Педагогический проект " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pedagogicheskiy.docx | 56.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Краткая аннотация проекта 2
II. Обоснование необходимости проекта 2
III. Цели и задачи проекта 4
IV. Основное содержание проекта 5
Младший школьный возраст 6
Cредний школьный возраст 8
Этапы работы над ансамблем малых форм в классе скрипки 9
I этап 9
II этап 11
Основы ансамблевой техники 11
Формы и методы обучения дуэтному музицированию 13
Роль дуэтного музицирования в повышении мотивации к обучению
игре на скрипке 16
V. Ресурсы проекта 19
VI. Партнеры 19
VII. Целевая аудитория 19
VIII. План реализации проекта 20
IX. Ожидаемые результаты 20
X. Перспективы дальнейшего развития проекта 20
XI.Литература 21
Приложения 22
I.Краткая аннотация проекта
Воспитание и обучение юного скрипача- процесс сложный и многогранный. С одной стороны- необходимо изучить академическую программу в нужном объёме, с другой стороны- удержать интерес к обучению при прохождении сложного материала.
В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования как формы преподавания:
-сочетающей в себе такие важные виды работы работ, как чтение с листа, эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений, развитие чувства ритма, закрепления навыков звукоизвлечения, синхронности, метроритмической устойчивости, развитие чувства гармонии, накопление репертуара;
-создающей устойчивую мотивацию к обучению игре на скрипке.
II.Обоснование необходимости проекта
Начало третьего тысячелетия является очередным переломным моментом в ходе исторического развития России. Кризис, охвативший все сферы общества, не мог не отразится на образовании и культуре страны. Отечественная педагогика, и музыкальная в том числе, принимают значительные усилия для преодоления кризисных явлений в своей сфере, ведется активный научный поиск, но всё же вопросов пока остается больше, чем ответов.
Как сделать обучение в музыкальной школе интереснее и привлекательнее, при этом, не подменяя обучение развлечением? Как воспитать умение слушать музыку и размышлять о ней? И что нужно для того, чтобы занятия музыкой способствовали творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывали у них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению инициативы, желанию сделать что-то свое, новое?
Для профессиональной музыкальной подготовки учащихся существуют школы-десятилетки при консерваториях, центры для одаренных детей и т.д., а музыкальные школы, школы искусств предназначены в основном для художественно-эстетического развития школьников, но большинство школ работает по традиционным программам, ориентированным на профессиональную подготовку учащегося.
В различных конкурсах, проводимых в ДШИ и МШ, также соревнуются, как правило, участники, связывающие своё будущее с музыкой. Безусловно, одарённые дети должны имеет возможность развития способностей, совершенствования, но число таких детей обычно составляет 5-7% от общего количества учащихся школы. Остальные, а точнее - 95% учеников занимаются музыкой «для души», их желание, возможности и способности явно отличаются от вышеописанных 5%. Поэтому именно «развитие души» каждого ребенка, его музыкальной культуры, а не формальное изучение обязательной академической программы, приобретение знаний и технических навыков должно быть стержнем программы любой современной школы с художественно-эстетическим профилем.
В последнее время в печати появились авторские, коллективные программы, в которых передовые педагоги делятся опытом и предлагают свои варианты решения этой проблемы. Особенно интересны в этом отношении программа Смирновой Т.И. (Москва), Мильтоняна С.А. (Тверь) и др. Суть этих программ сводится к превращению самого процесса образования и воспитания личности в радостный творческий труд – именно такой должна быть основная цель подлинной педагогики. Этот труд может быть и тяжелым, но главное – чтобы он был осмысленным, чтобы он опирался на естественное для всякого человека стремление к максимальной самореализации. Человеку свойственно стремление к гармонии, к равновесному развитию всех сторон его личности, и ущемлять это стремление – значит идти против природы. Именно это направление характерно для современной школы. Иногда российские школьники воспринимают учебу как наказание, потому что она совершенно игнорирует их личность, подавляет, а не поощряет тягу к творчеству.
Поэтому необходимо постоянно искать и находить те способы, приемы и методы, которые помогут исправить создавшуюся ситуацию. Так, например, значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений способно ансамблевое музицирование в малых формах в классе скрипки ДМШ.
