Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
проект на тему

Заморщикова Агафия Иннокентьевна

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

       В связи с развитием процессов глобализации вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер. Этнокультурная компетентность может  быть частной (связанной с постижением одной из областей этнокультуры), комплексной (направленной на освоение нескольких областей) и целостной (охватывающей все области этнокультуры и сопоставляющей культуры разных народов).  

         Личность может владеть компетентностями на разных уровнях (низком, среднем, высоком), проявлять их в умениях, способах деятельности, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

Целью моей работы является сформирование знания якутского фольклора у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели поставила следующие задачи:

  • вызвать интерес к якутскому фольклору;
  • раскрыть творческий потенциал, оригинальность мышления;
  • научить навыкам игры на хомусе, жанрам якутского фольклора (олонхо, чабыр5ах, осуохай, тойук, сказки);
  • воспитать уважение к традициям, культуре;
  • развить уверенность в себе, сценическую культуру.

Я придерживаюсь принципами взаимодействия по работе с детьми:

  • поддерживать в ребёнке его чувство собственного достоинства
  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребёнка   с самим собой, а не с другими детьми;
  • не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования, не навешивать «ярлыки»;
  • принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребёнка независимо от содержания, формы, качества.
  • научить проявлять свою индивидуальность, мотивированность

Игры на хомусе и их аналогии, сценическая речь, акцентирование на умение исполнения осуохай, тойук, чабыргах, дикция, этновокал и  память являются приемами развития  фольклорного творчества. Также следует сформировать мотивацию, развивать интерес к  фантазии  и воображению во время исполнения фольклорных жанров, прививать любовь к искусству, умению играть на якутских музыкальных инструментах.  Например, во время игры на хомусе, подражание пению птиц, зверей, явлений природы. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фольклору, «подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории, стимулировать фантазию. И, безусловно, способом развития фольклорного творчества является собственный пример. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых,  ведь педагог - авторитет для ребенка. Также особое внимание уделяется обучению правильному произношению якутских звуков, особенно гласных.

На своих занятиях придерживаюсь следующей структуры работы:

-Настрой.

--Индивидуальная и групповая разработка темы.
-Актуализация визуальных, аудиальных ощущений.
-Активизация вербальной и невербальной коммуникации.
-Рефлексивный анализ.

За два года работы удалось создать положительно эмоциональный настрой на занятиях.  У детей легко  проходит процесс общения  со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности научило  детей взаимодействию  друг с другом, при этом  учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность и т.д. У детей появилась возможность играть на якутских народных инструментах. Положительные эмоции объединяют детей.  Дети творчески  самовыражаются, у них  развито воображение, появился свой эстетический опыт. Намного  легче проходят адаптационные моменты ребенка в повседневной жизни, развивается коммуникативность. Дети стали более активными, жизнерадостными. Обогатилась речь и в частности  речевое воображение, нет страха выходить на сцену и выступать.  Значительно повысился уровень музыкальных способностей.

Неотъемлемой частью работы по достижению наилучших  результатов является работа с родителями:

- беседа с родителями
- консультации для родителей:

- совместная деятельность с детьми (соревнования, выступления и т. д.)

Именно через фольклорное искусство дети дошкольного возраста понимают, кто их предки. Во время занятий происходит динамическое взаимодействие ребенка и взрослого в эмоциональной атмосфере. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал фольклорной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии человека. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что в процессе целенаправленного обучения удалось сформировать некоторые общие особенности воображения, проявляющиеся у детей независимо от характера их деятельности. Но развитое воображение отличается ещё и умением самостоятельно создавать такой замысел, а потом уже последовательно его реализовывать. Конечно, это самый сложный этап в развитии воображения, и очень немногие дети самостоятельно приходят к нему. И в этом способствует совместная  работа педагога, родителя и ребенка.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст...

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы учителя-  логопеда с детьми старшего   дошкольного возраста, имеющими диагноз   амблиопия, косоглазие, в условиях группы  компенсирующей направленно...

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....