Конспект занятия "Божьи птицы"
план-конспект на тему
Конспект предназначен для проведения занятия в объединениях, занимающихся вопросами экологии. Занятие рассчитано на детей 10-11 лет. Цель занятия: Познакомить с разнообразием пород голубей и интересными фактами из их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 54 КБ |
Презентация к занятию | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БОЖЬИ ПТИЦЫ»
Голуби помогают людям
Занятие рассчитано на детей 10-11 лет.
Цель занятия: Познакомить с разнообразием пород голубей и интересными фактами из их жизни.
Оборудование:
Проектор
Экран
Презентация к занятию
2 бумажных самолётика
Ход занятия
Перед началом занятия на экране появляется 1 слайд.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Это занятие посвящено прекрасной и интересной птице. А какой именно, вы узнаете, отгадав загадку:
Известно с давних нам времен,
Что эта птица - почтальон.
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ... (голубь сизый)
(П. Смолин)
Педагог: В христианской религии всегда считали этих пернатых «божьими птицами». На Руси голубя, почитаемого как святое создание, изображали в храмах и жилых домах, на сосудах и лампадах, саркофагах и гробницах.
Почтовыми голубями в древние времена пользовались много, в особенности на Востоке. Избранные породы голубей работали почтальонами еще в храмах Древнего Египта. А в Европе XI-XIII веков такой голубь стоил не меньше, чем чистокровный арабский жеребец: рыцари с помощью пернатых курьеров поддерживали деловую переписку между замками или посылали с голубями любовные записки.
Все вы знаете нашего красавца сизого голубя. Но в мире очень много пород голубей, и есть среди них такие, которых вы, возможно, ни разу не видели. Давайте посмотрим какие породы голубей существуют.
Демонстрация 2 – 14 слайда.
Особый интерес к голубиной почте возрос после того, как в осажденный немцами Париж в 1870-1871 годах пересылались с голубями депеши. Птиц из Парижа отправляли на воздушных шарах; а затем они возвращались обратно, в свои гнезда. Перед этим к ним привязывали депеши. Текст депеш наносили на тонкие листки, которых голубь мог унести большое число.
Для перехвата пернатых курьеров немцы выпустили против них соколов, и голуби стали гибнуть один за другим. Но, несмотря на преследование, из трехсот выпущенных голубей семьдесят вернулись в Париж. Французам помогло оригинальное решение проблемы - они снабдили голубей оружием устрашения, прикрепив к их хвостам крошечные свистки.
Также голубиной почтой пользовалась и французская разведка. Агентов обучали обращению с почтовыми голубями и давали им с собой по нескольку птиц. При необходимости агенты отпускали голубей по одному со срочными донесениями.
Хотя попасть в летящего голубя может лишь очень меткий стрелок, все же немецким снайперам это удавалось неоднократно: убито было около 20 тысяч голубей.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на наличие технических средств связи, многие военные донесения передавались на голубиных крыльях. Когда в 1942 году фашисты бомбами повредили английскую подводную лодку и она не могла оторваться от грунта, англичан спасли голуби. На лодке плавала пернатая пара - голубь и голубка. Их выпустили на поверхность в маленькой капсуле через торпедный аппарат. Голубь, очевидно, погиб в волнах, а голубка все-таки сумела добраться до базы, и экипаж подводной лодки был спасен. Пернатому почтальону поставили памятник.
В настоящее время роль почтовых голубей значительно снижается, но все же, ими пользуются в некоторых случаях.
С помощью почтовых голубей до сих пор крадут драгоценные камни с заводов-изготовителей. Случаи хищения отмечены во многих странах мира, первенство удерживает ЮАР.
Педагог: Вот такие интересные факты из жизни, казалось бы, обычных птиц! Мне кажется, вы немного засиделись, давайте поиграем. А после игры я расскажу вам ещё кое-что интересное из жизни голубей.
Физкультминутка «Птички»
(Педагог показывает движения, дети повторяют.)
Птичкам хочется на юг!
Надо им тренироваться, чтоб до юга всем добраться!
(машут руками – крыльями)
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
Птички начали спускаться –
На поляну все садятся.
(приседают).
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много.
(дети встают и машут руками – крыльями).
Вот и юг! Ура! Ура!
Приземляться всем пора.
(приседают).
Педагог: Голуби отличные контролеры и эксперты. Так как голуби, во-первых, отлично помнят эталон продукции, во-вторых, имеют прекрасное зрение, в-третьих, не тяготятся однообразным трудом, работают сосредоточенно и старательно. Сложную профессию контролера голуби осваивают за 3 - 4 дня. Клетку с птицей, в дно которой вмонтированы две пластинки, ставят около конвейера с готовыми лекарствами. Когда двигаются хорошо закрытые коробочки, голуби клеят одну пластинку, а если с браком - другую.
Голуби проявили себя на редкость наблюдательными контролерами. Сортируя таким образом лекарства, птицы не пропускали ни одной плохо закрытой коробочки. Они находили даже очень маленькие дефекты, не заметные человеческому глазу.
Голуби - контролеры вышли и на конвейер московского завода сортировать шарики для подшипников. Когда по конвейеру плывет качественная деталь, голуби должны вести себя спокойно. Если же деталь бракованная - следует клюнуть рычажок: механизм сбросит эту деталь с конвейера, а перед голубем на некоторое время откроется кормушка.
Пользуясь тем, что глазами голуби могут выбирать из поля зрения только ту информацию, которая им нужна в данный момент, и не замечать другую, общество спасения в США разработало специальную программу для розыска и спасения людей в море. Голуби будут летать на вертолетах вместе со спасателями и, увидев оранжевый флаг (общепринятый сигнал о помощи), подадут команде условный сигнал.
Благодаря уникальным способностям и острому зрению голуби стали настоящими помощниками людей, как в мирное, так и в военное время.
Вот такие замечательные «божьи птицы» - голуби!
Педагог: Предлагаю снова поиграть!
1. Конкурс «Разминка».
Необходимо быстро и правильно ответить на вопросы.
1. Почему гусь из воды выходит сухим из воды? (перья птицы смазаны жиром копчиковой железы)
2. Какая птица в небе «блеет» барашком? (кулик-бекас) (Слайд 15)
3. Какие птицы образуют пары на всю жизнь? (лебедь, галка) (слайд 16)
4. Почему глухарь - глухарь? (во время токования птица ничего не слышит) (слайд 17)
5. Наука, занимающая изучением птиц. (орнитология)
6. Какую птицу в народе называют воровкой. (сорока) (слайд 18)
7. Почему кедровку называют кедровкой. (питается и распространяет кедровые орехи) (слайд 19)
8. Зачем птицы заглатывают камешки? (с их помощью они переваривают пищу)
9. В какую страну улетают на зиму синицы? (они не улетают) (слайд 20)
10. Самая маленькая птичка нашей страны? (королек, он весит 6-7 гр.) (слайд 21)
11. Говорят: «Ест мало, как птичка» Это правильно? (Нет. Например, синичка съедает ежедневно столько, сколько весит сама.)
12. У кого не жизнь, а малина? (у малиновки) (слайд 22)
Педагог: Сегодня мы узнали, что голуби прекрасно летают. Давайте попробуем запустить наших «голубей».
2. Конкурс «Бумажный голубь»
Выходят два ребёнка, желающих принять участие в конкурсе. Задание: запустить самолётик как можно дальше.
Педагог: давайте проверим: много ли других птиц кроме голубей вы знаете.
3. Конкурс «Знаешь ли ты птиц?»
1. На ногах два пальца направлены вперед, два назад, чтобы крепче держаться на стволе. Острые изогнутые кости и жесткий хвост - для этих же целей. Длинный, тонкий, острый, липкий язык выдвигается почти на длину клюва, чтобы легче было добывать пищу - насекомых из-под коры деревьев.
(Дятел) (слайд 23)
2. Очень красивая птица. Размером со скворца или чуть побольше, очень скрытная и осторожная. Селится высоко на деревьях. Подойти близко, чтобы рассмотреть не всегда удается. Песня у нее красивая, звонкая, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка.
(Иволга) (слайд 24)
3. В конце весны, с наступлением хорошей погоды и появлением в воздухе насекомых, прилетают к нам эти маленькие черные птички. Они летают с очень большой скоростью. Все совершают на лету: кормятся, пьют, купаются, окунаясь на миг в воду, собирают подстилку для гнезд,... даже спят! На землю эти птицы не садятся, т. к. эти птицы здесь беспомощны: едва могут ползать. У этих птиц самый маленький клюв по отношению к телу. Гнезда строят с помощью своей липкой слюны.
