Доклад "Создание условий для жизненного, личного и профессионального самоопределения учащихся"
материал на тему

В «ЦРТДЮ» пгт. Черноморского объединение «Юный дизайнер» создано в 2011 году. Программа «Юный дизайнер» - авторская. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство способствует активности учащихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_yakimova.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для жизненного, личного и профессионального самоопределения учащихся объединения «Юный дизайнер»

«ЦРТДЮ» пгт. Черноморского

        Потребность в профессиональном самоопределении – одна из важнейших в жизни каждого человека, появляющаяся уже в детском возрасте! Правильный выбор профессии позволяет каждому из нас реализовывать свой личностный потенциал, избежать разочарований, оградиться от неуверенности в завтрашнем дне. В этой  связи проблема создания комплекса условий для профессионального самоопределения приобретает особую остроту. На ее решение направлена деятельность учреждений дополнительного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых») гласит, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства.

        В педагогической науке дополнительное образование детей рассматривается как феномен и процесс освоения ребенком знаний в свободно избранном направлении. Этот процесс предполагает использование способов деятельности, которые отвечают интересам личности, ее склонностям, способностям и содействуют формированию ее ценностных ориентаций, ее личностно- профессиональной самореализации.

        В «ЦРТДЮ» пгт. Черноморского объединение «Юный дизайнер» создано в 2011 году. Программа «Юный дизайнер» - авторская. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.  Учащиеся могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство способствует активности учащихся при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

                Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для создания интерьерных проектов и работ для оформления интерьеров и т. п.

Задачи программы:

  •  Развивать умение создавать свои собственные дизайнерские проекты, находить новое применение знакомым предметам, по-новому их оформлять и употреблять в быту
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  • Формировать умение и навыки работы с бумагой и картоном, Природными материалами, с тканью, бросовым материалом и др.

        Все это способствует развитию творческого потенциала каждого учащегося, стремлению к самосовершенствованию и самореализации.

        В данной программе используются нестандартные формы проведения занятий, используются элементы свободного творчества.

        Большое значение придается общему развитию детей: проведение лекций и бесед по народному и декоративно-прикладному искусству, посещение музеев и выставок.

        Психолого-педагогической основой ведения занятий является гуманно-личностный подход. Он проявляется в том, что отношения с учащимися строятся без принуждения, на основе интереса, на уважении и вере в творческие задатки учащегося.

        Прежде чем приступить к созданию проекта или работы, учащиеся знакомятся с историей декоративно-прикладного искусства, с лучшими работами учащихся, с правилами построения и чтения чертежей.

        При завершении работы проводится анализ и обсуждение работы.

        Поиск самостоятельного решения требует актуализации и дополнения уже нового опыта. На этом этапе, получая задание, учащиеся самостоятельно осмысливают его, подбирают необходимый материал, создают эскизы, планируют выполнение задания. Очень важно, чтобы дети не копировали уже созданное кем-то, а выполняли эксклюзивные работы. Очень интересен в этой работе метод проектов.

Данное направление представляет большие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомлению их с рабочими профессиями художественного производства и традиционными промыслами, развитию которых в нашей стране уделяется большое внимание. Обществу нужны люди таких профессий,  как дизайнеры по художественной обработке дерева, камня, металла, тканей, архитекторы, ландшафтные дизайнеры. В нашем объединении учащиеся получают не только  первые навыки мастерства, но и представления об этих профессиях. С целью выявления результатов деятельности учащихся на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения ведется диагностика эффективности занятий, отслеживается результат развивающего воздействия занятий.

        Для эффективности, выбора правильного направления и сокращения сроков при создании и выполнении конкретных проектов была разработана «дорожная карта», как механизм реализации творческого потенциала учащихся.

Основной путь художественного развития учащихся – самостоятельное творчество, но им очень сложно самостоятельно распределить последовательность выполнения работы, суметь четко и спокойно закончить работу в срок, поэтому мною был разработан такой механизм как «Дорожная карта».

Разработкой «Дорожной карты» занимаемся вместе с учащимися в следующей последовательности.

  1. Тема работы или проекта.
  2. Создание эскиза.
  3. Выбор техники выполнения работы (может быть несколько видов техники).
  4. Выбор материалов.
  5. Поиск цветового решения для полной передачи замысла работы.
  6. Определение масштаба и формы работы.
  7. Подбор дополнительных элементов для окончательного оформления работы.
  8. Составление календарного графика выполнения работы, согласно заданию.

Личный интерес учащихся в данной разработке «Дорожной карты» является условием успешной работы.

Вместо объяснения, как решить поставленную задачу, я предоставляю необходимые материалы, поощряю учащихся, когда они ведут наблюдения и выдвигают гипотезы, проверяют решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление.

На этом этапе задаются наводящие вопросы, поощряются догадки учащихся, а затем вместе подтверждаются или опровергаются эти догадки.

Приветствуется самостоятельный поиск, находки образов на заданную тему. Все это способствует развитию эстетического восприятия, творческого воображения и мышления, трудолюбия, ответственности, коммуникабельности.

После разработки и утверждения «Дорожной карты» каждый учащийся с уверенностью в своих силах и знанием поставленной задачи, приступает к выполнению работы, обсуждая со мной выполнение этой работы. Получив одобрительные или критические замечания, идет дальше по намеченному плану.

Работая по данной схеме, учащиеся очень собранны и мотивированы в выполнении работы, согласно календарного графика. Они прекрасно понимают, что несоблюдение графика ведет к срыву выполнение работы в срок, т. е. задача, поставленная в самом начале разработки, а это участие в конкурсе, выставке, не может быть выполнена. Этого учащиеся допустить не могут, ведь пройдя весь этот серьезный творческий путь, у них возникает гордость и радость от созданной ими самостоятельно работы. Возникает огромное желание ее продемонстрировать и получить оценку других авторитетных людей. Результат! Вот, ради чего они так старались.

        Опыт, полученный в результате освоения программы «Юный дизайнер» учащиеся используют в своей дальнейшей жизни. Творческое воображение и мышление, трудолюбие, ответственность и коммуникабельность нужны на всех этапах обучения как в школе, институте, так и в конкретной профессионально ориентированной деятельности.

        В заключение моего выступления, хочется отметить, что две выпускницы объединения «Юный дизайнер» в этом году поступили в высшие учебные заведения и будут проходить обучение по специальностям «Ландшафтная архитектура» и «Промышленный дизайн».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся

Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся девятых классов средней школы может быть использована при проведении профориентационной работы психологом,социальным педагогом,классным р...