Рабочая программа «Финансовая грамотность»_6 класс_2022_2023
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа «Финансовая грамотность»_6 класс_2022_2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_finansovaya_grammotnost_6_klass_2022_2023.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО учителей начальных классов МОУ «СОШ №6» от «____» ________ 2022г. Руководитель: С.В.Харитонова_________ | «СОГЛАСОВАНО» Зам директора по УВР МОУ «СОШ №6» Е.А.Крылова___________ «____» _________2022г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ «СОШ №6» А.Д.Устинова__________ «____» ___________ 2022г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность социальная
Название программы «Финансовая грамотность»
Срок реализации 1 год
Возрастная категория обучающихся 12-13 лет
Автор: Кубанова Я.С.
Должность: педагог
г.Южноуральск
2022
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты
- Содержание учебного курса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» для учащихся 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВАКО, 2018).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
- формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного курса
Введение в курс «Финансовая грамотность» (6 часов)
Почему важно развивать свою финансовую грамотность, От чего зависит благосостояние семьи, Учимся оценивать финансовое поведение людей, Учимся оценивать свое финансовое поведение, Финансовый мир глазами детей
Доходы и расходы семьи (62 часов)
Деньги: что это такое, Откуда берутся деньги, Куда уходят деньги, Как заставить деньги слушаться, Роль денег в жизни человека, Деньги, Учебные мини-проекты «Деньги», Какие бывают потребности?, Личные потребности, Что нам необходимо в жизни?, Материальные, социальные, духовные потребности, Все потребности важны, все потребности нужны, Источники удовлетворения потребностей, Почему все потребности нельзя удовлетворить?, Труд и удовлетворение потребностей, Как товар попадает в магазин?, Где можно приобрести товары?, Зачем нужна реклама?, Реклама и упаковка, Реклама - «двигатель торговли», Деньги и товары, Продавец и покупатель, Из чего складываются доходы семьи, Учимся считать семейные доходы, Исследуем доходы семьи, Учебные мини-проекты «Доходы семьи», Как появляются расходы семьи, Учимся считать семейные расходы, Исследуем расходы семьи, Учебные мини-проекты «Расходы семьи», Как сформировать семейный бюджет, Семейный совет по составлению бюджета, Учебные мини-проекты «Семейный бюджет», Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи», Экономическое Поле Чудес, Обобщение изучения модуля, Подводим итоги года
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 6 | 4 | 2 |
2 | Доходы и расходы семьи | 62 | 31 | 31 |
Итого | 68 часов | 35 часов | 33 часа |
Тематическое планирование
№ п п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Формы проведения |
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | 1 | - | беседа |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | 1 | 1 | - | беседа, моделирование простейших экономических ситуаций |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 2 | 1 | 1 | беседа, моделирование простейших экономических ситуаций |
4 | Учимся оценивать свое финансовое поведение | 1 | 1 | - | беседа, моделирование простейших экономических ситуаций |
5 | Финансовый мир глазами детей | 1 | - | 1 | интерактивная игра |
6 | Деньги: что это такое | 2 | 2 | - | беседа |
7 | Откуда берутся деньги | 2 | 2 | - | беседа |
8 | Куда уходят деньги | 2 | 2 | - | беседа |
9 | Как заставить деньги слушаться | 2 | 2 | - | беседа |
10 | Роль денег в жизни человека | 1 | - | 1 | творческое задание, мини-исследование |
11 | Деньги | 1 | - | 1 | интерактивная игра |
12 | Учебные мини-проекты «Деньги» | 2 | - | 2 | презентации |
13 | Какие бывают потребности? | 2 | 2 | - | презентация, беседа |
14 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 2 | - | 2 | моделирование простейших экономических ситуаций |
15 | Материальные, социальные, духовные потребности | 2 | 1 | 1 | беседа, лексическая работа, интерактивная игра |
16 | Все потребности важны, все потребности нужны | 2 | 1 | 1 | беседа, интерактивная игра |
17 | Источники удовлетворения потребностей | 2 | 1 | 1 | презентация, беседа, ролевая игра |
18 | Почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | - | 1 | деловая игра |
19 | Труд и удовлетворение потребностей | 1 | - | 1 | интерактивная игра |
20 | Как товар попадает в магазин? | 2 | - | 2 | беседа с элементами дискуссии |
21 | Где можно приобрести товары? | 1 | - | 1 | ролевая игра «Магазин» |
22 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка | 2 | 1 | 1 | моделирование простейшей экономической ситуации |
23 | Реклама - «двигатель торговли» | 1 | - | 1 | ролевая игра, деловая игра «Рекламная акция» |
24 | Деньги и товары | 1 | - | 1 | интерактивная игра |
25 | Продавец и покупатель | 2 | 1 | 1 | беседа с элементами ролевой игры |
26 | Из чего складываются доходы семьи | 2 | 2 | - | беседа, лексическая работа |
27 | Учимся считать семейные доходы | 2 | 2 | - | беседа, лексическая работа |
28 | Исследуем доходы семьи | 2 | 2 | - | беседа, лексическая работа |
29 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 2 | - | 2 | презентации |
30 | Как появляются расходы семьи | 2 | 2 | - | беседа, лексическая работа |
31 | Учимся считать семейные расходы | 1 | 1 | - | беседа, лексическая работа |
32 | Исследуем расходы семьи | 1 | 1 | - | беседа, лексическая работа |
33 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 2 | - | 2 | презентации |
34 | Как сформировать семейный бюджет | 2 | 2 | - | беседа с элементами дискуссии |
35 | Семейный совет по составлению бюджета | 2 | 1 | 1 | беседа, ролевая игра |
36 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | 2 | - | 2 | презентации |
37 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | 2 | - | 2 | Презентации, лексическая работа |
38 | Экономическое Поле Чудес | 1 | - | 1 | экономическая игра |
39 | Обобщение изучения модуля | 3 | 3 | - | беседа с элементами дискуссии |
40 | Подводим итоги года | 3 | - | 3 | защита мини-проектов |
ИТОГО | 62 | 31 | 31 |
Планируемые результаты обучения за год
Выпускник на базовом уровне научится:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методическое и материально – техническое обеспечение
- Финансовая грамотность: учебная программа 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВАКО, 2018.
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Интернет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 6 класс 2022-2023 учебный год....
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 10 класс 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (7,9 классы 2022-2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (7,9 классы 2022-2023)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (7,9 классы 2022-2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (7,9 классы 2022-2023)...
Рабочая программа по Алгебре 8 класс 2022-2023 учебный год
Программа составлена в Конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа ФГОС Технология 5 класс 2022 - 2023 учеб.год
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомн...
Рабочая программа по технологии 5 класс 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по технологии 5 класс 2022-2023 учебный год...