Каждый ребенок, независимо от своих музыкальных данных, играя в ансамбле, может ощутить радость от коллективной работы, ответственность за свой личный вклад в общую красоту звучания музыки
Поэтому, ставя целью своей работы повышение интереса ученика, педагог вынужден корректировать программу обучения, являться проводником культуры для своих учеников, а иногда и для их родителей. При этом более быстрые и эффективные результаты возможны только в случае постоянной рефлексии учителя, изучения современного опыта и активной творческой работы, опирающейся на научную и диагностическую основу.
III.Цели и задачи проекта
Цель педагогического опыта: создать и удержать интерес к знаниям в музыкальной школе; сократить разрыв между теоретическими знаниями и исполнительской деятельностью учащихся; привить навыки самостоятельной работы; воспитать активного слушателя и пропагандиста музыкального искусства.
Объектом исследования работы является процесс обучения игре на скрипке в ансамблях малых форм учащихся детской музыкальной школы.
Предметом исследования – факторы, способствующие формированию устойчивого интереса к обучению игры на скрипке, развитию комплекса музыкальных способностей и мышления обучаемых средствами ансамблевого дуэтного музицирования малых форм.
В связи с поставленной целью, обозначением предмета и объекта определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать теорию и практику преподавания предмета «музицирование в дуэте» и его влияние на создание мотиваций к обучению игре на скрипке.
- Охарактеризовать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся, которые смогут послужить основанием для выбора форм и методов обучения дуэтному музицированию в классе скрипки.
- Определить пути и средства, обеспечивающие развитие личности и музыкальных способностей учащихся при максимальной заинтересованности обучаемых на занятиях ансамбля в ДМШ.
- Разработать теоретическую модель и методические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания игры в малых ансамблевых формах в ДМШ.
Новизна данного проекта состоит в осознании ценности дуэтного музицировния в классе скрипки не только как вида совместного музицирования, но и как мощного стимула общемузыкального развития учащихся.
IV.Основное содержание проекта
В настоящее время в музыкальной педагогике заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом. Однако в методике обучения игре на скрипке в ДМШ по-прежнему сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль ансамблевого музицирования в малых формах не получила должного осмысления, оказалась отодвинутой на второй план.
Коллективное исполнительство как дуэт или трио весьма привлекательно тем, что приносит радость совместной работы. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке.
Младший школьный возраст.
Необходимо вспомнить, что основной задачей педагогов и родителей в
работе с детьми младшего возраста является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка, его возрастных особенностей. Обобщенные данные возрастной психологии и педагогики позволяют понять мотивы поведения ученика. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). У младшего школьника основным видом деятельности становится учебная деятельность. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению в школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объём, развиваются навыки переключения и распределение. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Работая с учениками этого возраста для вовлечения в процесс обучения стараюсь использовать сказку. Например, «Пастух и скрипка» Е.А.Пермяка, «Сказка про скрипку» Г.Ляховицкой.
В младшем школьном возрасте у детей на достаточно высокий уровень выходит воображение. Композиторы, которым близок мир детской души пишут для них образные программные пьесы, ребёнок может вложить в них содержание, подсказанное ему воображением. Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности.
Огромное значение в развитии школьников этого возраста имеет правильная организация индивидуальной работы педагога. Результатом такой деятельности с учащимися является их уверенность в себе, повышение самооценки. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влиять на развитие детей. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. ( Игры, упражнения, используемые в моей педагогической практике- Приложение №1) Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Средний школьный возраст
Средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами, вроде начинающегося переходного возраста. Однако это, пожалуй, самый важный период в жизни школьника. Значимой особенностью мышление подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Интересы подростка становятся не только широкими, но и более глубокими и содержательными. В тоже время, с увеличением учебных нагрузок и требований к подростку, изменяется его отношение к обучению. Порой интерес снижается, учащиеся склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь никакой роли, а новые побуждения к обучению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Ансамблевое же музицирование является формой работы, максимально способствующей удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека- потребности в общении, в частности, общения со сверстниками.
При обучении дуэтному музицированию в этой возрастной категории подбираются соответствующие формы и методы, меняется репертуар.
Этапы работы над ансамблем малых форм в классе скрипки
Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков игры на скрипке. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. На практике мы убедились, что ансамблевую работу можно разделить на два этапа.
I этап
Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы учащиеся развивают слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с фортепиано), концентрируют внимание на ритмической точности, осваивают элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей учеников) ученики играют простые мелодии в сопровождении концертмейстера. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру.
По опыту знаю, что играть в ансамбле учащимся нравится . Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля : единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку. Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканта. Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт. На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.
II этап
На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом , концентрирует внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.
Для выступлений нужно накапливать репертуар разножанровый. т. к. выступать приходится в разных аудиториях, перед людьми с разным менталитетом, то нужно иметь различный репертуар: от классического до эстрадного. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения заниматься ансамблевым музицированием.
Основы ансамблевой техники
Умелое педагогическое руководство, рациональная методика работы над ансамблем предполагают чёткое знание специфики ансамблевой игры. Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двоих исполнителей.
Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Партнёрами могут быть:
-преподаватель-ученик. На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесах для начинающих первая партия является одноголосной, а вторая – басовая, предназначенная для преподавателя - содержит гармоническое дополнение, или сопровождение;
-кто-либо из членов семьи – ученик. Очень хорошо, если с ребёнком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это доставляет ребёнку большую радость.
-два ученика. Партнёрами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре.
С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик).
Виды скрипичных дуэтов могут быть как состоящими из двух скрипок, так и в сочетании одной или нескольких скрипок с другими инструментами. Практика показала, что целесообразнее составлять скрипичный дуэт из учеников одного класса, одного года обучения, по возможности , одного возраста. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала следует приучать детей к тому, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик- ученик идет обучение синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей ( звуков и пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля- единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры.
Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Помимо этого познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы над ансамблевыми произведениями является работа с каждым учащимся отдельно, что позволяет более тщательно заняться фразировкой, штрихами, ритмом и т.п.
После предварительного совместного прочтения нового произведения наступает период репетиций. Успешность ансамблевых репетиций непосредственно зависит от творческой активности каждого из участников ансамбля. Конечная задача, стоящая перед ними – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его воспроизведение.
Формы и методы обучения дуэтному музицированию
В работе с ансамблем скрипачей наряду с индивидуальными занятиями, широко практикуются коллективные формы занятий. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, -можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту.
С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод. На занятиях так же важно использовать магнитофонные записи эффективно сочетание записей с “живым” исполнением, здесь есть возможность сравнить звучание оркестра (или ансамбля) с звучанием скрипки-соло, познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.
Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.
Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.
Выбор методов и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе с более старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.
Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.
Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.
Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в районных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.
Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. На первых годах обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.
Первые уроки с начинающими ансамблистами посвящаются развитию музыкально-слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечению.
Другая форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.
Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении навыков, приемов, штрихов и т.д. Эта работа происходит систематически в течение всех лет обучения на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения , т.к. дают наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения какого-либо технического приёма, штриха. Далее каждый новый элемент, навык, штрих закрепляется и совершенствуется на специальном этюдном материале. И только после того как учащийся вполне овладел тем или иным техническим приёмом, можно приступать к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный элемент, навык используется.
В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению гамм, этюдов, упражнений, исключить пустую механическую работу.
Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.
Роль дуэтного музицирования в повышении мотивации к обучению игре на скрипке
Изучение теории и практики преподавания предмета «музицирование в дуэте» позволяет сделать выводы о роли ансамблевой игры как в огромных развивающих возможностях, так и в повышении мотивации к обучению. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость большую, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).
Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику.
Ансамблевое музицирование очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения.
Вообще, игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.
Ансамблевое музицирование всегда предусматривает знакомство с гармонией.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на скрипке очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.
Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчётливостью выявляют себя основные дидактические принципы развивающего обучения: а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала и
б) ускорение темпов его прохождения. Таким образом, ансамблевая игра – есть не что иное, как усвоение максимума информации в минимум времени.
Для струнного педагога очень важно среди обилия решаемых задач не упустить основную- не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям.
Как определить интересно ли учащимся в классе скрипке? Нравится ли заниматься в дуэте? Многое понятно из бесед с самими учениками. Но можно проверить и другими методами (анализ успеваемости, посещаемости, беседы с родителями, тестирование). Один из них – анкетирование. Для оценки школьной мотивации мной используется анкета Лускановой Н.Г., немного адаптированная для ДМШ. (Приложение №2) По совету автора анкетирования провожу в январе во втором и четвёртом классах (по окончании зимних каникул). Данный период для анкетирования выбран не случайно. Январь является серединой учебного года. Предполагается, что в это время дети еще не устали, им еще не надоело учиться, а также радость от прихода в школу в сентябре несколько угасла. В ходе анкетирования было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Анкетирование проводилось в тот период, когда в моей практике широко использовалось обучение игре на скрипке с помощью дуэтного музицирования. Результаты показали хороший и высокий уровень школьной мотивации у всех обучаемых в классе скрипке, не было выявлено ни одного ученика с низкой мотивацией, с негативным отношением к ДШИ.
