
Музыкально-эстетическая | 9 | 4 | 6 | 3 | - |
Художественно-эстетическая | 5 | 3 | 2 | 3 | - |
Культурологическая | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Социально – педагогическая | 5 | 3 | 3 | 2 | - |
Эколого-биологическая | 2 | 2 | 1 | 1 | - |
Техническая | 4 | 1 | 1 | 3 | - |
Всего | 29 | 15 | 15 | 13 | 1 |
Высокий уровень профессионализма педагогического коллектива подтверждается:
- дипломом Лауреата в номинации «Дом» в областном конкурсе учреждений дополнительного образования (2005 год),
- дипломом II степени в номинации «Дом» в конкурсе учреждений дополнительного образования Южного федерального округа (2006 год);
- победами педагогов в областном конкурсе «Сердце отдаю детям» в номинациях «художественно-эстетическая» (Пинкина Л.Б., 2004 г.) и «социально-педагогическая» (Зайцева Н.В., 2008 г.); В 2010 году Зайцева Н.В.– участник финала VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».
- диплом II степени V Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «Образовательные учреждения дополнительного образования детей». ( Москва 2011 г.).
- дипломом победителя Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования» (Санкт- Петербург 2015г.)
Воспитанники Дома детского творчества показывают высокие результаты. Только за 2015-2016 учебный год ими завоевано 62 диплома победителей всероссийских и международных уровней. Ярослава Дегтярева - воспитанница вокальной студии «Вдохновение» (руководитель- педагог дополнительного образования Бондарева О.Г.) в 2015 году стала финалисткой телепроекта «Голос. Дети-3»
В 2015 учебном году в процессе обучения на курсах повышения квалификации по проблеме «Образовательная система поддержки детской одаренности» педагоги Дома детского творчества получили конкретные рекомендации, существенную методическую помощь по организации работы с одаренными детьми, выявлению таких детей, реализации их потенциальных возможностей. Изучив «Рабочую концепцию одаренности» [2,3],познакомившись с позицией ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности, проанализировав состояние этой работы в Доме детского творчества, мы пришли к следующим выводам:
- Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современного общества.
- Педагоги дополнительного образования, вследствие личностно-деятельностного характера образовательного процесса, объективно имеют самые благоприятные возможности и условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
- С целью оптимизации этой работы педагогам необходима помощь в виде методической разработки, общей схемы по выявлению и развитию одаренных детей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов деятельности по сравнению с другими людьми. [3,16]
В настоящее время к признакам одаренности мы относим: особый устойчивый интерес ребенка к конкретному виду деятельности, быстрое усвоение материала, успешное выполнение задания, использование и изобретение новых способов деятельности, самостоятельная постановка перед собой и педагогом новых целей, умение глубоко и по-новому увидеть ситуацию, владение своеобразным индивидуальным стилем деятельности. При этом есть воспитанники, которые имеют признаки актуальной, явной одаренности, а так же есть дети, которые, на наш взгляд, обладают потенциальной одаренностью.
Эти выводы сделаны на основе психолого-педагогического мониторинга: наблюдения за детьми в разных ситуациях в течение 2015-2016 учебного года, бесед с детьми и родителями, анализа их поведения во время подготовки и проведения конкурсов, концертов, выставок, мастер-классов, открытых занятий и пр., анализа достижений детей в конкурсах детского творчества.
В 2016-2017 учебном году педагогам дополнительного образования предложена методическая модель организации работы с одаренными детьми.
Методическая модель организации работы с одаренными детьми.
Содержание образовательной среды | Цели, идеи, ценности | Творчество | Взаимодействие, взаимопомощь | Социализация | Самореализа-ция, рефлексия |
Направления изменения содержания работы | |||||
Углубление | Развитие положительной художественно-творческой мотивации, настойчивости, самостоятельности, стабильности, способности к сотрудничеству, сотворчество, сопереживание | Проектирова-ние | Работа консультанта, мастера-инструктора, помощника педагога | Самостоятель-ная, индивидуаль-ная и групповая работа. Участие в акциях детских общественных организаций | Дневник творческого человека |
Обогощение | Подбор более сложного обучающего материала. Средства, обеспечиваю-щие богатый зрительно-слуховой ряд. | Общение с мастерами в избранном виде деятельности. | Участие в акциях в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в школах-интернатах | Стимулирова-ние положитель-ных переживаний | |
Проблематизация | Поиск собственных смыслов содержания учебного материала, окружающих реальностей. | Проектирование. Поиск решения творческих задач | Социальное проектирование. Участие в творческих конкурсах, фестивалях. (индивидуаль-ное и в ансамбле) | Свобода выбора. Обратная связь через компьютер-ные сети |
С целью создания условий для творческого и личностного развития детей с учетом их дарования и высоких потенциальных возможностей, предполагается:
- выделить дополнительное учебное время для индивидуальных занятий с одаренными детьми – 1 час в неделю для каждого ребенка;
- внести изменения в дополнительные общеразвивающие программы, дополнив их разделом «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей»;
- организовать работу с одаренными детьми в двух направлениях:
а) на дополнительных индивидуальных занятиях,
б) на групповых занятиях путем обогащения и углубления содержания занятий, а также моделирования качественно новой образовательной среды в творческом объединении.
Работа по обучению и развитию одаренных детей будет строиться на принципах:
- развивающего и воспитывающего обучения, что обеспечит не только усвоение знаний и умений, но и воспитание личностных качеств обучающихся;
- индивидуализации и дифференциации обучения, что позволит как можно более плотно учитывать уникальные индивидуальные типологические особенности одаренных детей;
- учета возрастных возможностей, чтобы обеспечить соответствие содержания образования и методов обучения возрасту детей, не допустить завышения уровней трудности материала.
Список литературы
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
- Ушаков Д.В. – Психология интеллекта и одаренности М.: Институт психологии РАН, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....
МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Статья о применении ИКТ при работе с одаренными детьми...
Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов
В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...
Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей ...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
методическая модель организации работы с одаренными детьим
Для выявления, развития и поддержки одаренных детей педагогом дополнительного образования используется методическая модель организации работы с одаренными детьми. Данная модель позволяет создать услов...
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....