Элективный курс "Практикум по черчению"
рабочая программа (10 класс) на тему
Настоящая программа курса «Практикум по черчению» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2011г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ellektivnogo_kursa_po_chercheniyu.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Центр образования № 31"
Утверждена приказом МБОУ ЦО № 31
№ __ от ________ 201__ г.
м.п.
Рабочая программа элективного курса
«Практикум по черчению»
в 10 -11 классах
Принята на заседании педагогического совета
протокол № ____ от _____ августа 201____ г.
Пояснительная записка
Настоящая программа курса «Практикум по черчению» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов. Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2011г)
Приоритетной целью данного курса является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. «Практикум по черчению» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Изучение курса «Практикум по черчению» рассчитано на два года обучения,
0,5 часа в неделю. Всего за год 17 часов (34 часа за курс).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Образовательные линии предметной области «Черчение» | Учащиеся должны |
Объекты графических изображений и их пространственные характеристики | Иметь представление о форме предметов и ее конструктивных элементах, различать виды изделий, иметь представление о соединениях деталей , знать геометрические способы образования и преобразования формы, анализировать форму несложных предметов |
Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях | Иметь представление о методах проецирования знать метод ортогонального (прямоугольного) проецирования, знать способы построения проекционного чертежа, прямоугольной изометрической проекции , технического рисунка предметов, уметь пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок, читать чертежи несложных изделий различного назначения. |
Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства | Иметь представление о чертежах различного назначения, спецификации, знать графические изображения, используемые в чертежах (виды, разрезы, сечения) |
Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации | Знать некоторые правила оформления графической (чертежей) и текстовой (спецификации) документации и уметь их использовать в практической деятельности |
Элементы конструирования и моделирования изделий | Уметь преобразовывать форму по заданным условиям, выполнять модели несложных деталей из пластилина, бумаги и других материалов |
Тематический план в 10 классе
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов (всего) | Из них графические работы | |
1 | Правила оформления чертежей | 5 | 2 | |
2 | Способы проецирования | 10 | 2 | |
3 | Чтение и выполнение чертежей деталей | 2 | ||
Итого: | 17 | 4 |
Содержание материала 10 класса
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 часов)
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (10 часов)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (2 часа)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Обязательный минимум графических работ в 10 классе
1. Линии чертежа
2. Чертеж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
правила выполнения чертежей.
Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
Тематический план в 11 классе
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов (всего) | Из них графические работы | |
1 | Обобщение сведений о способах проецирования. Чтение и выполнение чертежей деталей. | 4 | 1 | |
2 | Сечения и разрезы | 8 | 3 | |
3 | Сборочные чертежи | 5 | ||
Итого: | 17 | 4 |
Содержание материала в 11 классе
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (4 ЧАСА)
Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (8 ЧАСОВ)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (5 ЧАСОВ)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. г
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса
Учащиеся должны знать:
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
условности изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь представления:
об изображениях соединений деталей;
Учащиеся должны уметь:
выполнять необходимые разрезы и сечения;
правильно выбирать главное изображение и число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
Обязательный минимум графических работ в 11 классе
1. Построение третьей проекции по двум данным.
2. Эскизы деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции)
3. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза (По одному или двум видам детали)
4. Чертеж детали с применением разреза (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей, и упрощений)
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Знания и умения, учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
- Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
- Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 31»
Утверждено приказом МБОУ ЦО № 31
№ __ от ________ 201__ г.
м.п
Тематическое планирование
« Практикум по черчению»
в 10 классе
на 2016 - 2017 учебный год
Учитель: Максимова Е.А.
Принято на заседании педагогического совета
протокол № __ от __ августа 201 __ г.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
(количество часов в год – 17, количество часов в неделю – 0,5)
№ урока | Дата | Содержание. Тема урока. | Прим |
Раздел: « Правила оформления чертежа» | |||
1 | Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей .Правила оформления чертежей. | ||
2 | Графическая работа № 1 « Типы линий» | ||
3 | Чертежный шрифт | ||
4 | Правила нанесения размеров. Масштаб. | ||
5 | Графическая работа № 2 « Чертеж плоской детали» | ||
Раздел «Способы проецирования» | |||
6 | Методы проецирования. | ||
7 | Проецирование на три плоскости | ||
8 | Основные виды чертежа. | ||
9 | Графическая работа № 3 « Моделирование по чертежу» | ||
10 | Аксонометрические проекции. | ||
11 | Аксонометрические проекции плоских геометрических фигур. | ||
12 | Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. | ||
13 | Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. | ||
14 | Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» | ||
15 | Технический рисунок. | ||
Раздел « Чтение и выполнение чертежей» | |||
16 | Проекции геометрических тел | ||
17 | Анализ геометрической формы детали. |
Методическая литература:
Для учителя:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
- Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.: Просвещение,1987, с изменениями.
- Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
- Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
- Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся:
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
- Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
- Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
- Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
- Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по черчению "Разрезы и сечения" (9 класс)
Элективный курс по черчению для 9 класса....
Программа элективного курса по черчению " Графический язык твоей профессии"
Данный курс предназначен для обучения учащихся 10-11 классов, утвердившихся в выборе специальности архитектора, строителя, дизайнера, инженера, конструктора, топографа, геолога и других професси...
компетентностно- ориентированные задания по элективному курсу « Компьютерное черчение» для 9 класса
регулятивная компетентность...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Рабочая программа элективного курса по черчению
Программа предназначена для углубленного изучения черчения учениками 9-10 классов....
Программа элективного курса по черчению для 9 класса "Пространственное мышление"
Элективный курс по черчению рассчитан на 22 часа в 9 классе.Подразумевает продолжение изучения курса "Черчение" после 8 класса по программе сокращенного варианта учебного плана....
Рабочая программа элективного курса "Техническое черчение"
Рабочая программа элективного курса по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждени...