Программа курса "Дорогами добра"
материал (9 класс) на тему
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_dorogami_dobra.docx | 926.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Волонтёрский отряд «Алые паруса»
МКОУ «Стакановская СОШ имени лейтенанта А.С.Сергеева»
Черемисиновского района Курской области
Методическая разработка
(Номинация «Копилка волонтёра»)
Составитель: Грачёва Лариса Ивановна,
старшая вожатая
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….…2
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ………………………………....4
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА …………………………………………………………....5
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ……………………………………………….…..6
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………….10
VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………… .12
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………………………..13
VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………16
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Рабочая программа курса «Дорогами добра» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО).
Цели программы:
1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
1. Срок освоения программы курса и объем учебного времени
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 11- 15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Нормативный срок освоения программы курса волонтерского движения «Дорогами добра» рассчитан на 1 год.
2. Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
3. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса волонтёрского движения социальной направленности «Дорогами добра». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
- проблемно-поисковый;
- исследовательский;
- творческий (художественный);
- метод учебного диалога;
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
- игровой и др.
III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы волонтерского движения «Дорогами добра»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы курса «Дорогами добра»» проявляются в:
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание: проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание: шефство, благоустройство школы и села;
- здоровьесберегающее: пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности: организация досуга детей и подростков.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
- Активность участия.
- Умение планировать работу волонтёров.
- Самостоятельность.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди, ветераны, а также животные. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы «Дорогами добра» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Направления и формы волонтерской деятельности:
Основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
• Социальное патронирование пожилых людей, инвалидов;
• Спортивная, туристическая и военная подготовка;
• Интеллектуальное и творческое развитие (организация и проведение мероприятий);
• Досуговая деятельность (организация свободного времени молодежи)
• Помощь в реставрационных работах
• Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Экскурсионная деятельность;
• Оказание помощи ветеранам ВОВ и пожилым людям;
• Экологические акции;
• Встречи с интересными людьми;
• Групповые занятия волонтеров;
• Анкетирование;
• Изготовление плакатов, видео;
• Выпуск буклетов;
• Оформление информационного стенда;
• Акции волонтеров;
• Листовки;
• Тренинги;
• Разработка проектов;
• Выступления;
• Праздники;
• Проекты;
• Рейды;
• Мастер-классы;
• Дискуссии;
• Диспуты.
Направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов волонтерской деятельности.
Основные принципы волонтерской деятельности:
• Солидарность с принципами и целями волонтерской деятельности.
• Добровольность — каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению.
• Безвозмездность и сознательность — труд волонтера не оплачивается.
• Добросовестность — волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца.
• Социальная значимость — востребованность и соответствие актуальным потребностям общества.
• Личностная значимость — добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития волонтера, способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей и должна учитывать индивидуальные особенности волонтеров.
Заповеди волонтеров:
1. Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи и поддержке.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Принимай участие в мероприятиях волонтерской направленности.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Волонтерское движение в России | ||||
Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно - гигиенические требования. Тренинг «Знакомство. Узнаём друг друга». | 2 | 1 | 1 | |
История волонтёрского движения в России | 2 | 1 | 1 | |
Выборы актива отряда. Выборы названия, девиза, эмблемы, клятвы волонтерского отряда. | 1 | 1 | ||
Изучение нормативно — правовых документов. Занятие «Учимся сотрудничать». | 1 | 1 | ||
Составление плана работы добровольческого отряда. Взаимодействие с районным координационным центром волонтеров. | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях | ||||
Акция «Мы ВАС помним» Составление картотеки ветеранов ВО войны и тружеников тыла, ветеранов труда. | 2 | 1 | 1 | |
