Методические рекомендации по проведению открытого занятия
методическая разработка на тему

Павлова Светлана Владимировна

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по проведению открытого занятия

Основной формой учебно-воспитательной работы в учреждениях ДОД являются занятия детских объединений. Занятия объединений проводятся по дополнительным образовательным программам, разработанным руководителями творческих объединений,  которые одобрены  и утверждены руководителем и педагогическим советом  ОУ.

Основные методы и формы занятий

1. Темы, уровня подготовки учащихся, материальной базы и опыта руководителя, что способствует повышению интереса к занятиям, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков.

2. Сочетание индивидуальной и коллективной, практической и теоретической форм работы с работой по специальной литературе по профилю детского объединения.

3. Общественно полезная деятельность детского объединения: изготовление наглядных пособий, образцов изделий, сувениров и т. д., проведение массовых мероприятий, оформление помещений и т. д.

4. Организованность, эффективное использование времени, для чего руководителю объединения необходимо старательно готовиться самому, а также подготовить необходимый материал, инвентарь, инструменты, наглядные пособия, приспособления, схемы, оборудование, рабочее место и т. д.

5. Воспитание и обучение взаимосвязаны общей целью - формированием гармонично развитой личности с активной жизненной позицией. Поэтому на занятиях необходимо воспитывать интерес к знаниям и их расширению, чувство патриотизма, трудолюбие, высокие духовные качества, эстетический вкус и культуру общения.

План открытого занятия

  1. Тема
  2. Цель занятия
  3. Оборудование и материалы
  4. Место проведения

Ход занятия

1. Организационная часть (отметить присутствующих, провести краткую беседу о событиях дома и в школе, сообщить тему и цель занятия).

2. Содержание занятия:

а) повторение пройденного материала;

б) изложение новой темы;

в) закрепление пройденного;

г) отработка практических навыков и умений;

д) индивидуальная работа с воспитанниками.

3. Подведение итогов занятия: разобрать типичные ошибки, отметить лучших воспитанников; ответить на вопросы; обобщить изученное, сделать выводы; предложить (если есть необходимость) домашнее задание.

Советы при подготовке открытого занятия

        Попытайтесь сделать открытое занятие ярким событием не только для себя, но и для ваших воспитанников.

        Помните, что открытое занятие отличается от повседневных своей насыщенностью, оригинальностью, нестандартностью, разнообразием форм, которые присущи только вашей работе.

        При определении темы открытого занятия постарайтесь внести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии.         Подробно опишите ход занятия (с каких слов его начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.

        Подготовьте дополнительный экземпляр разработки открытого занятия для изучения вашего опыта.

        Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.

        Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете исследовать, игры, загадки, вопросы.

        Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения.

        Помните, от вас ожидают интересного и творческого занятия, а не сухого стандартного урочного преподавания.

        Подключите ваше мышление и воображение и творите своё занятие.

Советы по проведению открытого занятия

        1. Не забывайте сказать о теме, задачах задания.

        2. Не смущайтесь присутствия на занятиях коллег.

        3. Успех занятия во многом определяется творческой атмосферой, которую вы создадите на занятии.

        4. Используйте проблемные задания, игры, викторины.

        5. Используйте работу по группам, если это возможно.

        6. Во время индивидуальной самостоятельной работы включите музыку.

        7. Предложите упражнения для отдыха глаз. Используйте релаксационные упражнения.

        8. Используйте в моменты отдыха занимательные конкурсы.

        9. Индивидуальные задания продумывайте для каждого.

        10. Меняйте в течение занятия виды деятельности (работа с литературой, опыт, наблюдения и т. д.).

        В кружках музыкального профиля дайте познавательную информацию о музыке. В технических кружках используйте проблемные вопросы, повторите правила техники безопасности.

        Все направления: используйте образцы, альбомы, буклеты. Учитывайте возрастные особенности детей.

Советы по окончанию занятия

        Будьте готовы к тому, что занятие будут анализировать присутствующие.

        Дайте анализ тому, что запланировали и что провели.

        Обосновывайте при анализе, почему вы выбрали именно такую тему, форму, что дало использование игры, конкурсов, наглядного материала.

        Выявите причины, если чувствуете, что не всё удалось.

Анализ и самоанализ: подходы и модели

        Анализ и оценка педагогической деятельности вообще и  занятия в часности - важное условие совершенствования педагогического мастерства, обобщения педагогического опыта, эффективного руководства и контроля за качеством учебно-воспитательного процесса.

        Открытое занятие представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, поэтому провести его полный комплексный анализ достаточно сложно. Наиболее часто в методике применяется частичный или аспектный тематический анализ, в основе которого лежит выделение и анализ качеств, имеющих наибольшее значение для достижения поставленных целей и задач.

        Предлагаем несколько схем аспектного анализа. Структура схем разработана для различных типов уроков, однако данные модели в полной мере могут быть использованы при анализе открытого занятия в детском объединении.

