Рабочая программа кружка "Юный математик" для учащихся 9 класса.
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку,цели и задачи, содержание,тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_kruzhka_v_9_klasse.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» Директор школы ______________ И.А.Михайлова Приказ № ___ от «___ »_______2014 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Чичковская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
кружка «Юный математик»
(9 класс)
на 2014-2015 уч.год
Программу составил:
учитель математики Кирюшина
Надежда Николаевна
Рассмотрена и Согласована рекомендована к утверждению Зам. директора по УВР
на заседании ШМО___________________ ______________ / Малютенко В.Н ./ Ф.И.О. Протокол № ____ от «____»________2014 г «_____» _______________ 2014 г.
Чичково 2014 г. Пояснительная записка
|
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. Знакомство с историей возникновения и развития математической науки пополняет запас историко-научных знаний школьников.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации кружковой работы необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. На кружке продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цели:
- расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по алгебре;
- формирование устойчивого интереса к предмету.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- повысить математическую культуру.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практикум по решению задач;
- решение задач повышенной сложности;
- самостоятельная работа;
- фронтальная и индивидуальная работа;
- тестирование.
Программа составлена на 35 часа с периодичностью 1 час в неделю и рассчитана на обучающихся 9 класса
Сроки реализации программы:
- программа разработана на 1 учебный год
Содержание
Вводное занятие –
Содержание: организационное занятие. Цели и задачи кружка.
Числа. Дроби 1час
«Множества чисел» - 1 час
«Положительные и отрицательные числа. Модуль числа» - 1 час
«Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями» - 1 час
Содержание: повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.
Выражения. Уравнения – 6 часов
«Разложение многочлена на множители (3 способа)» - 1 час
«Квадратные уравнения» - 1 час
«Дробные рациональные выражения» - 1 час
«Дробные рациональные уравнения» - 1 час
«Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений» - 1 час
«Решение тестов в форме ГИА» - 1 час
Содержание: повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности).
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 1 час
Содержание: разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач.
Функции – 3 часа
«Функции, свойства функций» - 1 час
«Свойства функций, графики функций» - 1 час
«Графики функций, содержащих знак модуля» - 1 час
Содержание: рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков.
Уравнения и неравенства – 6 часов
«Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2» - 1 час
«Уравнения с параметрами» - 1 час
«Неравенства с параметрами» - 1 час
Содержание: познакомить с решением уравнений степени > 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком»), разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета.
«Системы уравнений 1 и 2 степени» - 1 час
Содержание: повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ.
«Системы неравенств» - 1 час
Содержание: повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств.
«Задачи на составление неравенств» - 1 час
Содержание: составить по условию задачи неравенство. Составить свою задачу.
Решение задач – 7 часов
«Решение задач с помощью уравнений» - 1 час
«Решение задач с помощью систем уравнений» - 1 час
Содержание: составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач.
«Задачи на проценты» - 1 час
Содержание: повторить различные виды задач на проценты, способы решения.
«Прогрессии» - 1 час
«Задачи на прогрессии» - 1 час
Содержание: повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач.
«Задачи на движение» - 2 часа
Содержание: рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания).
«Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал» - 1 час
Содержание: повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности.
«Геометрия» - 2 часа
Содержание: повторить пройденные темы 7 - 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам.
Подготовка к ГИА – 6 часов
«Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика» - 3 часа
«Решение тестовых заданий (тест в форме ГИА)» - 3 часа
Содержание: повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ГИА). Провести тестирование в форме и по материалам ГИА.
Учебно-тематическое планирование
Содержание работы | Количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 0,25 | ||
Числа. Дроби. | 2,75 | 0,75 | 2 |
Выражения. Уравнения. | 6 | 1,5 | 3,5 |
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур | 1 | 1 | |
Функции | 3 | 1 | 2 |
Уравнения и неравенства | 6 | 2 | 4 |
Решение задач | 7 | 2 | 5 |
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал | 1 | 0,25 | 0,75 |
Геометрия | 2 | 0,5 | 1,5 |
Подготовка к ГИА | 6 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | дата | |||
план | факт | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие. | 0,25 ч | Организационное занятие. Цели и задачи кружка | |||
2 | Числа. Дроби | 2,75 ч | |||||
1 | Множества чисел. | 1 | Повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями. | ||||
2 | Положительные и отрицательные числа. Модуль числа | 1 | |||||
3 | Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями | 1 | |||||
3 | Выражения. Уравнения – 6 часов | 6 ч | |||||
4 | Разложение многочлена на множители (3 способа) | 1 | Повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности) | ||||
5 | Квадратные уравнения | 1 | |||||
6 | Дробные рациональные выражения | 1 | |||||
7 | Дробные рациональные уравнения | 1 | |||||
8 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | 1 | |||||
9 | Решение тестов в форме ГИА | 1 | |||||
4 | 10 | Подготовка к олимпиаде. Школьный тур | 1 ч | Разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач | |||
5 | Функции | 3 ч | |||||
11 | Функции, свойства функций | 1 | Рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков | ||||
12 | Свойства функций, графики функций | 1 | |||||
13 | Графики функций, содержащих знак модуля | 1 | |||||
6 | Уравнения и неравенства | 6 ч | |||||
14 | Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2 | 1 | Познакомить с решением уравнений степени > 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком») | ||||
15 | Уравнения с параметрами | 1 | Разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета. | ||||
16 | Неравенства с параметрами | 1 | |||||
17 | Системы уравнений 1 и 2 степени | 1 | Повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ. | ||||
18 | Системы неравенств | 1 | Повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств | ||||
19 | Задачи на составление неравенств | 1 | Составить по условию задачи неравенство. Составить свою задачу | ||||
7 | Решение задач | 7 ч | |||||
20 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | Составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач | ||||
21 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |||||
22 | Задачи на проценты | 1 | Повторить различные виды задач на проценты, способы решения | ||||
23 | Прогрессии | 1 | Повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач | ||||
24 | Задачи на прогрессии | 1 | |||||
25- 26 | Задачи на движение | 2 | Рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания) | ||||
8 | 27 | Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал | 1 ч | Повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности | |||
9 | 28-29 | Геометрия | 2 ч | Повторить пройденные темы 7 - 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам | |||
10 | Подготовка к ГИА | 6 ч | |||||
30-32 | Решение тестовых заданий. Блок «Алгебра». Блок «Геометрия». Блок «Реальная математика» | 3 | повторить решение экзаменационных задач по алгебре, геометрии, задач на логику, комбинаторных задач, тестов прошлых лет (ГИА). Провести тестирование в форме и по материалам ГИА | ||||
33-35 | Решение тестовых заданий (тест в форме ГИА) | 3 |
Основные знания и умения
Обучающиеся должны знать:
- методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
- способы преобразования алгебраических выражений;
- основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
- методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
- свойства функции;
- алгоритм исследования функции;
Обучающиеся должны уметь:
- применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
- применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
- применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
- строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
- записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства.
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- анализа самостоятельных, творческих, исследовательских работ;
- проверки домашнего задания;
- выполнения письменных работ;
- беседы с обучающимися;
- тестирования.
Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ГИА.
Используемая литература
1. Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 2011.
2. Газета «Математика», приложение к 1 сентября
3. ГИА-2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014. — (ГИА-2014. ФИПИ-школе)
4. ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2014
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому
Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...
Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.
Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."
1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...