Изготовление поделок (подарков) к Декаде пожилых людей | 2 | 2 | ||
Встреча с педагогами находящимися на заслуженном отдыхе. Оказание им помощи | 2 | 2 | ||
Акция «Территория ДОБРА» «Просто старушка» Рассказ В. Осеевой занятие о толерантном отношении друг к другу, о готовности помогать другим, уметь принимать помощь от других. | 1 | 1 | ||
Акция «Забота». Поисковая работа. Создание информационного банка данных о людях, нуждающихся в помощи. | 1 | 1 | ||
Акция «Покормите птиц зимой» Презентация о зимующих птицах. | 2 | 2 | ||
Практическая деятельность, изготовление и размещение кормушек | 2 | 2 | ||
Составления плана помощи людям, нуждающихся в социальном патронировании. Социальное патронирование по месту жительства. | 2 | 2 | ||
Оказание посильной помощи престарелым людям | 4 | 4 | ||
Акция «Международный день отказа от курения». Вводное занятие. Изготовление листовок, буклетов по профилактике табакокурения. | 2 | 1 | 1 | |
Оформление информационного стенда «Бросайте курить, а лучше не начинайте!» | 2 | 2 | ||
Акция Всемирный день борьбы со СПИДом. Мероприятие «По дорогам жизни». | 2 | 2 | ||
Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом образе жизни. | 2 | 2 | ||
Акция «На пороге НОВЫЙ ГОД!» Составление плана добрых дел. | 1 | 1 | ||
Творческая мастерская (изготовление подарков). Поздравление и вручение подарков людям с ограниченными физическими и умственными возможностями. | 3 | 3 | ||
Акция« Как живешь, ветеран?» (помощь ветеранам) | 2 | 2 | ||
Акция «Как живёшь книга?» (оказание помощи сельской библиотеке в сохранности фонда и ремонте книг) | 2 | 2 | ||
Объявление конкурса на самого аккуратного пользователя школьных учебников. Проверка, оценка внешнего вида учебников. Оказание помощи в ремонте учебников. | 2 | 2 | ||
Акция «Мы перед памятью в долгу!» (помощь вдовам, труженикам тыла) | 2 | 2 | ||
Акция«8 МАРТА - самый светлый праздник». Составление плана добрых дел. Творческая мастерская (изготовление подарков) | 2 | 2 | ||
Поздравление педагогов –пенсионеров, опекаемых людей с праздником 8 Марта. | 2 | 2 | ||
Акция «Осторожно -ДОРОГА!» Организация игр и конкурсов для детей. | 2 | 2 | ||
Акция «Помоги птицам». Международный день птиц. | 2 | 2 | ||
Изготовление и вывешивание скворечников | 2 | 2 | ||
Акция «Георгиевская ленточка». Составление плана добрых дел. Творческая мастерская (изготовление подарков). | 2 | 2 | ||
Поздравление ветеранов ВОВ. | 2 | 2 | ||
Акция «Чистый двор» Составление плана добрых дел. | 1 | 1 | ||
Организация и проведение коллективного субботника на территории нашего двора. | 3 | 3 | ||
Акция «Посади дерево» | 2 | 2 | ||
Акция «31 Мая – Всемирный день без табака». | 2 | 2 | ||
Итого: | 68 | 5 | 63 |
VI.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументированно отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 2010г.
2. Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. — Москва «Педагогика», 2005г.
3. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. — М: Просвещение, 2011
5. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2009.-160с.
6. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 2012.
7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2009
8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 2004
9. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990
10. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7-ми тг. Т.5. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. -558с.
12. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2012. -208с.
13. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2008. — 236с.-с.57
14. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев
15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2009. -128с.
16. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 2007.-76с.
17. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2010. -128с.
18. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров.-3-е изд. -М.: Сов.энциклопедия. 1984.-1600с.
19. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 2011.-117с.
20. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И.-М.: союз, 2006-192с.
21. Кульневич С.В. Воспитательная работа в детском доме М.: Творческий центр «Учитель»; Ростов -на-Дону., 2008.
22. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». -2002. -№6
23. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009.
24. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
25. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006
26. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2012
28. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2010.
29. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н. Тростанецкой
30. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
Методическая разработка занятия
Тема: История волонтерского движения в России
Цель: Вовлечение подростков в волонтёрское движение.
Задачи: Ознакомление ребят с историей и развитием волонтерского движения в России и Курской области; развитие созидательной активности подростков через разработку социальных проектов; содействие развитию добровольческого движения.
Участники: учащиеся 5-9 классов, старшая вожатая школы.
Ход урока
(Муз. заставка: песня «Твори добро»)
Вожатая: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран и попытайтесь ответить на вопрос: О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?
