Педагогический проект «Формирование и развитие правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»
проект по физкультуре на тему
Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста с физической активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследование физического развития и функционального состояния организма, выявление резервных возможностей позволяют учителю использовать различные средства физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_invariantnyy_blok.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование и развитие правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»
Актуальность проекта
В Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держаться. Так обычно говорят о стройности и представительности. Здесь же мне вспомнились слова из другой сказки, которую написал А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста с физической активностью определяет поиск оптимальных вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследование физического развития и функционального состояния организма, выявление резервных возможностей позволяют учителю использовать различные средства физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.
Стремление человека к улучшению своего состояния является его естественной потребностью. Вполне закономерен в связи с этим и возросший интерес к сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья.
В настоящее время жизнь и учебная деятельность учащихся младшего школьного возраста с каждым годом становится интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих условиях одним из средств повышения умственной и физической работоспособности становится физическое воспитание. Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека.
Нельзя не отметить, что в общеобразовательных учреждениях, достаточно младших школьников, имеющих отклонения в позвоночнике. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких учащихся имеет свои особенности и заслуживает большого внимания.
Осанкой называется непринужденная привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке он без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развернуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей. К дефектам осанки относятся сутулость, круглая, плоская и кругловогнутая спина. При нарушениях осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен. При сутулости – слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза. При круглой спине – плечи свисают вперед, грудь сужена, живот слегка выпячен. При кругловогнутой – равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад. Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребенок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве.
Цель
-разработать модуль системы работы для формирования и развития правильной осанки посредством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста.
Задачи
-изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме: «Формирование и развитие правильной осанки»;
-проанализировать формирование и развитие правильной осанки посредством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста.
Методы.
1. Теоретические: изучение различной литературы по теме: «Формирование и развитие правильной осанки».
2. Практические:
-сбор материала и его анализ;
-разучивание физических упражнений, способствующих формированию правильной осанки.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Проект поможет выработать правильную осанку.
Используя полученные знания по врачебному контролю, совместно с медицинской сестрой провели соматометрию и антропометрию среди учащихся первых классов. Исследования показали, что 40% учащихся имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате. Поэтому при планировании уроков я большое внимание уделяла включению в число общеразвивающих упражнений в подготовительной части урока коррегирующих упражнений на позвоночник и стопу. Проводила воспитательные беседы о необходимости занятий физическими упражнениями, о их влиянии на осанку.
Ниже приведены примеры комплексов корригирующей гимнастики для профилактики нарушения осанки для учащихся 1-ых классов
Комплекс №1 корригирующей гимнастики при сколиозах 1–3-й степени
Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Методические указания |
1. Лежа на спине. Руки под головой | Отдых | 2 мин. | Лежать прямо, расслабленно |
2. Лежа на спине, | Продолжительные потягивания | 6–8 раз | Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать |
3. Лежа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч ладонями вперед | 1 – кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, | 6–8 раз | В и.п. – вдох, на счет 1–2 – выдох, дыхание неглубокое, обычное |
4. То же | 1 – поднять левую прямую ногу под углом | 6–8 раз | В и.п. – вдох. На счет 1–2 – выдох |
5. Лежа на спине, руки на поясе | 1–2 – скользя по полу, развести ноги врозь | 6–8 раз | Дыхание произвольное |
6. Лежа на спине, руки под головой | 1 – поднять левую прямую ногу под углом | 6–8 раз | Строго соблюдать симметричность. Вдох в и.п. и на счет 1–2–3–4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу |
7. Лежа на спине, руки вдоль туловища | Поднимая руки вверх, потянуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская руки, сделать медленный выдох | 6–8 раз | Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой |
8. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах | 1 – выпрямить левую ногу под углом | 6–8 раз | Дыхание произвольное, не задерживать |
9. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах. Руки на животе | Диафрагмальное дыхание | 3–4 раза | Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный |
Комплекс №2 корригирующей гимнастики при сколиозах 1–3-й степени
у стены
Учащейся стает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб, должна плотно проходить его ладонь.
Учащейся, не меняя этого положения:
• сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;
• присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;
• стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;
• поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Целевая аудитория
Модуль мероприятий будет освоен в спортивном зале ГБОУ СО №2 «ОЦ» г. Нефтегорска с учащимися 1-ых классов.
Подготовительный этап. Планирование проекта
провести профилактические беседы;
провести оценку физического развития;
разработать комплекс физических упражнений.
постановка проблемы.
Основной этап.
-поиск информационных ресурсов;
-выявление учащихся с нарушениями правильной осанки
-обобщение передового опыта
Заключительный этап. Итоги
-проведение сравнительной диагностики;
-создание банка данных на каждого учащегося.
-благодарность учащимся 1-ых классов за работу в проекте, награждение грамотами.
Оценивание работы участников
-оценивание творческого подхода к проекту;
-оценивание качества работы в классе;
-оценивание умения анализировать, делать выводы, задавать вопросы.
Основные понятия
Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений.
Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.
Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз).
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника.
Нормативно-правовое обеспечение системы итоговой работы
-Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации».
Механизмы реализации проекта
№ | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Провести профилактические беседы на тему: « Правильная осанка» с учащимися 1-ых классов | Сентябрь 2013 г. | учитель физической культуры, классный руководитель |
2 | Провести оценку физического развития среди учащихся 1 –ых классов с целью выявления детей с нарушением правильной осанки | Сентябрь 2013 г. | Медсестра общеобразовательного учреждения |
3 | Разработать комплекс мероприятий для профилактики нарушения осанки среди учащихся 1 –ых классов | Октябрь 2013 г. | учитель физической культуры |
4 | Учащимся 1-ых классов нарисовать рисунки, где изобразить человека с правильной и неправильной осанкой | Декабрь 2013 г. | Учащиеся 1-ых классов |
5 | Провести комплекс физических упражнений для профилактики нарушения осанки среди учащихся 1 –ых классов | Октябрь 2013 г.-май 2014 г. | учитель физической культуры |
6 | Провести повторно оценку физического развития среди учащихся 1 –ых классов с целью выявления детей с нарушением правильной осанки | Январь 2014 г., май 2014 г. | Медсестра общеобразовательного учреждения |
7 | Проанализировать полученные результаты в начале учебного года и в конце учебного года | Апрель 2014 г. | Медсестра общеобразовательного учреждения, учитель физической культуры |
8 | Создать листовки- памятки, призывающие заботиться о здоровье, об осанке | Май 2014 г. | Классный руководитель |
Ресурсное обеспечение
Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.
Ожидаемые результаты проекта
-увеличение доли школьников младшего школьного возраста без нарушений правильной осанки на 40 %;
-повышение уровня интереса у младших школьников к систематическим физкультурным занятиям с целью профилактики нарушения правильной осанки с использованием данного модуля;
Результат
-выявили факты нарушения осанки. Провели ряд мероприятий направленных на поддержание правильной осанки:
-оформлена выставка рисунков на тему: «Красивая осанка»;
-проведены комплексы физических упражнений для поддержания правильной осанки;
-созданы листовки-памятки призывающие заботиться о здоровье, об осанке.
Список использованной литературы
1. В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей». – 1989
2. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».-1991
3. Л.А Обухова «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».-1991
4. Г.Н. Олонцева «Детям об осанке».-1999
5. В.Н. Касаткина «Педагогика здоровья». – 1998
6. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии». - 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...
«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
Домашнее задание по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста
Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно...
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...
Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"
Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном пр...
Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует так...