(Стриж) (слайд 25)
4. Лазает по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним - вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Выводят птенцов зимой.
(Клест) (слайд 26)
5. Небольшая, с размером с воробья, птичка. Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. Если прийти вечером или ночью в лес. То сразу услышишь ее звонкую песню, которая разливается на всевозможные лады. Про них слагают песни.
(Соловей) (слайд 27)
6. Об этой ночной хищной птице складывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта - истребитель грызунов, а значит - наш большой друг.
(Сова) (слайд 28)
7. Эта птица умело подражает голосам многих птиц. Собственного голоса не имеют. Их называют вестниками весны.
(Скворцы) (слайд 29)
8. У этих птиц нет своего гнезда. Самец своим пением привлекает самку. Яйца подкладывают в другие гнёзда.
(Кукушка) (слайд 30)
9. У этой птицы белая грудка, черный сюртук и смешная походка. Они приспособлены к самому суровому климату. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, но они не умеют летать. Крылья в виде весел. Птица ныряет, плавает.
(Пингвин) (слайд 31)
10. Эту птицу называют символом доброты и счастья. В нашей стране живут 2 вида: белый... и черный... В отличие от цапель предпочитают более сухие места обитания. Их излюбленная пища лягушки, рыба, насекомые. Любят отдыхать на одной ноге. Убеждение, будто они приносят младенцев, принадлежит к числу самых стойких мифов в истории культуры.
(Аист) (32)
11. Эти птицы живут сообществами, но не общительны. Питаются в основном рыбой, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц. Гнезда строят в камышах или на больших деревьях. Нельзя сказать, что это красивые птицы. Угловатые движения и странные, корявые позы сводят эту красоту на нет. Голос неприятный, напоминает рев.
(Цапля) (33)
12. После сотворения мира одной птичке досталось некрасивое оперение. Но она не захотела остаться такой некрасивой и поспешила за уходящим закатным солнцем. Солнце окрасило её грудь в красно-коричневый цвет, а небесная синева упала на её спину. Эту птичку называют «летающий драгоценный камень». Её название сходно с одним временем года. (Зимородок) (слайд 34)
Педагог: Молодцы ребята! Птиц вы знаете прекрасно! А вот вспомните ли вы породы голубей, о которых я рассказывала вначале занятия? Узнать это нам поможет следующий конкурс.
4. Конкурс «Дальше, дальше»
Вызываются два человека, желающие принять участие в конкурсе. Оба участника встают в линию. Задание конкурса: сделать шаг вперёд и назвать породу голубя. Победит тот, кто сможет вспомнить большее количество названия пород голубей.
Педагог: Сегодня мы узнали много нового и интересного об удивительных птицах – голубях. Наше занятие подошло к концу и мне бы хотелось, чтобы вы по дороге домой понаблюдали за поведением голубей. И в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.
Использованная литература
1. журнал Классное руководство и воспитание школьников. Март 2012 №3
2. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_birds2.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сизый голубь
Королевский голубь
Агараны
Карликовые дутыши
Никобарский
Африканские совы
Английские сороки
Индианы павлиньи
Саксонские монахи
Московский монах
Антверпенские смерлы
Армавирский белоголовый космач
Барбы
Кулик - бекас
Галка, лебедь
Глухарь
Сорока
Кедровка
Синица
Королек
Малиновка
Дятел
Иволга
Стриж
Клест
Соловей
Сова
Скворец
Кукушка
Пингвины
Аист
Цапля
Зимородок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
Данные об автореАвтор: Кадырова Руфина Хамитовна Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область Регион: Астраханская область Характеристики ресурсаУ...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Конспект НОД «Птицы» в средней группе
Цель: формирование обобщающего понятия «птицы» через музыкальную деятельность....
Конспект занятия "Птицы- наши добрые друзья"
Конспект занятия по автоматизации звука [л] на материале темы "Птицы"....
конспект урока "Птицы в нашем лесу"
Урок музыки в 1 классе(разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л...
Конспект занятия "Птицы зимнего леса"
Конспект занятия для обучающихся 2 класса по программе "Экология" 2 год обучения. Дети знакомятся с разнообразием зимующих птиц, обитающих в лесу, учатся узнавать по внешнему виду, классифицировать по...
Конспект занятия «Птицы»
Приобщение к празднику «День Птиц».Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, учить детей доброте....