Спортивный коллектив объединения «Пауэрлифтинг» как среда социализации подростков и молодежи
статья (9, 10, 11 класс) на тему

Васюченко Олег Михайлович

Обобщение опыта работы с подростками в объединении "Пауэрлифтинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivn._kollekt_sotsial.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский Центр «Каскад»

Обобщение опыта

по теме: «Спортивный коллектив объединения «Пауэрлифтинг» как среда социализации подростков и молодежи»

Подготовил: педагог дополнительного

образования О.М.Васюченко

Березники 2015

Спортивный коллектив объединения «Пауэрлифтинг» как среда социализации подростков и молодежи

Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, который происходит как под влиянием внешней среды (воспитание, обучение, СМИ), так и в результате самовосприятия и самомоделирования жизни, которые помогают ему функционировать как в конкретном обществе, так и в мировом пространстве.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании, появляется большое разнообразие отношений. На подростка сильное влияние оказывают микро- и макросреда, а также различные социальные институты.

Мне как педагогу дополнительного образования по пауэрлифтингу  часто приходится общаться с подростками. Среди моих воспитанников немало подростков, относящихся к так называемой категории трудных. Причины их появления в объединении разные: одни хотят подкачать мышцы, другие уйти от безысходности, окружающей их, третьи приходят из интереса.

Занятия силовыми видами спорта всегда привлекали мальчишек как возможность приобрести красивую мускулистую фигуру, почувствовать себя сильным и ловким. Упражнения с поднятием тяжестей преображают любого человека, помогают преодолеть себя, свою собственную слабость, физическую неразвитость, выработать в себе не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке физическая культура – это не только интересное увлечение, источник здоровья и хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни, оказывающая влияние  на создание имиджа человека; это один из факторов, определяющий успешность, благополучие и качество жизни.  

В современных условиях усиливается тенденция самоустранения родителей от воспитания и личностного развития ребенка. Подросток попадает под отрицательное воздействие социальной среды; сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками и взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в коллективе и самоутверждения в нем. В данной ситуации система дополнительного образования играет особую роль, решая не только задачи обеспечения качественного образования, но и проблемы воспитания, социализации, оздоровления и стабильности российского общества в целом.

Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им.

На своих занятиях я  ставлю перед собой в первую очередь следующую цель – воспитание таких личностных качеств, необходимых в жизни каждого будущего полноценного члена общества, как ответственность и самоуважение, опирающиеся на понятие чести. Достигать цель мне помогают

следующие принципы воспитания:

Воспитание личности в коллективе

Подросток, попадая в наш коллектив, приобретает другой положительный социальный опыт. Он начинает взаимодействовать с людьми, у которых на первом месте дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Перед подростком встаёт пример чётко организованной спортивной жизни нашего объединения со своими правилами, понятиями, целями. Эта жизнь основана на сотрудничестве и взаимопомощи, на строгом соблюдении норм спортивной этики.

Связь воспитания с жизнью

В условиях учебно-тренировочного процесса, включающего в себя  соревновательную борьбу, на фоне большого физического и эмоционального напряжения у занимающихся возникают разнообразные достаточно сложные ситуации, требующие конкретных поведенческих действий. Честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки (использование допинга, нарушение правил соревнования, пренебрежение нормами спортивной этики и т. д.). Систематически упражняясь в выборе правильного решения, воспитанники могут формировать у себя определённый стереотип поведения не только в спорте, но и в повседневной жизни. Достигается это беседами, обсуждением действий товарищей, разбором соревнований.

Организация досуговой деятельности

Помимо тренировочного процесса в нашем объединении часто проводятся внеклассные мероприятия, направленные на расширение неформального досугового общения. Мы часто устраиваем чаепития, например, по поводу дня рождения или удачного выступления на соревнованиях, дни здоровья на лыжах, в бассейне, а в летнее время с выездом на теплоходе. Такие мероприятия в определённой степени укрепляют дружеские узы коллектива, препятствуют возникновению нежелательных контактов со случайными знакомыми.

Авторитет старших товарищей

Глядя на результаты, которых добиваются воспитанники со стажем, начинающие спортсмены пытаются им подражать, принимать не только технические аспекты тренировок, но и морально нравственные аспекты поведения. Успешные выступления моих воспитанников на чемпионатах России, Европы, Мира вселяют в новичков уверенность, веру в собственные возможности. С другой стороны они видят, что путь к успеху не прост. Только упорные ежедневные тренировки, целеустремлённость, старание и сила воли  дают свои плоды. 

