Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений
материал по литературе на тему

Исакова  Татьяна Петровна

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены  для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков  в образовательном учреждении начального профессионального образования. С одной стороны, это малый по сравнению со школьным курсом,  объем часов по русской литературе, с другой  - недостаточная  мотивация  студентов на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для активизации познавательного интереса студентов продумана система опорных вопросов м заданий для работы с текстом произведения, которые потом повторяются при текущем и итоговом тестировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_voprosy_k_tekstu.docx48.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений

Александр Николаевич Островский

Драма «Гроза»

Действие I-е

  1. Кто такие Кулигин, Кудряш, Шапкин? Какую роль играют эти персонажи?
  2. Найдите в I-м действии явлении 3-м монолог Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие». К кому обращен этот монолог? Какой видится читателю (зрителю) жизнь калиновцев?
  3. д.I, явл.5,6. Проследите за поведением Кабановой, Катерины, Варвары и Тихона. Охарактеризуйте героев. Какие отношения сложились у Кабановой с ее детьми и невесткой?
  4. д.I, явл.7,8,9. Что мы узнаем о жизни Катерины до замужества? Что заставило Катерину вспоминать о жизни в родительском доме? Чем можно объяснить мрачные предчувствия Катерины? Что нужно Катерине в жизни и чего она лишена в доме Кабановых?

Действие II-е

  1. Выпишите самохарактеристику Катерины.
  2. Что говорит Варвара о порядках в доме Кабановых?
  3. Какая внутренняя борьба совершается в душе Катерины? Как она выражается?
  4. Как развиваются взаимоотношения между Катериной и Кабановой?
  5. После чьих слов и почему появляется Феклуша.
  6. Прочитайте по ролям диалог Катерины и Варвары. Прокомментируйте.

Действие III-е

  1. Выписать самохарактеристику Дикого.
  2. Как развиваются взаимоотношения Катерины и Бориса? Найдите в тексте слова, характеризующие чувства героев друг к другу.

Действие IV-е

  1. Какими мы видим Дикого и Кабанову в общественном мнении города?
  2. Найдите в тексте описание душевного смятения Катерины через восприятие Варвары и через восприятие самой Катерины. В чем вы видите разницу?
  3. Найдите в тексте драмы (д.I и д.IV) слова сумасшедшей барыни о грозе. Как на них отреагировала Варвара? Катерина? Как это характеризует каждую из героинь?
  4. В какой сцене отношения Катерины с «темным царством» и ее внутренняя борьба достигают своего наивысшего напряжения?

                                                Действие V-е

  1. На что надеется Катерина, убежав из дома и разыскивая Бориса?
  2. Что сулит ей дальнейшая жизнь в кабановском доме?
  3. Преступление Катерины в понимании Тихона.
  4. В чем, по вашему, проявляется в очередной раз ханжество Кабановой?
  5. Прочитайте статью Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве». Найдите в 7-м явлении слова, дающие, по мнению Н.А.Добролюбова, ключ к пониманию всей пьесы.

Николай Алексеевич Некрасов

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

«Пролог»

  1. Найдите в тексте точное указание на время действия в поэме.
  2. О чем заспорили мужики?
  3. Назвать губернию, уезд, волость, деревни, откуда мужики. О чем говорят эти названия?
  4. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную?
  5. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в «Прологе»?
  6. Каково композиционно-сюжетное значение «Пролога»?

Основные образы поэмы

Матрена Тимофеевна

  1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?
  2. Найдите в тексте описание героини. Докажите, что в ее портрете сказалось народное представление об идеале женской красоты.
  3. За что народ считает ее счастливой, называет «губернаторшей»?
  4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопрос мужиков-странников, в чем ее счастье?
  5. Назовите основные этапы жизни героини.
  6. Можно ли назвать счастливой ее жизнь?
  7. Почему рассказ Матрены Тимофеевны завершается главой «Бабья притча»? Почему в основу стихов Некрасов положил народную легенду о золотых ключах?
  8. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье?

