Мастер класс "Кудринка". План-конспект.
план-конспект на тему

Решетилов Андрей Александрович

План конспект мастер класс "Кудринка" для учеников, которые освоили первые шаги в резьбе по дереву (геометрическая, контурная резьба).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы

государственное образовательное учреждение

ДВОРЕЦ  ПИОНЕРОВ  И  ШКОЛЬНИКОВ

имени А.П.ГАЙДАРА

                          Мастер – класс

Тема: Плоскорельефная резьба «Кудринка»

План – конспект

Отдел                  Художественно-прикладного творчества

Педагог                Решетилов Андрей Александрович

Коллектив          Искусство резьбы по дереву «Волшебный резец»

         

Дата                    17.11.2012.

                                                 Москва 2012 г

Презентация занятия:

Коллектив «Волшебный резец»

Дата проведения:17 ноября 2012 г.

Место проведения – ГБОУ ДПиШ им А,П,Гайдара.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Тема занятия: «Плоскорельефная резьба. Кудринка».

Педагог дополнительного образования: Решетилов Андрей Александрович.

Данное занятие направлено на изучение, обобщение и закрепление материала по разделу «Плоскорельефная резьба».

Мастер – класс  рассчитан как на педагогов и методистов декоративно- прикладного направления деятельности, так же для молодых педагогов в рамках обучения теоретическим и практическим навыкам педагогического мастерства.

Цель мастер – класса: Сформировать представление о безопасной и технически правильной технологии выполнения «Кудринской» резьбы по дереву, новыми методиками и авторскими наработками по этой теме.

Задачи:

  • Ознакомить с рабочим местом резчика, инструментом, и техникой безопасности во время выполнения резьбы.
  • Обучить основным способам разметки орнамента и подготовки инструмента к работе.
  •  Обучить технике резьбы основных элементов «Кудринки», проколке стамесками, подрезке фасок, навыкам при работе с ножом

Образовательная программа, по которой занимается коллектив, направлена на мотивацию к творчеству. В начале курса, работая по образцам, получаем сравнительно быстрый положительный результат, что вместе с удовлетворением от проделанной работы способствует созданию прочной мотивации к освоению более сложного материала, и к переходу к творческим работам.

Форма проведения занятия – групповая

План – конспект

№ п/п

Содержание

занятия

(наименование

разделов и тем)

Время (мин.)

Организационно – методические

сведения

(краткий конспект)

Примечание

Всего

Теория

Практика

1.

-Вводная часть:

Приветствие.

-Подготовка рабочего места к занятиям.

-Инструктаж по ТБ.

-Знакомство с темой мастер - класса.

-Изложение задач мастер - класса

15

15

-

. Техника безопасности при организации рабочего места.

 Расположение инструментов и материалов и их назначение.

История «Кудринской» резьбы, истоки, применение.

Оснащение:

Рабочие верстаки, шаблоны, разметочный инструмент, заготовки.

Раздаточный материал.

2.

Основная часть:

Разметка орнамента

10

10

Объяснение безопасных приемов работы. Назначение и использование инструментов разметки, изготовление.

Пошаговое инструктирование.

Выполнение резьбы «Кудринки» проколка стамесками.

40

10

30

Использование наглядных пособий в процессе  работы. Способы заточки и доводки инструмента. Значение строения древесины при выполнении резных работ.

Стамески для резьбы, всё для заточки и доводки.

Наглядные пособия:

образцы

Продолжение выполнения резьбы.  Резьба фасок на элементах резьбы.

20

5

15

Наглядный пример -выполнение резьбы педагогом.

Отличие заточки стамесок для «Кудринки»

Перерыв:

Просмотр литературы.

10

Смена деятельности на игровую.  Необходимо ослабить нагрузку на глаза.

Комплект «Дартс»

Продолжение выполнения резьбы. Резьба декоративных порезок.

15

5

10

Русские традиции в плоскорельефной резьбе по дереву. История «Кудринской резьбы»

Контроль выполненной резьбы визуально.

3.

Заключительная часть.

Распространённые ошибки, устранение дефектов.

10

5

5

Подведение итогов. Обмен мнениями. Оценка проведённого мастер- класса

Уборка рабочего места

Ответы на возникшие вопросы

Вводная часть:

Образовательная программа «Искусство резьбы по дереву» имеет художественно – эстетическую направленность, составлена с учётом традиций художественной резьбы по дереву. В основе программы лежит не только обучение практическим навыкам резьбы по дереву, но и умение создавать свои творческие композиции. Обучение рассчитано на три года. На первом этапе занятий простейший для осваивания вид резьбы это геометрическая или трёхгранно-выемчатая резьба. Перед началом занятия необходимо познакомится с рабочим местом и инструментом резчика.

