План-конспект урока "Город мастеров." История 6 класс.
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
В Средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их мастерскими, где создаются лучшие произведения Вселенной.
Урок-игра с использованием ЭОР,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov_publikaciya.docx | 472.92 КБ |
gorod_masterov_publikaciya.docx | 472.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тип урока: | урок обобщения и систематизации знаний |
Вид урока: | деловая игра |
Дидактическая цель: | создать условия для практического применения знаний в игровых ситуациях по теме «Город мастеров»; выработать умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, сохраняя чувства успешности ученика |
Задачи: | образовательная: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации и различных слоях средневековых ремесленников, подвести к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы развивающая: создать условия для развития интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся; способствовать развитию творческого мышления через приемы ролевой игры; выработать умение поиска решения познавательных задач воспитательная: воспитание умения отстаивать свои убеждения, давать нравственную оценку событиям, совершенствовать навыки общения в процессе выполнения групповой работы |
Методические приемы: | работа в группах на основе дифференциации по уровню подготовленности; работа с источниками; выполнение творческих заданий; игра: участие в конкурсах |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Средства обучения: | раздаточный дидактический материал; ЭОР, мультимедийная презентация “Город мастеров ” |
Оснащение урока: | телевизор, компьютер, стилизованные изображения ремесленных мастерских, документы, материалы конкурсных заданий |
Опережающее задание: | класс делится на 3 группы по специальностям городских ремесленников. Внутри группы выбирается мастер-руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску-эмблему цеха, девиз, приветствие командам других ремесленников, шедевр, изучают дополнительную литературу, ресурсы Интернета |
Используемые на уроке ЭОР | Тест Google «Проверь себя». https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ Рисунки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf Презентация «Город мастеров» видеоролик «Средневековый город» |
Ход урока
1 Этап. Вводно-мотивационный. (Слайд 3)
1. На экране изображение средневекового города (тихо звучит музыка).
Учитель: В долгие месяцы осени город Кельн рано погружался во мрак.
В 14 веке светилось только три фонаря: один у Думы, второй на Марсовом поле, третий у монастыря. Домовладельцы вывешивали фонари у своих домов в особых случаях. Сегодня фонари будут гореть всю ночь, так как Кельн принимает гостей из других городов. Здесь собрались мастера со своими учениками, подмастерья, которые примут участие в необычном состязании между ремесленниками различных специальностей.
Мы выясним, кто из них лучше знает средневековый город, цех, ремесло.
Жюри из членов Городского Совета будет судить выступления.
Приглашается жюри из 5 человек (3 ученика 8 класса и 2 отлично успевающих ученика из 6 класса).
В начале игры ребята расселись по своим «мастерским» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле:
Оружейники, Стеклодувы, Портные. Направление своего ремесла ученики изображают на вывесках.
2. Этап. Игра.
1.Представление команд.
Выступление мастеров с рассказом о своем городе.
( Время для рассказа - 2 мин.) Слайды(5, 6, 7).
Команда «Оружейники» из города Кельна.
«Визитной карточкой нашего города является Кельнский собор. Исполинские стены с тремя десятками башен опоясывают город. У нас много рынков - мясных, рыбных, овощных, хлебных, торговля ведется со всей Европой. Здесь трудятся гончары, кожевники, пекари, каретники, сапожники. Изделия наших ювелиров и оружейников известны по всей Германии и за ее пределами.
Наши горожане искусны в военном деле, не раз отбивались от натиска местного дворянства, от нападения рыцарей.
Даже в мирное время мы в полной боевой готовности. Если вы прогуляетесь по нашему городу, увидите добропорядочных горожан. Каждый занят своим делом. Город приветливо примет гостей, но на домах вы не найдете номеров, взамен на каждом доме помещается щит над входом, а на нем какое-либо изображение: красный медведь, волк, лебедь, полумесяц, золотая звезда.
На главной площади расположена ратуша, рядом - торговые ряды. Мы любим и защищаем свой город».
Команда «Стеклодувы» из Нюрнберга.
« Наш город вырос как центр ремесла и торговли. Возник он на земле феодала и оказался под его властью. Сеньоры требовали от горожан много пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами. Первое время мы были бесправны. Но стремление к независимости крепло день ото дня. Мы боролись и победили. Наши ремесленники объединились в цехи, а купцы в гильдии. Постоянная борьба закалила бюргеров, так теперь стали нас называть, укрепила чувство собственного достоинства. Наша жизнь протекает в труде, заботах, иногда в шумном веселье. У нас есть каменные мосты, городские ворота и колодцы для воды. Город почти не освещается, в редких случаях вывешиваются фонари у домов или просто вставляются смоляные факелы в специальные железные ручки. Горожане ночью выходят на улицу с фонарями в руках. На рыночной площади собираются торговцы и простые горожане. Мы бережем завоеванные вольности и права».
Команда «Портные» из Парижа.
« Как вам известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, на реке Сене. Наш город существует как остров с двумя мостами - одним на севере, другим на юге, с двумя мостовыми башнями. У нас очень узкие улицы, дома растут вглубь дворов, нагромождают этажи на этажи, карабкаются друг на друга. Особенностью Парижа являются предместья города, дома расположились здесь свободно, с удобствами, с садами. Извилистые улицы расходятся от площади, пересекаются с другими, второстепенными и ведут к городским воротам. Среди наших ремесленников известны свечники, цех занимался производством свечей, популярен цех портных, сапожников,
ткачей. На рыночной площади всегда оживленно. Городские хозяйки в сопровождении служанок ходят от прилавка к прилавку. Здесь вы услышите звонкие детские голоса, так как неподалеку школа. Вот такой шумный наш рынок».
Жюри подводит итоги выполненного задания, отмечает самый интересный рассказ о городе.
Учитель объявляет конкурсные задания.
1.Конкурс «Крылатые выражения» (слайд 9-10).
Подмастерье команды «Оружейники» читает задание первого конкурса: Объяснить крылатое выражение:
« Городской воздух делает свободным».
Примерный ответ:
« В 10-13 веках развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие доходы, но вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения. В борьбе города окрепли. А городское сословие превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цехи. Городская коммуна избирала городской совет для управления городом.
Члены этой общины обрели личную свободу. Свободный воздух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными горожанами. Эти счастливчики и сложили известную поговорку: « Городской воздух делает свободным».
Команда «Стеклодувы» получила вопрос с просьбой объяснить крылатое выражение « заповедная миля».
Примерный ответ:
Мы знаем, что в Германии существовало правило « заповедной мили». В соответствии с ним город не разрешал на определенном расстоянии от своих стен заниматься некоторыми ремеслами, существовал запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты. Сельские мастера лишались возможности соперничать с городскими ремесленниками.
Команда «Портные» объяснила выражение: « Улица одного человека».
Примерный ответ:
Улочка шириной в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись - очень узкие улицы города.
Жюри подводит итоги выполненного задания. Называет команду, которая наиболее содержательно выполнила задание.
2. Конкурс «Устав цеха»
Задание: каждая мастерская должна представить устав своего цеха (время работы над уставом-6 минут, слайд 12-14).
Учитель напоминает, что цех-это союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом городе. Становление их сопровождалось множеством трудностей и опасностей: борьба с феодалами, на землях которых возникли города; защита от конкуренции других ремесленников. Союз ремесленников гарантировал высокое качество изделия – главное в борьбе с соперниками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав. Именно цеховые уставы, которые вы сейчас примете, позволят нам судить о деятельности вашего цеха - союза мастеров выбранной специальности.
Не забывайте, что в уставе следует учесть основные правила.
(Рабочий лист «Правила устава).
- Защита тайны своего ремесла
- Определение четких условий покупки сырья
- Установление условий производства и сбыта продукции
- Размер мастерской и количество станков
- Регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены
- Установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью
- Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
- Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
- Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
- В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
- Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах.
- Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения, в тайне от других и пользоваться им единолично.
- Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Мастера представляют уставы цехов ремесленников из разных городов
Жюри обсуждают уставы, высказывают свою точку зрения, замечания,
выбирают лучший устав, оглашают результат, называют призеров.
3. Конкурс «Шедевр - высшее достижение мастерства».
Задание: подмастерьям команд представить шедевр.
Подмастерье - оружейник начинает рассказ:
« Я - помощник мастера. Мой рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, по уставу цеха - 14 часов. Плата за работу ничтожна. У меня не было никаких прав, запрещено возвращаться позже 9 часов вечера зимой и 10 – летом. Одна мысль согревала душу: придет время, и я накоплю денег для сдачи экзамена. Сдав его, я смогу завести собственное дело. И я накопил деньги, уплатил крупный вступительный взнос в кассу цеха и изготовил шедевр. Оружие (кинжал из коллекции детских игрушек), которое я представляю вам, украшено резьбой по металлу. Теперь я могу вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером.
Далее представляют шедевры команды:
Портные – приготовили фартук с карманами, стеклодувы – вазу.
4. Конкурс «Знатоки Средневековья» (слайды 17-22).
Вопрос ремесленникам из Нюрберга:
Представьте, что вы попали в средневековый замок. Вы выходите во двор и видите, как несколько человек старательно катают по земле бочки с песком. Что же, кроме песка, находится в бочках?
(кольчуга)
Вопрос знатокам из Парижа:
Уличив менялу в обмане, об его голову ломали его же скамью. Инцидент прочно вошел в прозвище неудачных дельцов. Как их зовут до сих пор и почему? (банкрот)
Вопрос ремесленникам из Кельна:
В средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их «мастерскими духа, где создаются лучшие произведения вселенной». Что это? (города).
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 5. «Архивариус». Работа с документом (слайд 24-25).
Учитель: Ремесленники из разных городов, присутствующие здесь – представители цехов. Цех обладал абсолютной монополией на производство определенных товаров, а часто и на торговлю этими товарами в черте города. Члены цеха обладали многими правами и привилегиями. Цеховые старшины управляли городом, они входили во все выборные органы власти. Военную силу города составляли именно цеховые ополчения. Люди, принадлежащие одному цеху, составляли отдельный отряд и выходили на поле боя со своим знаменем. Иногда и обязанности по поддержанию порядка в городе возлагались непосредственно на цеха - в городе не было стражи вообще, а каждый цех контролировал определенный район города и люди цеха наводили там порядок.
Вспомним функции цехов:
1.Организация производства и сбыта продукции.
2. Участие в защите города от внешних врагов.
3. Конкурентная борьба, ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности.
Архивариусы должны проанализировать документ и ответить на вопрос:
Способствовали ли цехи развитию ремесел? (по документу – нет).
Анализ документа 1412 года.
«Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингер,
предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка.
Посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо».
Жюри оценивает ответы команд.
Учитель: Тенденция цехов сохранить мелкое производство стала тормозить технический прогресс. Цех враждебно относился к внедрению технических новинок. Новые изобретения часто уничтожались. Цех, до 15 века игравший прогрессивную роль в развитии ремесел, стал задерживать развитие товарного хозяйства.
3. Этап. Заключительная часть урока.
Учитель: Мы уже выяснили, что цехи занимались одним видом деятельности, подобно общине в деревне. Они брали на себя регулирование жизнью ремесленников. Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских с подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин. Цеховые правила направлены на поддержание высокого качества продукции. С этой целью запрещалось использовать недоброкачественное сырье. Ремесленника строго наказывали штрафом за некачественное изделие. Важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Правила закрепляли одинаковые условия в продаже и изготовлении товара. Мастерам запрещалось переманивать заказчиков. Цех объединял не только в труде, но и в других областях жизни: в защите города, оказывал помощь нуждавшимся мастерам в случае болезни или смерти. Многие цехи имели свои оркестры, в праздники жизнь замирала, каждый цех пел песни, сменялись песни массовыми танцами. В веселье забывались горести трудовых будней. Цеховая организация была важным шагом вперед в совершенствовании производства. Но, запрещая новшества и изобретения, цехи стали тормозить развитие производства. На смену им шла мануфактура с новым уровнем техники.
В заключение нашего урока вам предлагается
тест Google «Проверь себя».
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ
Жюри подводит игры.
Просмотр фрагмента видеофильма о средневековом городе.
Благодарим ребят за работу. Отмечаем лучших, вручаем конфеты (на коробки конфет можно прикрепить стилизованный «устав» с пожеланием успехов в освоении истории).
Домашнее задание:
Напишите рассказ « Мое путешествие по средневековому городу». (Учитель объясняет особенности и творческий характер работ).
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1984
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение,1983
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград, 2002.
Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf
Тест Google.
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ
видеоролик «Средневековый город»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тип урока: | урок обобщения и систематизации знаний |
Вид урока: | деловая игра |
Дидактическая цель: | создать условия для практического применения знаний в игровых ситуациях по теме «Город мастеров»; выработать умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, сохраняя чувства успешности ученика |
Задачи: | образовательная: сформировать у учащихся представление о средневековом ремесле, цеховой организации и различных слоях средневековых ремесленников, подвести к выводу о значительной роли городов в экономической жизни Западной Европы развивающая: создать условия для развития интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся; способствовать развитию творческого мышления через приемы ролевой игры; выработать умение поиска решения познавательных задач воспитательная: воспитание умения отстаивать свои убеждения, давать нравственную оценку событиям, совершенствовать навыки общения в процессе выполнения групповой работы |
Методические приемы: | работа в группах на основе дифференциации по уровню подготовленности; работа с источниками; выполнение творческих заданий; игра: участие в конкурсах |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Средства обучения: | раздаточный дидактический материал; ЭОР, мультимедийная презентация “Город мастеров ” |
Оснащение урока: | телевизор, компьютер, стилизованные изображения ремесленных мастерских, документы, материалы конкурсных заданий |
Опережающее задание: | класс делится на 3 группы по специальностям городских ремесленников. Внутри группы выбирается мастер-руководитель, подмастерья и ученики. Они выполняют предварительные задания: готовят вывеску-эмблему цеха, девиз, приветствие командам других ремесленников, шедевр, изучают дополнительную литературу, ресурсы Интернета |
Используемые на уроке ЭОР | Тест Google «Проверь себя». https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ Рисунки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf Презентация «Город мастеров» видеоролик «Средневековый город» |
Ход урока
1 Этап. Вводно-мотивационный. (Слайд 3)
1. На экране изображение средневекового города (тихо звучит музыка).
Учитель: В долгие месяцы осени город Кельн рано погружался во мрак.
В 14 веке светилось только три фонаря: один у Думы, второй на Марсовом поле, третий у монастыря. Домовладельцы вывешивали фонари у своих домов в особых случаях. Сегодня фонари будут гореть всю ночь, так как Кельн принимает гостей из других городов. Здесь собрались мастера со своими учениками, подмастерья, которые примут участие в необычном состязании между ремесленниками различных специальностей.
Мы выясним, кто из них лучше знает средневековый город, цех, ремесло.
Жюри из членов Городского Совета будет судить выступления.
Приглашается жюри из 5 человек (3 ученика 8 класса и 2 отлично успевающих ученика из 6 класса).
В начале игры ребята расселись по своим «мастерским» под заранее приготовленными вывесками, сообщающими об их ремесле:
Оружейники, Стеклодувы, Портные. Направление своего ремесла ученики изображают на вывесках.
2. Этап. Игра.
1.Представление команд.
Выступление мастеров с рассказом о своем городе.
( Время для рассказа - 2 мин.) Слайды(5, 6, 7).
Команда «Оружейники» из города Кельна.
«Визитной карточкой нашего города является Кельнский собор. Исполинские стены с тремя десятками башен опоясывают город. У нас много рынков - мясных, рыбных, овощных, хлебных, торговля ведется со всей Европой. Здесь трудятся гончары, кожевники, пекари, каретники, сапожники. Изделия наших ювелиров и оружейников известны по всей Германии и за ее пределами.
Наши горожане искусны в военном деле, не раз отбивались от натиска местного дворянства, от нападения рыцарей.
Даже в мирное время мы в полной боевой готовности. Если вы прогуляетесь по нашему городу, увидите добропорядочных горожан. Каждый занят своим делом. Город приветливо примет гостей, но на домах вы не найдете номеров, взамен на каждом доме помещается щит над входом, а на нем какое-либо изображение: красный медведь, волк, лебедь, полумесяц, золотая звезда.
На главной площади расположена ратуша, рядом - торговые ряды. Мы любим и защищаем свой город».
Команда «Стеклодувы» из Нюрнберга.
« Наш город вырос как центр ремесла и торговли. Возник он на земле феодала и оказался под его властью. Сеньоры требовали от горожан много пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами. Первое время мы были бесправны. Но стремление к независимости крепло день ото дня. Мы боролись и победили. Наши ремесленники объединились в цехи, а купцы в гильдии. Постоянная борьба закалила бюргеров, так теперь стали нас называть, укрепила чувство собственного достоинства. Наша жизнь протекает в труде, заботах, иногда в шумном веселье. У нас есть каменные мосты, городские ворота и колодцы для воды. Город почти не освещается, в редких случаях вывешиваются фонари у домов или просто вставляются смоляные факелы в специальные железные ручки. Горожане ночью выходят на улицу с фонарями в руках. На рыночной площади собираются торговцы и простые горожане. Мы бережем завоеванные вольности и права».
Команда «Портные» из Парижа.
« Как вам известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, на реке Сене. Наш город существует как остров с двумя мостами - одним на севере, другим на юге, с двумя мостовыми башнями. У нас очень узкие улицы, дома растут вглубь дворов, нагромождают этажи на этажи, карабкаются друг на друга. Особенностью Парижа являются предместья города, дома расположились здесь свободно, с удобствами, с садами. Извилистые улицы расходятся от площади, пересекаются с другими, второстепенными и ведут к городским воротам. Среди наших ремесленников известны свечники, цех занимался производством свечей, популярен цех портных, сапожников,
ткачей. На рыночной площади всегда оживленно. Городские хозяйки в сопровождении служанок ходят от прилавка к прилавку. Здесь вы услышите звонкие детские голоса, так как неподалеку школа. Вот такой шумный наш рынок».
Жюри подводит итоги выполненного задания, отмечает самый интересный рассказ о городе.
Учитель объявляет конкурсные задания.
1.Конкурс «Крылатые выражения» (слайд 9-10).
Подмастерье команды «Оружейники» читает задание первого конкурса: Объяснить крылатое выражение:
« Городской воздух делает свободным».
Примерный ответ:
« В 10-13 веках развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие доходы, но вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения. В борьбе города окрепли. А городское сословие превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цехи. Городская коммуна избирала городской совет для управления городом.
Члены этой общины обрели личную свободу. Свободный воздух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными горожанами. Эти счастливчики и сложили известную поговорку: « Городской воздух делает свободным».
Команда «Стеклодувы» получила вопрос с просьбой объяснить крылатое выражение « заповедная миля».
Примерный ответ:
Мы знаем, что в Германии существовало правило « заповедной мили». В соответствии с ним город не разрешал на определенном расстоянии от своих стен заниматься некоторыми ремеслами, существовал запрет производить конкурирующие виды продукции вблизи городской черты. Сельские мастера лишались возможности соперничать с городскими ремесленниками.
Команда «Портные» объяснила выражение: « Улица одного человека».
Примерный ответ:
Улочка шириной в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись - очень узкие улицы города.
Жюри подводит итоги выполненного задания. Называет команду, которая наиболее содержательно выполнила задание.
2. Конкурс «Устав цеха»
Задание: каждая мастерская должна представить устав своего цеха (время работы над уставом-6 минут, слайд 12-14).
Учитель напоминает, что цех-это союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом городе. Становление их сопровождалось множеством трудностей и опасностей: борьба с феодалами, на землях которых возникли города; защита от конкуренции других ремесленников. Союз ремесленников гарантировал высокое качество изделия – главное в борьбе с соперниками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав. Именно цеховые уставы, которые вы сейчас примете, позволят нам судить о деятельности вашего цеха - союза мастеров выбранной специальности.
Не забывайте, что в уставе следует учесть основные правила.
(Рабочий лист «Правила устава).
- Защита тайны своего ремесла
- Определение четких условий покупки сырья
- Установление условий производства и сбыта продукции
- Размер мастерской и количество станков
- Регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены
- Установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью
- Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
- Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.
- Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.
- В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
- Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах.
- Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения, в тайне от других и пользоваться им единолично.
- Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.
Мастера представляют уставы цехов ремесленников из разных городов
Жюри обсуждают уставы, высказывают свою точку зрения, замечания,
выбирают лучший устав, оглашают результат, называют призеров.
3. Конкурс «Шедевр - высшее достижение мастерства».
Задание: подмастерьям команд представить шедевр.
Подмастерье - оружейник начинает рассказ:
« Я - помощник мастера. Мой рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, по уставу цеха - 14 часов. Плата за работу ничтожна. У меня не было никаких прав, запрещено возвращаться позже 9 часов вечера зимой и 10 – летом. Одна мысль согревала душу: придет время, и я накоплю денег для сдачи экзамена. Сдав его, я смогу завести собственное дело. И я накопил деньги, уплатил крупный вступительный взнос в кассу цеха и изготовил шедевр. Оружие (кинжал из коллекции детских игрушек), которое я представляю вам, украшено резьбой по металлу. Теперь я могу вступить в цех, открыть свою собственную мастерскую и стать мастером.
Далее представляют шедевры команды:
Портные – приготовили фартук с карманами, стеклодувы – вазу.
4. Конкурс «Знатоки Средневековья» (слайды 17-22).
Вопрос ремесленникам из Нюрберга:
Представьте, что вы попали в средневековый замок. Вы выходите во двор и видите, как несколько человек старательно катают по земле бочки с песком. Что же, кроме песка, находится в бочках?
(кольчуга)
Вопрос знатокам из Парижа:
Уличив менялу в обмане, об его голову ломали его же скамью. Инцидент прочно вошел в прозвище неудачных дельцов. Как их зовут до сих пор и почему? (банкрот)
Вопрос ремесленникам из Кельна:
В средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их «мастерскими духа, где создаются лучшие произведения вселенной». Что это? (города).
Жюри подводит итоги конкурса.
Конкурс 5. «Архивариус». Работа с документом (слайд 24-25).
Учитель: Ремесленники из разных городов, присутствующие здесь – представители цехов. Цех обладал абсолютной монополией на производство определенных товаров, а часто и на торговлю этими товарами в черте города. Члены цеха обладали многими правами и привилегиями. Цеховые старшины управляли городом, они входили во все выборные органы власти. Военную силу города составляли именно цеховые ополчения. Люди, принадлежащие одному цеху, составляли отдельный отряд и выходили на поле боя со своим знаменем. Иногда и обязанности по поддержанию порядка в городе возлагались непосредственно на цеха - в городе не было стражи вообще, а каждый цех контролировал определенный район города и люди цеха наводили там порядок.
Вспомним функции цехов:
1.Организация производства и сбыта продукции.
2. Участие в защите города от внешних врагов.
3. Конкурентная борьба, ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности.
Архивариусы должны проанализировать документ и ответить на вопрос:
Способствовали ли цехи развитию ремесел? (по документу – нет).
Анализ документа 1412 года.
«Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингер,
предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка.
Посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо».
Жюри оценивает ответы команд.
Учитель: Тенденция цехов сохранить мелкое производство стала тормозить технический прогресс. Цех враждебно относился к внедрению технических новинок. Новые изобретения часто уничтожались. Цех, до 15 века игравший прогрессивную роль в развитии ремесел, стал задерживать развитие товарного хозяйства.
3. Этап. Заключительная часть урока.
Учитель: Мы уже выяснили, что цехи занимались одним видом деятельности, подобно общине в деревне. Они брали на себя регулирование жизнью ремесленников. Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских с подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин. Цеховые правила направлены на поддержание высокого качества продукции. С этой целью запрещалось использовать недоброкачественное сырье. Ремесленника строго наказывали штрафом за некачественное изделие. Важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Правила закрепляли одинаковые условия в продаже и изготовлении товара. Мастерам запрещалось переманивать заказчиков. Цех объединял не только в труде, но и в других областях жизни: в защите города, оказывал помощь нуждавшимся мастерам в случае болезни или смерти. Многие цехи имели свои оркестры, в праздники жизнь замирала, каждый цех пел песни, сменялись песни массовыми танцами. В веселье забывались горести трудовых будней. Цеховая организация была важным шагом вперед в совершенствовании производства. Но, запрещая новшества и изобретения, цехи стали тормозить развитие производства. На смену им шла мануфактура с новым уровнем техники.
В заключение нашего урока вам предлагается
тест Google «Проверь себя».
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ
Жюри подводит игры.
Просмотр фрагмента видеофильма о средневековом городе.
Благодарим ребят за работу. Отмечаем лучших, вручаем конфеты (на коробки конфет можно прикрепить стилизованный «устав» с пожеланием успехов в освоении истории).
Домашнее задание:
Напишите рассказ « Мое путешествие по средневековому городу». (Учитель объясняет особенности и творческий характер работ).
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1984
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение,1983
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград, 2002.
Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf
Тест Google.
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dG13UW8xRzR2M05vdjZpWXd1MG4xZnc6MQ
видеоролик «Средневековый город»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"
На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)
Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса
На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...
План конспект урока по курсу "История Древнего мира". 5 класс
Тип урока: повторительно-бобощающий, с элементами игры. Форма проведения: урок путешествие по Египту....
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....