Программа дополнительного образования "Друзья природы"
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного. На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы», которую я разработала для обучающихся 11 – 13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
УДЕРЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
МКОУ «СТАКАНОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ ЛЕЙТЕНАНТА А. С. СЕРГЕЕВА»
ЧЕРЕМИСИНОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДРУЗЬЯ
ПРИРОДЫ
Программа рассчитана на детей 11-13 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор: Грачёва Лариса Ивановна
УДЕРЕВО – 2014
Пояснительная записка
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробелы в экологическом образовании, удручающая некомпетентность многих работников всех рангов, по вине которых случаются аварии на газо- и нефтепроводах, не работают, а то и вовсе отсутствуют очистные сооружения, вырубаются и горят леса, вредные вещества попадают в землю, воду и атмосферу... В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
В настоящее время – время глобальных экологических подвижек и перемен, а порою даже и катастроф - как никогда ранее остро стоит вопрос «быть или не быть» и Человеку, и Природе. Сохранится ли природа для наших потомков зеленой, цветущей, благоухающей, населённой мириадами живых существ, слагающих многоголосьем своим гимн Великой Жизни?
Человечество вплотную подошло к той черте, за которой ничего живого, ныне существующего, может уже не быть. После перехода этого Рубикона, возможно, останется на земле нечто иное, неприемлемое для жизни. Наша голубая планета по-прежнему будет вращаться вокруг Солнца, но её завораживающая голубизна, чарующая сегодня космонавтов, поблекнет, так как не станет её творцов - живого населения, создающего это сказочное покрывало…
Настал критический момент и для Человека, и для Природы. Судьба Жизни в их руках. Все зависит от того, сумеет ли самое здравомыслящее существо Земли – Человек – хотя бы остаться на достигнутом, а главное, сумеет ли он изменить весь строй, систему своего бытия, чтобы превратить силы природоразрушающие в природосберегающие, природовосстанавливающие.
Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и от разрушения. Это требует не только компетентных кадров, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления.
Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему.
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический - есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного.
На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа дополнительного образования эколого-биологической направленности «Друзья природы», которую я разработала для обучающихся 11 – 13 лет.
Педагогическая целесообразность
Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что уделяется недостаточно внимания экологическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
Цель программы:
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы.
Задачи программы:
Образовательные:
- овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
- формирование потребности в углубленном изучении природы;
- обучить умению анализировать информацию с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
- углубление и расширение знаний о природе своего родного края;
Развивающие:
- развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- развитие памяти, внимательности, логического мышления;
- развивать умения обрабатывать материал;
- расширение знаний об окружающем мире;
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся;
Воспитательные:
- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению и охране;
- воспитание экологически грамотного человека;
- воспитание бережного отношения к природе родного края.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-краеведческой деятельности обучающихся 5-7 классов с позиции комплексного познания и изучения родного края, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения ее особенностей.
Возраст детей
Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу обучающихся 5-7 классов, так как это самая оптимальная группа. Формирование детей в кружок свободное, по желанию. Вид группы – профильный, состав группы постоянный. Рекомендуемый минимальный состав группы – 12-15 человек.
Режим занятий
Программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся по 2 часа в неделю, 68 занятий в год.
Программа построена таким образом, чтобы внеклассная работа может стать целенаправленной, систематической и результативной.
Формы работы
Традиционные: лекции, наблюдения, экологические мероприятия, сообщения, фотовыставки, игры, викторины, экскурсии, беседы.
Инновационные: исследовательская работа, работа в малых группах, проекты.
Программа кружка разработана с учетом межпредметных связей – биологии, географии, краеведения и экологии.
В работе кружка предусмотрена организация акций – («Дом без мусора», «Зеленый наряд родной школе», «Спасём белого аиста») – что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в родном селе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- учебно-исследовательские конференции;
- соревнования, конкурсы, викторины;
- фотовыставки;
- выставки плакатов;
- демонстрация презентаций, экологических представлений;
- участие в районных, областных конкурсах.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы обучающиеся должны проявлять:
- познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
- бережное отношение к природе;
- творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе.
Учащиеся должны знать:
- основные экологические понятия;
- правила поведения в природе;
- охраняемые территории родного края;
- экологическую ситуацию своего края;
- особенности растительного и животного мира Курской области и Черемисиновского района;
- редкие и охраняемые растения и животные родного края;
- геологическое строение и рельеф;
- поверхностные и подземные воды своей местности;
Учащиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- выполнять правила поведения в природе;
- участвовать в природоохранных акциях;
- выполнять учебные рефераты, презентации;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;
- находить и анализировать необходимую информацию о своем крае;
- проводить наблюдения, эксперименты;
- работать в группах;
- решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности;
- осуществлять проектную и исследовательскую деятельность.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Что такое экология | 4 |
3 | Экологические проблемы края | 50 |
4 | Мероприятия по охране природы родного края | 12 |
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Теор. | Прак. | Экскур-сии | ||||
Введение | 2 | 1 | 1 | ||||||
1-2 | Введение в экологию "Наш дом — планета Земля" | 2 | 1 | 1 | |||||
Раздел 1. Что такое экология | 4 | 2 | 2 | ||||||
3-4 | Краткая история экологии | 2 | 1 | 1 | |||||
5-6 | Организм и окружающая среда | 2 | 1 | 1 | |||||
Раздел 2. Экологические проблемы края | 50 | 24 | 22 | 4 | |||||
2.1. Рельеф и полезные ископаемые. | 10 | 6 | 4 | ||||||
7-8 | Геологическое строение Курской области | 2 | 1 | 1 | |||||
9-10 | Полезные ископаемы края. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование. | 2 | 1 | 1 | |||||
11-12 | Главные черты рельефа | 2 | 1 | 1 | |||||
13-14 | Формирование современного рельефа | 2 | 2 | ||||||
15-16 | Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. | 2 | 1 | 1 | |||||
2.2. Поверхностные и подземные воды | 16 | 8 | 6 | 2 | |||||
17-18 | Реки нашей местности | 2 | 1 | 1 | |||||
19-20 | Загрязнение рек | 2 | 1 | 1 | |||||
21-22 | Основные виды подземных вод | 2 | 1 | 1 | |||||
23-24 | Что такое родник? | 2 | 2 | ||||||
25-26 | Родники Черемисиновского района | 2 | 1 | 1 | |||||
27-28 | Родники Удеревского сельсовета | 2 | 1 | 1 | |||||
29-30 | Родники моего села | 2 | 2 | ||||||
31-32 | Факторы загрязнения подземных вод | 2 | 1 | 1 | |||||
2.3 Растительный мир края. | 14 | 5 | 6 | 3 | |||||
33-34 | Типы растительности нашей местности. | 2 | 1 | 1 | |||||
35-36 | «Вестники весны» нашего района, занесенные в Красную книгу. | 2 | 1 | 1 | |||||
37-38 | Лекарственные растения края и их использование. | 2 | 1 | 1 | |||||
39-40 | Лекарственные растения края и их использование. | 2 | 2 | ||||||
41-42 | Виды растений Черемисиновского района, занесенных в Красную книгу. | 2 | 2 | ||||||
43-44 | Реликты и эндемики флоры Черемисиновского района. | 2 | 1 | 1 | |||||
45-46 | Путешествие к Грибу Грибовичу. | 2 | 2 | ||||||
| 10 | 5 | 5 | ||||||
47-48 | Обзор животного мира края | 2 | 1 | 1 | |||||
49-50 | Редкие и исчезающие животные края. | 2 | 2 | ||||||
51-52 | Тайны царства насекомых нашей области | 2 | 2 | ||||||
53-54 | Жизнь под угрозой | 2 | 2 | ||||||
55-56 | «Красная книга» животных. | 2 | 2 | ||||||
Раздел 3. Мероприятия по охране родного края | 12 | 6 | 4 | 2 | |||||
3.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека. | 6 | 2 | 2 | 2 | |||||
57 | Особо охраняемые природные территории | 1 | 1 | ||||||
58 | Природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. | 1 | 1 | ||||||
59-60 | Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек». | 2 | 1 | 1 | |||||
61-62 | Природа в опасности! | 2 | 2 | ||||||
3.2. Охраняемые территории края. | 6 | 1 | 3 | 2 | |||||
63-64 | Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранной деятельности человека. | 2 | 1 | 1 | |||||
65-66 | Памятники природы Черемисиновского района. | 2 | 2 | ||||||
67-68 | Игра «В царстве Берендея» | 2 | 2 |
Содержание изучаемого курса
Введение (2ч)
Теоретическая часть. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Назначение, цели и задачи кружка. Формы организации и проведения занятий. Интересующие вопросы личностного характера.
Практические занятия: вводное тестирование.
Раздел 1. Что такое экология (4ч)
Теоретическая часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Практические занятия: Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Раздел 2. Экологические проблемы края (50ч)
2.1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (10ч)
Теоретическая часть. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты рельефа, его влияние на формирование микроклимата, гидрография края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.
Практическая часть. Описание рельефа территории. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ. Составление коллекций из местных полезных ископаемых.
- Поверхностные и подземные воды (16ч)
Теоретическая часть. Реки нашей местности. Особенности водного режима. Загрязнение рек. Основные виды подземных вод. Распространение и значение. Что такое родник? Родники Черемисиновского района. Родники села Удерево. Факторы загрязнения подземных вод.