Профилактика вредных привычек

Большое внимание в своей работе с подростками  я уделяю формированию ценностного отношению к физическому и нравственному здоровью. Мои воспитанники участвуют в различных акциях, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Эти мероприятия проводятся для обучающихся образовательных учреждений города в рамках проекта «Мы выбираем спорт». Проходят они в форме показательных выступлений, демонстрирующих силовые возможности человека. Акции сопровождаются видеороликами, которые создают сами спортсмены. Материалом для создания видеороликов являются фотографии и видео с городских, российских и мировых соревнований.

Также воспитанники объединений силовых видов спорта ежегодно участвую в городском празднике «День физкультурника», в силовом уличном экстриме «Стронгменшоу». Цель таких мероприятий показать молодежи города, что можно развлекаться без алкоголя и наркотиков, при этом быть популярным благодаря занятиям спортом.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Наличие индивидуального подхода необходимо не только при обучении, но и при воспитании. Все занимающиеся разные, знание их особенностей, уровня развития, личного опыта, социальных характеристик помогает предотвратить нежелательные конфликты, а значит, способствует качественному процессу обучения.

Трудовое воспитание

Помимо регулярных дежурств по уборке зала, техническому обслуживанию тренажёров и спортивного инвентаря, мои воспитанники принимают активное участие в различных социальных и учебных проектах, участвуют в работе летних трудовых отрядов:

  •   Учебный проект «Тренажеры своими руками» (направлен на создание совместно с обучающимися тренажеров для силовых упражнений по чертежам Валентина Дикуля).
  •   Социальный проект «Живые берега» (участие в эко-десанте по уборке прибрежной территории Усольского района).  
  •  Социально-культурный проект «Камские просторы: путешествие в старину» (участие в создании деревянного помоста для концертного выступления).
  •  Деятельность в рамках летних трудовых формирований (ремонт спортивного оборудования, косметический ремонт спортивного зала, озеленение территорий и др.)

Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого

Даже категорично и жёстко предъявляемое требование об исправлении последствий серьёзного проступка не должно иметь грубой, оскорбляющей словесной формулировки, а организация деятельности по исправлению не должна унижать проштрафившегося. Слова и действия педагога не должны носить  оскорбительный или унижающий воспитанника характер. Без этого невозможно сформировать у подопечных самоуважение и чувство личного достоинства.

Опора образовательного процесса на систему духовно-нравственных  ориентиров

Речь идёт о формировании жизненной установки на служение благородным целям: сохранении здоровья для создания семьи, выполнения долга перед родителями, Родиной, следовании принципам гуманизма, справедливости, чести.

Профессиональная деятельность, опирающаяся на эти  принципы, позволяет направлять и корректировать процесс формирования личности.

В заключении хочу сказать, что воспитательный эффект занятиями силовыми видами спорта трудно переоценить. Опыт моей работы показывает, что спорт не только способствует повышению уровня здоровья и физической подготовленности подростков, но и оказывает позитивное влияние на интересы и поведение обучающихся, повышает устойчивость к различным негативным социальным явлениям.

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

1. Завгородний Н.И. Социальные  функции современного спорта. Текст // Детский тренер. 2013. №2. – С. 14-18.

2. Честикова Т.Ю. Значимость дисциплины в воспитании и развитии подростка. Текст // Дополнительное образование. 2013. №7. – С. 13-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спортивно-оздоровительные занятия по самбо с подростками и молодежью»

«Спортивно-оздоровительные занятия по самбо с подростками и молодежью»...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

III Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSI-NESSTEEN

III  Международный квест по предпринимательству молодежи среди детей, подростков и молодежи BUSINESSTEEN.Участие по компетенции "Предпринимательство".Ответственные за проведение и участ...

Статья "Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие" г.Калуги как социокультурная среда развития одаренности подростков и молодежи"

Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми в муниципальной экспериментальной школе дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ)...

"Причины участия подростков и молодежи в неформальных объединениях"

Беседа проведена с целью дать воспитанникам представление о различных типах неформальных молодежных движениях, о причинах вступления подростков в неформальные объединения; развивать критическое м...

Тезис КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО 2024 год

Участие в IV Краевой ярмарке педагогических инновационных идей - 2024 (21 февраля 2024 года г. Чита) Тема: "КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СПО"...