Исследовав роль дуэтного музицирования в повышении мотивации к обучению на скрипке, хочу заметить, что, она конечно же велика, но, не стоит придерживаться только одного этого подхода. Необходимо использовать и другие способы для того, чтобы сделать сложный процесс обучения игре на сложном музыкальном инструменте максимально увлекательным, используя самые разные возможности (например, используя игры, сказки, стихи, скрипичные легенды и мифы и мн. др.), а также постоянно находится в поиске новых, интересных современным ученикам.
V. Ресурсы
Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно разместить фортепиано, пульты, магнитофон, шкаф для нот, книги, несколько стульев.
Для руководителя коллектива большое значение имеет методическое обеспечение, которое включает в себя всевозможные методические и учебные пособия, скрипичные ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, различные наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.
VI. Партнеры проекта
- Преподаватели МБОУДОД ДШИ№ 1 г.Нижневартовска;
- Обучающиеся и их родители;
- Концертмейстер;
VII. Целевая аудитория
Основная целевая аудитория, на которую рассчитан проект- это преподаватели, в том числе молодые специалисты ДМШ и ДШИ, учащиеся и их родители;
VIII. План реализации проекта
I этап (2007-2008гг.) - анализ и оценка современного состояния проблемы ансамблевого музицирования малых форм в теории и практике преподавания предмета скрипка в ДМШ; изучение философской, психологической, музыкально-педагогической литературы;
II этап (2008-2010гг.) –осуществление опытно-экспериментальной работы, состоящей в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента;
III этап (2011-2012гг.) - анализ итогов экспериментальной работы, обработка, систематизация и оформление результатов исследования;
IX.Ожидаемые результаты и социальный эффект
Для педагогов ДМШ и ДШИ – использование опыта дуэтного музицирования для повышения мотивации обучения в классе скрипке ДМШ, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребёнка.
Для учащихся ДМШ и ДШИ- повышение интереса к обучению игре на скрипке, повышение самооценки и уверенности в себе каждого ребёнка.
Для родителей учащихся ДМШ и ДШИ- удовлетворенность родителей обучением собственных детей и условиями их пребывания в школе, повышение заинтересованности родителей в жизни школы.
Х. Перспектива дальнейшего развития
Расширить диапазон исследования способов, приемов, форм и методов повышения мотивации к обучению игре на скрипке через изучение психологической и методической литературы, участие в мастер-классах, семинарах, посещения открытых уроков, обмен опытом
Список литературы:
- Баренбойм Л. А. Путь к музицированию.-М.:Музгиз.,1964.
- Бакланова Н.К. Они будут мастерами//Клуб.1995.-№5
- Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача.-СПб.:Изд-во<<Лань>>,2000.
- . Благовещенский И.П. Из истории скрипичной школы.-Минск:Высшая школа,1980.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.,2004
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.,2000
- Возрастные возможности усвоения знаний/ Под редакцией Д.Б Эльконина, В.В.Давыдова. М.,1966
- Готсдинер М.А. Краткие очерки о скрипичном искусстве.-М.:Классика-ХХI,2002.
- Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением.-4-е изд.-М.:Музыка,1980.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.,1986.
- Дмитрива Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-2-е изд.-М.:Академия,1998.
- Лагутин А.А. Основы педагогики музыкальной школы.-М.:Музыка,1
- Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности.Монография.-Екатеринбург,2003.
- Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: : новая гуманистическая образовательная парадигма.-Тверь:ООО “РТС-Импульс”,2003.
Приложение №1
Примеры применяемых игр, упражнений, направленных на повышение мотивации к обучению игры на скрипке, снятие физического, психоэмоционального напряжения и повышение эффективности обучения.
