Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме
Данные об авторе
Автор: Кадырова Руфина Хамитовна
Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область
Регион: Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: основное общее образование
Класс: 7 класс
Предмет: Биология
Целевая аудитория: учащийся
Тип ресурса: конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Класс Птицы.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Класс Птицы. Вслед за птицами»
Автор: Кадырова Руфина Хамитовна, учитель биологии МБОУ Наримановского района «СОШ №11», Астраханская область
Цели:
1.Раскрыть влияние изменяющихся внешних условий на появление в животном мире новых признаков, позволивших к ним приспособиться и в дальнейшем сформировать две ветви – млекопитающих и птиц/
2.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
3.Указать черты сходства птиц с пресмыкающимися.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
2.Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование:
Натуральные пособия: чучела птиц, наборы перьев.
Изобразительные пособия: таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», модель «Строение яйца птицы», рисунки с изображением разных видов птиц.
ТСО: мультимедиапроектор, мультимедиафильм «Класс Птицы. Вслед за птицами».
I.Добрый день, ребята!
Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!
На последнем уроке вы закончили изучение животных класса Пресмыкающиеся, познакомились с внешним и внутренним строением животных этого отряда, изучили представителей отрядов.
-Давайте вспомним, к какому типу относится класс Пресмыкающиеся? (к типу Хордовые)
-Какие признаки указывают вам на это?
(наличие хорды, нервной системы, сердца, пищеварительной системы)
-Какие еще классы типа Хордовые вы изучили?
(ланцетники, круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные)
Сегодня мы познакомимся с вами с еще одним классом типа Хордовые.
Тема урока: «Класс Птицы. Вслед за птицами»
Цели урока:
1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися.
3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области.
3.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
II.Актуализация знаний
Основным проблемным вопросом нашего урока является изучение внешнего строения птиц в связи с их способностью летать.
На слайдах вы увидите основных представителей птичьей фауны нашего края.
Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить полученные ранее знания.
Фронтальная беседа:
Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.
Но эти признаки не универсальны. Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? (они погибнут, потому что приспособлены к жизни в воде).
Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы.
Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? (их жизнь зависит от температуры окружающей среды)
Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути:
1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание, и
2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
( По ходу беседы демонстрация схемы на слайде)
Схема №1
Изменение условий внешней среды
Похолодание
Усиление обмена веществ
??? (теплокровность)
Совершенствование кровеносной и дыхательной систем
Давайте сделаем вывод, какой же появляется признак?
(в животном мире появляется теплокровность).
Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются покровы тела.
Итак: возникают параллельно два класса животных:
1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ
2.Наземные, покрытые волосяным покровом – МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
А сейчас вы получаете задание.
Рассмотрите рисунок на слайде (на таблице) «Родословная животного мира». Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы. Птицы
Рыбы----Земноводные----Пресмыкающиеся
Млекопитающие
III. Изучение нового материала.
Беседа:
Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных.
(Характерные внешние признаки птиц:
1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея)
2.Крылья
3.две ноги
4.Голова с клювом, зубы отсутствуют
5.Тело покрыто перьями).
Все вы прекрасно знаете, что птицы великолепно летают.
Я ставлю перед вами проблемный вопрос: «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив Лабораторную работу с помощью инструктивных карточек.
Инструктивная карточка к лабораторной работе
Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц.
Ход работы
1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица.
2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?
3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?
4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?
5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.
6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике):
Виды Виды перьев |
7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?
8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.
Давайте вместе обсудим каждый вопрос Лабораторной работы и проверим, как вы справились. Оценивать друг друга вы будете сами, обменявшись тетрадями с соседом по парте.
Итак, проверяем:
1. Какая форма тела у птиц? (яйцевидная)
Чем яйцевидная форма тела удобнее прямоугольной?
(создает обтекаемость, форма гоночных машин тоже обтекаемая)
2.Передние конечности превратились в крылья. Крылья поддерживают птицу в воздухе
3Контурные рулевые перья образуют хвост птицы. Какую роль выполняет хвост? (роль руля)
4.Для чего птице длинная подвижная шея? (для обзора)
5.Каково значение перьев? (для сохранения температуры тела)
Виды перьев |
6.
Контур-ные (маховые и рулевые) | Пуховые | Пух |
7.Какой дантист выдернул все зубы у птиц? Почему у рептилий и млекопитающих есть зубы, а у птиц нет?
(они не летают, отсутствие зубов для облегчения массы тела)
Делаем вывод: все внешние признаки птиц приспособлены к полету:
1.форма тела
2.наличие крыльев, хвоста
3.перьевой покров
4.отсутствие зубов.
IV.Закрепление.
Задание
Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134 вы заполняете таблицу. Заготовки таблицы я вам раздала. Почему мы используем таблицу?
(Это способ познания, который позволяет нам сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы).
Таблица называется
«Черты сходства Пресмыкающихся и Птиц»
Классы животных | Черты сходства | ||
Покровы | Кожные железы | Строение яйца | |
Пресмыкающиеся | Роговые чешуйки | Отсутствуют | Богато желтком |
Птицы | Цевки, перья | Почти отсутствуют | Богато желтком |
А теперь посмотрите на слайд и сравните свои сведения с данными таблицы.
V.Домашнее задание.
1.п.27
2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц
3. Ребята, которые хотят получить дополнительную оценку
получают дополнительное творческое задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Астраханской области ( конкретное название темы можно будет получить на перемене)
Мы сегодня все хорошо потрудились – особо отличившиеся получают оценки.
Спасибо за сотрудничество!
Использованная литература:
1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2007 г.
2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва, 2000 г.
3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...
Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"
Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...
Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.
Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....
Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"
Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...
презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Птицы"
В презентации изложен материал о строении , жизнедеятельности , обмене веществ птиц в связи с полетом....
Проверочная работа по биологии 7 класс по теме: Отряды птиц. Дневные хищные птицы, совы, куриные
тест по биологи 7 класс...