Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений
материал по литературе на тему
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков в образовательном учреждении начального профессионального образования. С одной стороны, это малый по сравнению со школьным курсом, объем часов по русской литературе, с другой - недостаточная мотивация студентов на изучение общеобразовательных предметов. Поэтому для активизации познавательного интереса студентов продумана система опорных вопросов м заданий для работы с текстом произведения, которые потом повторяются при текущем и итоговом тестировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_voprosy_k_tekstu.docx | 48.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений
Александр Николаевич Островский
Драма «Гроза»
Действие I-е
- Кто такие Кулигин, Кудряш, Шапкин? Какую роль играют эти персонажи?
- Найдите в I-м действии явлении 3-м монолог Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие». К кому обращен этот монолог? Какой видится читателю (зрителю) жизнь калиновцев?
- д.I, явл.5,6. Проследите за поведением Кабановой, Катерины, Варвары и Тихона. Охарактеризуйте героев. Какие отношения сложились у Кабановой с ее детьми и невесткой?
- д.I, явл.7,8,9. Что мы узнаем о жизни Катерины до замужества? Что заставило Катерину вспоминать о жизни в родительском доме? Чем можно объяснить мрачные предчувствия Катерины? Что нужно Катерине в жизни и чего она лишена в доме Кабановых?
Действие II-е
- Выпишите самохарактеристику Катерины.
- Что говорит Варвара о порядках в доме Кабановых?
- Какая внутренняя борьба совершается в душе Катерины? Как она выражается?
- Как развиваются взаимоотношения между Катериной и Кабановой?
- После чьих слов и почему появляется Феклуша.
- Прочитайте по ролям диалог Катерины и Варвары. Прокомментируйте.
Действие III-е
- Выписать самохарактеристику Дикого.
- Как развиваются взаимоотношения Катерины и Бориса? Найдите в тексте слова, характеризующие чувства героев друг к другу.
Действие IV-е
- Какими мы видим Дикого и Кабанову в общественном мнении города?
- Найдите в тексте описание душевного смятения Катерины через восприятие Варвары и через восприятие самой Катерины. В чем вы видите разницу?
- Найдите в тексте драмы (д.I и д.IV) слова сумасшедшей барыни о грозе. Как на них отреагировала Варвара? Катерина? Как это характеризует каждую из героинь?
- В какой сцене отношения Катерины с «темным царством» и ее внутренняя борьба достигают своего наивысшего напряжения?
- На что надеется Катерина, убежав из дома и разыскивая Бориса?
- Что сулит ей дальнейшая жизнь в кабановском доме?
- Преступление Катерины в понимании Тихона.
- В чем, по вашему, проявляется в очередной раз ханжество Кабановой?
- Прочитайте статью Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве». Найдите в 7-м явлении слова, дающие, по мнению Н.А.Добролюбова, ключ к пониманию всей пьесы.
Николай Алексеевич Некрасов
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
«Пролог»
- Найдите в тексте точное указание на время действия в поэме.
- О чем заспорили мужики?
- Назвать губернию, уезд, волость, деревни, откуда мужики. О чем говорят эти названия?
- Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную?
- Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в «Прологе»?
- Каково композиционно-сюжетное значение «Пролога»?
Основные образы поэмы
Матрена Тимофеевна
- При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?
- Найдите в тексте описание героини. Докажите, что в ее портрете сказалось народное представление об идеале женской красоты.
- За что народ считает ее счастливой, называет «губернаторшей»?
- Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопрос мужиков-странников, в чем ее счастье?
- Назовите основные этапы жизни героини.
- Можно ли назвать счастливой ее жизнь?
- Почему рассказ Матрены Тимофеевны завершается главой «Бабья притча»? Почему в основу стихов Некрасов положил народную легенду о золотых ключах?
- Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье?
Григорий Добросклонов
- Прочтите главу «Доброе время – добрые песни». Составьте портретную характеристику Григория Добросклонова. Выделите ту часть текста из этой главы, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, его материального положения.
