Конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме

Кадырова Руфина Хамитовна

Данные об авторе

Автор: Кадырова Руфина Хамитовна 
Место работы, должность: МБОУ Наримановского района "СОШ №11", Астраханская область 
Регион: Астраханская область
Характеристики ресурса

Уровни образования: основное общее образование 
Класс: 7 класс 
Предмет: Биология 
Целевая аудитория: учащийся 
Тип ресурса: конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: конспект урока биологии в 7 классе "Класс Птицы. Вслед за птицами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока Класс Птицы.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Класс  Птицы.  Вслед за птицами»

Автор: Кадырова Руфина Хамитовна, учитель биологии МБОУ Наримановского района «СОШ №11», Астраханская область

Цели:

1.Раскрыть влияние изменяющихся внешних условий на появление в животном мире новых признаков, позволивших к ним приспособиться и в дальнейшем сформировать две ветви – млекопитающих и птиц/

2.Показать особенности внешнего  строения птиц, связанные с полетом.

3.Указать черты сходства птиц с пресмыкающимися.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

2.Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

 Оборудование:

Натуральные пособия: чучела птиц, наборы перьев.

Изобразительные пособия: таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», модель «Строение яйца птицы», рисунки с изображением разных видов птиц.

 ТСО: мультимедиапроектор, мультимедиафильм «Класс Птицы. Вслед за птицами».

I.Добрый день, ребята!

Присаживайтесь. Я рада нашей новой встрече!

 На последнем уроке вы закончили изучение животных класса Пресмыкающиеся, познакомились с внешним и внутренним строением животных этого отряда, изучили представителей отрядов.

-Давайте вспомним, к какому типу относится класс Пресмыкающиеся? (к типу Хордовые)

-Какие признаки указывают вам на это?

(наличие хорды, нервной системы, сердца, пищеварительной системы)

-Какие еще классы типа Хордовые вы изучили?

(ланцетники, круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные)

Сегодня мы познакомимся с вами с еще одним классом типа Хордовые.

Тема урока: «Класс Птицы. Вслед за птицами»

Цели урока:

1.Показать особенности внешнего  строения птиц, связанные с полетом.

2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися.

3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области.

3.Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться  размышлять.

II.Актуализация знаний

Основным проблемным вопросом нашего урока является изучение внешнего строения птиц в связи с их способностью летать.

На слайдах вы увидите основных представителей птичьей фауны нашего края.

Чтобы успешно усвоить новую тему, нам необходимо повторить полученные ранее знания.

Фронтальная беседа:

 Каждая рассмотренная группа животных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.

  Но эти признаки не универсальны. Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? (они погибнут, потому что приспособлены к жизни в воде).

 Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как  у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы.

 Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? (их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

 Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути:

 1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание, и

 2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.

( По ходу беседы демонстрация схемы на слайде)

                                                                                                                                      Схема №1

                                         Изменение условий внешней среды

                                                            Похолодание

                                          Усиление обмена веществ

                                                      ??? (теплокровность)

                              Совершенствование кровеносной и дыхательной систем

Давайте сделаем вывод, какой же появляется признак?

(в животном мире появляется теплокровность).

 Для защиты этого признака от непостоянства  температур совершенствуются покровы тела.

 Итак: возникают параллельно два класса животных:

1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ

2.Наземные, покрытые волосяным покровом – МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

 Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.

А сейчас вы получаете  задание.

Рассмотрите рисунок на слайде (на таблице) «Родословная животного мира». Напишите в тетрадях историю Хордовых в виде схемы.                            Птицы

Рыбы----Земноводные----Пресмыкающиеся

                                                                                                Млекопитающие

III. Изучение нового материала.

Беседа:

Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других животных.

(Характерные внешние признаки птиц:

1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея)

2.Крылья

3.две ноги

4.Голова с клювом, зубы отсутствуют

5.Тело покрыто перьями).

Все вы прекрасно знаете, что птицы великолепно летают.

Я ставлю перед вами проблемный вопрос: «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»

Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив Лабораторную работу  с помощью инструктивных карточек.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц.

        Ход работы

1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую  форму тела  имеет птица.

2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?

3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?

4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?

5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.

6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике):

Виды   Виды перьев

7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?

8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.

Давайте вместе обсудим каждый вопрос Лабораторной работы и проверим, как вы справились. Оценивать друг друга вы будете сами, обменявшись тетрадями с соседом по парте.

Итак, проверяем:

1. Какая форма тела у птиц? (яйцевидная)

Чем яйцевидная форма тела удобнее прямоугольной?

(создает обтекаемость, форма гоночных машин тоже обтекаемая)

2.Передние конечности превратились в крылья. Крылья поддерживают птицу в воздухе

3Контурные рулевые перья образуют хвост птицы. Какую роль выполняет хвост? (роль руля)

4.Для чего птице длинная подвижная  шея? (для обзора)

5.Каково значение перьев? (для сохранения температуры тела)

Виды перьев

6.

Контур-ные (маховые и рулевые)

Пуховые

Пух

7.Какой дантист выдернул все зубы у птиц? Почему у рептилий и млекопитающих есть зубы, а у птиц нет?

(они не летают, отсутствие зубов для облегчения массы тела)

Делаем вывод: все внешние признаки птиц  приспособлены к полету:

1.форма тела

2.наличие крыльев, хвоста

3.перьевой покров

4.отсутствие зубов.

IV.Закрепление.

Задание

Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134 вы заполняете таблицу. Заготовки таблицы я вам раздала. Почему мы используем таблицу?

(Это способ познания, который позволяет нам сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы).

Таблица называется        

«Черты сходства Пресмыкающихся и Птиц»

Классы животных

Черты сходства

Покровы

Кожные железы

Строение яйца

Пресмыкающиеся

Роговые чешуйки

Отсутствуют

Богато желтком

Птицы

Цевки, перья

Почти отсутствуют

Богато желтком

А теперь посмотрите на слайд и сравните свои сведения с данными таблицы.

        

 V.Домашнее задание.

1.п.27

2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц

3. Ребята, которые хотят получить дополнительную оценку

получают дополнительное творческое задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Астраханской области ( конкретное название темы можно будет получить на перемене)

Мы сегодня все хорошо потрудились – особо отличившиеся получают оценки.

Спасибо  за сотрудничество!

Использованная литература:

1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2007 г.

2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва, 2000 г.

3.Энциклопедия  «Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Конспект урока биологии в 7 классе, линия В.В.Пасечника на тему:"Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека"

Урок обобщения по теме "Класс Птиц" В ходе урока еще раз называются характерные чертв класса Птиц. В ходе выполнения заданий по группам осуществляется знакомство с наиболее многочисленными в нашей стр...

Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.

Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....

Конспект урока биологии в 8 классе "Внешнее строение птиц"

Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида...

презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Птицы"

В презентации изложен материал о строении , жизнедеятельности , обмене веществ птиц в связи с полетом....