Игровая программа "Мы за здоровый образ жизни"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Степанова Алиса Юрьевна

Цель: пропаганда ценности здорового образа жизни среди подростков, в том числе группы риска.

Задачи:

o  воспитывать культуру здорового образа жизни;

o  развивать чувство ответственности за собственное здоровье;

o  осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Подготовительный этап: разработка сценария мероприятия, разработка сопровождающей презентации, подбор и создание игрового реквизита, диагностических материалов, подбор музыкального сопровождения.

Практический этап: проведение игровой программы:

1. Вводная часть. Ведущий сообщает участникам тематику мероприятия. Для активизации внимания подростков проводится игра на ассоциации – на каждую букву слова «ЗДОРОВЬЕ» (кроме мягкого знака) необходимо назвать ассоциации, например: з – здорово, д – добро и так далее.

2. Викторина о здоровом образе жизни. Участники отвечают на вопросы по основным условиям здорового образа жизни: правильное питание, физическая активность, профилактика заболеваний.

3. Игра «Чистка зубов».

4. Игра «Вылечи больного».

5. Игра «Пищевая пирамида».

6. Заключительная часть. Рефлексия мероприятия. Ведущий подводит итог вместе с участниками игровой программы, задавая следующие вопросы:

Насколько должен быть активен человек, чтобы быть здоровым?

Почему человеку нужно закаляться?

Как нужно правильно питаться?

Каким должен быть режим дня?

Как влияют на человека вредные привычки?

Аналитический этап: анализ педагогического наблюдения за изменениями в поведении подростков, анкетирование отношения к здоровому образуу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma_my_za_zozh.docx409.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Игровая программа

«Мы за здоровый образ жизни!»

Авторы-составители:

Алиса Юрьевна Степанова, методист

Екатерина Викторовна Шинкина, педагог-организатор

Тамбов

2016


Цель: пропаганда ценности здорового образа жизни среди подростков, в том числе группы риска.

Задачи:

  • воспитывать культуру здорового образа жизни;
  • развивать чувство ответственности за собственное здоровье;
  • осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов, в том числе учащиеся группы риска (состоящие на учете в органах внутренних дел и внутришкольном учете).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение 1), микрофон, музыкальное оборудование, игровая музыка, 2 магнитных стенда, набор магнитов; 2 набора игрового инструментария: изображения улыбки с желтыми зубами в формате А4, зубные щетки, тюбики с зубной пастой, салфетки бумажные, игрушечные/картонные градусники, пластиковые тазы среднего размера, пластиковые кружки, шарфы, вырезанные из картона круглые таблетки диаметром 20 см., большие шприцы без иголок, пластиковые бутылки объёмом 0,5 л., тонкие верёвки длиной 1,2 м., привязанные одним концом к горлышку пластиковых бутылок (второй конец веревки свободно свисает), наборы из 16 карточек с изображением различных продуктов (см. Приложение 2).

Ход мероприятия:

Перед проведением мероприятия социальному педагогу школы рекомендуется провести тестирование учащихся с помощью опросника «Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье» (см. Приложение 3).

Игровая программа состоит из 2-х частей – познавательной и игровой. Её могут проводить двое ведущих. Количество участников – 40-50 человек. Для того чтобы включать музыкальное сопровождение в ходе игр требуется звукооператор.

По завершению мероприятия проводится анкетирование «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся» (см. Приложение 3).

Слайд1 Ведущий: В век технического прогресса и завоевания космоса нам, как и во все времена, прежде всего, дорого здоровье. Здоровье человека – это одна из главных ценностей жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Не зря говорят, что беречь здоровье надо смолоду.

Слайд2 Ведущий: Давайте попробуем расшифровать – что такое здоровье. Называйте ассоциации на каждую букву слова «ЗДОРОВЬЕ» (кроме мягкого знака), например: з – здорово, д – добро и так далее. (На экране записано слово «здоровье» по буквам вертикально, надо расшифровать его с помощью ассоциаций на каждую букву слова).

Слайд3 Ведущий: Здоровье – это не только физическое состояние, но и психологическое, духовное.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 10% от факторов, связанных с наследственностью, на 10% - от условий медицинского обслуживания, на 20% - от климатических условий и на 60% здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье. А что бы это делать правильно, мы должны уметь организовывать свой досуг, заниматься физической культурой и спортом, иметь знания по правильному питанию, то есть вести здоровый образ жизни.

Викторина о ЗОЖ. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы нашей викторины: в ряде вопросов вам будут предложены варианты ответов на выбор, сначала все, кто за ответ А, поднимают руку, затем за ответ Б и так далее. В вопросах, где надо дать один точный ответ, я буду подходить с микрофоном к тому, кто первый поднял руку.

Слайд4 1. В каких продуктах больше всего содержится белков?

Ответ: А (в мясе, горохе)

Слайд5 2. Основными источниками энергии для организма являются:

Ответ: Б (углеводы и жиры)

Слайд6 3. Суточная потребность человека в витаминах, как правило, составляет:

Ответ: А (несколько микрограммов)

Слайд7 4. Какое соотношение белков, жиров и углеводов рекомендуется в пищевом суточном рационе:

Ответ: В (1:1:4)

Слайд8 5. Принимать пищу сразу после занятий физическими упражнениями не рекомендуется. Почему?

