Устный журнал как форма развития творчества учащихся
статья (5 класс) на тему
Особенности конструирования учебного процесса в форме устного журнала. Проблемы, поиски решений и результат детского творчества. Устный журнал "Без поста нет праздника".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр интеллектуального развития Ювента» муниципального образования город Ноябрьск,
Тема: «Устный журнал как форма развития творчества учащихся»
Педагог дополнительного образования « Центра
интеллектуального развития Ювента»
Черняк Галина Михайловна
Ноябрьск, 2017 г.
Пояснительная записка
Форма занятия по русскому языку в дополнительном образовании играет важную роль, так как обучающиеся приходят на занятия с целью совершенствования, углубления знаний по предмету. Следовательно, стандартная урочная форма занятия – это потеря интереса и мотивации на посещение дополнительного образования по предмету. Считаю, важно и можно через дидактический материал, форму занятия, организацию образовательной деятельности увлечь обучающихся русским языком.
Для занятия в группе «Русская словесность» при реализации темы: « Язык - речь – творчество» с учащимися 5 класса была выбрана нестандартная форма занятия (устный журнал), которая позволяет эмоционально, ярко донести важную информацию по выбранной проблеме и побудить учащихся к творчеству и самопознанию проблемы через реализацию познания созданием самостоятельных текстов и формированием «страничек».
Форма нестандартного занятия интересна, она апробирована педагогическим сообществом, но используется нечасто в силу своей сложности подготовки, протяженности во времени (2-3 недели) и требованием выхода результата на зрительскую общественность. Но педагогический потенциал данной формы работы велик в силу того, что учащиеся, обученные работать в этой форме занятия, научаются самостоятельности работы с разными источниками информациями, обретают умение создавать и комбинировать самостоятельно тексты разных жанров, моделировать страничку, подчиняя ее теме, главной мысли.
Устные журналы подчинены чаще одной какой-то теме (политической, литературной, лингвистической, творческой участников группы и т.д.), которая рассматривается с разных сторон и реализуется в «страничках». Страничка иллюстрируется, позволяя обучать учащихся подчинять и соединять слово и иллюстрацию, что важно для формирования воображения, эстетического вкуса.
Формирование творческих навыков – процесс сложный и непростой. Данная форма организации учебного процесса ( устный журнал) позволяет это делать в системе.
На изучение данной темы было отведено 4 учебных часов, которые распределены следующим образом:
первый час – ознакомление и осмысление темы: « Язык - речь – творчество» через повторения особенности текста и различия понятий «речь» и «язык», на основе теории создание текстов, раскрывающих особенности православного поста на примере Рождественского поста) , изучение тематической литературы, распределение ролей из числа учащихся группы ( главный редактор, редколлегия, фотокорреспондент, художник-оформитель, корректор, ведущие «страничек»)и формирование творческих групп для подготовки «страничек»;
второй час - групповые и индивидуальные консультации учащихся и руководителей групп, редакции устного журнала, корректировка и обсуждение творческих материалов «страничек»;
третий час – устный журнал «Без поста нет праздника», реализуемый перед родителями и учащимися интеллектуального центра «Ювента»;
четвертый час - обмен мнениями.
Цель устного журнала:
- познакомить детей с постом как церковным установлением;
2. показать важность и посильность поста для каждого человека;
3. показать духовное содержание поста;
4. воспитывать уважение и любовь к православным традициям.
Оборудование:
Проектор, компьютер, презентация, выставка литературы «Духовность и пост», запись духовных песнопений.
Представляю практическую работу учащихся – устный журнал
Устный журнал «Росточки веры»
Тема выпуска: «Без поста нет праздника»
г.Ноябрьск
2017г.
Первая страница: « Кружит, вьюжит непогода на исходе ноября… »
( на фоне картинок зимнего города Ноябрьска)
Ведущий страницы:
Ноябрьские зимние краски.
Здравствуйте, ноябряне! Давайте представим себе, что вы художник. Какими красками вы нарисуете зиму в Ноябрьске? Я знаю ваш ответ. Вы скажите мне, что ноябрьская зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели снежные шапки. Деревья укрылись от мороза белоснежным пледом. Дороги замело, закутало пушистым легким покрывалом. Всё белым-бело вокруг. Чистота стерильная… И … красота.
Но если приглядеться, то снег в нашем городе не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. Их блики слепят глаза и радуют сердце. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым. И это нарушает стерильность и парадность. Но сердце помнит красоту.
Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат в моем Ноябрьске окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. Это старается батюшка-мороз. Последние лужи скованы морозом и искрят на солнце яркими цветами радуги. И старушка-зима начинает охать, кряхтеть и скрипеть на морозе. Это она пугает запоздалых путников, которые очарованы красотой зимнего вечера.
Зима – пора волшебства. Как я люблю красавицу-зиму в Ноябрьске!
Светлакова Анастасия. Группа РС1
1 чтец:
Заметает, замело…
На земле белым-бело.
Плещет в небе снегопада
Лебединое крыло.
Дуновением творя
Серебристые моря,
Кружит, вьюжит непогода
На исходе ноября.
2 чтец:
Ни просвета, ни пути
В мутной сумрачной сети.
Только дымная поземка
Над сугробами лети!
Поскорей бы час, когда
С высоты на города
Глянет ясно и лучисто
Вифлеемская звезда!
1 чтец:
Будет день без серых туч,
И слепяще яркий луч,
И катание на санках
С ледяных высоких круч
Будет все сверкать окрест
Под хрустальный благовест,
Будут яркие обновки,
Будет елка до небес!
…А пока – на много верст
Колыханье снежных звезд,
Да машинки швейной стрекот,
Да Филиппов долгий пост.
Ведущая страницы:
Холодная, леденящая красота. Холодно природе, холодно и душе. Народ говорит: «Зима с осенью борется». На город опускает свое черное крыло северная ночь. Все вокруг готовится к зимнему сну. В душу закрадывается беспокойство и тоска. Как спастись от этого. Что поможет человеку?
Снег порошит дорожки у дома,
А воздух – ясен и прост.
В сердце нашем томится истома-
Близок Рождественский пост
Вторая страница «Пост – это церковное установление…»
Ведущий страницы:
Время поста сейчас не может пройти незаметно. Об этом напомнят и газеты, и радио, и телевидение. Но как нам жить в это время, если оно необычное, строгое, величественное? Если его чувствует и требует душа человека?
«Почему необычное ? » - скажете вы? Давайте мы объясним вам, что такое пост, как надо себя вести во время поста. И вы поймете, почему время поста необычное, строгое и величественное.
1 ученик:
В жизни Церкви есть особое время – пост. Это время отличается особой строгостью и величием.
Пост – это церковное установление, смысл которого – воздержание.
По слову Божию, христиане постятся в память о своем Спасителе, причем не произвольно, кто когда захочет, а в те дни и времена, которые установлены Святой Апостольской Церковью. В период поста христиане не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, сыра и яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время.
2 ученик:
Прежде всего, есть постные дни всего года – это среда и пятница каждой недели. Они установлены Церковью в память предания Спасителя на страдания и смерть (среда) и в память Его Крестной смерти (пятница). Христиане в эти дни проводят больше времени в молитве, они не принимают пищу до трех часов до полудни – когда Спаситель умер на Кресте.
1 ученик:
Церковью были установлены и другие длительные посты: Великий пост, предшествует празднику Пасхи Христовой. Этот пост называют Главным. Рождественский пост тоже длится 40 дней. Успенский пост и Петров бывает летом. Великий и Успенский посты – строгие, а во время Рождественского и Петрова поста есть много дней, когда православные могут вкушать масло и рыбу.
2 ученик:
Пост, как христианский подвиг, не принадлежит исключительно одному телу: ограничения в питании не является его единственным содержанием.
В это время православный человек старается привести в порядок и очистить свою душу и жизнь.
Как мы это делаем? Во-первых, мы постимся. Что значит поститься?
Мы отказываемся от некоторой еды. Еда нам нужна и полезна, но нам нужно и полезно уметь иногда не делать того, что нам хочется. Мы вам признаемся, это бывает очень трудно.
Но пост не только в том, чтобы избегать каких-то видов еды: это просто. Пост, прежде всего, воздержание чувств.
Поговорим об этом немножко: вот тебе хочется взять что-нибудь не твое, чужое, или хочется шуметь, когда не надо шуметь, или хочется похвастаться, сказать неправду, но ты знаешь, что этого не надо делать. Чтобы научиться преодолевать себя, нужно много терпения, Над этим надо трудиться, упражняться. Добиться успеха поможет пост, строгие его правила, которые постящийся должен выполнять.
Ведущий страницы:
Обыкновенно дети не постятся, как взрослые, да и еду дети не готовят сами, а едят то, что им дают. Но каждый может придумать для себя маленький пост – отказаться на дни поста от чего-нибудь, что ты любишь, но что тебе не так необходимо, - конфет, шоколада, мороженого или чего-то другого. Мы знаем, тебе это под силу. Если пожелаешь, ты это можешь сделать легко. Нужно только захотеть!
Третья страница: « Без Рождественского поста не бывает Рождества Христова »
Ведущий страницы:
Сейчас идет Рождественский пост.
Рождественский, или Филиппов, пост начался после дня святого Филиппа, то есть 28 ноября и закончится в рождественский сочельник 6 января, продолжаясь, таким образом, сорок дней. Это второй по значению пост после Великого поста. После него наступает светлый праздник Рождества Христова. Без этого поста нет праздника!
Чтец:
В небе звездочка зажглась
золотая.
Эта звездочка была
не простая.
Сам Всевышний Бог
ту звезду зажег!
И горит звезда,
и сияет,
Нам к спасенью путь
Озаряет.
Песнопение
1 ученик:
Сорокодневный пост появился в древней Церкви, Ученики Спасителя постились так, подражая своему Божественному Учителю, Который после Крещения в Иордане сорок дней провел в пустыне.
В пустыне Христа искушал дьявол. Жизнь в пост вообще богата искушениями, и поэтому Церковь дает людям особенную помощь в это время, В храмах во время богослужения читаются молитвы. В них мы просим Бога исцелить душу от праздности, уныния, любви к власти и празднословию, дать нам дары целомудрия, любви и терпения, и, самое главное, способность видеть свои грехи.
2 ученик: (демонстрируются слайды храма, исповеди, причастия).
Вот молитва, которую читают в церкви:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и праздности не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренности, терпения и любви, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прогрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков . Аминь.
1ученик:
Более простыми словами это звучит так:
Господи, помоги мне не быть ленивым, не повелевать, властвовать другими, не болтать попусту. Дай мне быть чистым в мыслях, не хвастаться, быть терпеливым и любить других. Да, Господи, помоги мне видеть то плохое, что я сам делаю, и не осуждать других.
2 ученик:
Во время поста нужно обязательно исповедаться. Исповедь – это покаяние.
Детей называют ангелами. Ангелы ближе всех к людям. Они возвещают тайны и намерения Божии и наставляют людей жить для Бога. Они никогда не оставляют нас, хотя бы мы и согрешили, они всегда готовы помогать нам, если только мы сами пожелаем. Если у ва, ребята, было таинство Крещения , то у вас есть у каждого свой ангел- хранитель.
Чтец:
Ангел - хранитель тебя охраняет,
Все твои мысли он тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь - он страдает и плачет
Ведущий страницы:
Конечно, дети ближе к миру ангельскому – хотя бы тем, что страсти у нас еще не укоренились и не стали нашей второй сутью. Но ни один ребенок не свободен от греха: мы можем и завидовать, и беспочвенно мечтать, можем лгать и обманывать, нам свойственно неподчинение родителям, непослушание… Исповедь помогает очистить нам душу. Попробуйте исповедоваться, ребята, и вы поймете, как свободно дышится, какое большое и высокое небо над нами, сколько сил у тебя прибавится.
После исповеди – причастие. Сердце наполняется духовной радостью.
Страница четвертая: « Время духовной радости»
Ведущий страницы:
Казалось бы, наступление длительного поста должно вызывать скуку, уныние, страх. Но поверьте нам, православные люди во время поста чувствую совсем противоположное: ожидание обновления. Во время поста мы чувствуем внутреннюю собранность, радость и свет.
Духовной радости, а не уныния исполнены церковные песнопения
Песнопения :
1 ученик:
Замечено, что скоромная пища мешает нам думать о духовном. Вот в определенные дни нам и полезно освобождаться нам от нее. После сытного обеда из нескольких блюд нами владеет лишь одно желание – лечь полежать, Приляжешь – и тут же уснешь… Серьезные умственные занятия в таком состоянии почти невозможны. А «собранный» ум побеждает духа праздности, духа лености. Мы заметили, что во время поста легче даются уроки, трудное задание приносит удовлетворение, дела по дому делаются быстро и с удовольствием.
2 ученик ( гимназист православной гимназии):
Вот как проходит пост в Ноябрьской гимназии:
Да, мы не едим скоромной пищи, но наша еда разнообразна и вкусна. Наш повар Мария Ивановна - чудесница. Она балует нас вкусными – превкусными варениками. Они такие аппетитные, что «пальчика оближешь». У нас в этот день тарелки всегда чистые.
Обязательно каждый день вкусный яркий салат. Он редко повторяется в эти сорок дней.
Ты не любишь каши? А мы едим их с большим удовольствием. Они ароматные и разные… С лучком, с поджарочкой, с овощным гарниром…
Обязательно два дня в неделю – рыба. Она тоже разная: в рыбной котлете, жареная, в тесте, соленая…
А какая вкусная выпечка: она сама просится в рот.
Орехи, и много фруктов. Компоты разные…
Мы знаем - когда пост – еда необычная, вкусная, красивая…
3 ученик ( гимназист православной гимназии):
Во время поста мы много занимаемся спортом. Посмотрите, как это происходит (демонстрируются слайды спортивных состязаний, игр).
Ведущий страницы:
Пост для православного человека – это совокупность добрых дел. В эти дни мы посещаем больных, инвалидов, готовим подарки близким и знакомым для поздравления с праздником явления в мир Спасителя. На уроках и на занятиях дополнительного образования мы готовим изделия для продажи на Рождественской ярмарке. Обычно это все то, что отражает праздник и славит Христа. Полученные деньги будут переданы на строительство Православной гимназии. Это наш небольшой, но посильный вклад в благородное дело. Мы и вас приглашаем принять участие в ярмарке, которая состоится 7 января в 12 часов дня в КСК «Ямал». Приходите посмотреть, что- нибудь купить, а если ты можешь что-то интересное делать, внеси свой вклад в празднование Рождества Христова.
Чтец:
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день…
1 ученик:
Во время Рождественского поста в гимназии много интересных мероприятий. Один из них «Праздник постного стола». Наши мамы делятся своим искусством готовить постную пищу. Это всегда очень интересно. У нас бывает до 80 видов разной еды. Мы, гимназисты, тоже участвуем: готовим презентацию рецептов, дегустируем, помогаем выбрать самый оригинальный и необычный рецепт, который пропагандируем для использования. Поверьте, это очень интересно.
И душа радуется! Мы, почти все, любим пост. А кто не сильно любит – терпеливо уважает.
2 ученик:
«Примите пост, больные, - это матерь здоровья, - говорит святой Василий Великий. - Примните пост, здоровые, - это охрана вашей телесной крепости». Пост и здоровье, пост и телесная крепость, действительно, связаны.
Чтец:
Жизнь бывает всегда молода,
Если в Боге она протекает.
Дни струятся, звенят и сверкают
И насыщены светом всегда.
Ведущий страницы:
Мы заметили: у молитвенников, людей, которые привыкли молиться, не бывает «старческих» глаз. Взгляд их ясен, лучист, а в лицах есть что-то юное. Посему мы не унываем: душа у молящихся людей чистая, а время, проведенное в посте, веселое. Веселое - от чистоты, от побуждающих добродетелей.
Это не дни уныния и скуки, это время особенной жизни духа в человеке, особенной свободы духа. Он возносится над мелочной суетой повседневности. И потому будем радоваться, что у нас есть пост.
1 чтец:
Горжусь, что я в России родилась,
Стране, что с детства полюбила,
Я всей душою с Родиной слилась
И только в ней беру для жизни силы.
Народ России мудр и велик,
Ни перед кем не станет на колени,
Как гибок и прекрасен наш язык,
В России жили Пушкин и Есенин.
Ведущий страницы:
Историю России не понять,
Порой сложна, порою так трагична,
Но кто хотел Россию силой взять
Поверженным и битым был обычно.
Я верю, что Россия не умрет,
Она из пепла возродится,
И правнук мой когда-нибудь споет,
Что он Россией-Родиной гордится.
( Т. Ускова, Г. Паламудов)
Песнопения
Заключительное слово педагога.
Святитель Иоанн Кронштадтский говорил, что «пост хорошо показывает или обнажает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор». Человеку в разном возрасте полезно делать ревизию своей души. Пост для этого самое хорошее время. Я рада, что мои ученики смогли понять суть православного поста и донести это до слушателей. Рада, что вы смогли через слово и речь убедить слушателей обратиться к тайнам своей души. Ваша речь была точна и конкретна, в меру эмоциональна и образна, искренна и убедительна. Я благодарю вас за работу, а слушателей за внимание и неравнодушие. Прослушав устный журнал, я уверовала: «очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати» (Преподобный Ефрем Сирин)
Литература.
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания / Избр. пед. труды. Т. 2. – М.: Просвещение, 1980. – 196 с.
3. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
4. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М.: Просвещение, 1972. – 136 с.
5.Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).
6."Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).
7. Уступ О.В. Урок внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.
8. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.: Педагогика, 1986.
9. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - М.: Новая школа, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал « Чудеса математики» для учащихся 5 класса.
Сказки, загадки-шутки, логогрифы, головоломки, фокусы - для развития интереса к предмету математики....
Методическая разработка устного журнала «Творчество Гёте»
Предложенное мероприятие рекомендуется проводить в рамках недели иностранных языков. Оно предназначено прежде всего для обучающихся, заверш...
Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...
Устный журнал "Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя"
Мероприятие нацелено на знакомство учащихся с жизнью и творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родному краю, формирование эстетических взглядов (культ...
Устный журнал «Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова»
Цель: представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова; выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие, широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм...
Устный журнал "Моя Москва" для учащихся 10-11 классов
Устный журнал с сопровождением презентации....
Устный журнал " П.М.Эрдниев.Жизнь.Деятельность.Творчество."
К юбилею академика РАО, ветерана ВОВ, профессора Пюрвя Мучкаевича Эрдниева. Эрдниев Пюрвя Мучкаевич – жизненный путь и творческие достижения(к 95 – летию со дня рождения)...