Игра-знакомство с устройством скрипки для младшего школьника
Знакомство с устройством скрипки для младшего школьника на первых порах следует упростить. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности. После знакомства с учеником и подбора инструмента по размеру, даю впервые подержать, потрогать скрипку ученику. Рассматриваем из чего она сделана. Вместе приходим к выводу, что она деревянная. Спрашиваю, какие деревья знает ребёнок, и рассказываю, из каких именно делается скрипочка (ёлочка и клён). Ставлю инструмент рядом с малышом и начинаю знакомить его с частями скрипки. Сам ученик принимает в этом активное участие.- Что у нас находиться на самом верху? - Голова. – А скрипочка у нас маленькая, у неё головка. – Дальше у нас с тобой идет шея, а у скрипочки? Ученик отвечает: - шейка. Так мы с ним находим туловище (корпус инструмента), талию, плечи, выясняем, откуда доносится звук – ротик. Таким образом, мы приходим к выводу, что скрипка- некое живое существо, которое требует заботы, ухода, любит бережное обращение, сейчас она как маленький ребёнок, еще не умеет «разговаривать», но если ученик будет с ней постоянно, а главное, с желанием, заниматься, она научится извлекать волшебные звуки. Таким образом, ученику предлагается роль учителя. Важно продолжить эту игру в дальнейшем. Практика показала, что даже выпускники сохраняют отношение к инструменту, как к живому организму.
Игра-знакомство с названием струн
Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”. Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ля. У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.
Упражнения, подготавливающие работу над постановкой:
1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.
1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.
2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.
2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.
3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:
1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.
2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).
4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:
1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.
2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.
5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:
1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.
2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).
Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить. На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.
Упражнение «Космонавт» Перед игрой на скрипке прошу ребят выполнять это упражнение. Нужно представить себя в невесомости, тело должно показаться неосязаяемым, как будто без костей и мышц, приобрести божественную бестелестность, аморфность. За счет этого технического приема автоматически станут исчезать мышечные и ментальные блокировки. Что
само по себе приведёт к укреплению пальцев левой руки и к лучшему
ощущению смычка и грифа инструмента. Когда упражнение станет поднадоевшим, можно сменить его название, образное представление, поиграть в «облачка», «амебки» и т.д.
Упражнение «Избавление от тревог» Рекомендую выполнять например, во время ожидания выхода дуэта на сцену для снятия тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. Необходимое время: 5-10 мин. Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
Приложение № 2
Анкета для оценки мотивации
1. Тебе нравится в музыкальной школе или не очень? а) не очень; б) нравится ;в) не нравится;
2. Ты всегда с радостью идешь в музыкальную школу или часто хочется остаться дома? а) чаще хочется остаться дома; б) бывает по-разному; в) иду с радостью;
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? а) не знаю ; б) остался бы дома; в) пошел бы в школу;
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки в классе скрипки? а) не нравится; б) бывает по-разному; в) нравится;
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?а) хотел бы; б) не хотел бы; в) не знаю;
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?а) не знаю ;б) не хотел бы; в) хотел бы;
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто;б) редко;в) не рассказываю;
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?
а) точно не знаю; б) хотел бы; в) не хотел бы;
9. У тебя в музыкальном классе есть друзья?
а) мало; б) много; в) нет друзей;
10. Тебе нравятся твои одноклассники по музыкальному классу?а) нравятся;б) не очень;в) не нравятся;
Для возможной дифференциации детей по уровню мотивации к обучению в музыкальной школе была разработана система балльных отметок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Анализируя сумму баллов, можно сделать вывод об уровне мотивации:
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
3. 15-19 баллов – положительное отношение к ДШИ, но ДШИ привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10-15 баллов – низкая школьная мотивация. Ребята посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто отвлекаются. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в ДШИ.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к ДШИ, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в ДШИ, не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. ДШИ нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение познавательного интереса и формирование предметной мотивации учащихся на уроках химии с помощью современных ИКТ-технологий
Обобщение опыта работы по заявленной теме...
Педагогический проект «Формирование и развитие правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»
Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста с физической активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в н...
Презентация педагогического проекта "Реализация развития художественно-творческих способностей обучающихся средствами коллективного музицирования в системе преемственности «школа искусств - колледж"
Раскрытие сущности и содержания преемственности развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках коллективного музицирования......
Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"
АННОТАЦИЯ Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...
Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)
В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования как формы преподавания: -сочетающей в себе такие важные виды работы ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы» (панно аппликация из ткани)
В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани. По кол...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...