Григорий Добросклонов

  1. Прочтите главу «Доброе время – добрые песни». Составьте портретную характеристику Григория Добросклонова. Выделите ту часть текста из этой главы, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, его материального положения.
  2. Прочтите песню «Соленая», а также строфу, ей предшествующую, и строфу, за ней следующую. Почему Гриша в семинарии часто пел эту песню? Что твердо решил он для себя в пятнадцать лет?
  3. Прочтите песню «Средь мира дольнего…» и следующую за ней строфу. О каких двух путях говорится в песне? Какой путь выбирает Гриша? Что готовит ему судьба на этом пути? Только ли Гриша выбрал этот путь?
  4. Почтите песню «В минуту уныния, о родина-мать!» и две строфы, предшествующие ей. Как характеризует эта песня Григория? Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
  5.  Прочтите песню «Русь» и строфу, ей предшествующую. Каким вам представляется Гриша, как автор этой песни?
  6. Прочтите последнюю строфу поэмы. Определите ее идейный смысл. Почему мужики-странники не повстречались с Гришею?

Блиц-опрос

  1. Назовите село, в котором прошло детство Н.А,Некрасова.
  2. С какой великой русской рекой связаны детские впечатления поэта?
  3. Кто оказал влияние на формирование личности Некрасова в детские годы?
  4. В какое учебное заведение отправил отец поэта своего сына против его воли?
  5. Как назывался первый сборник стихов Н.А.Некрасова?
  6. Редактором каких журналов в разное время являлся Н.А.Некрасов?
  7. Сколько лет Н.А.Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»?
  8. К какому жанру относится поэма Н.А.Некрасова «Кому На Руси жить хорошо»?
  9. Какие образы являются связующими всех частей поэмы?
  10.  О ком идет речь:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

  1.  О ком идет речь:

Пиши: В деревне Босово

……………….живет,

он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

  1.  О ком идет речь:

С большой гривою,

Чай, двадцать лет

Не стриженной,

С большой бородой,

Дед на медведя

Смахивал

13. О ком идет речь:

И лет пятнадцати

… твердо знал уже,

Что будет жить

Для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

14. Назовите поэмы Н.А.Некрасова, посвященные судьбам русских женщин.

Николай Семенович Лесков

«Леди Макбет Мценского уезда»

  1. В чем странность названия лесковского очерка?
  2. Прочтите рассуждение о сильных характерах. Почему Лесков так начинает свой очерк?
  3. Подготовьте художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой) от первого лица (гл.1)
  4. Что послужило причиной страсти? Докажите текстом произведения.
  5. Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была в «девках» Катерина Львовна? Найдите в тексте.
  6. Какие преступления ради любви совершает героиня очерка?
  7. Прочитайте два отзыва.

«Катерина Измайлова –«молния, порожденная самым мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта»(В.Гебель)

«Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение «бесовской страсти» (Л.Аннинский)

Кто из исследователей, по-вашему, более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, почувствовал его?

  1. Кто, по-вашему, Катерина Измайлова: преступница или жертва?

«Очарованный странник»

  1. Обратитесь к толковым словарям (В.И.Даля, С.И.Ожегова и др.), выпишите значение слов «очарованный» и «странник».Объясните смысл названия повести Н.С.Лескова.
  2. Прочитайте описание портрета Флягина. Сопоставьте его с былинными богатырями. Какие эпизоды жизни Ивана Флягина сходны с былинной биографией Ильи Муромца?
  3. Какие, с вашей точки зрения, неожиданные, нелепые поступки совершает Флягин? Почему? Можно ли однозначно оценить (хорошо-плохо) поступки героя. Объясните свою точку зрения, опираясь на текст повести.
  4. Что привело Ивана Северьяныча в монастырь?

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сказки

  1. Прочитайте и перескажите содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Найдите в тексте слова, которые характеризуют жизнь пореформенного крестьянства.
  2. Выпишите из сказки «Премудрый пескарь» иронические выражения (например, «дрожа, победы и одоления одерживал»). Проследите, как по ходу сказки изменяется оценка ума пескаря.
  3. Какими «эзоповыми выражениями» описывает Щедрин произвол и насилие властей в сказке «Медведь на воеводстве»?
  4. Найдите в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» типы царских администраторов. Напишите мини-сочинение на тему «Типы царских администраторов по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».
  5. В какой из прочитанных вами сказок М.Е.Салтыков-Щедрин осуждает рабскую покорность народа? Приведите примеры.
  6. Приведите примеры гротеска в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Блиц-опрос

  1. Назовите годы жизни писателя.
  2. Назовите село, в котором родился М.Е.Салтыков-Щедрин
  3. Почему М.Е.Салтыков-Щедрин не любил вспоминать о своем детстве?
  4. В каком знаменитом учебном заведении М.Е.Салтыков-Щедрин получил образование?
  5. Кто еще был знаменитым лицеистом Царского Села?
  6. Когда началось литературное творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина?
  7. В каком журнале были опубликованы первые повести писателя?
  8. За что М.Е.Салтыков-Щедрин был арестован?
  9. Назовите место ссылки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  10. Как назывались очерки, ставшие итогом вятского плена?
  11. Как назывался вымышленный город  в «Истории одного города»?

Федор Михайлович Достоевский

Роман «Преступление и наказание»

I часть

  1. Найдите в I главе I части описание каморки, где жил Раскольников, описание его одежды. Какой вывод о материальном состоянии героя можно сделать, проанализировав эти описания?
  2. Кто такая Алена Ивановна? Проследите психологическое состояние Раскольникова во время визита к ней.
  3. История семьи Мармеладовых – история человеческих страданий. «Идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!» - эти слова являются ключевыми к пониманию трагедии Мармеладовых. Кто является членами семьи Мармеладовых? Что увидел Раскольников в семье Мармеладовых? Какое значение имело это для героя?
  4. Письмо из дома – история несчастий родных Раскольникова. Что узнает Раскольников из письма матери? Почему, прочитав его, он кричит: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать!» О какой жертве речь? Почему Раскольников сравнивает Дунечку и Сонечку Мармеладову?
  5. Прочитайте сон Раскольникова. С кем ассоциируется у вас образ избиваемой клячи?
  6. Выпишите из 6 главы первой части слова, случайно услышанные Раскольниковым, которые являлись теоретическим оправданием преступления.

Блиц-опрос

  1. Назовите годы жизни Ф.М.Достоевского.
  2. Где учился Ф.М.Достоевский вместе с братом после смерти матери?
  3. С какого произведения и когда началась литературная деятельность писателя?
  4. Кто из знаменитых поэтов и критиков дал высокую оценку первому роману Ф.М.Достоевского?
  5. За что Ф.М.Достоевский был приговорен к смертной казни?
  6. Сколько лет Ф.М.Достоевский провел на каторге и в ссылке?
  7. С каким знаменитым казахским ученым-просветителем познакомился Ф.М.Достоевский в ссылке?
  8. В каком году писателю разрешено было вернуться в Петербург?
  9. Редактором каких журналов являлся Ф.М.Достоевский после возвращения?
  10. В каком году был написан роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
  11. Где и когда возник замысел романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
  12. Какова композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
  13. Какая из частей романа  Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывает подготовку и совершение преступления?
  14. Кому из героев романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит эта комната: «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф»?
  15. Кто из героев романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» является для автора нравственным идеалом?
  16. О ком из своих героев Ф.Достоевский пишет: «их воскресила любовь»?
  17. Когда у главного героя романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» наступает раскаяние?

Лев Николаевич Толстой

Роман «Война и мир»

I-й том, часть 1-я

Вопросы для «вхождения» в художественный мир романа и знакомства с его главными героями.

