Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 1-3 класс
рабочая программа по теме
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение первоначальных навыков игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.01_up.03_ansambl_1-3_klass.docx | 386.83 КБ |
Предварительный просмотр:
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; | 3 |
II. Содержание учебного предмета………………………………………….. - Учебно-тематический план; - Содержание разделов; - Примерный репертуар; | 5 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….. | 9 |
IV. Формы и методы контроля, система оценок………………………….. - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; | 9 |
V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………… - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; | 10 |
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы………. | 12 |
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение первоначальных навыков игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.
Введение в вариативную часть предмета «Ансамбль» с первого класса обусловлено рядом факторов, среди которых:
- фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности;
- радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства, что способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте;
- при игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало;
- игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром на начальном этапе происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Срок реализации данной программы составляет три года (с 1 по 3 класс).
Объем учебного времени на реализацию предмета «Ансамбль» согласно вариативной части учебного плана предполагает занятия 1 академический час в неделю, продолжительность учебных занятий - 33 недели в год. Для успешного освоения программы предусмотрена самостоятельная работа учащихся из расчета 1 час в неделю с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы: выполнение домашнего задания, подготовка к концертным выступлениям.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная или мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока - 45 минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося и овладение им первоначальных навыков грамотного исполнения на фортепиано ансамблевых произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства, формирование творческой потребности в музицировании.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Занятия по учебному предмету «Ансамбль» в соответствии с санитарными нормами проводятся в учебной аудитории площадью не менее 12 кв.м., которое соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Оборудование класса: два инструмента фортепиано, два стула, подставки для регулирования высоты сидения, метроном, портреты пианистов и композиторов, методический фонд.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия.
В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Ежегодно ученики должны пройти 4-5 ансамблевых произведений различного уровня сложности и с различной степенью подготовки. В конце каждого полугодия обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.
Учебно-тематический план (ежегодный)
№ | Раздел | Количество часов | ||
Максимальная нагрузка | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
1. | Музыкально – теоретическая подготовка | 2 | 2 | - |
2. | Учебно-техническая работа | 26 | 8 | 18 |
3. | Художественно – музыкальная работа | 19 | 8 | 11 |
4. | Работа над ансамблем | 12 | 8 | 4 |
5. | Концертная деятельность | 3 | 3 | - |
6 | Промежуточная аттестация | 2 | 2 | - |
Итого: | 66 | 33 | 33 |
Содержание разделов
1. Музыкально – теоретическая подготовка. Понятие о фортепианном ансамбле, роли каждой партии в ансамбле. Анализ исполняемого музыкального произведения: определение тональности, размера, темпа. Исполнительский анализ: фразы, предложения, развитие мелодической линии, ритм, динамические оттенки, характер произведения и др. Информация об авторе и о произведении.
2. Учебно-техническая работа. Работа над техникой синхронного виртуозного исполнения произведения, техникой педализации. Игра в четыре руки произведений народной музыки, русской и зарубежной классики – пьес для фортепиано, песен с использованием ансамблевых навыков «солирования», «аккомпанирования». Работа над ритмом, единым ансамблевым метром. Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, каждого голоса и их сочетания (с подголосками, аккомпанементом), темпом как средством выразительности и образности, над осмыслением содержания музыкального текста и характера музыки. Работа над определением рациональной аппликатуры, многократная проверка её в технически сложных местах. Работа над рациональными приемами исполнения, автоматизацией исполнительских навыков, что в дальнейшем облегчает исполнительский процесс и позволяет переключить внимание на задачи художественного плана.
3. Художественно – музыкальная работа. Работа над развитием голосов с точки зрения динамики: какой голос и почему должен звучать в данном фрагменте на первом плане, а какие – на втором и третьем. Работа над динамикой во всем произведении. Понятие образа, музыкального образа, музыкальных средств выразительности. Работа над сочинением наизусть и, как можно чаще с партнером. Работа над проявлением творческой природы и индивидуальности учащегося, его темперамента, вдохновения и воли.
4. Работа над ансамблем. Среди компонентов, объединяющих музыкантов в единый стройный ансамбль, одно из главных мест принадлежит метроритму. Ощущение метроритма помогает партнерам играть вместе, он выполняет функцию дирижёра в ансамбле. Искусство ансамблевой игры основывается на ощущении сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмической определенности «внутри такта»,- с другой. Это и есть тот фундамент, на котором стоит ансамблевое искусство. Это волевое и организующее начало в игре.
Работа над единым темпом, ощущением внутреннего движения в произведениях кантиленного склада, точной фразировкой и артикуляцией, единым ощущением цезур.
5. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара. Умение слышать звучание всего ансамбля, быть постоянно внимательным и собранным.
6. Промежуточная аттестация. Исполнение программного репертуара ансамбля. Обсуждение и анализ выступления.
Примерный репертуар
Аренский А. | Скерцино Романс Интермеццо |
Беркович И. | Прелюдия D-dur Скерцо Украинская народная песня «У сусiда хата бiла», обработка для ф-но в 4 руки Вариация на тему украинской народной песни "Ох, ходила дiвчина бережком", для 2-х фортепиано |
Бетховен Л. | Романс (из Сонатины Y-dur) |
«Сурок» переложение в 4 руки Марш из «Афинских руин» | |
Бизе Ж. | «Серенада» из оперы «Иван IV» переложение для фортепиано в 4 руки |
Вебер К. | Приглашение к танцу |
Гаврилин В. | В старинном стиле |
Гайдн Й. Геталова О. | Скерцо Менуэт (из струнного квартета D-dur) Рондо (из струнного квартета C-dur) Вальс зимы Пастушка Луна-путешественница Весёлые друзья Шотландская народная песня |
Гладков Г. | Песенка Львенка и Черепахи (из мультфильма «Как Львенок и Черепаха песни пели») |
Глинка М. | Марш Черномора (из оперы «Руслан и Людмила») |
Глиэр Р. | У ручья Томный танец |
Градески Э. | Учимся играть буги Играем буги Маленький поезд По дороге домой из школы |
Григ Э. | Норвежский танец |
Диабелли А. | Звучит орган Алегретто |
Дюбюк А. | Шутка Камаринская Гулянье в саду «Трещотка-стрекоза» Мазурка «Гувернантка-немка» Полька «Блины» Марш Храбрых лилипутов |
Коннова Е. | Осенний дождь |
Мендельсон Ф. | Свадебный марш |
Металлиди Ж. | В лодочке Скачи, моя лошадка Грустный клоун Ночью к нам приходит сон Сонный слон |
Огиньский М. | Полонез |
Петерсон Ф. | Старый автомобиль |
Прокофьев С. | Прогулка Дождь и радуга Марш |
Прокофьев С. | Торжественное шествие (из симф.сказки «Петя и Волк») |
Ромберг Э. | «Тихо, как при восходе солнца» из мюзикла "Новая Луна", транскрипция для фортепиано в 3-4 руки |
Родионова Т. | Волшебные часы или с Новым годом Весёлое путешествие на поезде |
Савельев Б. | «Если добрый ты» (из мультфильма «День рождения кота Леопольда») |
Сиротин С. | Шутливый менуэт |
Спавадеккина А. | Добрый жук (из кинофильма «Золушка») |
Цот Д. | Три поросенка (из мультфильма «Три поросенка») |
Чайковский П. | Утренняя молитва Сладкая греза Вальс Русская песня Болезнь куклы Мазурка |
Черчиль Ф. | Вальс (из мультфильма «Белоснежка и семь гномов») |
Шеринг Дж. | «Колыбельная» из мюзикла "Страна птиц", транскрипция для фортепиано в 3-4 руки |
Шлиндлер Ф. | Танец Сонатина С-dur |
Шмитц М. | 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки |
Шостакович Д. | Вальс |
Штраус И. | Анна-полька |
Шуберт Ф. | Четыре лендлера Вальс |
Шуман Р. | Песенка жнецов Маленький романс Смелый наездник Веселый крестьянин |
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения начального этапа программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, совместному музицированию в ансамбле с партнером;
- первоначальное освоение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- знание в пределах требований к младшим классам профессиональной терминологии;
- наличие первоначальных умений по чтению с листа музыкальных произведений;
- первоначальные навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
- наличие представления о репетиционно-концертной работе в качестве ансамблиста.
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого полугодия с 1 по 3 класс.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используется оценка за работу на уроке, которая выставляется в дневник учащегося не реже 1 раза в 2 - 3 недели. Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и освоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. В качестве промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 («отлично») - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
- («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);
3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») - комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий;
«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Но с учетом целесообразности и сложившихся традиций оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
- Методические рекомендации для преподавателя
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность и чтение с листа» и «Ансамбль» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
Список нотной литературы
Ансамбли для фортепиано. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. | |
Ансамбли. Средние классы. В.10. Сост. и ред. В.Пороцкого. – СПб.: «Советский композитор», 1985. | |
Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1993. | |
Брат и сестра: Ансамбли для фортепиано в 4 руки: Вып.1-7. Репертуар ДМШ. Ред.-сост. Криштоп Л.П. – Композитор-Санкт-Петербург, 2006. | |
Гаврилин В.А. Зарисовки для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994. | |
Геталова О. Веселый слоненок: Фортепианные ансамбли в 4 руки: Младшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004. | |
Джаз и не только…Пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002. | |
За роялем всей семьёй. Популярные произведения для ф-но в 4 руки СПб.: «Композитор», 2003. | |
Играем в 4 руки на ф-но. – Издательский дом Катанского В.М., 2000. | |
Играем в 4 руки на ф-но. Сост. Ю.Голышева. – М., | |
Играем вдвоем. Ансамбли для ф-но в 4 руки. - СПб.: «Композитор», 2003. | |
Калсонс Р. Мозаика. 10 пьес для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2003. | |
Куклин А. Свет далёкой звезды. Ансамбли для ф-но в 4 руки. Вып.2. Переложение О.Куклиной. – Слободской, 2008. | |
Любимые мелодии для ф-но в 4 руки. Сост. В.Дулова. – СПб.: «Союз художников», 2001. | |
Металлиди Ж. Пьесы для ф-но в 4 руки. Младшие классы. | |
Металлиди Ж.Л. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002. | |
Музицируем вдвоём. Альбом переложений для ф-но в 4 руки. – Творческая лаборатория, 1994. | |
Петров А. То что хочется играть. Песни и романсы из кинофильмов для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002. | |
Платонов В. Весёлая электричка. Фортепианные ансамбли. – Новосибирск: «Окарина», 2008. | |
Популярная музыка для ф-но в 4 руки. 1-2 кл. ДМШ. Сост. И перелож. В.Дуловой. – СПб.: Союз художников, 2002. | |
Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки: Джазовые мотивы (переложение Пилипенко Л.В.). – Изд.дом Владос, 2003. | |
Родионова Т. Пьесы и ансамбли. – М.: Композитор, 2004. | |
Русские народные песни в полифонической обработке для ф-но в 4 рук Флярковского А., Щедрина Р. – Кифара, 2002. | |
Сиротин С. Три пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000. | |
Смирнова Н. Ансамбли для ф-но в 4 руки. Изд.2. - Ростов на Дону: «Феникс», 2007. | |
Смирнова Н. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради № 9, 18, 19, 20. – Москва, 1994. | |
Смелков А.П. Альбом для детей и юношества: 12 пьес для фортепиано в 4 руки: Тетрадь 2. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005. | |
Соловьёв В. Блёстки. Для ф-но в 4 руки. – «МФ СПб», 2009. | |
Сотникова О.С. Играем с удовольствием: Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2006. | |
Сыграем джаз. Пьесы для ф-но в 4 руки. Сост. Л.Осипова. В.11. – Екатеринбург, 2001. | |
Табачник Л. Пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000. | |
Фон Вебер К.М. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005. | |
Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше в переложении Е.А.Стрельбицкой. – М., 1999. | |
Хрестоматия фортепианный дуэт. 2-4 классы ДМШ. Сост. Е.Матяш, Н.Перунова. - СПб.: «Композитор», 2004. | |
Хрестоматия для учащихся младших и средних классов ДМШ. Пьесы. Ансамбли. Гаммы. Словарь. Сост. Альтерман С.С.- Композитор-Санкт-Петербург, 2004. | |
Хренников Т. "Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки - IV - VI классы ДМШ (на темы оперы сказки "Мальчик-великан"), 36 стр. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm | |
Хромушин О. Ритмические этюды для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002. | |
Чайковский П. Лёгкие переложения для ф-но в 4 руки. | |
Ф. Черчилл, "Вальс" из саундтрека к мультфильму "Белоснежка и семь гномов", (джазовая транскрипция для фортепиано в 4 руки), 4 стр., http://notes.tarakanov.net/p2.htm | |
Шмиц М. Mini Rock. Тетр. 2. 19 лёгких пьес в переложении для ф-но в 4 руки. – Москва, Классика XXI, 2004. | |
Шуберт Ф. К 200-летию со дня рождения. Сост Л.Криштоп. – СПб.: «Северный олень», 1997. | |
Ф. Шуберт, Сборник фортепианных ансамблей в четыре руки, http://notes.tarakanov.net/p2.htm |
- Список рекомендуемой методической литературы
- Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
- Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
- Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
- Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
- Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
- Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
- Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины фортепиано
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины фортепиано для преподавателей ДШИ....
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Программа учебного предмета "Фортепиано" обязательной и вариативной частей дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства Духовые и ударные инструменты. Срок обучения 5 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной пред профессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". срок обучения 8 лет.
Данная программа по предмету «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты» составлена на основании фед...
Программа учебного предмета "Фортепиано"обязательной дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое академическое пение".
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы». Программ...
Программа учебного предмета "Фортепиано" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Хоровое пение"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии: с ФЗ от 29.12.2012 - № 273 ФЗ «Об...