- Прочтите песню «Соленая», а также строфу, ей предшествующую, и строфу, за ней следующую. Почему Гриша в семинарии часто пел эту песню? Что твердо решил он для себя в пятнадцать лет?
- Прочтите песню «Средь мира дольнего…» и следующую за ней строфу. О каких двух путях говорится в песне? Какой путь выбирает Гриша? Что готовит ему судьба на этом пути? Только ли Гриша выбрал этот путь?
- Почтите песню «В минуту уныния, о родина-мать!» и две строфы, предшествующие ей. Как характеризует эта песня Григория? Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
- Прочтите песню «Русь» и строфу, ей предшествующую. Каким вам представляется Гриша, как автор этой песни?
- Прочтите последнюю строфу поэмы. Определите ее идейный смысл. Почему мужики-странники не повстречались с Гришею?
Блиц-опрос
- Назовите село, в котором прошло детство Н.А,Некрасова.
- С какой великой русской рекой связаны детские впечатления поэта?
- Кто оказал влияние на формирование личности Некрасова в детские годы?
- В какое учебное заведение отправил отец поэта своего сына против его воли?
- Как назывался первый сборник стихов Н.А.Некрасова?
- Редактором каких журналов в разное время являлся Н.А.Некрасов?
- Сколько лет Н.А.Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»?
- К какому жанру относится поэма Н.А.Некрасова «Кому На Руси жить хорошо»?
- Какие образы являются связующими всех частей поэмы?
- О ком идет речь:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
- О ком идет речь:
Пиши: В деревне Босово
……………….живет,
он до смерти работает,
До полусмерти пьет.
- О ком идет речь:
С большой гривою,
Чай, двадцать лет
Не стриженной,
С большой бородой,
Дед на медведя
Смахивал
13. О ком идет речь:
И лет пятнадцати
… твердо знал уже,
Что будет жить
Для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
14. Назовите поэмы Н.А.Некрасова, посвященные судьбам русских женщин.
Николай Семенович Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда»
- В чем странность названия лесковского очерка?
- Прочтите рассуждение о сильных характерах. Почему Лесков так начинает свой очерк?
- Подготовьте художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой) от первого лица (гл.1)
- Что послужило причиной страсти? Докажите текстом произведения.
- Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была в «девках» Катерина Львовна? Найдите в тексте.
- Какие преступления ради любви совершает героиня очерка?
- Прочитайте два отзыва.
«Катерина Измайлова –«молния, порожденная самым мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта»(В.Гебель)
«Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение «бесовской страсти» (Л.Аннинский)
Кто из исследователей, по-вашему, более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, почувствовал его?
- Кто, по-вашему, Катерина Измайлова: преступница или жертва?
«Очарованный странник»
- Обратитесь к толковым словарям (В.И.Даля, С.И.Ожегова и др.), выпишите значение слов «очарованный» и «странник».Объясните смысл названия повести Н.С.Лескова.
- Прочитайте описание портрета Флягина. Сопоставьте его с былинными богатырями. Какие эпизоды жизни Ивана Флягина сходны с былинной биографией Ильи Муромца?
- Какие, с вашей точки зрения, неожиданные, нелепые поступки совершает Флягин? Почему? Можно ли однозначно оценить (хорошо-плохо) поступки героя. Объясните свою точку зрения, опираясь на текст повести.
- Что привело Ивана Северьяныча в монастырь?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Сказки
- Прочитайте и перескажите содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Найдите в тексте слова, которые характеризуют жизнь пореформенного крестьянства.
- Выпишите из сказки «Премудрый пескарь» иронические выражения (например, «дрожа, победы и одоления одерживал»). Проследите, как по ходу сказки изменяется оценка ума пескаря.
- Какими «эзоповыми выражениями» описывает Щедрин произвол и насилие властей в сказке «Медведь на воеводстве»?
- Найдите в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» типы царских администраторов. Напишите мини-сочинение на тему «Типы царских администраторов по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».
- В какой из прочитанных вами сказок М.Е.Салтыков-Щедрин осуждает рабскую покорность народа? Приведите примеры.
- Приведите примеры гротеска в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Блиц-опрос
- Назовите годы жизни писателя.
- Назовите село, в котором родился М.Е.Салтыков-Щедрин
- Почему М.Е.Салтыков-Щедрин не любил вспоминать о своем детстве?
- В каком знаменитом учебном заведении М.Е.Салтыков-Щедрин получил образование?
- Кто еще был знаменитым лицеистом Царского Села?
- Когда началось литературное творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина?
- В каком журнале были опубликованы первые повести писателя?
- За что М.Е.Салтыков-Щедрин был арестован?
- Назовите место ссылки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
- Как назывались очерки, ставшие итогом вятского плена?
- Как назывался вымышленный город в «Истории одного города»?
Федор Михайлович Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
I часть
- Найдите в I главе I части описание каморки, где жил Раскольников, описание его одежды. Какой вывод о материальном состоянии героя можно сделать, проанализировав эти описания?
- Кто такая Алена Ивановна? Проследите психологическое состояние Раскольникова во время визита к ней.
- История семьи Мармеладовых – история человеческих страданий. «Идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!» - эти слова являются ключевыми к пониманию трагедии Мармеладовых. Кто является членами семьи Мармеладовых? Что увидел Раскольников в семье Мармеладовых? Какое значение имело это для героя?
- Письмо из дома – история несчастий родных Раскольникова. Что узнает Раскольников из письма матери? Почему, прочитав его, он кричит: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать!» О какой жертве речь? Почему Раскольников сравнивает Дунечку и Сонечку Мармеладову?
- Прочитайте сон Раскольникова. С кем ассоциируется у вас образ избиваемой клячи?
- Выпишите из 6 главы первой части слова, случайно услышанные Раскольниковым, которые являлись теоретическим оправданием преступления.
Блиц-опрос
- Назовите годы жизни Ф.М.Достоевского.
- Где учился Ф.М.Достоевский вместе с братом после смерти матери?
- С какого произведения и когда началась литературная деятельность писателя?
- Кто из знаменитых поэтов и критиков дал высокую оценку первому роману Ф.М.Достоевского?
- За что Ф.М.Достоевский был приговорен к смертной казни?
- Сколько лет Ф.М.Достоевский провел на каторге и в ссылке?
- С каким знаменитым казахским ученым-просветителем познакомился Ф.М.Достоевский в ссылке?
- В каком году писателю разрешено было вернуться в Петербург?
- Редактором каких журналов являлся Ф.М.Достоевский после возвращения?
- В каком году был написан роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
- Где и когда возник замысел романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
- Какова композиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
- Какая из частей романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывает подготовку и совершение преступления?
- Кому из героев романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит эта комната: «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф»?
- Кто из героев романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» является для автора нравственным идеалом?
- О ком из своих героев Ф.Достоевский пишет: «их воскресила любовь»?
- Когда у главного героя романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» наступает раскаяние?
Лев Николаевич Толстой
Роман «Война и мир»
I-й том, часть 1-я
Вопросы для «вхождения» в художественный мир романа и знакомства с его главными героями.
- Первоначально Л.Н.Толстой задумал повесть на современную тему «Декабристы», действие должно было начинаться в 1856 году. В ходе работы замысел изменился. Где и когда начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
- Прочитайте первые главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Кто такая Анна Павловна Шерер? Почему роман начинается с описания вечера в ее салоне? Дайте общую характеристику гостей, собравшихся у нее в салоне (общественное положение, род занятий, манеры поведения, темы разговоров и т.д.)
- Найдите в тексте и выпишите портретные характеристики Андрея Болконского и Пьера Безухова. Проследите за их поведением на светском приеме. Почему герои ведут себя по-разному? Назовите детали, указывающие на духовную близость Пьера и Андрея. На чем основана их дружба?
- В чем особенность положения Пьера в свете? Почему его появление в гостиной вызывает испуг у хозяйки? Почему Анна Павловна приветствует его кивком головы «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне»? Как относится Пьер к Наполеону в начале романа?
- Андрей Болконский собирается ехать в действующую армию. Пьеру свое намерение он объясняет желанием сменить наскучившую ему обстановку. Так ли это на самом деле?
- Страницы 1-4 глав пестрят французским языком. С какой целью вводит Л.Н.Толстой в роман французский язык?
- Прочитайте и подготовьте сжатый пересказ «Семья Ростовых.Именины». Что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?
- В повести «Детство Л.Н.Толстой писал: «…В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей? Проследите, как улыбаются герои Толстого (Пьер, Андрей, Наташа, Элен)
Блиц-опрос
- Назовите годы жизни Л.Н.Толстого.
- Как называется родовое имение Л.Н.Толстого?
- Кто занимался воспитанием детей в семье Л.Н.Толстого после смерти его матери?
- Какое образование получил Л.Н.Толстой?
- В каком году Л.Н.Толстой попадает на Кавказ?
- Какие произведения писателя стали откликом его кавказских впечатлений?
- Как и когда началась литературная деятельность Л.Н.Толстого?
- В каком журнале появились первые повести Л.Н.Толстого?
- Какое произведение стало итогом пребывания Л.Н.Толстого на крымской войне?
- В какие годы Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир»?
- Определите жанровое своеобразие романа Л.Н.Толстого«Война и мир».
- Когда начинается действие в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
- Как называется железнодорожная станция, на которой умер великий писатель?
Антон Павлович Чехов
Рассказ «Ионыч»
- Выпишите из рассказа «Ионыч» (гл.1,4) цитаты, характеризующие обитателей города С.
- Кто такой Дмитрий Ионыч Старцев (род занятий, духовный мир, взгляды, увлечения, характер).
- Почему в городе С. семью Туркиных называют самой образованной и талантливой? Прочитайте первое знакомство Старцева с этой семьей. Действительно ли талантливы эти люди? Каково мнение автора, Старцева? Докажите свою точку зрения текстом.
- Назовите основные этапы жизни Д.И.Старцева: развитие и изменения его характера, соответственно изменения внешнего облика, увлечений, материального положения.
- Найдите в тексте следующие эпизоды: «Свидание на кладбище»( гл.2), «Предложение руки и сердца Екатерине Ивановне»(гл.3), «Встреча Старцева и Екатерины Ивановны через 4 года»(гл.4)Кто виноват в том, что не «состоялась» любовь Старцева и Екатерины Ивановны?
- Прочитайте следующие высказывания А.П.Чехова. «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».«Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле»Как вы понимаете слова писателя? Как эти слова можно соотнести с жизненным кредо А.П.Чехова? Герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч», так же как и автор, - врач. Как относится писатель к доктору Старцеву? Какими деталями подчеркивается это отношение?
- Кто виноват в деградации Д.И.Старцева?
Пьеса «Вишневый сад»
- Откуда возвращается Раневская в начале комедии? Почему она не жила дома несколько лет?
- Какие слова и поступки Лопахина демонстрируют его отношение к Раневской? Почему он готов помочь ей?
- Найдите в тексте слова, которые, на ваш взгляд, наиболее полно характеризуют Раневскую, Гаева, Лопахина.
- Найдите в тексте слова, которые герои говорят о вишневом саде. Как эти высказывания характеризуют героев? Чем для каждого из них является вишневый сад? Кто из героев говорит: «Вся Россия наш сад»? Как вы понимаете это высказывание?
- А.П. Чехов утверждал, что,если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в пятом акте оно должно выстрелить. Что означает это высказывание? Как вы считаете, справедливо ли оно по отношению к комедии «Вишневый сад»?
Блиц-опрос
- Кем был по профессии А.П.Чехов?
