Мастер класс "Кудринка". План-конспект.
план-конспект на тему
План конспект мастер класс "Кудринка" для учеников, которые освоили первые шаги в резьбе по дереву (геометрическая, контурная резьба).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс "Кудринка", план конспект. | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы
государственное образовательное учреждение
ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ
имени А.П.ГАЙДАРА
Мастер – класс
Тема: Плоскорельефная резьба «Кудринка»
План – конспект
Отдел Художественно-прикладного творчества
Педагог Решетилов Андрей Александрович
Коллектив Искусство резьбы по дереву «Волшебный резец»
Дата 17.11.2012.
Москва 2012 г
Презентация занятия:
Коллектив «Волшебный резец»
Дата проведения:17 ноября 2012 г.
Место проведения – ГБОУ ДПиШ им А,П,Гайдара.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Тема занятия: «Плоскорельефная резьба. Кудринка».
Педагог дополнительного образования: Решетилов Андрей Александрович.
Данное занятие направлено на изучение, обобщение и закрепление материала по разделу «Плоскорельефная резьба».
Мастер – класс рассчитан как на педагогов и методистов декоративно- прикладного направления деятельности, так же для молодых педагогов в рамках обучения теоретическим и практическим навыкам педагогического мастерства.
Цель мастер – класса: Сформировать представление о безопасной и технически правильной технологии выполнения «Кудринской» резьбы по дереву, новыми методиками и авторскими наработками по этой теме.
Задачи:
- Ознакомить с рабочим местом резчика, инструментом, и техникой безопасности во время выполнения резьбы.
- Обучить основным способам разметки орнамента и подготовки инструмента к работе.
- Обучить технике резьбы основных элементов «Кудринки», проколке стамесками, подрезке фасок, навыкам при работе с ножом
Образовательная программа, по которой занимается коллектив, направлена на мотивацию к творчеству. В начале курса, работая по образцам, получаем сравнительно быстрый положительный результат, что вместе с удовлетворением от проделанной работы способствует созданию прочной мотивации к освоению более сложного материала, и к переходу к творческим работам.
Форма проведения занятия – групповая
План – конспект
№ п/п | Содержание занятия (наименование разделов и тем) | Время (мин.) | Организационно – методические сведения (краткий конспект) | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | -Вводная часть: Приветствие. -Подготовка рабочего места к занятиям. -Инструктаж по ТБ. -Знакомство с темой мастер - класса. -Изложение задач мастер - класса | 15 | 15 | - | . Техника безопасности при организации рабочего места. Расположение инструментов и материалов и их назначение. История «Кудринской» резьбы, истоки, применение. | Оснащение: Рабочие верстаки, шаблоны, разметочный инструмент, заготовки. Раздаточный материал. |
2. | Основная часть: Разметка орнамента | 10 | 10 | Объяснение безопасных приемов работы. Назначение и использование инструментов разметки, изготовление. | Пошаговое инструктирование. | |
Выполнение резьбы «Кудринки» проколка стамесками. | 40 | 10 | 30 | Использование наглядных пособий в процессе работы. Способы заточки и доводки инструмента. Значение строения древесины при выполнении резных работ. | Стамески для резьбы, всё для заточки и доводки. Наглядные пособия: образцы | |
Продолжение выполнения резьбы. Резьба фасок на элементах резьбы. | 20 | 5 | 15 | Наглядный пример -выполнение резьбы педагогом. | Отличие заточки стамесок для «Кудринки» | |
Перерыв: Просмотр литературы. | 10 | Смена деятельности на игровую. Необходимо ослабить нагрузку на глаза. | Комплект «Дартс» | |||
Продолжение выполнения резьбы. Резьба декоративных порезок. | 15 | 5 | 10 | Русские традиции в плоскорельефной резьбе по дереву. История «Кудринской резьбы» | Контроль выполненной резьбы визуально. | |
3. | Заключительная часть. Распространённые ошибки, устранение дефектов. | 10 | 5 | 5 | Подведение итогов. Обмен мнениями. Оценка проведённого мастер- класса Уборка рабочего места | Ответы на возникшие вопросы |
Вводная часть:
Образовательная программа «Искусство резьбы по дереву» имеет художественно – эстетическую направленность, составлена с учётом традиций художественной резьбы по дереву. В основе программы лежит не только обучение практическим навыкам резьбы по дереву, но и умение создавать свои творческие композиции. Обучение рассчитано на три года. На первом этапе занятий простейший для осваивания вид резьбы это геометрическая или трёхгранно-выемчатая резьба. Перед началом занятия необходимо познакомится с рабочим местом и инструментом резчика.
Верстак- это рабочий стол, который оборудован приспособлениями для удобной и безопасной работы. На нём должны свободно размещаться необходимые инструменты и наглядные пособия (образцы, иллюстрации), а также приспособления для фиксирования изделия. Для начального этапа достаточно упоров к которым прижимается заготовка во время работы. В индивидуальных случаях на верстаке можно оперативно менять систему упоров.
Упор и державки – реечное или брусковое приспособление для индивидуальной безопасной работы. Служат для упора или фиксации заготовки.
Перед началом работы раздаются заготовки, заранее подготовленные для наиболее эффективного использования ограниченного времени мастер - класса. Наиболее экономичен размер 100х200 мм.
Заготовка- Деревянная дощечка заданного размера из древесины лиственных пород, наиболее подходящей для работы. Мы будем использовать липу.
Липа – Порода дерева. Лиственная, рассеяно сосудистая, однородная древесина, приятного желтовато розового цвета.
Для резьбы используется из-за мягкой, податливой древесины.
Тема занятия – Плоскорельефная резьба «Кудринская», история применения и технология изготовления.
Элементы «Кудринской» резьбы. Как любой орнамент состоит из отдельных составляющих, так и «Кудринка» содержит ряд повторяющихся элементов, и в зависимости от сложности резьбы и таланта мастера количество и сложность их может увеличиваться. Здесь мы рассмотрим и попытаемся выполнить наиболее распостранённые.
Шаблон – Картонный или из другого прочного листового материала предмет по ширине и высоте точно передающий параметры изготавливаемого изделия, на плоскости которого в виде прорезей или точек обозначены параметры будущего изделия или орнамента. Разметка осуществляется карандашом или специальным шилом.
После шаблона размечаем с помощью деревянных линеек и карандашей средней мягкости (чтобы резная поверхность не загрязнялась). Места будущих проколов обозначаем линиями или точками.
Инструмент – Для выполнения «Кудринки» необходимы полукруглые стамески разного радиуса не отлогие, радиусы которых повторяют основные кривые в орнаменте. Как правило, мастер, работая над эскизом будущего орнамента ставит в прямую зависимость набор инструмента для этой работы и изгибы будущих завитков и листьев.
Основная часть:
После окончания разметки проверяем её правильность и если не требуется исправлений, приступаем к резьбе. Главная задача на этом занятии усвоить безопасные приёмы работы и правильно поставить руки, чтобы в дальнейшем качественно и безопасно выполнять резьбу. Проверяем качество заточки инструмента и при необходимости правим его.
Размещаем шаблон на заготовке и с помощью карандаша и шила перерисовываем и перекалываем необходимые точки, затем соединяем их в заданном порядке остро отточенным карандашом, чтобы получился рисунок будущей резьбы.
Проколка:
Проколка осуществляется стамесками вертикально, строго по контуру рисунка, как по контуру, так и разделительные линии между элементами резьбы. Проколка служит для качественной и эффектной подрезки фасок, которая следует за проколкой. Инструмент при этом должен быть подготовлен (заточен и направлен) исключительно хорошо, иначе качество резьбы и безопасность при выполнении резьбы будут под угрозой.
Подрезка:
С помощью тех же стамесок делаем и подрезку фасок. Подрезку осуществляем под углом 30 или 35 градусов наклона стамески. Рука удерживающая заготовку не должна находится в направлении движения стамески, заготовка должна быть прижата к упору свободной рукой или зафиксирована в державках.
Заоваливание:
После завершения резьбы фасок по периметру орнамента и фасок отделяющих элементы резьбы выполняем заоваливание. Это подрезка небольшой фаски по периметру каждого отдельного элемента. Наиболее тонкая часть резьбы, требующая внимания и знания строения древесины, чтобы в процессе резьбы не допустить сколов.
Декоративные порезки:
Это отделочный этап резьбы, выполняется в виде контурных порезок ножом или уголком по заранее нанесённому рисунку.
Заключительная часть:
Анализ выполненной работы всеми участниками, разбор наиболее типичных ошибок. Ответы на вопросы. Дискуссия по итогам мастер – класса.
Используемая литература
- Левин Л.П. «Резьба по дереву», Москва 1995г.
- Максимова Ю.В. «Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов», Москва, «Просвещение» 1992г.
- Матвеева Т,А, «Изготовление художественных изделий из дерева» Москва 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока изо (1 класс) на тему: «Мастер изображения учит видеть»
Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; учить видеть красоту и разнообразие окружающего мира природы....
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель: Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...
План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"
На уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья» ...
План-конспект урока "Город мастеров." История 6 класс.
В Средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их мастерскими, где создаются лучшие произведения Вселенной.Урок-игра с использованием ЭОР,...
план-конспект мастер-класса сценическая речь
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейши...