Методические рекомендации по проведению открытых занятий и мастер-классов в УДОД
методическая разработка по теме
Данный материал создан с целью систематизации знаний педагога дополнительного образования по организации, проведению и анализу открытых заниятий и мастер-классов. Помощь в определении различий в проведении открытых занятий и мастер-классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_otkrytykh_zanyatiy.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению
открытых занятий и мастер-классов.
Открытое занятие - это учебное занятие в рамках образовательной программы, на котором присутствуют приглашённые гости (эксперты).
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала. Это время, в течение которого учащиеся под руководством педагога решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.
В таблице представлены принципиальные отличия открытого занятия от мастер-класса:
Открытое занятие | Мастер-класс |
Участники мероприятия: | |
Педагог - ученики | Педагог– ученики Педагог-педагоги |
Цель: | |
Формирование знаний, умений и навыков через решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в соответствии с образовательной программой | Передача практического опыта и методики преподавания от мастера к участникам мастер-класса |
Содержание: | |
Строго в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы | Практическое представление собственной или заимствованной методики преподавания или технологии изготовления. |
Взаимодействие: | |
Только с учениками | Со всеми участниками |
Рефлексия | |
Анализ | |
Подведение итогов (вывод) |
Главное отличие открытого занятия от мастер-класса состоит в том, что во время открытого занятия педагог взаимодействует только с учениками, не отвлекаясь и не общаясь с гостями. Педагог ведёт себя так, как будто проходит обычное занятие, таким образом, он сам сосредотачивается на содержании занятия и ведёт детей к поставленной цели.
Занятие должно соответствовать теме учебно-тематического плана и содержанию образовательной программы, по которой работает педагог, так как программа – это основной документ педагога, на основании которого он ведёт образовательную деятельность.
Так же открытое занятие отличается от показательного занятия для родителей. Это открытое мероприятие преследует совершенно другую цель: показать достижения учащихся за пройденный период времени. Как правило, педагог на таком занятие не может раскрыть свои способности в полной мере, что является главной составляющей открытого занятия. Поэтому эти два мероприятия не совмещают воедино, то есть не проводят открытое занятие с экспертами в присутствии родителей.
Педагоги и концертмейстеры обязаны проводить открытые занятие 1-2 раза за год для подтверждения квалификационной категории, представляя знание методики преподавания своего предмета и уровень усвоения образовательной программы учащимися на данный период времени.
Педагог должен владеть содержанием образовательной программы, осознавать её целостность, видеть взаимосвязь всех её компонентов и выстраивать весь образовательный процесс в соответствии с основными педагогическими принципами:
Принцип научности – объективные знания, которые основаны на достоверных фактах, теориях, законах)
Принцип природосообразности – обучение организуется в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся.
Принцип последовательности и систематичности – содержание учебного процесса строится в определённой логике от простого к сложному.
Принцип доступности –учебный материал изучается от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному.
Принцип наглядности – привлечение различных органов чувств детей к восприятию.
Принцип сознательности и активности;
Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания.
Прежде чем приступить к разработке открытого занятия педагог должен:
- Выбрать тему занятия в соответствии с учебно-тематическим планом и содержанием данной темы в образовательной программе.
- Определить какого типа занятие педагог собирается показать. В течение всего учебного года педагог проводит занятия разного типа. Типология занятий точно не определена, разницу составляют только различия в названиях, но смысл от этого не меняется:
- сообщение и усвоение новых знаний;
- повторение и обобщение полученных знаний;
- закрепление знаний, выработка умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний;
- комбинированное занятие – включает в себя элементы всех выше представленных типов:
- проверка знаний ранее изученного материала,
- изложение нового материала,
- первичное закрепление новых знаний,
- применение их на практике.
Наиболее полно педагог может раскрыть свой талант во время проведения занятия комбинированного типа, поэтому мы рекомендуем всем педагогам в соответствии с учебным планом планировать проведение занятия именно такого типа.
- Определить цель занятия. Цель – это заранее запланированный, конечный результат, то есть цель показывает, чего надо достичь на данном конкретном занятии, например:
Тема «Японский сувенир – как отражение культуры, быта и традиций народа»
Цель занятия: приобщить учащихся к искусству изготовления сувениров через знакомство с лучшими традициями японского народа.
Цель достигается в процессе решения комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных. Задачи – это пути достижения цели. В нашем случае к образовательным задачам относятся: знакомство с основными видами сувениров Японии… к развивающим – расширение знаний о технологических приёмах изготовления сувениров…к воспитательным – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру…
- Продумать содержание занятия: определить объём и сложность материала в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся. Продумать каждый этап и логику занятия, отобрать наиболее эффективные методы обучения, а так же способы работы детей на каждом этапе занятия в соответствии с поставленной целью, задачами и содержанием образовательной программы.
Метод обучение – это способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
На каждом этапе занятия педагог использует различные методы обучения. В зависимости от изучаемого предмета подбираются соответствующие методы, я представлю только некоторые из них:
На этапе изучения нового материала используются:
- словесный метод (объяснение, рассказ, чтение),
- наглядно-иллюстративный метод (показ, демонстрация),
- аудиовизуальный (восприятие нового материала с помощью аудио и видеоматериалов)
- метод проблемного обучение (постановка проблемы, поиск путей решения)
- исследовательские методы (проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ)
На этапе закрепления изученного материала используется методы:
- словесные методы (беседа, дискуссия),
- репродуктивный метод – это действия по образцу,
- метод игры (дидактическая или познавательные игра)
- практические методы (упражнение, лабораторная, практическая работа)
На этапе повторения и контроля изученного:
- Метод наблюдения
- Устный контроль (опрос, работа с карточками)
- Письменный контроль (проверочная, контрольная, самостоятельная работа, тестирование)
- Защита творческих работ
- Вписать содержание в структуру занятия.
Структура занятия очень проста и состоит из трёх составляющих: подготовительной, основной и заключительной части.
Мы рассмотрим более подробно структуру комбинированного занятия. Занятие комбинированного типа состоит из:
Подготовительной части, которая включает в себя:
- Организацию начала занятия, сообщение темы и цели занятия
Основной части, которая состоит из:
- проверки имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
- ознакомления с новыми знаниями и умениями.
- упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу
- Переноса
- новых знаний в сходную ситуацию творческого характера.
Заключительной части, в которой:
- Подводятся итоги занятия, формулируются выводы.
- Оформление плана-конспекта занятия:
План – конспект открытого занятия должен иметь следующие составные элементы:
- Титульный лист:
- название учреждения;
- вид мероприятия;
- предмет
- тема;
- должность и Ф.И.О. педагога;
- место и дата проведения;
- год;
- В пояснительной записке к открытому занятию прописывается:
- Образовательная программа, по которой работает педагог, раздел (если есть) и тема программы (которым соответствует данное занятие),
- год обучения детей,
- Возраст обучающихся,
- Форма занятия (групповая, мини-группа, индивидуальная),
- Цель и задачи,
- Перечень дидактических материалов,
- Материально-техническое оснащение занятия
- Словарик профессиональных терминов, где прописываются названия и толкование профессиональных терминов, используемых на данном занятие.
- Далее оформляется план-конспект занятия. На каждом этапе подробно расписывается ход занятия, и время, которое отводится на каждый этап. Любое открытое занятие в сумме должно составлять 30-45 минут, не зависимо от продолжительности учебного занятия.
- Продумать средства обучения:
наглядный, дидактический, раздаточный материал и материально-техническое оснащение занятия.
После составления плана-конспекта занятия необходимо проанализировать его с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач или нет, и если необходимо, внести коррективы.
Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией, поэтому надо четко продумать распределение времени для каждого этапа занятия, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся. То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.
Подготовка к мастер-классу осуществляется так же, как и к открытому занятию, только в нём не указывают образовательную программу и не задаётся время.
При подготовке открытого занятия или мастер-класса педагог должен показать план-конспект занятия методисту для проверки и доработки, если это необходимо. Весь материал к занятию должен быть готов не позднее, чем за неделю до его проведения.
В день проведения занятия педагог должен:
- прийти на занятие не позднее, чем за 10 минут до его начала
- Проветрить учебный кабинет
- Подготовить методические материалы к занятию
- Проверить и подготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения занятия.
- Подготовить для экспертной группы образовательную программу и план-конспект для каждого члена комиссии.
Успех занятия зависит от личности педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и детям, какой стиль взаимодействия с учениками предпочитает.
Чтобы занятие прошло успешно, очень важно педагогу создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. Необходимо заинтересовать, привлечь внимание детей; создать доброжелательную атмосферу, которая поможет детям активно включиться в образовательный процесс.
Необходимо интересно, доступно, наглядно, научно преподнести новый материал. Целесообразно расходовать время занятия.
Поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности детей. Для этого применять разнообразные методы и средства обучения. Полученные знания и умения должны иметь практическую значимость.
На протяжении всего занятия активно взаимодействовать с учениками: где-то пожурить, чаще хвалить, по-необходимости помочь, поддержать, тактично влиять на каждого учащегося, создавая ситуацию успеха. Активизировать познавательную и практическую деятельность, включая каждого ребёнка в процесс познания. Постоянно переводить учеников из зоны его актуального в зону ближайшего развития, что является основным показателем эффективности занятия.
Держать в поле зрения всех учеников, чувствовать уровень понимания и уметь вовремя перестроиться в соответствии с уровнем усвоения учениками данного материала.
Чётко следовать структуре занятия, последовательно проходя все этапы и решать все задачи для достижения поставленной цели.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы: во время начать и закончить занятие, использовать смену деятельности, соблюдать технику безопасности.
По необходимости включать в занятие задания по развитию творческого потенциала учащихся – это необходимо для дополнительной мотивации и самореализации каждого ребёнка.
Во время занятия экспертная группа анализирует работу педагога и детей. Они обращают внимание со стороны организационной части занятия:
- Своевременно ли приходит педагог в кабинет,
- имеет ли в наличии план-конспект занятия, наличие образовательной программы
- подготовлены ли пособия, оборудование,
- готовы ли дети к занятию,
- санитарное состояние кабинета.
По содержанию программы:
- Глубина и научность объяснений педагога
- Интересно ли ведётся объяснение
- Применяются ли средства наглядности
- Какие методы обучения применяет педагог
- Каково содержание ответов учащихся, глубина их знаний
- Уровень самостоятельности
- Культура речи
- Система стимулирования
Воспитательная роль занятия:
- Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях
- Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения
- Обращает ли педагог внимание на поведение учащихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.
- Роль педагога, его культура, речь, такт, одежда, манеры, взаимоотношения с учащимися
После завершения занятия комиссия вместе с педагогом обсуждает его проведение. Сначала педагог проводит рефлексию, т.е. самоанализ своего занятия, во время которого он должен рассказать:
- Каково место данного занятия в теме, разделе образовательной программы? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?
- Была ли обеспечена комплексность всех поставленных задач? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
- Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему?
- На что необходимо обратить внимание при планировании следующих занятий?
После рефлексии педагога эксперты совместно всесторонне анализируют прошедшее занятие, сообщают педагогу о достоинствах и недостатках данного мероприятия и дают рекомендации для повышения качества проводимых занятий. Затем методист, ответственный за данный фронт работы, на основании обсуждения пишет заключение, в котором подробно описывает решение комиссии по данному открытому занятию, и в течении следующих трёх дней предоставляет один экземпляр старшему методисту, а второй – педагогу, проводившему занятие.
Экспертная комиссия должна состоять не менее, чем из 3-х человек. Членами комиссии могут быть: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители структурных подразделений, методисты и педагоги высшей квалификационной категории по данному виду деятельности, так как в соответствии с новыми правилами проведения аттестации педагогических работников педагог высшей квалификационной категории должен принимать активное участие в подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Это может быть проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий, а так же участие в экспертной группе по оценке проведения различных открытых мероприятий педагогами учреждения. Так же на занятие в качестве гостей могут присутствовать педагогические работники учреждения.
Резюме:
- Содержание открытого занятия строго соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы.
- На открытом занятии педагог взаимодействует только с учениками
- Педагоги и концертмейстеры обязаны проводить открытые занятия 1-2 раза в год.
- Во время разработки занятия педагог должен:
- Выбрать тему занятиями
- Определить какого типа занятие
- Определить цель и задачи занятия
- Продумать содержание и вписать его в структуру занятия
- Продумать средства обучения, необходимые для занятия – это наглядные, дидактические, раздаточные материалы.
- Определить необходимое техническое оснащение
- Оформить план-конспект занятия
- Проанализировать данное занятие с точки зрения того, ведёт ли оно к достижению поставленной цели и если необходимо внести коррективы.
- В день проведения занятия прийти не позднее , чем за 10 минут до начала занятия, проветрить помещение, подготовить все необходимые материалы к занятию.
- Чтобы занятие прошло успешно необходимо педагогу создать доброжелательную атмосферу, заинтересовать детей, доступно, наглядно, интересно преподнести новый материал, активно взаимодействовать с учениками, чувствовать уровень их понимания, чётко следовать структуре занятия, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Педагог должен уметь проводить рефлексию занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению открытого занятия
Методические рекомендации по проведению открытого занятия...
Методические рекомендации по проведению открытого занятия
Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и про...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...
Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18735931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18735...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...
ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ,МЕРОПРИЯТИЙ МАСТЕР-КЛАССОВ
Деятельность методической службы образовательной организации направлена на обеспечение готовности педагогов к работе в современных условичх. Требования федеральных государственных стандартов работнико...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...