Практическая часть. Определение физических свойств воды (запаха, прозрачности, вкуса, плотности). Составление анкеты. Экскурсия «Родники моего села». Составление паспорта родника. Составление карты родников села Удерево. Исследование воды обнаруженных родников.
- Растительный мир края. (14ч)
Теоретическая часть. Типы растительности своей местности. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Черемисиновского района, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Черемисиновского района.
Практическая часть. Определение растений степи; гербаризация сорных растений; составление картотеки охраняемых растений; подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсия «Растения лесостепи». Игра «Засели свой биотоп». Реферат «Редкие и исчезающие виды флоры Черемисиновского района». Презентация «Лекарственные растения Черемисиновского района».
2.4. Животный мир края. (10ч)
Теоретическая часть. Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные края. Их охрана. «Красная книга» животных.
Практическая часть: определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности; подготовка и проведение беседы с обучающимися об охраняемых животных родного края. Презентация «Они на грани исчезновения».
Раздел 3. Мероприятия по охране природы родного края (12ч)
3.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека. (6ч)
Теоретическая часть. Зональные и азональные природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе, влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек».
Практическая часть. Работа с краеведческой литературой и периодической печатью. Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Экскурсия «Природные комплексы края».
3.2. Охраняемые территории края. (6ч)
Теоретическая часть. Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранной деятельности человека. Вклад школьников в дело охраны природы края. Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы Черемисиновского района. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ
Практическая часть. Операция «Защитим деревню от мусора».
Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.
Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды. Решение экологических задач. «Памятники природы» - фотовыставка.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел | Оснащение занятий | Форма организации занятий | Методы и приемы обучения | Подведение итогов |
1 | Вводное занятие | Сообщение, беседа, практическое занятие | Словесные, наглядные, практические | Вводная диагностика | |
2 | Что такое экология | Технические средства | Беседа, практическое занятие | Словесные, наглядные, практические | Анализ работы, обобщающая беседа |
3 | Познаем родной край. Экологи-ческие проблемы края | Технические средства | Сообщение, беседа, исследование, творческая работа, практическое занятие, экскурсии, реферат | Словесные, наглядные, практические | Анализ работы, обобщающая беседа |
4 | Мероприятия по охране родного края | Технические средства | Беседа, викторина, практическое занятие, творческая работа | Словесные, наглядные, практические | Анализ работы, обобщающая беседа |
Формы и виды контроля
№ | Наименование тем | Форма контроля |
1 | Что такое экология | Выставка краеведческой литературы |
2 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. | Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ. Составление коллекций из местных полезных ископаемых. |
3 | Поверхностные и подземные воды | Составление паспорта родника. Составление карты родников села Удерево. |
4 | Растительный мир края | Экологическая игра «Засели свой биотоп». Реферат «Редкие и исчезающие виды флоры Черемисиновского района». Презентация «Лекарственные растения черемисиновского района». Гербаризация сорных растений, составление картотеки охраняемых растений |
5 | Животный мир края | Презентация «Они на грани исчезновения». |
6 | Природные комплексы края, влияние деятельности человека. | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
7 | Охраняемые территории края | «Памятники природы» - фотовыставка. Решение экологических задач. Участие в операции «Защитим деревню от мусора». Ответственность за экологические правонарушения. |
Методические рекомендации
В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края.
Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.
На занятиях кружка обучающиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.
Кружковцы изучают природу родного края. Данные, полученные при работе с документами, заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
1. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
2. Во внеклассной работе обучающиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
При подготовке к защите исследовательской работы, обучающиеся учатся делать компьютерные презентации, знакомятся с современными ИКТ.
Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.
Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, а работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности.
Так как кружок посещают обучающиеся разного возраста, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.
Вся деятельность обучающихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. Это выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций: «Если будут звенеть родники…», «Защитим деревню от мусора», «Зеленый наряд родной школе», «Спасём белого аиста». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у обучающихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов обучающихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные, часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями.
Список литературы
Литература для учителя:
- Дополнительное образование детей. – М.: Владос,2000. – 136 с.
- Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий,2001. – 213с.
- Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 2004. – 128 с.
- Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
- Экологические игры в школьном курсе «Биология». Методические рекомендации для учителей – биологов. – Самара: СИПКРО, 2008. – 50с.
- Яковлев Н. И. Земля в наследство. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.- 304с.
Литература для обучающихся:
- Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Практические работы и их проведение: Книга для учителя/ И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира. Ландшафты. – М.: Мысль, 1989.
- Крикунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А. П. Экология (9 класс). – М: Дрофа.1997.
- Красная книга РФ (растения).
- Красная книга РФ (животные).
- Лагутенко О. И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: Книга для учителя/ Под. ред И. Ю. Алексашиной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
- Рянжин С.В. Экологический букварь (для детей и взрослых). – Санкт-Петербург: Печатный двор, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...