На экране слайд с афоризмом Гете:
«Тот, кто ничего не делает для других – ничего не делает для себя».
(2 слайд)
Вожатая: Да, вы, совершенно правы. Но сегодня мы поговорим не просто о добре, а о добрых, открытых, бодрых, равноправных, отзывчивых, верных, обаятельных людях, у которых есть единая цель. Догадались?
-Конечно, это волонтеры или как их еще называют - добровольцы.
-А кто же такие волонтеры?
(3слайд)
Вожатая: Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь имеет корни в латинском voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность.
В самом слове добровольчество (добрая воля) уже содержится его смысловое значение. Добровольчество – социально полезная, добровольная деятельность на безвозмездной основе. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться добровольцем. Это - человек любого пола, возраста, вероисповедания. Благополучатель – лицо, получающее помощь добровольцев.
Вожатая: Сегодня ребята расскажут нам о добровольчестве. Итак, первое выступление познакомит вас с историей добровольчества. (4слайд)
Волонтер 1
После Великой французской революции 1792 года французская армия наёмников перестала существовать. Но довольно скоро Франции понадобились военные, так как к границам государства подошли австрийские войска. Мужское население стало добровольно записываться в ряды защитников Отечества. Именно тогда слово «волонтёр» вошло в обиход. Крестьян, рабочих и ремесленников, по собственному желанию вступивших в армию, стали называть волонтёрами.
Подобная практика сбора армии была на протяжении многих лет характерна многим европейским странам, в частности Испании, Италии, Великобритании и Австро-Венгрии. И только во 2-й половине XIX века подобный способ сбора армии потерял свою актуальность.
В России слово «волонтёр» известно с начала XVIII века. Правда, называли таких людей на иной манер: «волентир» или «волунтер».
Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны во Франции был осуществлен первый волонтерский проект с участием группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии. Вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Тогда молодёжь Франции и Германии выступила под лозунгом: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга».
Следствием этого беспрецедентного события стало основание старейшей международной волонтерской организации – Service Civil International (имеет 33 отделения по всему миру), которая послужила примером для создания множества других.
В 60-х годах прошлого века возникают десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов ХХ века широкое распространение получают экологические проекты. В 1998 г. было осуществлено около 2000 проектов в 84 странах мира.
В 1990 году на XI Всемирной конференции волонтерского движения была принята всеобщая декларация добровольчества, провозгласившая волонтерство фундаментом гражданского общества. Цели и задачи добровольческого движения декларация определила как достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения.
Вожатая: А мы передаем эстафету нашему второму докладчику, который расскажет нам о добровольчестве в России (слайд 5).
Волонтер 2
В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.
В России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.
С середины 1990-х гг. отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.
В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получают более широкое распространение в российском некоммерческом секторе в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.
С 2000 года российская молодежь празднует Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС), который празднуется во всем мире с 1985 года. Это ежегодное мероприятие, которое проводится для того, чтобы молодежь смогла заявить о своих добровольческих инициативах обществу, чтобы люди увидели активность молодых ребят, их вклад в развитие местного сообщества. В России этот праздник получил название Весенней недели добра.
Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб (например, проекты "Малая Родина", "Добровольная помощь населению", проекты общественно полезной деятельности как альтернативная гражданская служба и другие).
Вожатая: А как же развивалось добровольчество в Курской области. Об этом нам расскажет следующий докладчик.(слайд 6,7)
Волонтер 3
Молодежное добровольчество активно развивается в Курской области с 2001 года. В настоящее время на территории области зарегистрировано около 7 000 волонтеров. Спектр их деятельности разнообразен: творческие концерты в детских домах, больницах, помощь ветеранам Великой Отечественной войны, уход за территориями памятников и мемориалов, экологические акции.
Добровольческое движение в Курской области активизировало свою работу с 2009 года. Основными этапами стали:
1. определение и закрепление локальным актом специалистов, ответственных за работу по вовлечению молодежи в добровольческую деятельность в муниципальных образованиях региона;
2. формирование базы данных волонтеров по территориальной принадлежности;
3. формирование базы данных объектов добровольческой (волонтерской) деятельности по территориальному принципу (г. Курск, Курская область);
4. организация консультирования граждан в возрасте от 14 до 30 лет об особенностях осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности (ОБУ ОЦМП, муниципальные образования);
5. круглые столы, информационно-методические семинары на базе ОБУ ОЦМП и муниципальных образований с целью разъяснительной работы, создания условий для реализации прав каждого молодого человека на добровольное, непосредственное участие в решении социально-значимых проблем Курской области.
Вожатая: Чем же заняты волонтеры сегодня? Давайте ознакомимся с направлениями их деятельности: ( 8слайд )
- Добровольцы посещают больных в стационарах;
- доставляют продукты старикам и инвалидам;
- работают с детьми в школе;
- собирают необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;
- проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности: экологии, асоциальным явлениям, здоровому образу жизни, материнству и детству, проявлению гражданско-патриотической позиции, благоустройству сёл и городов и многому другому.
Практическое задание
Вожатая: Вы познакомились с историей и развитием добровольческого движения и его направлениями. А сейчас я предлагаю вам каждому побыть в роли волонтера. Для этого вы разделитесь на 3 группы (экологи, социальные работники, администрация села), выберите направление волонтерской деятельности и попробуете составить небольшой проект, который в последующем можно будет доработать. Это может быть выпуск листовки, плаката, акция и т.д.
Детям дается план составления проекта
(Приложение 1) (слайд9)
- Цель и задачи проекта.
- Благополучатель
- Основные мероприятия.
- Необходимые ресурсы.
- Ожидаемый результат.
После отведенного времени каждая группа знакомит со своим проектом в течение 1-2 минут.
Вожатая: Понравилось вам роль волонтера?
В 2009 году под руководством Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации стартовал Всероссийский проект «Вовлечение молодежи в социальную практику».
Цель проекта – развитие добровольчества в молодежной среде: социальное патронирование детских домов, пожилых людей, инвалидов; организация свободного времени детей и подростков; проведение благотворительных акций; и другие мероприятия социальной направленности.
Вожатая: А теперь я хочу познакомить вас с «Личной книжкой волонтера», которую держу в руках.
Для организации учета работы добровольцев разработана единая форма «Личной книжки волонтера», в которую вносятся сведения не только о трудовом стаже волонтера, в том числе об участии в различных акциях, мероприятиях, но и поощрениях и дополнительной подготовке.
Твои действия для получения «Личной книжки волонтёра»: (приложение 2) (слайд 10)
Шаг 1: Написать заявление на получение «Личной книжки волонтёра». Заявление оформляется в произвольной форме с указанием Ф.И.О., даты рождения, полученного образования, профессии, наименования учебного заведения, домашнего адреса и контактного телефона. К заявлению прикладывается цветная фотография размером 3×4 см.
Шаг 2: Отнести в Управление по делам молодёжи, физической культуре и спорту администрации Подосиновского района письменное заявление.
Шаг 3: Получить оформленную «Личную книжку волонтера», заверенную подписью и печатью Управления по делам молодёжи по Кировской области в п. Подосиновец.
Шаг 4: Расписаться за получение «Личной книжки волонтера» в Листе учёта выдачи волонтёрских книжек.
Вожатая: Каждому учащемуся вручается приложение 1.
Вожатая: Наше занятие подходит к концу. И если вы хотите стать добровольцем или волонтером, то поднимите лежащие у вас на партах красные солнышки, чтобы я приготовила на вас бланки заявлений на вступление в ряды волонтеров. (слайд 11)
Спасибо за внимание!
(Муз. заставка песни «Твори добро»)
Тренинг
по выработке навыка отказа от вредных привычек
Цель:
- повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками;
-выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Задачи: 1)Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья;
2)Научить детей делать правильный выбор в ситуации пассивного
курения
Материалы для занятия: коробка, мяч, две пачки нераспечатанных сигарет (мужские и женские), джин тоник, газета, два сердца «красное» и «чёрное» из цветной бумаги.
Ход тренинга.
I. Организационный момент.
Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре)
Здравствуй, друг! | (рукопожатия) |
Как ты тут? | (хлопают друг друга по плечу) |
Где ты был? | (дергают за ухо) |
Я скучал! | (прикладывают руку к сердцу) |
Ты пришел! | (разводят руки в стороны) |
Хорошо! | (обнимаются) |
II.Основная часть.
Энергизатор: «Черный ящик».
Учитель вносит в класс черный ящик. (В ящике спрятаны две пачки запечатанных сигарет). Предлагает заглянуть в него и узнать, что там спрятано. В классе будут дети, которые захотят посмотреть, что находится внутри и те, кто будут убеждать, что это опасно, ни в коем случае не стоит этого делать.
В итоге создаются две группы.
Вывод: в жизни часто встречаются ситуации, когда нужно делать выбор. Многие люди поддаются соблазну и, даже если они потом горько сожалеют об этой минутной слабости, невозможно бывает что-либо исправить. Поэтому надо уметь контролировать свои желания и поступки.
Энергизатор: Комок неприятностей.
Дети становятся в круг, кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги. (Игра длится недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком.)
Вывод: Комок сбил нас с ритма. Курение тоже сбивает с ритма жизни.
Опыт: «Модель курения»
(Детям предлагается сесть в круг вместе с учителем.)
Берется пустая пластиковая бутылка большого размера (чисто вымытая и высушенная). Обмотать один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставить в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна. Достать вату из бутылки и показать детям ее цвет. Предложить понюхать.
- Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких
У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей.
- Посмотрите, что это знак? (Рисунок 1) (Не курить!)
Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг? (Красным, поскольку знак запрещающий).
- Видели ли вы где-нибудь подобный знак?
- Приведите примеры мест, где курение запрещено? (Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа).
- Везде ли висит этот знак?
-Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?
(Вежливо попросить взрослого не курить)
Мозговой штурм (составляется коллаж из идей выбора детей заготовки сделаны зарание)
-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?
Фиксируются следующие идеи: Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…
-Какой урон наносят вредные привычки организму?
Ответы фиксируются: потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.
-Какие альтернативные занятия можно предложить?
Фиксируются следующие идеи: Спорт, творчество, чтение книг….
При обсуждении обратить внимание на альтернативные способы проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак или нет, а тот, кто выбирает их, тот выбирает и последствия.
III.Заключительная часть
Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья ). Все находятся в кругу, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Энергизатор « Настроение»
В заключение тренинга на противоположных стенках помещения прикреплены два сердца « красное»-жизнь без вредных привычек и «чёрное»- жизнь с сигаретой, выпивкой. Детям предлагается подойти к тому сердцу, какое они выбирают…..
Выводы
-Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.
-Есть много способов сказать «НЕТ».
Приложение
Материал для составления коллажа
1) -От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.
- Изо рта плохо пахнет.
-Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.
-Дым сигарет загрязняет легкие, вызывает кашель.
-Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
-Человек становиться напряженным, раздражительным.
2)
Причины не курить | Причины курить |
Мне не нравится курить | Мне нравится курить |
Курение вредно для моего здоровья | Курение снимает раздражение, расслабляет меня |
Я не хочу иметь вредные привычки. | Это привычка. Все вокруг меня курят |
Это неприятно выглядит. | Курение помогает мне выглядеть и чувствовать старше. |
Это слишком дорого | Курение стимулирует меня. |
Это вызов другим, показать, что я не курю. | Курение дает мне шанс занять чем-то руки |
Никто из моих друзей не курит. | Это поможет мне сбавить вес. |
Это повредит моим спортивным достижениям. | Курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении |
Мои родители не одобряют курение. | Мои родители курят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательная программа "Дорогою добра"
основана на духовно-нравственном воспитании...
Рабочая программа кружка "Добрые дела"
Рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса....
Воспитательная программа "Дорогою добра"
Программа воспитательной работы с классом и родителями...
Игровая программа Дорога Добра
Игровая программа для воспитанников 1-4 класса...
программа "Азбука добра"
программа расчита на несколько лет,5-8 классы,можно применить вл внеклассной работе...
Программа "Мастерская добрых дел"
За 2012 год в городе Урае по данным городской поликлиники, с нарушением мозгового кровообращения и черепно-мозговыми травмами, ведущими к потере различных функций и систем обратилось 244 человек Именн...
Рабочая программа электива "Добро пожаловать в Великобританию"
Данная рабочая программа поможет учителю познакомить учащихся с культурой и историей изучаемого языка...