Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 4-9 класс
рабочая программа по теме
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности и по программе вариативной части УП.02 Ансамбль с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po.01_up.02_ansambl_4-8_klass.docx | 366.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; | 3 |
II. Содержание учебного предмета………………………………………….. - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; - Примерный репертуар; | 5 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….. | 10 |
IV. Формы и методы контроля, система оценок………………………….. - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; | 11 |
V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………… - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; | 12 |
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы………. | 14 |
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности и по программе вариативной части УП.02 Ансамбль с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в средние профессиональные образовательные учреждения. В 8 классе согласно учебному плану учащиеся изучают предмет «Камерный ансамбль» по отдельной образовательной программе.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию внимательности, ответственности, дисциплинированности, целеустремленности, коммуникабельности. При игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало. Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его интересам. Игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-х ручного и 2-х рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века, музыкой современных композиторов.
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
Объем учебного времени на реализацию предмета «Ансамбль» согласно учебному плану предполагает занятия: 1 академический час в неделю с 4 по 7 класс и 2 академических часа для учащихся 9-го класса, в течение 33-х учебных недель в год. Для успешного освоения программы предусмотрена самостоятельная работа учащихся с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности из расчета не менее одного часа в неделю. Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от двух учеников), продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства: «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Народные инструменты». Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Занятия по учебному предмету «Ансамбль» в соответствии с санитарными нормами проводятся в учебной аудитории площадью не менее 12 кв.м., которое соответствует противопожарным нормам безопасности, нормам охраны труда.
Оборудование класса: два инструмента фортепиано, два стула, подставки для регулирования высоты сидения, метроном, портреты пианистов и композиторов, методический фонд.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
4 класс
Продолжается развитие навыков слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе ансамблевого репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, открытом или академическом концертах.
Примерный репертуарный список:
Агафонников Н. | Русский танец из цикла " Пестрые картинки" |
Балакирев М. | «На Волге», «Хороводная» |
Бетховен Л. | «Контрданс» соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки |
Бизе | " Хор мальчиков " из оперы "Кармен" |
Вебер К. | Вальс из оперы " Волшебный стрелок" |
Гаврилин В. | «Часики» из цикла «Зарисовки» |
Глинка М. | Полька, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» |
Глиэр Р. | Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки |
Гречанинов А. | «Весенним утром», пьеса соч.99 № 2 |
Диабелли А. | Сонатина Фа мажор в 4 руки |
Зив М. | «Предчувствие» |
Мак-Доуэл | " К дикой розе" |
Зив М. | "Слон- бостон" |
Моцарт В. | Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор "Весенняя песня" |
Прокофьев С. | Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук |
"Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока) | |
Равель М. | "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки |
Рахманинов С. | "Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки |
Р.-Корсаков Н. | Колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» |
Свиридов Г. | " Романс" |
Чайковский П. | " Анданте" " Колыбельная в бурю" Вальс из балета " Спящая красавица" "Уж ты, поле мое, поле чистое" |
Чемберджи Н. | "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки |
Хачатурян А. | "Танец девушек" |
Шостакович Д. | "Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к к/ф "Овод" |
Шуберт Ф. | Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша в 4руки |
Шуман К. | Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла «Для маленьких и больших детей" |
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
- умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- умением совместно работать над динамикой произведения;
- приобретением навыков анализа содержания и стиля музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля с разной степенью готовности: для ознакомления, работы и музицирования в классе, для публичного выступления или представления на конкурсе. В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное или конкурсное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный репертуарный список:
Аренский А. | "Полонез" |
Бизе Ж. Вебер К. | " Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры" Анданте с вариациями |
Вивальди А. | Концерт ре минор для скрипки, струнных и чембало,
|
Гаврилин В. | "Перезвоны" |
Глазунов А. | "Романеска" |
Глиэр Р. | " Грустный вальс" |
Григ Э. | Ор.35 № 2 "Норвежский танец" "Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт" Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки |
Гурлит К. | Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть |
Корелли А. | Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано (переложение Дубровина А.) |
Моцарт В. | "Ария Фигаро" |
Мусоргский М. | "Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка" |
Прокофьев С. | Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта" (облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.) |
Раков Н. | "Радостный порыв" |
Рахманинов С. | Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки |
Рубин В. | Вальс из оперы " Три толстяка" (переложение для 2- х ф-но В.Пороцкого) |
Хачатурян К. | Галоп из балета " Чиполлино" |
Чайковский П. | "Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик" |
Шостакович Д. | Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор |
Шуберт Ф. | Героический марш |
Штраус И. | Полька "Трик- трак" |
Щедрин Р. | "Царь Горох" |
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.
Примерный репертуарный список:
Брамс И. | " Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки |
Вебер К. | Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки |
Гайдн Й. | "Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки |
Глиэр Р. | "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки |
Григ Э. | Сюита "Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору) |
Дунаевский И. | Полька из к/ф "Кубанские казаки" |
Казенин В. | "Наталья Николаевна" из сюиты "А.С.Пушкин. Страницы жизни" |
Коровицын В. | "Куклы сеньора Карабаса" |
Прокофьев С. | Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта" |
Равель М. | "Моя матушка гусыня" (по выбору) |
Свиридов Г. | " Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» |
Слонимский С. | " Деревенский вальс" |
Рахманинов С. | Вальс в 6 рук для одного фортепиано |
Хачатурян А. | Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад" |
Щедрин Р. | Кадриль из оперы " Не только любовь" (обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки) |
- класс
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач, усложнение ансамблевого репертуара. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над совместной агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения из ансамблевого репертуара. В конце учебного года предполагается зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.
Примерный репертуарный список:
Вебер К. | «Приглашение к танцу» |
Бернстайн Л. | «Америка» фрагмент из мюзикла «Вестсайдская история» |
Бизе Ж. Биберган В. | Цикл «Детские игры» Три страдания Цикл «Далёкое и близкое» |
Гершвин Дж. – Цфасман А. | Фантазия на тему песни «Любимый мой» |
Глазунов А. | Большой испанский танец из балета «Раймонда» |
Глинка М. | "Вальс-фантазия" |
Глиэр Р. | Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть |
Дебюсси К | "Маленькая сюита" |
Дворжак А. | Славянские танцы" для ф-но в 4 руки "Маленький марш" из цикла " Марионетки" |
Дунаевский М. | Лев и брадобрей Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» Выходной марш из кинофильма «Цирк» Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта» |
Казелла А. | «Полька-галоп» |
Коровицын В. | "Мелодия дождей" |
Лист Ф. | "Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова) |
Мийо Д. | "Скарамуш" (пьесы по выбору) |
Маевский Ю. | «Прекрасная Лапландия» |
Мошковский М. | Испанский танец №2, op. 12 |
Мусоргский М. | "Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов" |
Парцхаладзе М. | Вальс |
Примак В. | Скерцо- шутка До мажор |
Прокофьев С. | Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева) Вальс из балета " Золушка" |
Рахманинов С. | Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф-но в 4 руки" |
Слонимский С. | Школьный полонез Деревянный вальс |
Хачатурян А. | "Погоня" из балета " Чиполлино" |
Чайковский П. | Вальс цветов из балета «Щелкунчик» |
- класс
В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление ансамблевого концертного репертуара.
Примерный репертуарный список:
Аренский А. | Ор.34, №1 "Сказка" Ор. 15 Вальс и Романс из сюиты для 2-х фортепиано |
И.С. Бах | Концерт фа минор, Концерт ре минор, Концерт Соль мажор |
Вивальди А.- Бах И. С. | Концерт для органа ля минор, обр. М. Готлиба |
Вебер К. | Ор.60 №6 "Тема с вариациями" для ф-но в 4 руки |
Гершвин Дж. | Песня Порги из оперы «Порги и бес» |
Григ Э. | "Пер Гюнт", сюита №1 |
Дебюсси К. | "Шотландский марш" для фортепиано в 4 руки "Маленькая сюита" "Шесть античных эпиграфов" для ф-но в 4 руки |
Дворжак А. | Славянские танцы для ф-но в 4 руки |
Моцарт В. | Сонатина по выбору для ф-но в 4 руки Концерт по выбору |
Моцарт-Бузони | Фантазия фа минор для 2-х ф-но в 4 руки |
Прокофьев С. | Два танца из балета " Сказ о каменном цветке" (обработка для 2-х ф-но в 4 руки А. Готлиба) |
Хачатурян А. | "Танец с саблями" из балета " Гаянэ" для 2- х ф-но в 8 рук |
Чайковский П. | Арабский танец, Китайский танец, Трепак из балета "Щелкунчик"; Вальс из "Серенады для струнного оркестра" Вальс из балета "Спящая красавица" (переложение для ф-но в 4 руки А.Зилоти) Романс, ор.6 №6 Баркарола, ор.37 №6 Вальс из сюиты ор.55 №3 Полька, ор.39 №14 |
Шуберт Ф. | Симфония си минор для 2-х ф-но в 8 рук |
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
- знание ансамблевого репертуара (4-х ручного, 2-х рояльного);
- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано, его звуковых, тембрально-красочных регистров, акустических возможностей;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
- навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются отметки за работу на уроке, которые выставляются в дневник учащегося не реже 1 раза в 2 - 3 недели. Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. Имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и освоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. В качестве промежуточной аттестации предполагается контрольный урок, зачёт, который может быть в форме прослушивания, выступления в открытом или академическом концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях. Контрольный урок, зачёт проводится с присутствием комиссии, его результаты обсуждаются и оцениваются по пятибалльной системе.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится зачет в конце 7 класса, выставляется отметка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы в рамках промежуточной аттестации (контрольный урок, зачёт, концерт) выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 («отлично») - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
- («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);
3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») - комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий;
«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Но с учетом целесообразности и сложившихся традиций оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
- Методические рекомендации для преподавателя
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
- Список рекомендуемых нотных сборников
- Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
- Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
- Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
- Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М., 1982
- Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009
- Бах И. Концерт ре минор для двух ф-но. – СПб.: Нота, 2004.
- Бах И. Концерт фа минор для двух ф-но. – СПб.: Нота, 2004.
- Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012
- Белов Г. Lambada briosa для двух ф-но. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
- Биберган В. Три страдания для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2000.
- Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011
- Брамс И. Русский сувенир: Фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки: Сборник для старших классов музыкальных школ, школ искусств и музыкальных студий- Ростов на Дону: Феникс, 1999.
- Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1993.
- Брат и сестра: Ансамбли для фортепиано в 4 руки: Вып.1-7. Репертуар ДМШ. Ред.-сост. Криштоп Л.П. – Композитор-Санкт-Петербург, 2006.
- Бубельников А. Кармен. Концертная сюита для двух ф-но. - Композитор-Санкт-Петербург, 2007.
- Вилла-Лобос Э. Бразильская Бахиниана №1. Концертное переложение А.С.Бубельникова. - Композитор-Санкт-Петербург, 2007.
- Гаврилин В.А. Вальсы для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994.
- Гаврилин В.А. Зарисовки для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994.
- Гурьянова Л.В. В разных жанрах: Сборник ансамблевых переложений для фортепиано: Пособие для учащихся 4-7классов ДМШ. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
- Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3. Классика- XXI
- Джаз и не только…Пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
- Дога Е.Д. Мой ласковый и нежный зверь: Вальс из кинофильма для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2000.
- Дунаевский И. Дети капитана Гранта. Выходной марш из кинофильма «Цирк». Версии для двух ф-но Г.Корчмара. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
- Моцарт В.А. Сонаты для ф-но в 4 руки. Сост. И.Черношеина. - СПб.: «Союз художников», 2007.
- Сиротин С. Три пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000.
- Слон-бостон. Танцевальные пьесы для ф-но в 4 руки. Средние и старшие классы ДМШ. - СПб.: «Советский композитор», 1991.
- Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
- За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е. Сорокина / М., Музыка, 2008
- Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002
- Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Композитор, 2005
- Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001 Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
- Петров А. То что хочется играть. Песни и романсы из кинофильмов для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
- Петров А. Берегись автомобиля (вальс из кинофильма). Укрощение огня (увертюра к кинофильму). Транскрипция для двух ф-но Г.Корчмара. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.
- Платонов В. Весёлая электричка. Фортепианные ансамбли. – Новосибирск: «Окарина», 2008.
- Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для двух ф-но М. Готлиба / М., Музыка, 2007
- Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова. М., Композитор, 2011
- Сен- Санс К. Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия. Переложение для двух ф-но / М., Музыка, 2006
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
- Фон Вебер К.М. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005.
- Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Н.Бабасян, М., Музыка, 2011
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
- Хренников Т. "Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки - IV - VI классы ДМШ (на темы оперы сказки "Мальчик-великан"), 36 стр. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm
- Хромушин О. Ритмические этюды для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.
- Цфасман А. Фантазия на тему Дж. Гершвина "Любимый мой", обработка для 2-х фортепиано Г. Пыстина. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm
- Чайковский П. Лёгкие переложения для ф-но в 4 руки.
- Чайковский П. Вальс цветов из балета "Щелкунчик" (транскрипция для фортепиано в четыре руки), 12 стр., http://notes.tarakanov.net/p2.htm
- Чайковский П.И. "Времена года": 12 характерических пьес: Переложение для фортепиано в 4 руки. – М.: Музыка, 2004.
- Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
- Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
- Список рекомендуемой методической литературы
- Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
- Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
- Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
- Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
- Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
- Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
- Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины фортепиано
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины фортепиано для преподавателей ДШИ....
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". срок обучения 8 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии: с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...