Рабочая программа Кружка «Юный биолог» для учащихся 7 класса
рабочая программа на тему
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках, а также повторение и систематизацию знаний за курс 6 класса. В программу включены материалы, раскрывающие особенности строения бактерий, грибов, растений и животных, физиологии и приспособленности к среде обитания. Занимательные вопросы и факты рассматривают особенности взаимодействия животного мира с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_biolog_sosh_2.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании ШМО | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: | ||
учителей ____________________ | Заместитель директора по ВР | Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» | ||
____________________________ | Боярских Е.И.____________ | Казанцева Н.И. ____________ | ||
Руководитель________________ (ФИО) Протокол № ________ | «___ » _________201__ г. |
Приказ №___от «___ » ______201__ г. | ||
от«___ » _____________201 __ г. |
Рабочая программа
Кружка «Юный биолог»
для 7 класса(ов)
Автор-составитель(ли)
Учитель: Кривошеева Наталья Александровна (Ф.И.О.)
Квалификационная категория: первая
р.п.Голышманово,2016г
1. Пояснительная записка
Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках, а также повторение и систематизацию знаний за курс 6 класса. В программу включены материалы, раскрывающие особенности строения бактерий, грибов, растений и животных, физиологии и приспособленности к среде обитания. Занимательные вопросы и факты рассматривают особенности взаимодействия животного мира с окружающей средой.
Материалы курса содержат информативные вопросы и факты, которые используются в качестве дополнительного материала при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяющие по-новому взглянуть на уже известные явления и законы, создать мотивацию к изучению материала уроков, лучше подготовиться к участию в предметных олимпиадах по биологии различного уровня. Приоритетным направлением деятельности учащихся на спецкурсе является решение проблемных вопросов на биологические темы, что будет способствовать развитию у учащихся исследовательских компетентностей.
Курс рассчитан на 34 ч (1 час в неделю).
Обучающие цели:
- усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, грибов и микроорганизмов;
- формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
- развитие знаний об основных методах биологической науки;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты: по изучению жизнедеятельности растений.
Развивающие цели:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели:
- воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
- формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
- развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Требования к уровню подготовки
Знать:
- значение животных, растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов, ее отличие от клетки гриба и животной клетки;
- основные ткани растений и их функции;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, растений, вирусов, бактерий, грибов и лишайников;
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид).
Уметь:
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
- проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;
- давать сравнительную характеристику классов растений, животных и др. живых организмов;
- самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации;
- выполнять олимпиадные задания различного уровня сложности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 ч: 1 ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ. (1ч)
Биология — наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе.
Раздел I. Вирусы (1час)
Общая характеристика вируса. Среды обитания вируса. Особенности строения вирусов.
Раздел II. БАКТЕРИИ. (2 часа)
Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий.
Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Раздел III ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 часа)
Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие.
Питание, расселение грибов.
Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой и медицинской помощи при отравлении грибами.
Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Раздел IV Растения (9 часов)
Низшие растения (1 час)
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Влияние освещенности и силы тяжести. Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли.
Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление.
Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.
Высшие нецветковые растения (4 часа)
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши (иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов (спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль мхов в биосфере и жизни человека.
Плауны, хвощи и папоротники. Появление покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян, прорастание.
Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей местности.
Цветковые растения (4 часов)
Класс двудольные (2 часов)
Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных), маковых, тыквенных, мальвовых.
Класс однодольные (2 часа)
Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана.
Раздел V Животные (17 часов )
Общие сведения о животных (1 час)
В царстве животных. Клетки и ткани животных.
Одноклеточные животные (2 часа).
Особенности организации жизни простейших.
Лабораторная работа.
Изучение постоянных препаратов простейших. Изучение живых простейших
Многоклеточные животные (14 ч)
Тип кишечнополостные ( 1час). Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Черви (1 час). Многообразие, среда и места обитания плоских, круглых и кольчатых червей.. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация видеофильма о жизни и значении червей.
Тип моллюски (1 час). Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип членистоногие.
Класс ракообразные (1 час). Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные(1 час). Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые(1 час). Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип хордовые ( 5 часов).
Класс рыбы (1 час). Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №7. «Наблюдение за внешним строением рыб».
Класс земноводные (1 час). Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся ( 1 час). Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы (1 час). Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс млекопитающие (1 час). Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (3 часа)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Тематическое планирование
Кружковой работы «Юный биолог»
(наименование курса)
Учебный год: _____2016-2017______________________
Классы:_______7_______________________
Учебно-тематический план занятий.
№ п/п | Дата проведения | Наименование раздела и темы | Количество часов |
1. Введение | |||
1 | 9.09 | Биология — наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. | 1 |
Вирусы (1час) | |||
2 | 16.09 | Общая характеристика вируса. Среды обитания вируса. Особенности строения вирусов. | 1 |
БАКТЕРИИ. (2 часа) | |||
3 | 23.09 | Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий. | 1 |
4 | 30.09 | Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 |
ЛИШАЙНИКИ (3 часа) | |||
5 | 7.10 | Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные грибы: строение, размножение, развитие. | 1 |
6 | 14.10 | Многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие. Значение в природе. | |
7 | 21.10 | Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. | |
Растения (9 часов) | |||
8 | 28.10 | Одноклеточные водоросли. | |
9 | Многоклеточные водоросли и их строение: слоевище. | ||
10 | Мхи – «земноводные растения». | ||
11 | Плауны, хвощи и папоротники. | ||
12 | Голосеменные растения. | ||
13 | Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных. | ||
14 | Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных), маковых, тыквенных, мальвовых. | ||
15 | Класс однодольных растений. | ||
16 | Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана. | ||
Животные (17 часов ) | |||
17 | В царстве животных. Клетки и ткани животных. | ||
18 | Особенности организации жизни простейших. Многообразие одноклеточных животных. | ||
19 | Лабораторная работа. Изучение постоянных препаратов простейших. Изучение живых простейших. | ||
20 | Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. | ||
21 | Многообразие, среда и места обитания плоских, круглых и кольчатых червей. Образ жизни и поведение. | ||
22 | Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | ||
23 | Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
24 | Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | ||
25 | Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | ||
26 | Класс рыбы. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
27 | Класс земноводные. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
28 | Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
29 | Класс Птицы. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
30 | Класс млекопитающие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | ||
Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (3 часа) | |||
31 | Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения | ||
32 | Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. | ||
33 | Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. | ||
34 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2. Рабочая программа кружка «Юный модельер» 5-8 класс.
2. Рабочая программа кружка «Юный модельер» 5-8 класс....
Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса
Пояснительная записка Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной прог...
Рабочая программа кружка "Юный математик" для учащихся 9 класса.
Рабочая программа содержит пояснительную записку,цели и задачи, содержание,тематическое планирование....
Рабочая программа кружка "Юный турист" 5 - 7 классы
Рабочая программа кружка "Юный турист" 5 - 7 классы...
Рабочая программа кружка "Юный географ"для учащихся 7 класса
Кружок рассчитан на 1 час в неделю. В год 35 занятий....
Рабочая программа кружка "Юный биолог" 6 класс
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...
Рабочая программа кружка «Юный биолог»
Кружок «Юный биолог» по биологии в 5-6 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя биологии, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися...