Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
проект на тему
Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_etnokulturnoy_kompetentnosti_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с развитием процессов глобализации вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер. Этнокультурная компетентность может быть частной (связанной с постижением одной из областей этнокультуры), комплексной (направленной на освоение нескольких областей) и целостной (охватывающей все области этнокультуры и сопоставляющей культуры разных народов).
Личность может владеть компетентностями на разных уровнях (низком, среднем, высоком), проявлять их в умениях, способах деятельности, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
Целью моей работы является сформирование знания якутского фольклора у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели поставила следующие задачи:
- вызвать интерес к якутскому фольклору;
- раскрыть творческий потенциал, оригинальность мышления;
- научить навыкам игры на хомусе, жанрам якутского фольклора (олонхо, чабыр5ах, осуохай, тойук, сказки);
- воспитать уважение к традициям, культуре;
- развить уверенность в себе, сценическую культуру.
Я придерживаюсь принципами взаимодействия по работе с детьми:
- поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка с самим собой, а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;
- принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.
- научить проявлять свою индивидуальность, мотивированность
Игры на хомусе и их аналогии, сценическая речь, акцентирование на умение исполнения осуохай, тойук, чабыргах, дикция, этновокал и память являются приемами развития фольклорного творчества. Также следует сформировать мотивацию, развивать интерес к фантазии и воображению во время исполнения фольклорных жанров, прививать любовь к искусству, умению играть на якутских музыкальных инструментах. Например, во время игры на хомусе, подражание пению птиц, зверей, явлений природы. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фольклору, «подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории, стимулировать фантазию. И, безусловно, способом развития фольклорного творчества является собственный пример. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, ведь педагог - авторитет для ребенка. Также особое внимание уделяется обучению правильному произношению якутских звуков, особенно гласных.
На своих занятиях придерживаюсь следующей структуры работы:
-Настрой.
--Индивидуальная и групповая разработка темы.
-Актуализация визуальных, аудиальных ощущений.
-Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
-Рефлексивный анализ.
За два года работы удалось создать положительно эмоциональный настрой на занятиях. У детей легко проходит процесс общения со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности научило детей взаимодействию друг с другом, при этом учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность и т.д. У детей появилась возможность играть на якутских народных инструментах. Положительные эмоции объединяют детей. Дети творчески самовыражаются, у них развито воображение, появился свой эстетический опыт. Намного легче проходят адаптационные моменты ребенка в повседневной жизни, развивается коммуникативность. Дети стали более активными, жизнерадостными. Обогатилась речь и в частности речевое воображение, нет страха выходить на сцену и выступать. Значительно повысился уровень музыкальных способностей.
Неотъемлемой частью работы по достижению наилучших результатов является работа с родителями:
- беседа с родителями
- консультации для родителей:
- совместная деятельность с детьми (соревнования, выступления и т. д.)
Именно через фольклорное искусство дети дошкольного возраста понимают, кто их предки. Во время занятий происходит динамическое взаимодействие ребенка и взрослого в эмоциональной атмосфере. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал фольклорной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии человека. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что в процессе целенаправленного обучения удалось сформировать некоторые общие особенности воображения, проявляющиеся у детей независимо от характера их деятельности. Но развитое воображение отличается ещё и умением самостоятельно создавать такой замысел, а потом уже последовательно его реализовывать. Конечно, это самый сложный этап в развитии воображения, и очень немногие дети самостоятельно приходят к нему. И в этом способствует совместная работа педагога, родителя и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
...
Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста
Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст...
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Описание порядка обучения детей постановке вопросов...
Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленно...
Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....