  1. Первоначально Л.Н.Толстой задумал повесть на современную тему «Декабристы», действие должно было начинаться в 1856 году. В ходе работы замысел изменился. Где и когда начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
  2. Прочитайте первые главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Кто такая Анна Павловна Шерер? Почему роман начинается с описания вечера в ее салоне? Дайте общую характеристику гостей, собравшихся у нее в салоне  (общественное положение, род занятий, манеры поведения, темы разговоров и т.д.)
  3. Найдите в тексте и выпишите портретные характеристики Андрея Болконского и Пьера Безухова. Проследите за их поведением на светском приеме. Почему герои ведут себя по-разному? Назовите детали, указывающие на духовную близость Пьера и Андрея. На чем основана их дружба?
  4. В чем особенность положения Пьера в свете? Почему его появление в гостиной вызывает испуг у хозяйки? Почему Анна Павловна приветствует его кивком головы «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне»? Как относится Пьер к Наполеону в начале романа?
  5. Андрей Болконский собирается ехать в действующую армию. Пьеру свое намерение он объясняет желанием сменить наскучившую ему обстановку. Так ли это на самом деле?
  6. Страницы 1-4 глав пестрят французским языком. С какой целью вводит Л.Н.Толстой в роман французский язык?
  7. Прочитайте и подготовьте сжатый пересказ «Семья Ростовых.Именины». Что различного и общего в поведении гостей и хозяев на     именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?
  8. В повести «Детство Л.Н.Толстой писал: «…В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей? Проследите, как улыбаются герои Толстого (Пьер, Андрей, Наташа, Элен)

Блиц-опрос

  1. Назовите годы жизни Л.Н.Толстого.
  2. Как называется родовое имение Л.Н.Толстого?
  3. Кто занимался воспитанием детей в семье Л.Н.Толстого после смерти его матери?
  4. Какое образование получил Л.Н.Толстой?
  5. В каком году Л.Н.Толстой попадает на Кавказ?
  6. Какие произведения писателя стали откликом его кавказских впечатлений?
  7. Как и когда началась литературная деятельность Л.Н.Толстого?
  8. В каком журнале появились первые повести Л.Н.Толстого?
  9. Какое произведение стало итогом пребывания Л.Н.Толстого на крымской войне?
  10. В какие годы Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир»?
  11. Определите жанровое своеобразие романа Л.Н.Толстого«Война и мир».
  12. Когда начинается действие в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
  13. Как называется  железнодорожная станция, на которой умер великий писатель?

Антон Павлович Чехов

Рассказ «Ионыч»

  1. Выпишите из рассказа «Ионыч» (гл.1,4) цитаты, характеризующие обитателей города С.
  2. Кто такой Дмитрий Ионыч Старцев (род занятий, духовный мир, взгляды, увлечения, характер).
  3. Почему в городе С. семью Туркиных называют самой образованной и талантливой? Прочитайте первое знакомство Старцева с этой семьей. Действительно ли талантливы эти люди? Каково мнение автора, Старцева? Докажите свою точку зрения текстом.
  4. Назовите основные этапы жизни Д.И.Старцева: развитие и изменения его характера, соответственно изменения внешнего облика, увлечений, материального положения.
  5. Найдите в тексте следующие эпизоды: «Свидание на кладбище»( гл.2), «Предложение руки и сердца Екатерине Ивановне»(гл.3), «Встреча Старцева и Екатерины Ивановны через 4 года»(гл.4)Кто виноват в том, что не «состоялась» любовь Старцева и Екатерины Ивановны?
  6. Прочитайте следующие высказывания А.П.Чехова. «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».«Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле»Как вы понимаете слова писателя? Как эти слова можно соотнести с жизненным кредо А.П.Чехова? Герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч», так же как и автор, - врач. Как относится писатель к доктору Старцеву? Какими деталями подчеркивается это отношение?
  7. Кто виноват в деградации Д.И.Старцева?

Пьеса «Вишневый сад»

  1. Откуда возвращается Раневская в начале комедии? Почему она не жила  дома несколько лет?
  2. Какие слова и поступки Лопахина демонстрируют его отношение к Раневской? Почему он готов помочь ей?
  3. Найдите в тексте слова, которые, на ваш взгляд, наиболее полно характеризуют Раневскую, Гаева, Лопахина.
  4. Найдите в тексте слова, которые герои говорят о вишневом саде. Как эти высказывания характеризуют героев? Чем для каждого из них является вишневый сад? Кто из героев говорит: «Вся Россия наш сад»? Как вы понимаете это высказывание?
  5.  А.П. Чехов утверждал, что,если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в пятом акте оно должно выстрелить. Что означает это высказывание? Как вы считаете, справедливо ли оно по отношению к комедии «Вишневый сад»?

