Устный журнал « Чудеса математики» для учащихся 5 класса.
материал (5 класс) по теме

Лимонова Лидия Афанасьевна

Сказки, загадки-шутки, логогрифы, головоломки, фокусы - для развития интереса к предмету математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_chudesa_matem.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал « Чудеса математики» для учащихся 5 класса.

                                                                                                 Лимонова Л.А.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с задачами – сказками, логогрифами, математическими фокусами, головоломками. Учить находить верные решения, рассуждать и делать выводы, вырабатывать вычислительные навыки.
  2. Развивать логическое мышление, память, смекалку, воображение, артистические навыки.
  3. Воспитывать аккуратность, уважение к одноклассникам, эстетичность, ответственность.
  4. Развивать интерес к предмету математики.

План

  1. Вступление.
  2.  1 страница – Сказки (инсценировки).
  3. 2 страница – Загадки – шутки.
  4. 3 страница – Логогрифы.
  5. 4 страница – Головоломки.
  6. 5 страница – Фокусы.
  7. 6 страница – Игра.
  8. 7 страница – Лотерея.
  9. Подведение итогов. Награждение победителей.
  10. Рефлексия. Задай вопрос  своему товарищу. Конверт.

Оборудование:

     Магнитофон, костюмы: лисы, медведя, журавля,  чугун, морковка, рыбки, квадрат, треугольник, ножницы, колпаки. Раздаточный материал в конвертах с номерами: веревки, жетоны, листы бумаги с заготовками квадратов. Кубики, обклеенные цифрами, монеты(1 рубль, 5 рублей), Карточки с цифрами 3 комплекта, надписи на ватмане,  призы. Оформление кабинета.

  1. Вступление.

Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему: «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, так как, по – видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишённого математических представлений.   И действительно, с математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра и до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчётами.

    Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёт в космос. Ведь для того, чтобы запустить космический корабль, необходимо выполнить огромное количество сложнейших вычислений и расчётов.

    Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию и даже в музыке и рисовании без неё не обойтись.

   Некоторые считают этот предмет сухим и неинтересным. Мы предлагаем вам узнать сегодня о математике много нового и интересного.

    Приглашаем вас на устный журнал «Чудеса математики». Вам нужно смотреть, слушать, улыбаться и отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон. Тот, у кого их окажется больше, будет победителем.

    Итак, мы начинаем.

1 страница   Сказки.

  Послушайте несколько сказочных историй. Будьте внимательны, вам придется ответить на вопросы.

Хитрая Лиса. (инсценировка)

Повстречался Медведь с Лисой.

- Ты куда, сестрица? – спрашивает Медведь.

-Домой спешу, - отвечает Лиса. – Мне заяц две морковки дал, похлёбку варить буду.

- И я домой иду, - говорит Медведь, - мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлёбку сварю.

Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя морковки больше, чем у нее, и говорит:

-  Давай, Медведь, похлёбку вместе варить будем.

Медведь согласился. Развели они костёр и сварили похлёбку. Только собрались есть, прилетел журавль.

- Здравствуйте, говорит журавль. – Да вы тут похлебку варите? Не угостите ли меня?

- Ишь ты, какой хитрый! – отвечает Лиса. – Что ты нам за это дашь?

- Рыбёшек, - говорит журавль.

Звери согласились. Сели все в кружок. Поделили похлёбку поровну и пообедали. Журавль положил на землю шесть рыбешек и улетел. Лиса и говорит Медведю:

- Тебе три рыбёшки, да мне три – поровну и разделим.

- Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки было, значит тебе две рыбки, а мне четыре.

Кто из них прав? Как бы вы поделили рыбу?

            Ответ: Так как морковок было 6, то журавль съел 2 Мишкины морковки, значит, ему он должен отдать 6 рыбёшек.

Еще одна сказочная история - про геометрические фигуры. (инсценировка)

Треугольник и квадрат.

Жили – были два брата,

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

        Младший – треугольный,

        Вечно недовольный.

        Стал расспрашивать Квадрат:

       «Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри:

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

        Но Квадрат ответил: «Брат!

        Я же старше, я -  квадрат».

        И сказал еще нежней:

       «Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

        Уходя, сказал: «Приятных

        Я тебе желаю снов!

        Спать ложился – был квадратным,

        А проснешься – без углов!»

Но наутро младших брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата.

Онемел… Стоял без слов…

         Вот так месть! Теперь у брата

         Восемь новеньких углов!

2страница  Загадки – шутки.

В каждой из этих загадок содержится какой - нибудь подвох, поэтому будьте внимательны.

  1. Задача о глупом Кондрате.

Шёл Кондрат в Ленинград,

Навстречу ему 12 ребят,

У каждого по лукошку,

В лукошке- по кошке,

У кошки – по котёнку,

У котёнка – по мышонку.

 Задумался старый Кондрат:

«Сколько котят и мышат

Ребята несут в Ленинград?»

                                     Ответ: Глупый, глупый Кондрат!

                                                 Он один лишь и шел в Ленинград.

                                                 А ребята с лукошками,

                                                 Котятами и кошками

                                                 Шли навстречу ему, в Кострому!

  1. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех?
  2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников?
  3. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село?
  4. Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?
  5. У причала стоит корабль, с которого свисает верёвочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
  6. Ребята пилят бревно на части определённой длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревна длиной 5 метров на 5 частей?
  7. Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижёт двух французов, чем одного немца? (больше заработает)
  8. Сколько пальцев на двух руках? (10) . А на десяти руках?
  9. Найдите два в квадрате; три в квадрате; а угол в квадрате?
  10. Коля поспорил, что определит, какой будет счёт в игре футбольных каманд «Спартак» и «Динамо», перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счёт?(0:0)

3 страница Логогрифы.

В первой части логогрифа надо догадаться, а каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы, и получить новое слово.

  1. Арифметический я знак,

В задачнике найдёшь меня

Во многих строчках.

Лишь «О» ты вставишь

Зная как, и я – географическая точка. (Плюс – полюс)

  1. Я – цифра меньше десяти,

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь

Рядом встать,

Я – все: отец, и ты, и дедушка , и мать. (семь – семья)

  1. Я – пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры. (куб – клуб)

4 страница Головоломки.

  1. На столе лежит кусок верёвки, вытянутой по прямой. Надо взять его одной рукой за один, другой за другой конец и, не выпуская концов верёвки из рук, завязать узел. (надо перекрестить руки и взять концы верёвки)
  2. Играя в мяч, 16 учеников разместились по сторонам квадратной площадки так, что на каждой стороны было по 4 человека. Затем 2 ученика ушли. Остальные переместились так, что на каждой стороне квадрата снова, оказалось по 4 человека. Наконец, ушли ещё 2 ученика, но остальные разместились так, что на каждой стороне квадрата  по-прежнему было по 4 человека. Как это могло получиться?

5 страница Фокусы

  1. Отгадывание зачеркнутой цифры.

Любой желающий пишет число, используя все цифры (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9) Затем одна цифра в этом числе зачёркивается и сообщается сумма оставшихся цифр.

(Пример: 1209786543 зачёркиваем 6, сумма 39.  (45 – 39=6,

т.к.0+1+2+3+4+5+6+7+8+9=45).

     2.  Отгадать день рождения.

День своего рождения умножить на 2. К полученному числу припишите нуль. К результату прибавьте 80. Полученное число умножьте не 5. Прибавьте номер месяца, в котором вы родились. Если вы правильно считали и скажете мне ответ, я скажу вам день вашего рождения.

(Пример – 15.07. 1)15·2=30, 2)300, 3)380, 4)1900, 5)1907.     1907-400 =1507)

3    Таинственные кубики. 6 кубиков

     Положите кубики один на другой, а я отгадаю сумму всех чисел, находящихся между кубиками, то есть скрытых от всех играющих. Я обладаю необыкновенным зрением и вижу числа через материал, из которого сделаны кубики.

(т.к. сумма чисел на противоположных гранях кубика равна 70, значит, сумма чисел на горизонтальных гранях 7·6=42. Из 42 вычесть число на верхней грани)

4.  Возьмите 2 монеты – 1 руб. и 5 руб. На листе бумаги обведите 1 руб. монету и аккуратно вырежьте круг. Как вы думаете, «пролезет» ли 5 руб. монета через этот круг?

6 страница Игра

Двум командам выдаются карточки с цифрами от 0 до 9. Для решения предлагаются арифметические примеры. Участники, имеющие карточки с числами, которые входят в ответ на пример, должны сесть в нужном порядке на два стула, стоящие возле каждой команды. Команда, которая молча первой дает правильный ответ, получает 2 жетона.

  1. Какое число меньше 36 в 3 раза? (12)
  2. Увеличьте 24 на 10 .(34)
  3. Сколько будет 7 умножить на 8? (56)
  4. 18 увеличьте в 5 раз. (90)
  5. Из 100 вычтите 22. (78)
  6. Сколько получится, если 6 умножить на 5?(30)
  7. Сколько получится, если 48 разделить на 2?(24)
  8. Сколько получится, если к 40 прибавить 17?(57)
  9. 90 уменьшите на 4.(86)
  10.   Какое   число меньше 100 на 9? (91)

7 страница Лотерея

На конвертах заранее написаны номера и к ним список призов. Называется номер конверта и выдается приз.

Подведение итогов.  Награждение победителей.

Рефлексия. Задай вопрос своему товарищу. В конверте вопросы. Ученик вытаскивает вопрос, отвечает на него и передает конверт другому ученику, которому хочет.

Примерные вопросы:

1.Что вам понравилось?

2. Что вам не понравилось?

3. Что вам запомнилось?

4. Что бы вы изменили в нашем журнале?

5. Что вы узнали нового?

6. Какой у вас любимый предмет?

7. Ваше хобби

8. Чему бы вы хотели научиться?

9. Кто, на ваш взгляд, был самым активным?

10. Почему журнал называется «Чудеса математики»

11. Что такое логогрифы?

12. Вы могли бы написать сочинение на тему «Как человек без математики жил?»

13. Не появилось ли у вас желание написать математическую сказку?

14. Какие фокусы вы запомнили?

15. Хотели бы вы научиться проводить математические фокусы?

16. Понравились ли вам головоломки?

17. Какая задача шутка вам запомнилась?

18.Считаете ли вы математику сухим и неинтересным предметом?

19. Понравилась ли вам игра?

20. Захотелось ли вам выполнять занимательные задания по математике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по математике

Устный журнал по математике...

Устный журнал "Женщины математики"

Знакомит учащихся с историческим и библиографическим материалом по теме, показывает восприятие выдающихся математиков современниками....

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

Устный журнал "Моя Москва" для учащихся 10-11 классов

Устный журнал с сопровождением презентации....

устный журнал "История математики"

Данное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с краткой историей развития математики, расширение кругозора учащихся, привитие интереса к предмету....

Устный журнал по математике

Устный журнал по математикеУстный математический журнал (внеклассное мероприятие в 5-6 классах)«Величие человека и его способности мыслить» - на доскеУСТНЫЙ ЖУРНАЛЦель:Формирование интереса к математи...

Устный журнал о математиках сказочниках "Чем страньше, тем чудесатее!"

Занимательно-познавательный материал о писателях, которые были математиками....