Общий анализ занятия

1. Подготовка педагога к занятию (готовность оборудования, материалов, объектов практических работ, дидактических пособий).

2. Воспитательное воздействие занятия (воспитание его содержанием, организацией тех качеств, способностей, которые развиваются в ходе занятий и др.).

3. Методы и приёмы, используемые педагогом для обучения воспитанников рациональным приёмам труда, формирования правильных и прочных навыков. Осуществление связи с учебным материалом, изучаемым в школе. Систематический самоконтроль учащихся. Уровень культуры труда воспитанников, привитие им навыков высокой культуры труда - аккуратности в работе, точности, скорости рабочих движений, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте.

4. Результативность проведённого занятия: выполнение намеченного плана, достижение цели занятия, продуктивность использования учебного времени, образовательный эффект занятия.

5. Безопасные условия проведения занятия, соблюдение требований гигиены труда и промышленной санитарии.

Анализ деятельности педагога

1. Соответствие цели занятия требованиям программы.

2. Средства, используемые педагогом в течение занятия для достижения поставленной цели.

3. Знание конкретного предмета, профессиональные умения и навыки, культура речи, общая культура педагога.

4. Работа педагога по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформлению кабинета.

5. Методы работы по расширению и углублению базовых знаний.

6. Работа педагога по закреплению получаемых учащимися навыков.

7.Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности воспитанников.

8. Соответствие применяемых педагогом методов, приёмов и способов обучения уровню развития воспитанников.

9. Влияние личности педагога на положительный эмоциональный фон занятия, воспитание личным примером.

10. Использование педагогом разнообразных форм и приёмов воспитательной работы.

11. Умение организовать коллектив с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

12. Реализация требований охраны труда, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

13. Умение подвести итоги занятия и деятельности учащихся.

Анализ занятия по изучению деятельности учащихся и качества их знаний, умений и навыков

1. Деятельность учащихся на занятии:

а) степень организованной подготовленности обучающихся к занятию, наличие у них всего необходимого для данного занятия;

б) включение учащихся в работу на занятии, их психологический настрой;

в) творческая активность и самостоятельность воспитанников на занятии:

  • активность при рассмотрении вопросов и проблем, изучаемых ранее;
  • степень активности и самостоятельности в процессе восприятия материала, изучаемого на занятии;
  • участие в подготовке и проведении практических работ и заданий с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей;
  • уровень активности и степень самостоятельности в процессе закрепления и систематизации полученных на занятии знаний;

г) организационная завершённость занятия;

д) отношение воспитанников к объединению, взаимоотношения с педагогом.

2.Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, проявленных на данном занятии или по направлению объединения вообще:

а) знание теоретического материала:

  • законов, определений, теоретических доказательств и выводов;
  • знаний фактического материала;

б) степень осмысленности и осознанности усвоении знаний:

  • знание конкретных фактов, явлений, событий;
  • умение их анализировать и устанавливать между ними взаимосвязи и взаимозависимости;
  • умение дать оценку изученным фактам, явлениям, выразить своё отношение к ним, сделать вывод и обобщить изученное;
  • степень мыслительной активности воспитанников при решении проблемных ситуаций, логических заданий, ответов на вопросы, доказательство сравнений, сопоставлений;
  • характеристика умения переноса знаний, умений и навыков в другие условия;

в) практическая направленность знаний:

  • умение обучающихся найти и определить возможность применения полученных знаний на практике, в своей трудовой деятельности;
  • осуществление связи изучаемого материала с жизнью, трудом;
  • использование дополнительного материала с целью конкретизации;
  • степень самостоятельности при выполнении практических заданий;
  • умение подготовить и провести наблюдение или опыт;

г) воспитательный эффект.

Анализ деятельности учащихся в ходе открытого занятия

1. Качество знаний, умений и навыков, их полнота и осознанность; умение анализировать итоги своей деятельности.

2. Познавательная активность, увлечённость в ходе занятий.

3. Степень самостоятельности воспитанников, умение решать задачи проблемного и творческого характера.

4. Умение работать коллективно, парно, индивидуально.

5. Личные и коллективные успехи воспитанников, результаты занятий в объединении.

6. Этика межличностных отношений, культура речи.

7. Самоуправление в объединении, традиции.

8. Степень организованности воспитанников, посещаемость, постоянство контингента.

9. Рациональность труда на занятиях, знание и соблюдение основных правил техники безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Методические рекомендации по проведению открытого занятия...

Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД

Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в прове...

Методические рекомендации для проведения Открытого заседания «КЛУБА ВЕСЕЛЫХ ИНФОРМАТИКОВ, МАТЕМАТИКОВ и ФИЗИКОВ»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Математика», «Физика», «Информатика» а так же для тех, кто причастен к организации внеклассной воспитательной работы со студе...

Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны

Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...