Элективного курса «Наглядная геометрия»
рабочая программа (6 класс) на тему
Пояснительная записка.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6v_naglyadnaya_geometriya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Согласована: ___________________ Утверждена: _________________
Руководитель МО / Балакирева Г.В. / Директор / Линник И.А./
Согласована: ___________________ Приказ № _____ от __________
Зам. директора / Щеглова О. А. /
Рабочая программа
элективного курса
«Наглядная геометрия»
по математике для 6в класса
на 2014 - 2015 учебный год
количество часов за год 35, в неделю - 1 час .
методическое объединение учителей математики, физики и информатики
учитель Балакирева Галина Викторовна
Программа по геометрии.
5-6 класс
«Наглядная геометрия»
1 час в неделю, всего 35 часов.
Пояснительная записка.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Программа по геометрии «Наглядная геометрия», введена в учебный план 5-6 класса, рассчитана на 2 года и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования.
Основная цель изучения данного курса является всестороннее развитие математического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами. задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития.
Задачи курса:
- организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие пространственных представлений, приёмов изобразительно - графических и конструктивных умений;
- обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции.
В этом курсе учащиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам, полученных опытным путём.
В процессе выполнения заданий по геометрии учащиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор учащихся, включают неожиданность для учащихся дополнительную информацию об окружающем мире, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества, инициативы учащихся, многие задания основаны на личном опыте, на имеющихся у них знаниях, на их интуиции и воображении.
Содержание курса наглядной геометрии способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Обоснование содержания: Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление о геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших геометрических построений, способствует развитию логического мышления учащихся на основе образного.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения геометрии в 5-6 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
- в умении изображать основные геометрические фигуры;
- в сравнении и измерении геометрических величин
- в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
- владения основами эвристической деятельности;
- во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
- в умении анализировать геометрический чертёж;
Универсальные компетенции:
Приобретают опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
4. Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Тематическое планирование материала
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| |||
1 | Многоугольники и развёртки. | 1 | 4.09 |
2 | Построение развёрток. | 1 | 11.09 |
3 | Площадь многоугольника. | 1 | 18.09 |
4 | Объём прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 25.09 |
5 | Задачи на нахождение площади и объёма. | 1 | 2.10 |
6 | Задачи на нахождение площади и объёма. | 1 | 9.10 |
7 | Задачи на нахождение площади и объёма. | 1 | 16.10 |
8 | Задачи на построение. | 1 | 23.10 |
9 | Задачи на построение. | 1 | 30.10 |
10 | Красота и симметрия. | 1 | 13.11 |
11 | Преобразования плоскости. | 1 | 20.11 |
12 | Преобразования плоскости. | 1 | 27.11 |
13 | Правильные многоугольники. | 1 | 4.12 |
14 | Правильные многогранники. | 1 | 11.12 |
15 | Геометрические задачи Древнего мира. | 1 | 18.11 |
16 | Геометрия в олимпиадных задачах. | 1 | 25.12 |
17 | Окружность и её элементы. Круг. | 1 | 15.01 |
18 | Фигуры вращения. | 1 | 22.01 |
19 | Фигуры вращения. | 1 | 29.01 |
20 | Об основных фигурах и законах геометрии. | 1 | 5.02 |
21 | Геометрические конструкции из прямых на плоскости | 1 | 12.02 |
22 | Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости. | 1 | 19.02 |
23 | Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | 26.02 |
24 | Правильные многоугольники. | 1 | 5.03 |
25 | Шкалы, координаты и перпендикулярные прямые. | 1 | 12.03 |
26 | Координатные оси и координаты. | 1 | 19.03 |
27 | Координатная плоскость. | 1 | 2.04 |
28 | Конструкции из параллельных прямых. | 1 | 9.04 |
29 | Параллельные прямые и четырёхугольники на плоскости. | 1 | 16.04 |
30 | Геометрия закономерностей. | 1 | 23.04 |
31 | Геометрические конструкции из точек, отрезков и окружностей. | 1 | 30.04 |
32 | Алгоритмы и узоры. Из истории зодчества Древней Руси. | 1 | 7.05 |
33 | Паркеты. | 1 | 12.05 |
34 | Секреты квадрата и кубика. | 1 | 19.05 |
35 | Секреты квадрата и кубика. | 1 | 26.05 |
Литература для учителя
1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
3.Л.В. Кузнецова, Математика: контрольные и проверочные работы для 5-6 класс: книга для учителя-М.:Просвещение,2006.
4.Я.И. Перельман, Занимательная геометрия-М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
8.И.В Фотина, Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2009.
Литература для учащихся.
1е.А Бунимович и др .Математика.Арифметика.Геометрия.Тетрадь-тренажёр.5 класс: пособие для учащихся –М.:Просвещение,2010.
1.ЛебединцеваЕ.А.,Беленкова Е.Ю. Математика 5,6 класс, задания для обучения и развития: рабочая тетрадь-2-е изд.-М.: Интеллект-Центр,2011.
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный курс "Наглядная геометрия" 5 класс
Рабочая программа элективного курса по математике "Наглядная геометрия" 5 класс...
презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"
презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...
Элективный курс "наглядная геометрия" для 6 класса.
Поограмма курса рассчитана для учащихся 6 класса. Цель - сформироватиь интересс к изучению геометрии....
Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"
Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"для 7-9 класса...
Программа элективного курса "Наглядная геометрия" для 6 класса
Программа элективного курса "Наглядная геометрия"...
Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"
пояснительная записка...
Рабочая программ элективного курса "Наглядная геометрия" для учащихся 8 классов
Данная рабочая программа была разработана на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой...