Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (6 класс)
пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_6_klass_2016-17_uch.god_.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мирнинское районное управление образования»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
п. Айхал, Мирнинского района, республики Саха (Якутия)
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 « » ________ 2016 г. Руководитель МО_____________ | Согласовано: Зам. директора по УВР _________/__________ « » 20 года | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №5» _____________Плотникова Н.А. Приказ№ ___от « » _______ 20 __ г. |
Рабочая программа педагога Кузнецовой Любови Алексеевны
по организации внеурочной деятельности
курса «Наглядная геометрия» для 6 класса
Срок реализации данной программы: 2016-2017 учебный год
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с образовательной программой по наглядной геометрии для 5-6классов по УМК и УМК И.Ф.Шарыгина, Л.Н.Ерганжиева– М: Дрофа, 2012
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
- Приказ №1897 от 17.12.2010 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
- Авторской программе Шарыгина И.Ф. к УМК Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 189 с.
- Положение о Рабочей программе по внеурочной деятельности, реализующей ФГОС ООО МБОУ «СОШ №5» п. Айхал.
- Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Принцип построения программы от простого к сложному. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Содержание программы
1. Повторение. Фигуры на плоскости.(6 часов) Обзор основных тем 5 класса: конструирование, геометрические головоломки, измерение длин, площадей и объёмов. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др.Пространство и его размерность.
2. Параллельность и перпендикулярность (4 часа).Параллелограмм, его свойства.Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения».
3. Задачи на построение.(4 часа) Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей.
4. Координатная плоскость.(5 часов) Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.
5. Симметрия. (6 часов). Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.Основная цель: сформировать у учащихся навыки работы с симметричными фигурами, научить их самих создавать бордюры, паркеты, орнаменты, находить их в природе, быту и т.д. Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.
6. Замечательные кривые (4часа). Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги .Основная цель: расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги
7.Занимательная геометрия (4 часа) Основная цель: закрепить навыки образного мышления, графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.
8. Резерв (2часа) Итоги года и резервное время.
Участники программы
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6а, 6б,6в.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю в каждом классе.
Методическое обеспечение программы
- Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. “Математика в школе”, №7, 2006.
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 189 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол),пять правильных многогранников и свойства геометрических фигур.
Уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами.Измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, объемы многогранников. Строить развертку куба, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; «оживлять» геометрические чертежи; строить фигуры симметричные данным; решать простейшие задачи на конструирование; применять основные приемы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Наглядная геометрия»
В результате изучения курса наглядной геометрии учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
- усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
Система оценки достижений учащихся
Административной проверки материала курса не предполагается. Соответствующие задания могут включаться в административные проверочные работы, выноситься на экзамены, но только в качестве дополнительных заданий. В технологии проведения занятий присутствует элемент перекрестной и самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. По окончании каждой темы, ученик заполняет индивидуальный лист контроля. Формой итогового контроля может стать защита реферата, проекта, создание публикации, а также – хорошие результаты на ежегодных районных олимпиадах.
Учебно-тематический календарный план курса «Наглядная геометрия», 6 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Вид деятельности учащихся | Сроки по плану | Сроки фактически |
Введение. Фигуры на плоскости | |||||
1 | Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов. | 1 | фронтальная. | ||
2 | Пространство и его размерность. П.р. «Измерение углов многоугольника» | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
3 | Углы смежные и вертикальные, сумма углов многоугольника | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
4 | Разрезание фигуры на равные части | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
5 | Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
6 | Головоломки геометрические | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Параллельность и перпендикулярность | |||||
7 | Рассмотреть свойства параллелограмма | 1 | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | ||
8 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | |||
10 | «Золотое сечение» из разных сфер обитания. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Задачи на построение. | |||||
11 | Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
12 | Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
13 | Проекции куба и его частей | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
14 | Практическая работа «Построение проекций» | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Координатная плоскость. | |||||
15 | Координаты, координаты, координаты. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
16 | Решение задач на построение точек на координатной плоскости, определение координат точек на плоскости | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Полярные координаты. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | |||
18 | Работа в полярных координатах | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
19 | Практическая работа по созданию и разгадыванию рисунка, заданного своими координатами в декартовых и полярных координатах. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Симметрия. | |||||
20 | Зеркальное отражение | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
21 | Бордюры и орнаменты | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
22 | Симметрия помогает решать задачи. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
23 | Правильные многогранники Изготовление правильных многогранников | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
24 | Построение симметричных точек на координатной плоскости. | 1 | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | ||
25 | Решение задач с использованием свойств симметрии | 1 | Фронтальная. Индивидуальная Практическое выполнение заданий | ||
Замечательные кривые | |||||
26 | Кривые дракона, | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
27 | Лабиринты. | 1 | Индивидуальная Практическое выполнение заданий | ||
28 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 | Индивидуальная Практическое выполнение заданий | ||
29 | Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера. | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
Занимательная геометрия. | |||||
30 | Зашифрованная переписка | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
31 | . Практическая работа «Шифровка» | 1 | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | ||
32 | Задачи со спичками, кроссворды | 1 | Фронтальная. | ||
33 | Заключительный урок | 1 | Фронтальная. | ||
34 | Резерв | 1 |
Список литературы
1.Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса. Наглядная геометрия (учебное пособие для 5–6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008
Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.:
2. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
3. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
4. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"
Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по геометрии по теме «Изображение пространственных фигур» для 10 класса
Предмет данного курса – базовая, опорная составляющая школьного курса стереометрии: изображение пространственных фигур. Как показывают результаты ЕГЭ, за решение геометрических задач берётся низ...
Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"
Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"для 7-9 класса...
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"...
Рабочая программа элективного курса по математики «Наглядная геометрия» 5 – 6 классы
Тематическое планирование элективного курса «Наглядная геометрия» для 5 и 6 классов составлено на основе учебного пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф. Шарыгина и Л....
Рабочая программа элективного курса по математики «Наглядная геометрия» 5 – 6 классы
Рабочая программа элективного курса по математики «Наглядная геометрия» 5 – 6 классыПрограмма основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопле...