Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 4-9 класс
рабочая программа по теме

Макаревич Светлана Анатольевна

 

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности и  по программе вариативной части УП.02 Ансамбль с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в средние  профессиональные образовательные учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po.01_up.02_ansambl_4-8_klass.docx366.27 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\Лицензировние 2014\Образовательные программы\Предпрофессиональные\Фортепиано\ПО.01 УП.02 Ансамбль 4-8 класс.jpeg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………..

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

3

II. Содержание учебного предмета…………………………………………..

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

- Примерный репертуар;

5

III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………………..

10

IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………………..

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

11

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

12

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы……….

14

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности и  по программе вариативной части УП.02 Ансамбль с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в средние  профессиональные образовательные учреждения. В 8 классе согласно учебному плану учащиеся изучают предмет «Камерный ансамбль» по отдельной образовательной программе.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию внимательности, ответственности, дисциплинированности, целеустремленности, коммуникабельности. При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало. Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его интересам. Игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-х ручного и 2-х рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века, музыкой современных композиторов.

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

Объем учебного времени на реализацию предмета «Ансамбль» согласно учебному плану предполагает занятия: 1 академический час в неделю с 4 по 7 класс и 2 академических часа для учащихся  9-го класса, в течение 33-х учебных недель в год. Для успешного освоения программы предусмотрена самостоятельная работа учащихся с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности из расчета не менее одного часа в неделю. Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от двух учеников), продолжительность урока - 45 минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства: «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты». Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

Обоснование структуры программы

        Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все  аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
  •  участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия по учебному предмету «Ансамбль» в соответствии с санитарными нормами проводятся в учебной аудитории площадью не менее 12 кв.м., которое соответствует  противопожарным нормам безопасности, нормам охраны труда.

Оборудование класса: два инструмента фортепиано, два стула, подставки для регулирования высоты сидения, метроном, портреты пианистов и композиторов, методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия.

  1. Содержание учебного предмета

        Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

4 класс

Продолжается развитие навыков слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе ансамблевого репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, открытом или академическом концертах.

Примерный репертуарный список:

Агафонников Н.

Русский танец из цикла " Пестрые картинки"

Балакирев М.

«На Волге», «Хороводная»

Бетховен Л.

 «Контрданс» соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки

Бизе

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Гаврилин В.

«Часики» из цикла «Зарисовки»

Глинка М.

Полька, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Глиэр Р.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки

Гречанинов А.

«Весенним утром», пьеса соч.99 № 2

Диабелли А.

Сонатина Фа мажор в 4 руки

Зив М.

«Предчувствие»

Мак-Доуэл

" К дикой розе"

Зив М.

"Слон- бостон"

Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор "Весенняя песня"

Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

"Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

Рахманинов С.

"Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки

Р.-Корсаков Н.

Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане»

Свиридов Г.

" Романс"

Чайковский П.

" Анданте"

" Колыбельная в бурю"

Вальс из балета " Спящая красавица"

"Уж ты, поле мое, поле чистое"

Чемберджи Н.

"Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки

Хачатурян А.

"Танец девушек"

Шостакович Д.

"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к к/ф "Овод"

Шуберт Ф.

Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша в 4руки

Шуман К.

Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла «Для маленьких и больших детей"

  1. класс

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

  • умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
  • умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
  • умением совместно работать над динамикой произведения;
  • приобретением навыков анализа содержания и стиля музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля с разной степенью готовности: для ознакомления, работы и музицирования в классе,  для публичного выступления или представления на конкурсе. В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное или конкурсное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

Примерный репертуарный список:

Аренский А.

"Полонез"

Бизе Ж.

Вебер К.

" Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"

Анданте с вариациями

Вивальди А.

Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,

  1. часть (переложение Дубровина А.)

Гаврилин В.

"Перезвоны"

Глазунов А.

"Романеска"

Глиэр Р.

" Грустный вальс"

Григ Э.

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"

"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки

Гурлит К.

Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть

Корелли А.

Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано (переложение Дубровина А.)

Моцарт В.

"Ария Фигаро"

Мусоргский М.

"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"

Прокофьев С.

Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта" (облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.)

Раков Н.

"Радостный порыв"

Рахманинов С.

Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки

Рубин В.

Вальс из оперы " Три толстяка"

(переложение для 2- х ф-но В.Пороцкого)

Хачатурян К.

Галоп из балета " Чиполлино"

Чайковский П.

"Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"

Шостакович Д.

Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор

Шуберт Ф.

Героический марш

Штраус И.

Полька "Трик- трак"

Щедрин Р.

"Царь Горох"

  1. класс

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

Примерный репертуарный список:

Брамс И.

" Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки

Вебер К.

Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

Гайдн Й.

"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки

Глиэр Р.

"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки

Григ Э.

Сюита "Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору)

Дунаевский И.

Полька из к/ф "Кубанские казаки"

Казенин В.

"Наталья Николаевна" из сюиты "А.С.Пушкин. Страницы жизни"

Коровицын В.

"Куклы сеньора Карабаса"

Прокофьев С.

Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки

"Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"

Равель М.

"Моя матушка гусыня" (по выбору)

Свиридов Г.

" Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Слонимский С.

" Деревенский вальс"

Рахманинов С.

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

Хачатурян А.

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад"

Щедрин Р.

Кадриль из оперы " Не только любовь" (обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)

  1. класс

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач, усложнение ансамблевого репертуара. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над совместной агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

За год необходимо пройти 2-4 произведения из ансамблевого репертуара. В конце учебного года предполагается зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

Примерный репертуарный список:

Вебер К.

«Приглашение к танцу»

Бернстайн Л.

«Америка» фрагмент из мюзикла «Вестсайдская история»

Бизе Ж.

Биберган В.

Цикл «Детские игры»

Три страдания

Цикл «Далёкое и близкое»

Гершвин Дж. – Цфасман А.

Фантазия на тему песни «Любимый мой»

Глазунов А.

Большой испанский танец из балета «Раймонда»

Глинка М.

"Вальс-фантазия"

Глиэр Р.

Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть

Дебюсси К

"Маленькая сюита"

Дворжак А.

Славянские танцы" для ф-но в 4 руки

 "Маленький марш" из цикла " Марионетки"

Дунаевский М.

Лев и брадобрей

Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

Выходной марш из кинофильма «Цирк»

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта»

Казелла А.

«Полька-галоп»

Коровицын В.

"Мелодия дождей"

Лист Ф.

"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

Мийо Д.

"Скарамуш" (пьесы по выбору)

Маевский Ю.

«Прекрасная Лапландия»

Мошковский М.

Испанский танец №2, op. 12

Мусоргский М.

"Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"

Парцхаладзе М.

Вальс

Примак В.

Скерцо- шутка До мажор

Прокофьев С.

Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева)

Вальс из балета " Золушка"

Рахманинов С.

Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки"

Слонимский С.

Школьный полонез

Деревянный вальс

Хачатурян А.

"Погоня" из балета " Чиполлино"

Чайковский П.

Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

  1. класс

В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление ансамблевого концертного  репертуара.

Примерный репертуарный список:

Аренский А.

Ор.34, №1 "Сказка"

Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано

И.С. Бах

Концерт фа минор, Концерт ре минор, Концерт Соль мажор

Вивальди А.-

Бах И. С.

Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба

Вебер К.

Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки

Гершвин Дж.

Песня Порги из оперы «Порги и бес»

Григ Э.

"Пер Гюнт", сюита №1

Дебюсси К.

"Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки

"Маленькая сюита"

"Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки

Дворжак А.

Славянские танцы для ф-но в 4 руки

Моцарт В.

Сонатина по выбору для ф-но в 4 руки

Концерт по выбору

Моцарт-Бузони

Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки

Прокофьев С.

Два танца из балета " Сказ о каменном цветке" (обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба)

Хачатурян А.

"Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8 рук

Чайковский П.

Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета "Щелкунчик";

Вальс из "Серенады для струнного оркестра"

Вальс из балета "Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти)

Романс, ор.6 №6

Баркарола, ор.37 №6

Вальс из сюиты ор.55 №3

Полька, ор.39 №14

Шуберт Ф.

Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
  • знание ансамблевого репертуара (4-х ручного, 2-х рояльного);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано, его звуковых, тембрально-красочных регистров, акустических возможностей;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

  1.  Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются отметки за работу на уроке, которые выставляются в дневник учащегося не реже 1 раза в 2 - 3 недели.  Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. Имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и освоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. В качестве промежуточной аттестации предполагается контрольный урок, зачёт, который может быть в форме прослушивания, выступления в открытом или академическом концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях. Контрольный урок, зачёт проводится с присутствием комиссии, его результаты обсуждаются и оцениваются по пятибалльной системе.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится зачет в конце 7 класса, выставляется отметка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы в рамках промежуточной аттестации (контрольный урок, зачёт, концерт) выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

  1.  («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);

3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») - комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий;

«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Но с учетом целесообразности и сложившихся традиций оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации для преподавателя

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  1. Список рекомендуемых  нотных сборников
  1. Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
  2. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
  3.  Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
  4.  Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
  5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009
  6. Бах И. Концерт ре минор для двух ф-но. – СПб.: Нота, 2004.
  7. Бах И. Концерт фа минор для двух ф-но. – СПб.: Нота, 2004.
  8. Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
  9. Белов Г. Lambada briosa для двух ф-но. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
  10. Биберган В. Три страдания для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2000.
  11. Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011
  12. Брамс И. Русский сувенир: Фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки: Сборник для старших классов музыкальных школ, школ искусств и музыкальных студий- Ростов на Дону: Феникс, 1999.
  13. Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1993.
  14. Брат и сестра: Ансамбли для фортепиано в 4 руки: Вып.1-7. Репертуар ДМШ. Ред.-сост. Криштоп Л.П.  – Композитор-Санкт-Петербург, 2006.
  15. Бубельников А. Кармен. Концертная сюита для двух ф-но. - Композитор-Санкт-Петербург, 2007.
  16. Вилла-Лобос Э. Бразильская Бахиниана №1. Концертное переложение А.С.Бубельникова. - Композитор-Санкт-Петербург, 2007.
  17. Гаврилин В.А. Вальсы для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994.
  18. Гаврилин В.А. Зарисовки для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994.
  19. Гурьянова Л.В. В разных жанрах: Сборник ансамблевых переложений для фортепиано: Пособие для учащихся 4-7классов ДМШ. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
  20. Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI
  21. Джаз и не только…Пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
  22. Дога Е.Д. Мой ласковый и нежный зверь: Вальс из кинофильма для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2000.
  23. Дунаевский И. Дети капитана Гранта. Выходной марш из кинофильма «Цирк». Версии для двух ф-но Г.Корчмара. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
  24. Моцарт В.А. Сонаты для ф-но в 4 руки. Сост. И.Черношеина. - СПб.: «Союз художников», 2007.
  25. Сиротин С. Три пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000.
  26. Слон-бостон. Танцевальные пьесы для ф-но в 4 руки. Средние и старшие классы ДМШ. - СПб.: «Советский композитор», 1991.
  27. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
  28. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., Музыка, 2008
  29. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002
  30. Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005
  31. Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001 Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
  32. Петров А. То что хочется играть. Песни и романсы из кинофильмов для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
  33. Петров А. Берегись автомобиля (вальс из кинофильма). Укрощение огня (увертюра к кинофильму). Транскрипция для двух ф-но Г.Корчмара. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
  34. Платонов В. Весёлая электричка. Фортепианные ансамбли. – Новосибирск: «Окарина», 2008.
  35. Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007
  36. Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. М., Композитор, 2011
  37. Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006
  38. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
  39. Фон Вебер К.М. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005.
  40. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
  41. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян, М., Музыка, 2011
  42. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011
  43. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
  44. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
  45. Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
  46.  Хренников Т. "Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки - IV - VI классы ДМШ (на темы оперы сказки "Мальчик-великан"), 36 стр. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm
  47. Хромушин О. Ритмические этюды для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
  48. Цфасман А. Фантазия на тему Дж. Гершвина "Любимый мой", обработка для 2-х фортепиано Г. Пыстина. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm
  49. Чайковский П. Лёгкие переложения  для ф-но в 4 руки.
  50. Чайковский П. Вальс цветов из балета "Щелкунчик" (транскрипция для фортепиано в четыре руки), 12 стр., http://notes.tarakanov.net/p2.htm
  51. Чайковский П.И. "Времена года": 12 характерических пьес: Переложение для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2004.
  52. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
  53. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
  1. Список рекомендуемой методической литературы
  1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
  2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
  5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
  6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
  8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
  9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины фортепиано

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины фортепиано для преподавателей ДШИ....

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...

Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". срок обучения 8 лет.

Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...

Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".

     Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...

Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии:  с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...