Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт"
статья
Педагог дополнительного образования, социальный педагог ГБОУ СОШ №77 Петроградского района г. С-Пб.
Шилин Сергей Сергеевич.
Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт»
Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, – это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач.
Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими чертами характера индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.
Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности.
Девиантное поведение может выражаться в агрессивных проявлениях, уходу от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям, и, как следствие, бродяжничество, пьянство, суицид.
Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов:
в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).
Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и был бы интересен современным школьникам
Одними из способов профилактика девиантного поведения являются:
- Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
- Организация интересного и познавательного досуга школьников.
Эти способы профилактики мы реализуем в нашей школе с помощью программы «Школьный туризм». Она позволяет создать условия для физического и личностного развития детей, воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю, через занятия школьным туризмом.
Коротко о секции юный следопыт: появилась в 77 школе в начале 2014 года, до этого момента в школе 8 лет никто не выезжал с детьми на районные турслеты. Посещают секцию дети с 5 по 10 класс, не имеющие медицинских противопоказаний и проблем с учебой. 2 группы – 1 и 2 года обучения. 10 часов в неделю(4 и 6).
Изначально в секции «Юный Следопыт» занимались дети, обучающиеся на 4 и 5 и из благополучных семей. Являясь по совместительству социальным педагогом, я стал приглашать на соревнования и выезды неблагополучных детей (по совету завуча). Со временем это стало правилом: привлекать к участию детей из неблагополучных семей и учащихся, стоящих на внутришкольном контроле. Стоит отметить, что они стали и побеждать в них, что добавило им уверенности в себе, авторитета в среде сверстников и повлияло в положительную сторону на учебные результаты.
Естественно, в программе есть 2 вида занятий- теоретические и практические. Основными формами теоретических занятий являются лекции, семинары, дискуссии. Практические – экскурсии, экспедиции, конкурсы, выезды, походы.
Теоретические занятия проходят в школе по одному разу в неделю в будние дни. Остальное время – практические занятия на местности – выезды, походы, соревнования в выходные и каникулярные дни.
Теоретические занятия несут образовательный характер, а на практических занятиях и в походах, кроме отработки необходимых умений и навыков, у ребят развивается чувство ответственности, взаимовыручки, уважения к природе и друг к другу. Во время походов ребята получают не только практические навыки, но и учатся общаться друг с другом, спорить, проигрывать и выигрывать, проявлять свои лидерские качества и терпимость друг к другу, учатся разрешать конфликты.
За несколько лет, работы секции ребята поучаствовали в 15 районных соревнованиях и заняли множество грамот за 1,2,3 места, дети – стоящие на ВШУ, идут заниматься и в другие секции – пробуют себя в новых амплуа и совершают новые открытия.
Хотелось бы привести конкретные примеры:
Ученик А. с начальной школы стоял на внутришкольном учете. Поведение мальчика было агрессивным, психика – лабильной. В классе ребенка не любили, и, не довольствуясь ролью изгоя, он всячески привлекал к себе внимание одноклассников и педагогов разными выходками, истериками и порчей школьного имущества. Проблемы, к сожалению, шли из семьи, на которую не могла повлиять ни школа, ни органы опеки. Отец ребенка пил, мать не жила с семьей годами. Ученик был привлечен к занятиям в секции «Школьный туризм». Сначала неохотно, но потом все активнее он начал принимать участие в поездках и походах и даже побеждать в соревнованиях. Чувствуя внимание и заботу со стороны взрослых, ребенок изменился – стал ответственней, спокойнее, выходки прекратились, да и одноклассники забыли о прошлом «амплуа» своего товарища, стали относиться к нему дружелюбно и уважительно. В конце прошлого учебного года мальчик был снят с внутришкольного учёта.
Ученица Б. находится так же в сложной ситуации. Девочка отстает в развитии, нуждается в коррекционном образовании, но родители отказываются забрать ее из общеобразовательной школы. На уроках в начальной школе девочка была замкнута, в процессе урока участвовала мало, была неопрятна, с ребенком практически никто не дружил. С переходом в 5-й класс ситуация стала меняться. Девочка записалась в секцию «Школьный туризм» и не пропустила практически ни одного выезда. Она стала более общительной, у нее появились новые друзья в кружке, оценки по предметам улучшились. Почувствовав себя уверенней, ученица стала также посещать занятия школьной театральной студии.
Таким образом, мой опыт показывает, что привлечение детей к краеведческой деятельности (программа «Юный Следопыт») позволяет не только обеспечить интересный и познавательный досуг, тем самым формируя навыки здорового образа жизни и спорта, но и способствует профилактике рискованного поведения, формируя активную жизненную позицию ребенка и воспитывая чувство коллективизма, коммуникабельности, ответственности, самодисциплины;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika2024.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования, социальный педагог ГБОУ СОШ №77 Петроградского района г. С-Пб.
Шилин Сергей Сергеевич.
Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт».
Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, – это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач.
Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими чертами характера индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.
Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности.
Девиантное поведение может выражаться в агрессивных проявлениях, уходу от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям, и, как следствие, бродяжничество, пьянство, суицид.
Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов:
в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).
Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и был бы интересен современным школьникам
Одними из способов профилактика девиантного поведения являются:
- Пропаганда спорта и здорового образа жизни.
- Организация интересного и познавательного досуга школьников.
Эти способы профилактики мы реализуем в нашей школе с помощью программы «Школьный туризм». Она позволяет создать условия для физического и личностного развития детей, воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю, через занятия школьным туризмом.
Коротко о секции юный следопыт: появилась в 77 школе в начале 2014 года, до этого момента в школе 8 лет никто не выезжал с детьми на районные турслеты. Посещают секцию дети с 5 по 10 класс, не имеющие медицинских противопоказаний и проблем с учебой. 2 группы – 1 и 2 года обучения. 10 часов в неделю(4 и 6).
Изначально в секции «Юный Следопыт» занимались дети, обучающиеся на 4 и 5 и из благополучных семей. Являясь по совместительству социальным педагогом, я стал приглашать на соревнования и выезды неблагополучных детей (по совету завуча). Со временем это стало правилом: привлекать к участию детей из неблагополучных семей и учащихся, стоящих на внутришкольном контроле. Стоит отметить, что они стали и побеждать в них, что добавило им уверенности в себе, авторитета в среде сверстников и повлияло в положительную сторону на учебные результаты.
Естественно, в программе есть 2 вида занятий- теоретические и практические. Основными формами теоретических занятий являются лекции, семинары, дискуссии. Практические – экскурсии, экспедиции, конкурсы, выезды, походы.
Теоретические занятия проходят в школе по одному разу в неделю в будние дни. Остальное время – практические занятия на местности – выезды, походы, соревнования в выходные и каникулярные дни.
Теоретические занятия несут образовательный характер, а на практических занятиях и в походах, кроме отработки необходимых умений и навыков, у ребят развивается чувство ответственности, взаимовыручки, уважения к природе и друг к другу. Во время походов ребята получают не только практические навыки, но и учатся общаться друг с другом, спорить, проигрывать и выигрывать, проявлять свои лидерские качества и терпимость друг к другу, учатся разрешать конфликты.
За несколько лет, работы секции ребята поучаствовали в 15 районных соревнованиях и заняли множество грамот за 1,2,3 места, дети – стоящие на ВШУ, идут заниматься и в другие секции – пробуют себя в новых амплуа и совершают новые открытия.
Хотелось бы привести конкретные примеры:
Ученик А. с начальной школы стоял на внутришкольном учете. Поведение мальчика было агрессивным, психика – лабильной. В классе ребенка не любили, и, не довольствуясь ролью изгоя, он всячески привлекал к себе внимание одноклассников и педагогов разными выходками, истериками и порчей школьного имущества. Проблемы, к сожалению, шли из семьи, на которую не могла повлиять ни школа, ни органы опеки. Отец ребенка пил, мать не жила с семьей годами. Ученик был привлечен к занятиям в секции «Школьный туризм». Сначала неохотно, но потом все активнее он начал принимать участие в поездках и походах и даже побеждать в соревнованиях. Чувствуя внимание и заботу со стороны взрослых, ребенок изменился – стал ответственней, спокойнее, выходки прекратились, да и одноклассники забыли о прошлом «амплуа» своего товарища, стали относиться к нему дружелюбно и уважительно. В конце прошлого учебного года мальчик был снят с внутришкольного учёта.
Ученица Б. находится так же в сложной ситуации. Девочка отстает в развитии, нуждается в коррекционном образовании, но родители отказываются забрать ее из общеобразовательной школы. На уроках в начальной школе девочка была замкнута, в процессе урока участвовала мало, была неопрятна, с ребенком практически никто не дружил. С переходом в 5-й класс ситуация стала меняться. Девочка записалась в секцию «Школьный туризм» и не пропустила практически ни одного выезда. Она стала более общительной, у нее появились новые друзья в кружке, оценки по предметам улучшились. Почувствовав себя уверенней, ученица стала также посещать занятия школьной театральной студии.
Таким образом, мой опыт показывает, что привлечение детей к краеведческой деятельности (программа «Юный Следопыт») позволяет не только обеспечить интересный и познавательный досуг, тем самым формируя навыки здорового образа жизни и спорта, но и способствует профилактике рискованного поведения, формируя активную жизненную позицию ребенка и воспитывая чувство коллективизма, коммуникабельности, ответственности, самодисциплины;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)
В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...
Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области
Завершается 2016-2017 учебный год, но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...
«Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании» на примере кружка «Юный переводчик»
Использование нетрадиционных форм на занятиях творческого объединения "Юный переводчик" в детском саду....
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Профилактическая работа с подростками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в...
Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде
В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”.
Родительское собрание на тему:“Профилактика агрессивных форм поведения в подростковом возрасте”....
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Материал предназначен для доведения информации до педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, факторов и причин его возникновения. Предоставляются результаты психологической диа...