Верстак- это рабочий стол, который оборудован приспособлениями для удобной и безопасной работы. На нём должны свободно размещаться необходимые инструменты и наглядные пособия (образцы, иллюстрации), а также приспособления для фиксирования изделия. Для начального этапа достаточно упоров к которым прижимается заготовка во время работы. В индивидуальных случаях на верстаке можно оперативно менять систему упоров.

Упор и державки – реечное или брусковое приспособление для индивидуальной безопасной  работы. Служат для упора или фиксации заготовки.

Перед началом работы раздаются заготовки, заранее подготовленные для наиболее эффективного использования ограниченного времени мастер - класса. Наиболее экономичен размер 100х200 мм.

Заготовка-  Деревянная дощечка заданного размера из древесины лиственных пород, наиболее подходящей для работы. Мы будем использовать липу.

Липа – Порода дерева. Лиственная, рассеяно сосудистая, однородная древесина, приятного желтовато розового цвета.

 Для резьбы используется из-за мягкой, податливой древесины.

Тема занятия – Плоскорельефная резьба «Кудринская», история применения и технология изготовления.

Элементы «Кудринской» резьбы. Как любой орнамент состоит из отдельных составляющих, так и «Кудринка» содержит ряд повторяющихся элементов, и в зависимости от сложности резьбы и таланта мастера количество и сложность их может увеличиваться. Здесь мы рассмотрим и попытаемся выполнить наиболее распостранённые.

Шаблон – Картонный или из другого прочного листового материала предмет по ширине и высоте точно передающий параметры изготавливаемого изделия, на плоскости которого в виде прорезей или точек обозначены параметры будущего изделия или орнамента. Разметка осуществляется карандашом или специальным шилом.

После шаблона размечаем с помощью деревянных линеек и карандашей средней мягкости (чтобы резная поверхность не загрязнялась). Места будущих проколов обозначаем линиями или точками.

Инструмент – Для выполнения «Кудринки» необходимы полукруглые стамески разного радиуса не отлогие, радиусы которых повторяют основные кривые в орнаменте. Как правило, мастер, работая над эскизом будущего орнамента ставит в прямую зависимость набор инструмента для этой работы и изгибы будущих завитков и листьев.

Основная часть:

После окончания разметки проверяем её правильность и если не требуется исправлений, приступаем к резьбе. Главная задача на этом занятии усвоить безопасные приёмы работы и правильно поставить руки, чтобы в дальнейшем качественно и безопасно выполнять резьбу. Проверяем качество заточки инструмента и при необходимости правим его.

Размещаем шаблон на заготовке и с помощью карандаша и шила перерисовываем и перекалываем необходимые точки, затем соединяем их в заданном порядке остро отточенным карандашом, чтобы получился рисунок будущей резьбы.

Проколка:

Проколка осуществляется стамесками вертикально, строго по контуру рисунка, как по контуру, так и разделительные линии между элементами резьбы. Проколка служит для качественной и эффектной подрезки фасок, которая следует за проколкой. Инструмент при этом должен быть подготовлен (заточен и направлен) исключительно хорошо, иначе качество резьбы и безопасность при выполнении резьбы будут под угрозой.

Подрезка:

С помощью тех же стамесок делаем и подрезку фасок. Подрезку осуществляем под углом 30 или 35 градусов наклона стамески. Рука удерживающая заготовку не должна находится в направлении движения стамески, заготовка должна быть прижата к упору свободной рукой или зафиксирована в державках.

Заоваливание:

После завершения резьбы фасок по периметру орнамента и фасок отделяющих элементы резьбы выполняем заоваливание. Это подрезка небольшой фаски по периметру каждого отдельного элемента. Наиболее тонкая часть резьбы, требующая внимания и знания строения древесины, чтобы в процессе резьбы не допустить сколов.

Декоративные порезки:

Это отделочный этап резьбы, выполняется в виде контурных порезок ножом или уголком по заранее нанесённому рисунку.

Заключительная часть:

    Анализ выполненной работы всеми участниками, разбор наиболее типичных ошибок. Ответы на вопросы. Дискуссия по итогам мастер – класса.

Используемая литература

  1. Левин Л.П. «Резьба по дереву», Москва 1995г.
  2. Максимова Ю.В. «Примерная программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов», Москва, «Просвещение» 1992г.
  3. Матвеева Т,А, «Изготовление художественных изделий из дерева» Москва 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока изо (1 класс) на тему: «Мастер изображения учит видеть»

Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; учить видеть красоту и разнообразие окружающего мира природы....

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

План-конспект проведения мастер-класса "Обучение детей младшего возраста игре на свирелях".

Тема:  Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе приобщения к музыкальной культуре.Цель:  Показать на практике внедрение на уроках музыки в общеобразовательной школе обучения игре на...

План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"

На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»     ...

План-конспект урока "Город мастеров." История 6 класс.

В Средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их мастерскими, где создаются лучшие произведения Вселенной.Урок-игра с использованием ЭОР,...

план-конспект мастер-класса сценическая речь

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейши...