Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД
методическая разработка по теме

Перекрёстова Елена Владимировна

Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в проведении открытых занятий и мастер-классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

открытых занятий и мастер-классов.

Открытое занятие - это учебное занятие в рамках образовательной программы, на котором присутствуют приглашённые гости (эксперты).

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала. Это время, в течение которого учащиеся под руководством педагога решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

В таблице представлены принципиальные отличия открытого занятия от мастер-класса:

Открытое занятие

Мастер-класс

Участники мероприятия:

Педагог - ученики

Педагог– ученики

Педагог-педагоги

Цель:

Формирование знаний, умений и навыков через решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в соответствии с образовательной программой

Передача практического опыта и методики преподавания от мастера к участникам мастер-класса

Содержание:

Строго в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы

Практическое представление собственной или заимствованной методики преподавания или технологии изготовления.

Взаимодействие:

Только с учениками

Со всеми участниками

Рефлексия

Анализ

Подведение итогов (вывод)

Главное отличие открытого занятия от мастер-класса состоит в том, что во время открытого занятия педагог взаимодействует только с учениками, не отвлекаясь и не общаясь с гостями. Педагог ведёт себя так, как будто проходит обычное занятие, таким образом, он сам сосредотачивается на содержании занятия и ведёт детей к поставленной цели.

Занятие должно соответствовать теме учебно-тематического плана и содержанию образовательной программы, по которой работает педагог, так как программа – это основной документ педагога, на основании которого он ведёт образовательную деятельность.

Так же открытое занятие отличается от показательного занятия для родителей. Это открытое мероприятие преследует  совершенно другую цель: показать достижения учащихся за пройденный период времени. Как правило, педагог на таком занятие не может раскрыть свои способности в полной мере, что является главной составляющей открытого занятия. Поэтому эти два мероприятия не совмещают воедино, то есть не проводят открытое занятие с экспертами в присутствии родителей.

Педагоги и концертмейстеры обязаны проводить открытые занятие 1-2 раза за год для подтверждения квалификационной категории, представляя знание методики преподавания своего предмета и уровень усвоения образовательной программы учащимися на данный период времени.

Педагог должен владеть содержанием образовательной программы, осознавать её целостность, видеть взаимосвязь всех её компонентов и выстраивать весь образовательный процесс в соответствии с основными педагогическими принципами:

Принцип научности – объективные знания, которые основаны на достоверных фактах, теориях, законах)

Принцип природосообразности – обучение организуется в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся.

Принцип последовательности и систематичности – содержание учебного процесса строится в определённой логике от простого к сложному.

Принцип доступности –учебный материал изучается от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному.

Принцип наглядности – привлечение различных органов чувств детей к восприятию.

Принцип сознательности и активности;

Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания.

Прежде чем приступить к разработке открытого занятия педагог должен:

  1. Выбрать тему занятия в соответствии с учебно-тематическим планом и содержанием данной темы в образовательной программе.
  2. Определить какого типа занятие педагог собирается показать. В течение всего учебного года педагог проводит занятия разного типа. Типология занятий точно не определена, разницу составляют только различия в названиях, но смысл от этого не меняется:
  •  сообщение и усвоение новых знаний;
  • повторение и обобщение полученных знаний;
  • закрепление знаний, выработка умений и навыков;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комбинированное занятие – включает в себя элементы всех выше представленных типов:
  • проверка знаний ранее изученного материала,
  • изложение нового материала,
  • первичное закрепление новых знаний,
  • применение их на практике.

Наиболее полно педагог может раскрыть свой талант во время проведения занятия комбинированного типа, поэтому мы рекомендуем всем педагогам в соответствии с учебным планом планировать проведение занятия именно такого типа.

  1. Определить цель занятия. Цель – это заранее запланированный, конечный результат, то есть цель показывает, чего надо достичь на данном конкретном занятии, например:  

Тема «Японский сувенир – как отражение культуры, быта и традиций народа»

Цель занятия: приобщить учащихся к искусству изготовления сувениров через знакомство с лучшими традициями японского народа.

Цель достигается в процессе решения комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных. Задачи – это пути достижения цели. В нашем случае к образовательным задачам относятся: знакомство с основными видами сувениров Японии… к развивающим – расширение знаний о технологических приёмах изготовления сувениров…к воспитательным – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру…

  1. Продумать содержание занятия: определить объём и сложность материала в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся. Продумать каждый этап  и логику занятия, отобрать наиболее эффективные методы обучения, а так же способы работы детей на каждом этапе занятия в соответствии с поставленной целью, задачами и содержанием образовательной программы.

Метод обучение – это способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

На каждом этапе занятия педагог использует различные методы обучения. В зависимости от изучаемого предмета подбираются соответствующие методы, я представлю только некоторые из них:

На этапе изучения нового материала используются:

  • словесный метод (объяснение, рассказ, чтение),
  • наглядно-иллюстративный метод (показ, демонстрация),
  • аудиовизуальный (восприятие нового материала с помощью аудио и видеоматериалов)
  • метод проблемного обучение (постановка проблемы, поиск путей решения)
  • исследовательские методы (проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ)

На этапе закрепления изученного материала используется методы:

  • словесные методы (беседа, дискуссия),
  • репродуктивный метод – это действия по образцу,
  • метод игры (дидактическая или познавательные игра)
  • практические методы (упражнение, лабораторная, практическая работа)

На этапе повторения и контроля изученного:

  • Метод наблюдения
  • Устный контроль (опрос, работа с карточками)
  • Письменный контроль (проверочная, контрольная, самостоятельная работа, тестирование)
  • Защита творческих работ

  1. Вписать содержание в структуру занятия.

Структура занятия очень проста и состоит из трёх составляющих: подготовительной, основной и заключительной части.

Мы рассмотрим более подробно структуру комбинированного занятия. Занятие комбинированного типа состоит из:

Подготовительной части, которая включает в себя:

  • Организацию начала занятия, сообщение темы и цели занятия

Основной части, которая состоит из:

  • проверки имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
  • ознакомления с новыми знаниями и умениями.
  •  упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу
  • Переноса
  •  новых знаний в сходную ситуацию творческого характера.

Заключительной части, в которой:

  • Подводятся итоги занятия, формулируются выводы.
  1. Оформление плана-конспекта занятия:

План – конспект открытого занятия должен иметь следующие составные элементы:

  1. Титульный лист:
  • название учреждения;
  • вид мероприятия;
  • предмет
  • тема;
  • должность и Ф.И.О. педагога;
  • место и дата проведения;
  • год;
  1. В пояснительной записке к открытому занятию прописывается:
  • Образовательная программа, по которой работает педагог, раздел (если есть) и тема программы (которым соответствует данное занятие),
  • год обучения детей,
  • Возраст обучающихся,
  • Форма занятия (групповая, мини-группа, индивидуальная),
  • Цель и задачи,
  • Перечень дидактических материалов,
  • Материально-техническое оснащение занятия
  •  Словарик профессиональных терминов, где прописываются названия и толкование профессиональных терминов, используемых на данном занятие.

  1.  Далее оформляется план-конспект занятия. На каждом этапе подробно расписывается ход занятия, и время, которое отводится на каждый этап. Любое открытое занятие в сумме должно  составлять 30-45 минут, не зависимо от продолжительности учебного занятия.

  1. Продумать средства обучения:

наглядный, дидактический, раздаточный материал и материально-техническое оснащение занятия.

После составления плана-конспекта занятия необходимо проанализировать его  с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач или нет, и если необходимо, внести коррективы.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией, поэтому надо четко продумать распределение времени для каждого этапа занятия, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся. То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Подготовка к мастер-классу осуществляется так же, как и к открытому занятию, только в нём не указывают образовательную программу и не задаётся время.

При подготовке открытого занятия или мастер-класса педагог должен показать план-конспект занятия методисту для проверки и доработки, если это необходимо. Весь материал к занятию должен быть готов не позднее, чем за неделю до его проведения.

В день проведения занятия педагог должен:

  • прийти на занятие не позднее, чем за 10 минут до его начала
  • Проветрить учебный кабинет
  • Подготовить методические материалы к занятию
  • Проверить и подготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения занятия.
  • Подготовить для экспертной группы образовательную программу и план-конспект для каждого члена комиссии.

Успех занятия зависит от личности педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и детям, какой стиль взаимодействия с учениками предпочитает.

Чтобы занятие прошло успешно, очень важно педагогу создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. Необходимо заинтересовать, привлечь  внимание детей; создать доброжелательную атмосферу, которая поможет детям активно включиться в образовательный процесс.

Необходимо интересно, доступно, наглядно, научно преподнести новый материал. Целесообразно расходовать время занятия.

Поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности детей. Для этого применять разнообразные методы и средства обучения. Полученные знания и умения должны иметь практическую значимость.

На протяжении всего занятия активно взаимодействовать с учениками: где-то пожурить, чаще хвалить, по-необходимости помочь, поддержать, тактично влиять на каждого учащегося, создавая ситуацию успеха. Активизировать познавательную и практическую деятельность, включая каждого ребёнка в процесс познания. Постоянно переводить учеников из зоны его актуального в зону ближайшего развития, что является основным показателем эффективности занятия.

Держать в поле зрения всех учеников, чувствовать уровень понимания и уметь вовремя перестроиться в соответствии с уровнем усвоения учениками данного материала.

Чётко следовать структуре занятия, последовательно проходя все этапы и решать все задачи для достижения поставленной цели.

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы: во время начать и закончить занятие, использовать смену деятельности, соблюдать технику безопасности.

По необходимости включать в занятие задания по развитию творческого потенциала учащихся – это необходимо для дополнительной мотивации и самореализации каждого ребёнка.

Во время занятия экспертная группа анализирует работу педагога и детей. Они обращают внимание со стороны организационной части занятия:

  • Своевременно ли приходит педагог в кабинет,
  • имеет ли в наличии план-конспект занятия, наличие образовательной программы
  • подготовлены ли пособия, оборудование,
  • готовы ли дети к занятию,
  • санитарное состояние кабинета.

По содержанию программы:

  • Глубина и научность объяснений педагога
  • Интересно ли ведётся объяснение
  • Применяются ли средства наглядности
  • Какие методы обучения применяет педагог
  • Каково содержание ответов учащихся, глубина их знаний
  • Уровень самостоятельности
  • Культура речи
  • Система стимулирования

Воспитательная роль занятия:

  • Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях
  • Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения
  • Обращает ли педагог внимание на поведение учащихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.
  • Роль педагога, его культура, речь, такт, одежда, манеры, взаимоотношения с учащимися

После завершения занятия комиссия вместе с педагогом обсуждает его проведение. Сначала педагог проводит рефлексию, т.е. самоанализ своего занятия, во время которого он должен рассказать:

  1. Каково место данного занятия в теме, разделе образовательной  программы? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
  2. Была ли обеспечена комплексность всех поставленных задач? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
  3. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков
  4. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему?
  5. На что необходимо обратить внимание при планировании следующих занятий?

После рефлексии педагога эксперты совместно всесторонне анализируют прошедшее занятие, сообщают педагогу о достоинствах и недостатках данного мероприятия  и дают рекомендации для повышения качества проводимых занятий. Затем методист, ответственный за данный фронт работы, на основании обсуждения пишет заключение, в котором подробно описывает решение комиссии по данному открытому занятию, и в течении следующих трёх дней предоставляет один экземпляр старшему методисту, а второй – педагогу, проводившему занятие.

Экспертная комиссия должна состоять не менее, чем из 3-х человек. Членами комиссии могут быть: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители структурных подразделений, методисты и педагоги высшей квалификационной категории по данному виду деятельности, так как в соответствии с новыми правилами проведения аттестации педагогических работников педагог высшей квалификационной категории должен принимать активное участие в подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Это может быть проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий, а так же участие в экспертной группе по оценке проведения различных открытых мероприятий педагогами учреждения. Так же на занятие в качестве гостей могут присутствовать педагогические работники учреждения.

Резюме:

  1. Содержание открытого занятия строго соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы.
  2. На открытом занятии педагог взаимодействует только с учениками
  3. Педагоги и концертмейстеры обязаны проводить открытые занятия 1-2 раза в год.
  4. Во время разработки занятия педагог должен:
  • Выбрать тему занятиями
  • Определить какого типа занятие
  • Определить цель и задачи занятия
  • Продумать содержание и вписать его в структуру занятия
  • Продумать средства обучения, необходимые для занятия – это наглядные, дидактические, раздаточные материалы.
  • Определить необходимое техническое оснащение
  • Оформить план-конспект занятия
  • Проанализировать данное занятие с точки зрения того, ведёт ли оно к достижению поставленной цели и если необходимо внести коррективы.
  • В день проведения занятия прийти не позднее , чем за 10 минут до начала занятия, проветрить помещение, подготовить все необходимые материалы к занятию.
  1. Чтобы занятие прошло успешно необходимо педагогу создать доброжелательную атмосферу, заинтересовать детей, доступно, наглядно, интересно преподнести новый материал, активно взаимодействовать с учениками, чувствовать уровень их понимания, чётко следовать структуре занятия, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  2. Педагог должен уметь проводить рефлексию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Методические рекомендации по проведению открытого занятия...

Методические рекомендации по проведению открытого занятия

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и про...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...

Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18735931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18735...

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ,МЕРОПРИЯТИЙ МАСТЕР-КЛАССОВ

Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение готовности педагогов к работе в современных условичх. Требования федеральных государственных стандартов работнико...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...