«Волшебный мир красок»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему
Финальный этап конкурса Педагогический дебют в номинации Дополнительное образование. Конспект открытого занятия по росписи по ткани (батик)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_volshebnyy_mir_krasok.docx | 28.77 КБ |
kartochka_1.docx | 112.52 КБ |
kartochka_2.docx | 193.94 КБ |
kartochka_3.docx | 110.86 КБ |
kartochka_4_.docx | 144.75 КБ |
kartochka_5.docx | 104.82 КБ |
batik_otkrytyy_urok2.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Волшебный мир красок»
(дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть»)
Тип учебного занятия: Занятие изучения и первичного закрепления знаний
Форма: практикум
Цель урока: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик»
Задачи:
- Наладить контакт с аудиторией
- Ознакомить учащихся с основными понятиями техники «Батик»
- Создать сувенирный продукт
- Заинтересовать новой техникой и возможностями батика
Методы проведения занятия: Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога, рефлексия.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, работы в различных техниках батика, сувенирные платки в технике батик, ткань (атлас), деревянные рамы, кнопки, краски по батику, соль, белизна, кисть беличья №3, №6, вода, пипетка, палитра, тряпочки, клеенка, резиновые перчатки
Этап | Задача этапа | Содержание деятельности | Результат | |||
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||||
Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Подготовить парты, рамы с тканью, бейдж. Приветствие «Добрый день, ребята. Меня зовут Покосова Елена Александровна. Я педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Жемчужина». Я реализую программы дополнительного образования «Волшебная кисть» – это роспись по ткани, «Мастерская – «Чудеса рукоделия» и «Лепка». | Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за партами, раскладывают подрамники, на которых предварительно кнопками натянута ткань с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. На столе уложена клеенка. Справа около каждого ученика приготовлены краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра с красками, тряпочки, перчатки | Восприятие | ||
Актуализация знаний и умений | Определение уровня знаний обучающихся в теме занятия | «Сегодня я хочу открыть вам маленькую частицу прекрасного мира, волшебного и интригующего, яркого и завораживающего – мира красок». – Какие краски знаете вы? (гуашь, акварель….) – Какой твой любимый цвет? (…) На чем можно рисовать? (в альбоме, бумага…) » | Отвечают на вопросы, подняв руку | Настрой на работу в новой форме и технике | ||
Мотивация, целеполагание | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | «Ребята, я предлагаю вам сегодня рисовать по гладкой шелковистой ткани и создать своими руками прекрасный сувенир или подарок. Вы видите работы – кто знает, в какой технике они выполнены? … Роспись по ткани – называется батик. Сегодня мы с вами познакомимся с этой техникой». | Отвечают на вопросы, подняв руку | Осмысление возможного начала работы | ||
Усвоения новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | «Прежде чем приступить к работе нам необходимо выяснить, где же появилось это искусство и как его применяли. Что такое батик и где его применяют, мы узнаем из карточек 1, 2, 3, 4, 5, которые лежат рядом с вами прил. 1. В этих карточках нам необходимо найти ответы на самые главные вопросы. Работаем в паре, находим ответы на вопросы и заполняем пустые строки в карточке БАТИК ».прил.2, Смотрим презентацию. Прил 3 | Читают карточки. Выделяют ответы на вопросы | Освоение новых знаний | ||
Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция |
«Что означает слово батик ? » «Как появилось искусство горячего батика ? »
«В чем особенность батика? »
| Смотрят презентацию. Отвечают по очереди на вопросы и записывают коротенькие ответы на вопросы в карточку Прил 2
Воск, нанесенный, на ткань, не пропускает через себя краситель. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик», а именно горячий батик.
| Осознанное усвоение нового учебного материала | ||
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Практическая часть. Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применение | «Как вы думаете какое изделие мы сегодня с вами сделаем? Нашим изделием сегодня станет сувенирный платочек КАКОВА ЖЕ ИСТОРИЯ ПЛАТКА В СТИЛЕ БАТИК? »
«А как вы думаете, что станет вдохновением для создания наших платочков? » Раздача рам с тканью, кистей, красок. «Перед началом работы мы должны выяснить какое настроение вберет в себя наш платок? «Какое настроение внесут цвета красок в наш платочек?»
Вводный инструктаж по выполнению практической работы «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра и пипетки для смешивания красок, краски по батику, ткань (атлас), натуральные кисти разных размеров, соль, белизна, фен, (для сушки ткани). После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания декоративного платка. Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой. Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся. Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли или мочевины Примените на влажных участках окрашенной ткани немного соли - посыпьте ею ткань. Так же на влажных участках вы можете попробовать эффект белизны- с помощью кисти нанесите ее на ткань небольшими точечками» | Дети отвечают на вопросы
«...вдохновением для создания нашего платка станет грядущая весна.. солнце птицы цветы… »
Красный Возбуждающий Согревающий Оживляющий Активный Жёлтый Тёплый Бодрящий Весёлый Добрый Оранжевый Весёлый Радостный Пламенный Привлекательный Зелёный Спокойный Мирный Приятный Синий Спокойный Печальный Серьёзный Фиолетовый Грустный Тоскливый
Дети расписывают платок цветами которые сами подобрали. Применение эффектов по выбору - соль белизна. | Осознанное усвоение нового материала | ||
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | «Давайте рассмотрим воздействие соли и белизны при росписи ткани. Как вы думаете, какова причина такого эффекта? » «Что вы узнали о свойствах соли? Чем оно отличается от мочевины?» - «Чем понравилась вам солевая техника?» | Отвечают на вопрос « Вместе с водой соль притягивает цветные пигменты и воду - и в результате краска становится светлее. Белизна отбеливает краску». | Осмысление выполненной работы | ||
Контрольный | Выявление качества уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний, способов действий | Закрепление знаний (работы сохнут) «- какие техники батика вы запомнили? Викторина «Угадай технику» (презентация) – в викторине необходимо выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Прил 3 | Отвечают на вопросы «Мы познакомились с техникой батик» Дети отвечают на вопросы викторины | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов | ||
Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | « Ребята, как вы думаете, достигли ли мы нашу цель урока? А моя цель была – ещё и показать вам мир волшебных красок, Кто может сказать, что краски имеют волшебные свойства? Какие? » | Самоутверждение детей в успешности. | |||
Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Рефлексия (вопросы к учащимся)
| Проектирование детьми собственной деятельности. Самоутверждение детей в успешности | |||
Информационный | Обеспечение понимания цели, логики дальнейшего занятия | Работы снимаются с подрамников – кнопки удаляются. Готовые платки укладываем на один стол или закрепляем на доске при помощи магнитов «Давайте посмотрим на ваши платочки - какие красивые и яркие они получились. Нет двух одинаковых работ! Каждая уникальна и интересна. Батик - это изысканный подарок, сувенир, это украшение, это модный аксессуар, способный удовлетворить самый утонченный вкус. Изделия из батика ручной работы созданные на натуральном шёлке или другой ткани - это эксклюзивные авторские работы. Всех желающих продолжить эту интересную и увлекательную деятельность приглашаю в дом детского творчества жемчужина на наши занятия и мастер классы! Впереди еще больше открытий и экспериментов - всех с удовольствием научу » Уборка рабочего места | Определение перспектив деятельности |
Предварительный просмотр:
Батик – это древнее искусство ручной росписи ткани с использованием разных резервирующих средств, которое зародилось около 2000 лет тому назад в Индонезии на острове Ява. Батик - индонезийское слово, в переводе означает - «капля воска» или «рисование горячим воском».
Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями. Когда появились ткани, основы нанесение рисунка расплавленным горячим воском стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, нанесенный, на ткань, не пропускает через себя краситель. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик», а именно горячий батик.
Предварительный просмотр:
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика», то есть батик, который выполняется без горячего воска. Все контуры рисунка наносится специальными стеклянными трубочками с загнутым концом и небольшим шаровидным резервуаром. Холодный батик узнаваем в первую очередь по наличию замкнутого контура.
Особенность батика в том, что он объединил в себе художественные приемы многих изобразительных искусств - графики, акварели, витража, пастели, мозаики и других. В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем рисования горячим воском, смешивания различных цветов водных и акриловых красок, использование декоративных контуров, применение соли, мочевины, белизны, а так же использование штампов и печатей.
Предварительный просмотр:
Помимо холодного и горячего батика существует много других его разновидностей.
В Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый). Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор.
Японская техника Шибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание.
Свободная роспись по ткани представляет собой нанесение уникальных красочных узоров по влажной ткани кистью без применения резервирующего вещества. Эта техника очень напоминает рисование акварельными красками.
Предварительный просмотр:
Возможности батика неограниченны. Различные интерьерные решения – настенные панно, картины, ширмы, ковры, абажуры, занавески, шторы, скатерти, салфетки, покрывала, чехлы и даже гамаки.
Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные наряды, шарфы, платки, юбки, палантины и галстуки, расписанные кистью художника. Шелковые декоративные платочки подчеркнут стиль костюма. Легкий шарф – отличное дополнение к любой одежде. Тонко расписанные платки послужат украшением вечернего наряда, а яркие с простым рисунком – необычным пляжным одеянием.
Изящные расписные открытки и панно станут оригинальным подарком друзьям и знакомым.
Предварительный просмотр:
В Индии и Индонезии росписи тканей чаще использовались для оформления одежды и платков. Местные мастера создавали настоящие произведения искусства, на которые могли уходить годы. Первую одежду с росписью в технике батик носили исключительно люди аристократического происхождения.
Индонезийцы вкладывали глубокий смысл в роспись на ткани, они считали, что сотворенные вручную полотна обладают магической силой, а такая процедура была частью ритуалов поклонения богам. Каждая индонезийская девушка должна была иметь в своем приданном вещь, расписанную вручную. Такой вещью мог быть платок или легкий шелковый палантин. В Индонезии по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История БАТИКА
История БАТИКА
ГОРЯЧИЙ БАТИК
ГОРЯЧИЙ БАТИК
ГОРЯЧИЙ БАТИК
ХОЛОДНЫЙ БАТИК
ХОЛОДНЫЙ БАТИК
ХОЛОДНЫЙ БАТИК
Шибори Узелковый батик Свободная роспись
Дополнительные эффекты в батике соль декор.контур штамп
Изделия БАТИК
Изделия БАТИК
Платок в стиле батик
Палитра настроения
Викторина Угадай технику
Найди картину в технике Батик 1 2 3 4
1 2 3 4 Найди Узелковый батик
Найди прибор для нанесения холодного резервирующего состава 1 2 3 4
Найди работу в технике холодный батик 1 2 3 4
Платок в стиле батик
Платок в стиле батик
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебный мир красок
Материал можно использовать на классных часах, на занятиях группы продленного дня...
Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"
Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована Департаментом образования города Салехард. В программу входят разделы...
Творческий проект "Волшебная мелодия красок"
Творческий проект "Волшебная мелодия красок".В данном проекте описывается открытие и проведение персональной выставки, ученицы художественного отделения, профориентированного класса Каневой Дарьи.Пред...
Волшебный мир красок
Материал можно использовать на классных часах, на занятиях группы продленного дня...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих, коммуникационных, психолого–педагогических технологий «Путешествие в волшебную страну красок и звуков»
Занятие для дошкольников социально-педагогического отдела...
Рабочая программа по внеучрочной деятельности "Волшебный мир красок"
Раскрытие творческого потенциала обучающегося художественно-изобразительными средствами. Задачи программы: - воспитание интереса к изобразительному искусству; - развитие творческих способностей, эстет...
Урок-игра «Волшебное царство красок в сказочном мире фей»
Открытый урок-игра «Волшебное царство красок в сказочном мире фей» - познавательно-развлекательное мероприятие о составных цветах, с практической работой – опыты с цветом и соз...