дополнительная образовательная программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Благодаря этому появляется
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (2 года ).
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:
- рисование
- аппликация
- лепка
- ручной труд
Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности природы.
Задачи программы:
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.
- Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.
- Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения.
- Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПин 2.4.1.2660-10.
- Устав МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Примерная общеобразовательная программа Ставропольского края
В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Умелые ручки» лежат следующие педагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
- принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
Формы организации НОД: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
В состав входят 24 ( 12- старшая и 12 младшая группы) воспитанника.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с каждой группой детей 2 раза в неделю, продолжительность которых составляет 25 – 30 минут.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
- Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим». Для НОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Непосредственно образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.
В начале каждой НОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы НОД;
- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
-объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.
Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.
Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.
Оценка ожижаемых результатов
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина января , 1-2 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.
Дети к концу года могут:
Аппликция
- Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
- Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
- Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение
Лепка
- Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
- Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
- Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
- Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)
Художественный труд
- Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
- Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
- Осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы
- Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Оценка знаний:
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 20 | 22 |
4 | Работа с природным, подручным и бросовым материалом. | 2 | 18 | 20 |
5 | Работа с пластилином. | 2 | 16 | 18 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Итого | 9 | 57 | 66 |
Содержание программы 1 года обучения (68 часов)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
1.Введение (2 часа).
Теория- 1 час
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- «Из истории происхождения ножниц». Беседа.
Практика- 1 час
Экскурсия в ЦДТ
2.Работа с бумагой и картоном (22 часа).
Теория – 2 часа
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».(1 часа)
- Беседа «История создания ножниц» (1 час)
Практика – 20 часов
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Любимые животные».(6 часов)
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка»(8 часов)
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (6 часов)
4.Работа с природным, подручным и бросовым материалом (20 часов).
Теория – 2 часа
- Беседа «Будь природе другом»- 1 час
- Экскурсия в природу– 1 час
Практика – 18 часов
- Работа с макаронными изделиями – 4 часа.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 4 часа
- Поделки из бутылок, банок– 4 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, круп) (4 часа)
5.Работа с пластилином (18 часов).
Теория- 2 час
- Рассказ о глине и пластилине.
Практика – 16 часов
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 6 часов.
- Пластилиновая аппликация на картоне - 6 часов
- Лепка по замыслу детей – 4 часа.
6.Итоговое занятие (2 часа)
Теория – 2 часа (рефлексия, анкетирование)
Практика – 2 часа (выставка творческих работ)
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 14 | 16 |
3 | Работа с тканью | 2 | 8 | 10 |
4 | Работа с природным, подручным и бросовым материалом. | 2 | 14 | 16 |
5 | Работа с пластилином | 2 | 16 | 18 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Итого | 11 | 55 | 66 |
Содержание программы 2 года обучения (68 часов)
На втором году обучения классе руководств педагога распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Дети второго года обучения уже имеющие существенный опыт выполнения операций, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1.Введение (2 часа).
Теория – 1 час
- Введение в образовательную программу II года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
- Экскурсия в музей
- Работа с бумагой и картоном (16 часов).
Теория – 2 часа
- Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
Практика – 14 часов
- Знакомство с техникой «мозаика» «Воспоминание о лете» (4 часа)
- Изготовление аппликаций (4 часа)
- Изготовление поздравительных открыток и сувениров «Масленица», «Пасха» (4 часа)
- Вырезание снежинок (2 часа)
- Работа с тканью(10 часов).
Теория – 2 часа
- Знакомство с тканью, виды ткани, значение (1 час)
- Знакомство с профессией швеи (1 час).
Практика – 8 часов
- Лоскутная аппликация (4 часа)
- Лоскутные куклы-обереги «Жаворонки», «Покосница» (4 часа)
4.Работа с природным, подручным и бросовым материалом (16 часов).
Теория – 2 час
Природа Алтайского края.
Практика – 14 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
- Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (2 часа)
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, круп) (4 часа)
- Работа с макаронными изделиями – 4 часа.
- Поделки из бутылок, банок– 2 часа
5.Работа с пластилином (18 часов).
Теория – 2 час
- Профессия скульптора.
Практика – 16 часов
- Лепка людей, животных по образцу (4 часа)
- Пластилиновая аппликация на бумаге, на стекле «Ваза» (6 часов)
- Лепка по замыслу детей (6 часов)
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 2 час
Рефлексия, анкетирование.
Практика – 2 час
Выставка творческих работ
Список литературы:
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. -128 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность /Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М. 0ЛМА Медиа Групп, 2006. - 10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 184 с.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми. - М.: Сфера, 2000, 2005. - бп.л.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006, 2007. - 144 с.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Ю.А.Афонькина;
- Психологическая диагностика компетентностей дошкольников. О.В.Дыбина;
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет. Е.П.Кольцова;
- Система эстетического воспитания в детском саду. /Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1992. – 372 с.
- Степень психосоциальной зрелости по тестовой беседе Банкова С.А.;
- Уровень познавательных умений и исследовательских навыков старших дошкольников по параметрам доктора педагогических наук Савенкова А.И.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Благодаря этому появляется
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (2 года ).
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлена на формирование экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней посредством изобразительной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:
- рисование
- аппликация
- лепка
- ручной труд
Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности природы.
Задачи программы:
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.
- Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.
- Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения.
- Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПин 2.4.1.2660-10.
- Устав МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Образовательная программа МКДОУ ДС № 7 «Колосок» с.Благодатного;
- Примерная общеобразовательная программа Ставропольского края
В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Умелые ручки» лежат следующие педагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- принцип сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
- принцип вариативности (предполагает использование различных технологий экологического развития дошкольников в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.
- принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
Формы организации НОД: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
В состав входят 24 ( 12- старшая и 12 младшая группы) воспитанника.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с каждой группой детей 2 раза в неделю, продолжительность которых составляет 25 – 30 минут.
Ожидаемые результаты:
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умения находить новые способы для художественного изображения самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
- Желание детей общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». В используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим». Для НОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
3. «Сенсорное воспитание». Непосредственно образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование работ детей в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание НОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.
В начале каждой НОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются знания по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с детьми выполняет художественную работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в художественном творчестве.
Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы НОД;
- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
-объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.
Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.
Таким образом, организация дополнительного образования «Умелые ручки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью через приобщение их к природе.
Оценка ожижаемых результатов
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Оценка сформированного уровня художественно – эстетического развития детей проводится 3 раза в год (1-2 недели сентября, середина января , 1-2 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей.
Дети к концу года могут:
Аппликция
- Разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие
- Вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, использовать прием обрывания
- Создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображение
Лепка
- Лепить с натуры, по представлению пластическим, конструктивным и комбинированным способами, используя стеку
- Лепить птиц, животных, людей, по типу народных игрушек, украшать узорами, налепами и углубленным рельефом
- Сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа
- Использовать разнообразные и дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки)
Художественный труд
- Работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости
- Самостоятельно подбирать необходимый природный материал
- Осознанно правильно относиться к объектам и явлениям природы
- Иметь первоначальные умений и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Оценка знаний:
Результаты мониторинга отражаются в диагностике. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений детей .
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 20 | 22 |
4 | Работа с природным, подручным и бросовым материалом. | 2 | 18 | 20 |
5 | Работа с пластилином. | 2 | 16 | 18 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Итого | 9 | 57 | 66 |
Содержание программы 1 года обучения (68 часов)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
1.Введение (2 часа).
Теория- 1 час
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- «Из истории происхождения ножниц». Беседа.
Практика- 1 час
Экскурсия в ЦДТ
2.Работа с бумагой и картоном (22 часа).
Теория – 2 часа
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».(1 часа)
- Беседа «История создания ножниц» (1 час)
Практика – 20 часов
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Любимые животные».(6 часов)
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка»(8 часов)
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (6 часов)
4.Работа с природным, подручным и бросовым материалом (20 часов).
Теория – 2 часа
- Беседа «Будь природе другом»- 1 час
- Экскурсия в природу– 1 час
Практика – 18 часов
- Работа с макаронными изделиями – 4 часа.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 4 часа
- Поделки из бутылок, банок– 4 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, круп) (4 часа)
5.Работа с пластилином (18 часов).
Теория- 2 час
- Рассказ о глине и пластилине.
Практика – 16 часов
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 6 часов.
- Пластилиновая аппликация на картоне - 6 часов
- Лепка по замыслу детей – 4 часа.
6.Итоговое занятие (2 часа)
Теория – 2 часа (рефлексия, анкетирование)
Практика – 2 часа (выставка творческих работ)
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 14 | 16 |
3 | Работа с тканью | 2 | 8 | 10 |
4 | Работа с природным, подручным и бросовым материалом. | 2 | 14 | 16 |
5 | Работа с пластилином | 2 | 16 | 18 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Итого | 11 | 55 | 66 |
Содержание программы 2 года обучения (68 часов)
На втором году обучения классе руководств педагога распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Дети второго года обучения уже имеющие существенный опыт выполнения операций, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1.Введение (2 часа).
Теория – 1 час
- Введение в образовательную программу II года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 1 час
- Экскурсия в музей
- Работа с бумагой и картоном (16 часов).
Теория – 2 часа
- Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
Практика – 14 часов
- Знакомство с техникой «мозаика» «Воспоминание о лете» (4 часа)
- Изготовление аппликаций (4 часа)
- Изготовление поздравительных открыток и сувениров «Масленица», «Пасха» (4 часа)
- Вырезание снежинок (2 часа)
- Работа с тканью(10 часов).
Теория – 2 часа
- Знакомство с тканью, виды ткани, значение (1 час)
- Знакомство с профессией швеи (1 час).
Практика – 8 часов
- Лоскутная аппликация (4 часа)
- Лоскутные куклы-обереги «Жаворонки», «Покосница» (4 часа)
4.Работа с природным, подручным и бросовым материалом (16 часов).
Теория – 2 час
Природа Алтайского края.
Практика – 14 часов
- Изготовление композиций из засушенных листьев (2 часа)
- Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (2 часа)
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, круп) (4 часа)
- Работа с макаронными изделиями – 4 часа.
- Поделки из бутылок, банок– 2 часа
5.Работа с пластилином (18 часов).
Теория – 2 час
- Профессия скульптора.
Практика – 16 часов
- Лепка людей, животных по образцу (4 часа)
- Пластилиновая аппликация на бумаге, на стекле «Ваза» (6 часов)
- Лепка по замыслу детей (6 часов)
7. Итоговое занятие (2 часа).
Теория – 2 час
Рефлексия, анкетирование.
Практика – 2 час
Выставка творческих работ
Список литературы:
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. -128 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность /Развивающие занятия с детьми 5-6 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М. 0ЛМА Медиа Групп, 2006. - 10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность//Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -10 п.л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятия методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 184 с.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем: книга для занятий с детьми. - М.: Сфера, 2000, 2005. - бп.л.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006, 2007. - 144 с.
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. Ю.А.Афонькина;
- Психологическая диагностика компетентностей дошкольников. О.В.Дыбина;
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет. Е.П.Кольцова;
- Система эстетического воспитания в детском саду. /Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1992. – 372 с.
- Степень психосоциальной зрелости по тестовой беседе Банкова С.А.;
- Уровень познавательных умений и исследовательских навыков старших дошкольников по параметрам доктора педагогических наук Савенкова А.И.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...