Блиц-опрос

  1. Кем был по профессии А.П.Чехов?
  2. Как звали главного героя рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
  3. Кем был по профессии главный герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
  4. Какую семью жители города С. называли «самой образованной и талантливой»?
  5. Какими «талантами» обладал Иван Петрович?
  6. Какими «талантами» обладала Вера Иосифовна?
  7. Какими «талантами» обладала Екатерина Ивановна?
  8. Где Екатерина Ивановна назначила свидание Старцеву?
  9. О чем думал Старцев, сидя в гостиной, перед тем, как сделать предложение Екатерине Ивановне?
  10. Как стали звать Старцева обыватели города С. через 4 года?
  11.  Какой прием использует А.П.Чехов в описании изменения главного героя рассказа?
  12. Как зовут горожане Старцева в конце рассказа?
  13. Как называется процесс духовного разложения героя в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»?
  14. Как сам А.П.Чехов определил жанр своей пьесы «Вишневый сад»?
  15.  Кто является старыми хозяевами вишневого сада?
  16.  Кто стал новым хозяином вишневого сада?
  17. С какими образами в пьесе А.П.Чехов связывает будущее России?

Александр Иванович Куприн

Повесть «Гранатовый браслет»

  1. Прочитайте повесть. Определите тему этого произведения. Почему, по вашему, повесть называется «Гранатовый браслет»?
  2. В ком проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
  3. Что подарил Желтков Вере Николаевне? Найдите в тексте и прочитайте описание подарка. Что в этом описании дает предчувствие трагедии?
  4. Кто такой генерал Аносов? Его роль в повести. Найдите в тексте слова генерала о любви, как о «величайшей тайне в мире».
  5. Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное княгине Вере. Что вы можете сказать о его любви? Выделите эпитеты, которые характеризуют эту любовь.
  6. Какую музыку слушает героиня в конце произведения? Как вы понимаете последнюю фразу повести? В чем ее смысл для вас?

Алексей Максимович Горький

Рассказ «Старуха Изергиль»

  1. Докажите, что рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль», романтическое произведение.
  2. Кто такие Ларра и Данко? Выпишите из текста описание героев, их характеристику.
  3. Почему после смерти Ларра стал темной тенью, а от Данко остались голубые искры?
  4. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Пьеса «На дне»

  1. Прочитайте материал учебника. Как М.Горький хотел назвать пьесу? Как вы думаете, какое название наиболее удачное и почему?
  2. Как изображается место действия в пьесе? Найдите и прочитайте авторские ремарки.
  3. Кто является обитателями ночлежки? Что привело их сюда? Для кого из героев жизнь в основе своей уже  в прошлом? Кто из героев свою жизнь соотносит с будущим? Приведите примеры из текста.
  4. Охарактеризуйте образ Луки. Какую роль в создании образа Луки играет притча о праведной земле и рассказ о ворах, пойманных им на даче?
  5. Выпишите афоризмы Сатина. Что они помогли узнать о Сатине? Почему торжественную речь о человеке писатель «поручает» именно Сатину?
  6. А.М.Горький говорил о пьесе «На дне»: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения…кто еще не изжился, тот протестует против лжи…. Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…». Разделяете ли вы эту точку зрения? Мотивируйте свой ответ.
  7. Уточните суть понятия «реализм» (обратитесь к словарю). Опираясь на текст, докажите, что пьеса «На дне» - реалистическое произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)

Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...

Некоторые ресурсы эвристического «погружения» в текст художественного произведения

Литературная информация в силу своей специфики призвана дать пищу разуму, воспламенить чувства – и преобразоваться в восприятие, созвучное авторскому замыслу....

Тесты по проверке знаний текстов художественных произведений 10 класс

Проверка знаний текст романа И. С. Тургенева  "Отцы и дети"...

Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"

Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...