Ответ: А (нарушены нормальные условия для секреции соков)

Слайд9 6. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что это?

Ответ: Б (Вода).

Слайд10 7. Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой?

Ответ: Таким образом заражённые люди переносили заболевание легче. Это как прививка.

Слайд11 8. Такая вода содержит в своем составе комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют «живой водой». Что это за вода?

Ответ: Минеральная.

Слайд12 9. Нужно ли проветривать комнату зимой? Почему?

Ответ: Нужно. При температуре 1-2 С болезнетворные бактерии погибают.

Слайд13 10. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей.

Ответ: Витамин Д.

Слайд14 11. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это?

Ответ: Сон.

Слайд15 12. Что нужно после долгой ходьбы сделать усталому путнику?

Ответ: Надо лечь, чтобы ноги были выше головы.

Слайд16 13. Можно после бега сесть и отдохнуть?

Ответ: Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах.

Слайд17 14. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером?

Ответ: Душ.

Слайд18 15. Это средство может служить профилактикой кариеса. Однако чрезмерное употребление приводит к проблемы с желудком. Что это?

Ответ: Жевательная резинка.

Слайд19 Ведущий: А теперь перейдём к практике здорового образа жизни. Ребята, какие ежедневные действия мы выполняем, чтобы заботиться о себе? /ответы/

Ведущий: Правильно, профилактика заболеваний очень важна, это позволяет нам оставаться здоровыми и полными энергии. Я предлагаю вам сейчас еще раз поупражняться в чистке зубов и заодно выяснить, кто из вас умеет делать это лучше и правильнее. Но для начала вам нужно разделиться на две команды. /Участники делятся на две команды/.

Игра «Чистка зубов». Участники обеих команд по очереди подбегают к магнитному стенду, на котором прикреплены изображения улыбки с желтыми и больными зубами. Задача участников – при помощи зубной пасты и щетки почистить зубы, каждый из детей чистит только один зуб в любом порядке. Побеждает команда, быстрее и лучше справившаяся с заданием.

Ведущий: К сожалению, бывает так, что профилактических мер оказывается недостаточно, и заболевшего человека приходится лечить. Начинается лечение, как правило, с определения заболевания и народных методов лечения, а уж потом, если народная медицина не помогает, больного приходится лечить медикаментозно. Сейчас я предлагаю вам попробовать вылечить внезапно заболевшего члена вашей команды всеми известными способами.

Игра «Вылечи больного». От каждой команды выбирается один участник, который садится на стул в конце дистанции и изображает больного. Участники обеих команд по очереди подбегают к нему и пытаются «вылечить» его разными способами:

  1. Ставит большой градусник.
  2. Наматывает на горло шарф.
  3. Дает в руку чашку с «горячим чаем».
  4. Ставит ноги «больного» в тазик.
  5. Дает в другую руку большую картонную таблетку.
  6. Делает «укол» в ногу или руку игрушечным шприцем.
  7. Добегает до больного, встает рядом с ним и держит пластиковую бутылку – «капельницу».
  8. Добегает до больного и привязывает веревку от «капельницы» к его руке – «ставит капельницу».

Побеждает команда, быстрее вылечившая своего больного.

Ведущий: Молодцы, ребята, если вы и дальше будете внимательно относиться к своему здоровью, это позволит вам избежать многих заболеваний и сохранить энергию и бодрость на долгие годы.

Слайд20 Ведущий: Прежде чем приступить к следующей игре, предлагаю вам ознакомиться с правильным соотношением питательных веществ, которые должен потреблять человек каждый день (с помощью схемы, изображенной на слайде, ведущий рассказывает о полезном для человека соотношении веществ – белки, жиры, углеводы).

Игра «Пирамида питания». Участники должны распределить набор продуктов, изображенный на 16 карточках, соответственно его норме потребления от большего к меньшему – в нижней части магнитной доски – пища, содержащая углеводы, в середине – белки, вверху – жиры.

Побеждает команда, наиболее верно распределившая набор продуктов. Проверяем, правильно ли вы распределили продукты. Слайд21

/обсуждение/

Слайд22 Рефлексия. Давайте подведем итог – что мы знаем о здоровом образе жизни? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Насколько должен быть активен человек, чтобы быть здоровым?

Почему человеку нужно закаляться?

Как нужно правильно питаться?

Каким должен быть режим дня?

Как влияют на человека вредные привычки?

Слайд23 Ведущий: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодня вы многое почерпнули из нашего мероприятия. Будьте здоровы!

Используемые источники:

1. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Викторина «Здоровый образ жизни», URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/01/13/viktorina-zdorovyy-obraz-zhizni.

3. Вечер для старшеклассников «Мы за здоровый образ жизни», URL: http://festival.1september.ru/articles/581269/.

4. Программа первичной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних (региональный опыт). Авторы-составители И.Н. Попова, Г.К. Соколинская / Под научной редакцией М.Н. Поволяевой. – М., ООО «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2014. – 110 с. (БИБЛИОТЕЧКА для учреждений дополнительного образования детей, №2 2014).

5. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 116 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Классный час в игровой форме: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.

Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни....