Программа по шашкам (3 года )
рабочая программа на тему

Чуманкин Алексей Вячеславович

  Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shashki.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе.

   Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

   Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

  И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

 Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

 Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

 Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Отличительной особенностью данной программы  является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

Программа объединения «шашки» создана в соответствии с теоретическими  знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми и молодежью.

Программа физкультурно-спортивной направленности.

Возраст занимающихся с 7 лет.

Срок реализации программы 3 года:

1год  - 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

2 год – 216 часов (3 раза внеделю по 2 часа)

3 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа)

2. Цель и задачи программы:

Цель программы:

• Раскрытие умственного и волевого потенциала личности воспитанников.  

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Форма проведения занятий:

- индивидуальная

- групповая

- теоретическая

- практическая

3. Планируемые результаты:

После I учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • элементарные основы шашечной игры;
  • историю возникновения шашек;
  • шашечную нотацию;
  • примеры выигрыша двух против одной.

Учащиеся должны уметь:

  • играть в шашки;
  • записывать партию;
  • разыгрывать простейшие комбинации;
  • уметь разыгрывать основные дебюты.

После II учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • различные тактические приемы и


  • владеть комбинационными навыками игры;
  • технику эндшпиля;
  • дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах);
  • основы стратегии.

Учащиеся должны уметь:

  • при игре использовать:        тактические приемы (заграждение,

отвлечение и т.п.);

  • применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону);
  • использовать стратегические приемы.

После III учебного года:

Учащиеся должны знать:

  • типовые позиции миттельшпиля;
  • углубленное изучение дебюта;
  • выдающихся шашистов прошлого и настоящего;
  • классические позиции;
  • шашечный кодекс;
  • элементарные основы судейства.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать партии и позиции;
  • составлять и применять план в игре;
  • проводить расчет вариантов.


           Виды диагностики: текущая, промежуточная, итоговая.

Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения.

Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го и 2-го года обучения, итоговая по окончании 3-го года обучения. Формы проведения данных видов аттестации:

- соревнования по шашкам (в процессе всего обучения);

- тестирование (в процессе всего обучения)

- сдача нормативов (в процессе всего обучения);

           Критерии оценки результатов:

•        Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;

•        Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

•        Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после

подсказки педагога.

4. Материально-техническое обеспечение:

   - методическая литература;

- шахматные доски;

- шашки.       


        Учебно -тематический план занятий  1- го года обучения.

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История развития  шашек.

2

_

2

1.1

Различные шашечные системы. Древность русских шашек.

1

_

1

1.2

Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году,

А.Д. Петровым

1

_

1

2.

Шашечный Кодекс

1

_

1

3.

Первоначальные понятия

6

6

12

3.1

Правила игры, шашечная нотация

2

_

2

3.2

Основы шашечной игры и её общие вопросы

2

_

2

3.3

Понятие о шашечной позиции,позиционное преимущество - важный путь к достижению победы

1

1

2

3.4

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях

1

1

2

3.5

Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров

_

2

2

3.6

Игры с записью партий

_

2

2

4.

Тактика

10

20

30

4.1

Различные способы выигрыша шашек

4

4

8

4.2

Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться,

в процессе игры

2

4

6

4.3

Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании,

 расчет ходов в партии

1

3

4

4.4

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры

1

3

4

4.5

Комбинационные ловушки

1

3

4

4.6

Контрудары

1

3

4

5.

Стратегия

2

2

4

5.1

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра

_

2

2

5.2

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная

1

_

1

5.3

Значение общего плана игры в партии

1

_

1

6.

Эндшпиль

6

4

10

6.1

Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой

3

1

4

6.2

Правило оппозиции – противостояние шашек

1

1

2

6.3

Три дамки против одной, «треугольник»

1

1

2

6.4

Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений

1

1

2

7.

Дебют

4

-

4

7.1

Определение дебюта, его основные цели

1

_

1

7.2

Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше»

1

_

1

7.3

Нахождение дебютных ловушек и комбинаций

1

_

1

7.4

Тематические игры с разбором сыгранных партий

1

_

1

8.

Композиция

1

_

1

8.1

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции  (особой области шашечного творчества), связь композиции с практикой

1

_

1

9.

Международные шашки

3

9

10

9.1

Нотация  доски, запись ходов и положений

1

1

2

9.2

Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры

_

2

2

9.3

Красота игры. Простор для творчества

1

2

3

9.4

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий

1

2

3

10.

Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры

_

30

30

10.1

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров

_

10

10

10.2

Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся

_

10

10

10.3

Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий

_

10

10

11.

Классификационные турниры

_

40

40

11.1

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор

_

40

40

ИТОГО:

35

109

144

 

  Учебно -тематический план занятий  2- го года обучения.

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

История развития шашек

1

1

2

1.1

Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX в. (С.Воронцов,  братья А. и В. Шошины, их творческий вклад в теорию русских шашек

1

1

2

2.

Российская шашечная школа

1

1

2

2.1

Русские шашки – народная игра, в нашей стране.                          Творчество С.Воронцова, А. Шошина, выдающихся дореволюционных шашечных мастеров

1

1

2

3.

Шашечный Кодекс

_

2

2

3.1

Краткая  история разработки шашечных правил игры и соревнований. Шашечный Кодекс. Организация и судейство соревнований

_

2

2

4.

Тактика

20

20

42

4.1

Комбинация в партии, её идейное содержание и цели

2

2

4

4.2

Вскрытие дамочных полей, финальные удары

2

2

4

4.3

Мотивы, идеи и механизмы комбинаций

2

2

4

4.4

Изучение технических приемов комбинаций

2

2

4

4.5

Красота комбинаций

2

2

4

4.6

Жертвы для получения позиционного преимущества.                              Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами

8

8

16

4.7

Разбор тематических упражнений

3

3

6

5.

Стратегия

3

3

6

5.1

Понятие об атаке и защите. Создание атаки, характер её ведения

1

1

2

5.2

Атакующие и защитные тактические средства

1

1

2

5.3

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях

1

1

2

6

Эндшпиль

6

6

12

6.1

Борьба  простых шашек/ две против двух, типичные примеры из борьбы  двух против трех, три шашки против трех, три против четырех/

2

2

4

6.2

Совместная борьба дамок и простых

2

2

4

6.3

Отработка приёмов игры в эндшпиле

2

2

4

7

Композиция

2

1

3

7.1

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической партией , понятие о шашечных задачах

1

1

2

7.2

Классификация составителей концовок, задач и этюдов.                               Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов

1

_

1

8.

Дебют

_

25

25

8.1

Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории

_

2

2

8.2

Индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие задачи начала партии

_

4

4

8.3

Дебют «Кол», «Кол-угловик»

_

4

4

8.4

Дебют  «Обратный кол»

_

2

2

8.5

Дебют «Городская партия»

_

2

2

8.6

Дебют «Отыгрыш», «Старая партия»

_

2

2

8.7

Дебют «Косяк»

_

2

2

8.8

Дебют «Обратный косяк»

_

2

2

8.9

Дебют «Отказанный косяк»

_

2

2

8.10

Дебюты: их сложность, главные системы игры

_

3

3

9.

Спортивный режим, психологическая подготовка

1

_

1

9.1

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания. Закаливание организма. Психология шашечной борьбы

1

_

1

10.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, консультационные партии

10

40

50

10.1

Последовательность перехода от теоретических занятий к           спарринг- тренировкам

2

10

12

10.2

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические

3

14

17

10.3

Консультационные партии

_

16

16

10.4

Контрольные работы

5

_

5

11.

Классификационные турниры

_

50

50

11.1

Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор, сыгранных партий

_

28

28

11.2

Приобретение навыков в организации соревнований и проведении судейства

_

22

22

12.

Другие соревнования

_

25

25

ИТОГО:

41

175

216

Учебно -тематический план занятий  3- го года обучения.

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

История развития шашек

2

2

4

1.1

Шашки в современной России. Кризис жанра, или тенденции развития современных шашек. Чемпионы мира по шашкам: Н.Стручков (2006 год), А.Шварцман (2008 год)

1

1

2

1.2

Решение этюдов

1

1

2

2.

Российская шашечная школа

2

4

6

2.1

Чемпионы мира по русским шашкам среди мужчин (Г.Колесов -2006г., Н.Стручков – 2006г, А.Шварцман-2008г).                                        Чемпионы мира по русским шашкам среди женщин (Н.Фёдорова – 1993 г, Е.Бушуева – 2007 г.,).      Всероссийский шашечный турнир

1

3

4

2.2

Разбор современных партий (анализ)

1

1

2

3.

Шашечный Кодекс

_

2

2

3.1

Шашечный Кодекс  2004 года. Изменения и дополнения

_

2

2

4.

Тактика

15

35

50

4.1

«Каблук» (шашечная комбинация)

1

3

4

4.2

«Круговой удар»

1

3

4

4.3

«Турецкий удар»

1

3

4

4.4

«Мостик» (шашечная комбинация)

1

3

4

4.5

«Удар Наполеона»

1

3

4

4.6

«Удар новичка»

1

3

4

4.7

Разбор тематических упражнений

5

11

16

4.8

Поиск сложных многоходовых комбинаций

3

3

6

4.9

Цугцванг

1

3

4

5.

Стратегия

3

3

6

5.1

«Слабые» и «сильные» поля. Укрепление плацдарма.                  Атака, продвижение в дамки

2

1

3

5.2

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и  защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях

1

2

3

6.

Эндшпиль

8

12

20

6.1

Три дамки против одной

2

4

6

6.2

Вытеснение дамки противника из двойников

1

3

4

6.3

Вытеснение дамки противника из тройников

1

3

4

6.4

Построение треугольника и ловля дамки противника

2

2

4

6.5

Разбор этюдов

2

_

2

7.

Композиция

2

1

3

7.1

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической партией, шашечные задачи

1

1

2

7.2

Разбор красивых современных миниатюр

1

_

1

8.

Дебют

5

15

20

8.1

«Атака шашки g5» 1.cd4 fg5 2.gh4

1

1

2

8.2

«Безымянная система»

1

1

2

8.3

«Вилочка»

1

1

2

8.4

«Городская партия» 1.cd4 dc5 2.bc3 (или 2.dc3) 2...fg5 3.cb4

1

1

2

8.5

«Жертва Кукуева» (Гамбит Кукуева)  1.cd4 (или 1.cb4) 1...fg5 2.dc5 db4 3.ac5 bd4 4.ec5 gf4 5.ge5 cb6

1

1

2

8.6

«Защита Святого - Коршунова»

_

2

2

8.7

«Защита Сокова»

_

2

2

8.8

«Игра Блиндера» 1.cb4 fg5 2. 2.dc3

_

2

2

8.9

«Игра Боброва» 1.ef4 fg5 2. de3

_

2

2

8.10

Тематические игры с разбором сыгранных партий

_

2

2

9.

Спортивный режим. Психологическая подготовка

1

1

2

9.1

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания. Закаливание организма. Психология шашечной борьбы

1

_

1

9.2

Психологическая подготовка перед соревнованиями

_

1

1

10.

Спарринг-тренировки, конкурсы решений. Сеансы одновременной игры, консультационные партии

10

40

50

10.1

Последовательность перехода от теоретических занятий к           спарринг- тренировкам

3

9

12

10.2

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические

2

15

17

10.3

Консультационные партии

2

14

16

10.4

Контрольные работы

3

2

5

11

Классификационные турниры

_

50

50

11.1

Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор, сыгранных партий

_

28

28

11.2

Приобретение навыков в организации соревнований и проведении судейства

_

22

22

12.

Другие соревнования

_

30

30

ИТОГО:

48

168

216


                   Содержание программы 1 год обучения.

    1. «Вводное занятие» (3 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.                                                Теоретический компонент: 

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым. Шашечный кодекс.

  1. Первоначальные понятия……………………………… …12 часов.

Теоретический компонент:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практический компонент:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

  1. Тактика…………………………………………………………30 час.

Теоретический компонент:

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

  1. Стратегия……………………………………………………….4 час.

Теоретический компонент:

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент:

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

  1. Эндшпиль……………………………………………………….10 час.

Теоретический компонент:

Расчет ходов, ценность времени и пространства,  игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент:

Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

  1. Дебют…………………………………………………………….4 час.

Теоретический компонент:

Определение дебюта, его основные цели.  Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

  1. Композиция………………………………………………………1 час.

Теоретический компонент:

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции  (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикойж.

  1. Международные шашки………………………………………..12 час.

 Теоретический компонент:

Нотация  доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент:

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

  1.  Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы

одновременной игры…………………………………………… ..30 час.

Практический компонент:

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики,

подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

  1.  Классификационные турниры…………………………...……...40 час.

Практический компонент:

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.

       

 

               Содержание программы 2 год обучения.

  1. «Вводное занятие» ………………………………………………1 час. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности.
  2. История развития шашек………………………………..6 час.

Теоретический компонент:

Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX в. (С.Воронцов,  братья А. и В. Шошины, их творческий вклад в теорию русских шашек. Российская шашечная школа. Русские шашки – народная игра, в нашей стране.  Творчество С.Воронцова, А. Шошина, выдающихся дореволюционных шашечных мастеров.

Практический компонент:

Шашечный Кодекс. Краткая  история разработки шашечных правил игры и соревнований. Организация и судейство соревнований.

  1. Тактика……………………………………………………………..42 час.

Теоретический компонент:

Комбинация в партии, её идейное содержание и цели. Вскрытие дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизмы комбинаций.

Практический компонент:

Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертвы для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами. Разбор тематических упражнений.

  1. Стратегия……………………………………………………………..6 час.

Теоретический компонент:

Понятие об атаке и защите. Создание атаки, характер её ведения. Атакующие и защитные тактические средства.

Практический компонент:

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и

защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях.

  1. Эндшпиль…………………………………………………………….12 час.

Теоретический компонент:

Борьба  простых шашек/ две против двух, типичные примеры из борьбы  

двух против трех, три шашки против трех, три против четырех/.

Практический компонент:

Совместная борьба дамок и простых. Отработка приёмов игры в эндшпиле.

  1. Композиция…………………………………………………………..3 час.

Теоретический компонент:

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической

партией , понятие о шашечных задачах.

Практический компонент:

Классификация составителей концовок, задач и этюдов.  Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов.

  1. Дебют…………………………………………………………..……..25 час.

Практический компонент:

Важность изучения начал партии. Краткая история развития дебюта, современное состояние дебютной теории. Индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара, общие задачи начала партии. Дебют «Кол», «Кол-угловик». Дебют  «Обратный кол». Дебют «Городская партия». Дебют «Отыгрыш», «Старая партия». Дебют «Косяк». Дебют «Обратный косяк». Дебют «Отказанный косяк». Дебюты: их сложность, главные системы игры.

  1. Спортивный режим, психологическая подготовка…………...1 час.

Теоретический компонент:

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания. Закаливание организма. Психология шашечной борьбы.

  1. Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы

одновременной игры, консультационные партии……………..50 час.

Теоретический компонент:

Последовательность перехода от теоретических занятий к спарринг- тренировкам.

Практический компонент:

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические. Консультационные партии. Контрольные работы.

  1. Классификационные турниры……...……………………………50 час.

Практический компонент:

Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор, сыгранных партий. Приобретение навыков в организации соревнований и проведении судейства.

  1. Другие соревнования (по спортивному календарю)……..……25 час.

         

                 Содержание программы 3 год обучения.

1.«Вводное занятие» ………………………………………………1 час. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности.

2. История развития шашек………………………………………….4 час.

Теоретический компонент:

Шашки в современной России. Кризис жанра, или тенденции развития современных шашек. Чемпионы мира по шашкам: Н.Стручков (2006 год), А.Шварцман (2008 год).

Практический компонент:

Решение этюдов.

3. Российская шашечная школа……………………………………….6 час.

Теоретический компонент:

Чемпионы мира по русским шашкам среди мужчин (Г.Колесов -2006г., Н.Стручков – 2006г, А.Шварцман-2008г). Чемпионы мира по русским шашкам среди женщин (Н.Фёдорова – 1993 г, Е.Бушуева – 2007 г.,). Всероссийский шашечный турнир.

Практический компонент:

Разбор современных партий (анализ).

4.Шашечный Кодекс………………………………………………...2 час.

Теоретический компонент:

Шашечный Кодекс  2004 года. Изменения и дополнения.

5.Тактика……………………………..………………………………50 час.

Теоретический компонент:

«Каблук» (шашечная комбинация). «Круговой удар». «Турецкий удар». «Мостик» (шашечная комбинация). «Удар Наполеона». «Удар новичка».

Практический компонент:

Разбор тематических упражнений.  Поиск сложных многоходовых комбинаций. Цугцванг.

6.Стратегия…………………………………………………………...6 час.

Теоретический компонент:

«Слабые» и «сильные» поля. Укрепление плацдарма. Атака, продвижение в дамки.

Практический компонент:

Упражнения на овладение игровыми приемами для ведения атаки и защиты  путем отыскания решений, в заданных позициях.

7. Эндшпиль…………………………………………………………….20 час.

Теоретический компонент:

Три дамки против одной. Вытеснение дамки противника из двойников. Вытеснение дамки противника из тройников. Построение треугольника и ловля дамки противника.

Практический компонент:

Разбор этюдов.

8. Композиция …………………………………………………………..3 час.

Теоретический компонент:

Комбинационные  концовки и этюды, их связь с практической партией, шашечные задачи.

Практический компонент:

Разбор красивых современных миниатюр.

 9.Дебют……………………………………………………………………20 час.

Теоретический компонент:

«Атака шашки g5» 1.cd4 fg5 2.gh4. «Безымянная система». «Вилочка». «Городская партия» 1.cd4 dc5 2.bc3 (или 2.dc3) 2...fg5 3.cb4. «Жертва Кукуева» (Гамбит Кукуева)  1.cd4 (или 1.cb4) 1...fg5 2.dc5 db4 3.ac5 bd4 4.ec5 gf4 5.ge5 cb6. «Защита Святого - Коршунова». «Защита Сокова». «Игра Блиндера» 1.cb4 fg5 2. 2.dc3. «Игра Боброва» 1.ef4 fg5 2. de3.

Практический компонент:

Тематические игры с разбором сыгранных партий.

10. Спортивный режим. Психологическая подготовка…..……….2 час.

Теоретический компонент:

Гигиенические знания и навыки. Общий режим дня. Режим питания. Закаливание организма. Психология шашечной борьбы.

Практический компонент:

Психологическая подготовка перед соревнованиями.

 11.Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры, консультационные партии……………………………………………50 час.

Теоретический компонент:

Последовательность перехода от теоретических занятий к спарринг- тренировкам.

Практический компонент:

Сеансы одновременной игры: обычные и тематические. Консультационные партии. Контрольные работы.

12. Классификационные турниры……………………………..…..50 час.

Практический компонент:

Участие в классификационных турнирах для кружковцев. Последующий разбор, сыгранных партий. Приобретение навыков в организации соревнований и проведении судейства.

13.Другие соревнования (по спортивному календарю)…..……….30 час.

Список литературы:  

1.        Новости шашек /журнал/.2003

2.        Типы позиций зажима (статья) .2009

3.        Шашечные досуги/журнал/. 1991-1992

4.        Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004

5.        Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006

6.        Шашки/журнал/. 1961-1962

7.        Шашки /журнал/.1991-1992

8.        Шашки в Израиле /журнал/.2006

9.        Шашки в Израиле/журнал/. 2007

10.        Шашки в Израиле /журнал/.2008

11.        А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006). «Арена-  

           64».

 12.        Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" . 2006

13.        И. Головня. Русские шашки. 2005.

14.        М. А. Фазылов ."Мои избранные партии" . 2005

15.        Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки" . :   Черкассы, 2005

16.        М. М. Становский. "Этюдными тропами - 5". 2006.

17.        О. А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005

18.        Сахаров Н.И. - "Шахматная литература России". М., 2001

19.        О.Рамм. "Курс шашечных начал". 2000

20.        Д.Абаулин. "Начало шашечной партии"М., 2006

21.        Р.Куперман, Н.Каплан ."Начало и середина игры в шашки".2004

22.        А.Городецкий. "Борьба в середине партии".М.,2004

23.        И.Шмульян. "Середина игры в шашки".2000

24.        Г.Миротин, А.Козлов. "Тактика в русских шашках".М., 2000

25.        Б.Адамович.  Позиционные приемы борьбы в русских шашках".М, 2003

26.        "Шашечный кодекс России".Тихвин 2003.

27.        В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007

28.        Е.Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000

29.        Н.Агафонов .«Комбинация. Международные шашки». Москва. 2003

30.        Н.Агафонов. «Курс дебютов. Международные шашки». Москва. 2005

31.        А.Решетников, Г.Троцких. «Василий Соков». Москва.2000

32.        А.Виндерман, И.Герцензон .«Шашки для всех». Москва 1983

33.        Л.Исаев. «Творческая лаборатория шашечного этюдиста». Киев.2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение программы "Психология" (1-4 года обучения)

Методическое обеспечение программы "Психология" (1-4 года обучения)...

Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....

Учебная программа по шашкам

Шашки – игра одновременно и древняя и молодая. Древняя – потому, что принадлежности для игры в шашки найдены еще в египетских гробницах. И молодая, потому, что правила игры в шашки претерпевали ...

Конспект занятия по программе объединения "Шашки" на тему " Виды соревнований"

Конспект занятия по программе «Шашки» на тему «Виды соревнований» Задачи:-       формирование навыков игры в русские шашки.-       разв...

рабочая программа по шашкам

Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»Программа кружка ...

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО...