Элективный курс "Практикум по черчению"
рабочая программа (10 класс) на тему

Максимова Елена Анатольевна

Настоящая программа курса «Практикум по черчению» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учи­тель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2011г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ellektivnogo_kursa_po_chercheniyu.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Центр образования № 31"

Утверждена приказом МБОУ ЦО № 31

№ __ от ________ 201__ г.

м.п.

                                  

Рабочая программа элективного курса

«Практикум по черчению»

в 10 -11 классах

Принята на заседании педагогического совета

протокол   № ____ от _____ августа 201____     г.


Пояснительная записка

          Настоящая программа курса «Практикум по черчению» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2011г)

Приоритетной целью данного курса является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. «Практикум по черчению» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

Изучение курса «Практикум по черчению» рассчитано на два года обучения,

0,5 часа в неделю. Всего за год 17 часов (34 часа за курс).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Образовательные линии предметной области «Черчение»

Учащиеся должны

Объекты графических изображений и их пространственные характеристики

Иметь представление о форме предметов и ее конструктивных элементах, различать виды изделий, иметь представление о соединениях деталей , знать геометрические способы образования и преобразования формы, анализировать форму несложных предметов

Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях

Иметь представление о методах проецирования знать метод ортогонального (прямоугольного) проецирования, знать способы построения проекционного чертежа, прямоугольной изометрической проекции , технического рисунка предметов, уметь пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок, читать чертежи несложных изделий различного назначения.

Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства

Иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения)

Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации

Знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой (спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности

Элементы конструирования и моделирования изделий

Уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных деталей из пластилина, бумаги и других материалов

Тематический план в 10 классе

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов (всего)

Из

 них

графические работы

1

Правила оформления чертежей

5

2

2

Способы проецирования

10

2

3

Чтение и выполнение чертежей деталей

2

Итого:

17

4

Содержание материала 10 класса

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 часов)

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

СПОСОБЫ   ПРОЕЦИРОВАНИЯ (10 часов)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

        ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (2 часа)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Обязательный минимум графических работ в 10 классе

1. Линии чертежа

2. Чертеж «плоской» детали

3. Моделирование по чертежу

4.   Чертежи и аксонометрические проекции предметов

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать:

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

правила выполнения чертежей.

Учащиеся должны уметь:

рационально использовать чертежные инструменты;

анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

анализировать графический состав изображений;

Тематический план в 11 классе

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов (всего)

Из

 них

графические работы

1

Обобщение сведений о способах проецирования. Чтение и выполнение чертежей деталей.

4

1

2

Сечения и разрезы

8

3

3

Сборочные чертежи

5

Итого:

17

4

Содержание материала в 11 классе

ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ.

 ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (4 ЧАСА)

Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.

Чтение чертежей детали.

СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (8 ЧАСОВ)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (5 ЧАСОВ)

Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. г

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий.

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса

Учащиеся должны знать:

основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

условности изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны иметь представления:

об изображениях соединений деталей;

Учащиеся должны уметь:

выполнять необходимые разрезы и сечения;

правильно выбирать главное изображение и число изображений;

выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

Обязательный минимум графических работ в 11 классе

1.   Построение третьей проекции по двум данным.

2.  Эскизы деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции)

3.  Эскиз детали с выполнением необходимого разреза (По одному или двум видам детали)

4.  Чертеж детали с применением разреза (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей, и упрощений)

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Знания и умения, учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 31»

Утверждено приказом  МБОУ ЦО № 31

№ __  от  ________ 201__ г.

м.п

 

Тематическое планирование

« Практикум по черчению»

в 10 классе

на 2016 - 2017 учебный год

                                     Учитель: Максимова Е.А.

Принято на заседании педагогического совета

протокол  №  __  от  __  августа 201 __   г.

 

Календарно – тематическое планирование

10 класс

(количество часов в год – 17, количество часов в неделю – 0,5)

№ урока

Дата

Содержание.

Тема урока.

Прим

Раздел: « Правила оформления чертежа»

1

 Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей .Правила оформления чертежей.

2

Графическая работа  № 1 « Типы линий»

3

Чертежный шрифт

4

Правила нанесения размеров. Масштаб.

5

Графическая работа № 2 « Чертеж плоской детали»

Раздел «Способы проецирования»

6

Методы проецирования.

7

Проецирование на три плоскости

8

Основные  виды чертежа.

9

Графическая работа № 3 « Моделирование по чертежу»

10

Аксонометрические проекции.

11

Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур.

12

Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала.

13

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

14

Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

15

Технический рисунок.

Раздел « Чтение и выполнение чертежей»

16

Проекции геометрических тел

17

Анализ геометрической формы детали.

Методическая литература:

Для учителя:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
  2. Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.: Просвещение,1987, с изменениями.
  3. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
  4. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
  5. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  6. Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
  7. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

Для учащихся:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
  2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
  3. Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  5. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
  6. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
  7. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по черчению "Разрезы и сечения" (9 класс)

Элективный курс по черчению для 9 класса....

Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"

Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся  в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Рабочая программа элективного курса по черчению

Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....

Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"

Элективный курс  по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....

Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"

Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...