- Как звали главного героя рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
- Кем был по профессии главный герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
- Какую семью жители города С. называли «самой образованной и талантливой»?
- Какими «талантами» обладал Иван Петрович?
- Какими «талантами» обладала Вера Иосифовна?
- Какими «талантами» обладала Екатерина Ивановна?
- Где Екатерина Ивановна назначила свидание Старцеву?
- О чем думал Старцев, сидя в гостиной, перед тем, как сделать предложение Екатерине Ивановне?
- Как стали звать Старцева обыватели города С. через 4 года?
- Какой прием использует А.П.Чехов в описании изменения главного героя рассказа?
- Как зовут горожане Старцева в конце рассказа?
- Как называется процесс духовного разложения героя в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»?
- Как сам А.П.Чехов определил жанр своей пьесы «Вишневый сад»?
- Кто является старыми хозяевами вишневого сада?
- Кто стал новым хозяином вишневого сада?
- С какими образами в пьесе А.П.Чехов связывает будущее России?
Александр Иванович Куприн
Повесть «Гранатовый браслет»
- Прочитайте повесть. Определите тему этого произведения. Почему, по вашему, повесть называется «Гранатовый браслет»?
- В ком проявилось благородство, в ком и как – духовная нищета перед лицом большой и чистой любви?
- Что подарил Желтков Вере Николаевне? Найдите в тексте и прочитайте описание подарка. Что в этом описании дает предчувствие трагедии?
- Кто такой генерал Аносов? Его роль в повести. Найдите в тексте слова генерала о любви, как о «величайшей тайне в мире».
- Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное княгине Вере. Что вы можете сказать о его любви? Выделите эпитеты, которые характеризуют эту любовь.
- Какую музыку слушает героиня в конце произведения? Как вы понимаете последнюю фразу повести? В чем ее смысл для вас?
Алексей Максимович Горький
Рассказ «Старуха Изергиль»
- Докажите, что рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль», романтическое произведение.
- Кто такие Ларра и Данко? Выпишите из текста описание героев, их характеристику.
- Почему после смерти Ларра стал темной тенью, а от Данко остались голубые искры?
- В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
Пьеса «На дне»
- Прочитайте материал учебника. Как М.Горький хотел назвать пьесу? Как вы думаете, какое название наиболее удачное и почему?
- Как изображается место действия в пьесе? Найдите и прочитайте авторские ремарки.
- Кто является обитателями ночлежки? Что привело их сюда? Для кого из героев жизнь в основе своей уже в прошлом? Кто из героев свою жизнь соотносит с будущим? Приведите примеры из текста.
- Охарактеризуйте образ Луки. Какую роль в создании образа Луки играет притча о праведной земле и рассказ о ворах, пойманных им на даче?
- Выпишите афоризмы Сатина. Что они помогли узнать о Сатине? Почему торжественную речь о человеке писатель «поручает» именно Сатину?
- А.М.Горький говорил о пьесе «На дне»: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения…кто еще не изжился, тот протестует против лжи…. Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…». Разделяете ли вы эту точку зрения? Мотивируйте свой ответ.
- Уточните суть понятия «реализм» (обратитесь к словарю). Опираясь на текст, докажите, что пьеса «На дне» - реалистическое произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения (И.А. Гончаров «Обломов»)
Интегрированный урок русского языка и литературы. Имена собственные играют важную роль в структуре текста и образной системе романа Гончарова "Обломов". Они не только определяют существенные особенно...
Некоторые ресурсы эвристического «погружения» в текст художественного произведения
Литературная информация в силу своей специфики призвана дать пищу разуму, воспламенить чувства – и преобразоваться в восприятие, созвучное авторскому замыслу....
Доклад "Текстовые иллюстрации как средство формирования способностейк осмыслению и усвоению текста художественного произведения учащихся с ОВЗ"
В докладе даны рекомендации по использованию текстовых иллюстраций...
Тесты по проверке знаний текстов художественных произведений 10 класс
Проверка знаний текст романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"...
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"...
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...