Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"для 7-9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Курганинский район, село Урмия 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя_общеобразовательная школа № 27

УТВЕРЖДЕНО

                                                                       решением педагогического совета

                                                                       от  31.08.2016  года протокол №1

                                                                       Председатель____________С.А. Терентьева                      

                                                       

                               

                    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _элективному курсу «Наглядная геометрия»

Уровень образования (класс) основное общее образование, 7-8 класс

Количество часов _68____                                                                                                               

Учитель    _Великанова Елена Николаевна_

Программа разработана   в соответствии и  на основе ФГОС  основного общего образования, УМК В.А.Смирнов, И.М.Смирнова, авторской программы В.А.Смирнов, И.М.Смирнова  для 5-6 классов «Наглядная геометрия»– М.: МЦНМО, 2013, «Геометрия 7-9 классы»- Москва,2012

     


  1. Пояснительная записка.

        Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

2. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 27.

3. Учебный план МБОУ СОШ №27 на 2016-2017 учебный год.

       

 Рабочая программа разработана на основе:

  1. Авторской программы В.А.Смирнов, И.М.Смирнова «Наглядная геометрия» для 5-6 классов, авторы В.А.Смирнов, И.В.Ященко. – М.: МЦНМО, 2013,
  2. «Геометрия 7-9 классы»- Москва,2012, опубликованной на авторском сайте http://geometry2006.narod.ru/

             

Структура рабочей программы

Планируемые результаты  освоения элективного курса «Наглядная геометрия»

Выпускник научится:

  1. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры.
  2. Распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса.
  3. Определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот.
  4. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  1. Вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов
  2. Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах
  3. Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  1. Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения
  2. Распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
  3. Находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от0 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос)
  4. Оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов
  5. Решать задачи на доказательство, опираясь на изучение свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств
  6. Решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки
  7. Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве

Выпускник получит возможность:

  1. Овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек
  2. Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач
  3. Овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
  4. Научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия
  5. Приобрести опыт исследования свойств  планиметрических фигур с помощью компьютерных программ
  6. Приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по фигуре»

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  1. Использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла.
  2. Вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности  и длины дуги окружности, формулы площадей фигур.
  3. Вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов.
  4. Вычислять длину окружности, длину дуги окружности.
  5. Решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
  6. Решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

  1. Вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора.
  2. Вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.
  3. Приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  1. Вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка.
  2. Использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  1. Овладевать координатным методом решения задач на вычисление и доказательство.
  2. Приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых.
  3. Приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

  1. Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число.
  2. Находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы.
  3. Вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  1. Овладевать векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство.
  1. Приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
  1. Содержание учебного курса

Основные понятия геометрии  

Точки, прямые, плоскости. Лучи и отрезки. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- понимать, идеализацией каких реальных объектов являются точки, прямые и плоскости;

- изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

Отрезки и углы

Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины.

Полуплоскость и угол. Виды углов: острые, прямые, тупые углы, развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;

- измерять длины отрезков с помощью линейки;

- откладывать отрезки заданной длины;

- изображать, обозначать и называть углы;

- устанавливать виды углов;

- сравнивать углы и устанавливать их равенство;

- проводить биссектрису угла;

- измерять градусные величины углов с помощью транспортира;

- изображать углы заданных градусных величин;

- решать задачи на нахождение длин отрезков и величин углов.

Ломаные и многоугольники

Ломаная. Простые и замкнутые ломаные. Длина ломаной. Многоугольник. Диагонали многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Звёздчатые многоугольники. Периметр многоугольника.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- изображать, обозначать и называть ломаные и многоугольники;

- устанавливать вид многоугольников;

- проводить дополнительные построения;

- находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Треугольники и четырёхугольники

. Остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние треугольники. Гипотенуза и катеты прямоугольного Треугольник треугольника. Высота, медиана и биссектриса треугольника.

Четырёхугольник. Выпуклые и невыпуклые четырёхугольники. Прямоугольник, квадрат,  параллелограмм, ромб, трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- изображать, обозначать и называть треугольники и четырёхугольники;

- устанавливать вид треугольников и четырёхугольников;

- проводить дополнительные построения;

- решать задачи на нахождение сторон и углов треугольников и четырёхугольников.

Окружность. Геометрические места точек

Окружность и круг. Центр и радиус окружности. Хорда и диаметр окружности. Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности.

Геометрическое место точек. Примеры.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- изображать окружности и круги;

- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности;

- устанавливать взаимное расположение окружностей;

- находить приближённое значение длины окружности;

- решать задачи на нахождение и изображение геометрических мест точек.

*Графы. Кривые

Графы. Вершины и рёбра графов. Примеры графов. Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.

Кривые, как траектории движения точек: циклоида, кардиоида, астроида.

Характеристика основных видов деятельности учащихся а:

- приводить примеры графов и изображать графы;

- устанавливать уникурсальность графов;

- решать задачи на раскрашивание карт;

- изображать кривые, как траектории движения точек.

Симметрия

Центральная симметрия. Центрально- симметричные фигуры. Примеры.

Осевая симметрия. Примеры. Поворот. Симметрия n-го порядка. Примеры. Паркеты на плоскости. Правильные паркеты.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать фигуру, центрально-симметричную данной;
  • устанавливать центральную симметричность фигур и находить их центр симметрии;
  • изображать фигуру, симметричную данной относительно заданной оси;
  • находить и изображать оси симметрии заданных фигур;
  • изображать фигуру, полученную поворотом данной фигуры на данный угол вокруг данной точки;
  • выяснять порядок симметрии данной фигуры и изображать центр симметрии;
  • изображать паркеты на плоскости, выяснять возможность построения паркетов из заданных многоугольников.

Многогранники

Понятие многогранника. Вершины, рёбра и грани многогранника. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Куб, параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники. Развёртки. Моделирование многогранников.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- изображать многогранники;

- устанавливать выпуклость и невыпуклость многогранников;

- находить число вершин, рёбер и граней многогранников;

- изготавливать развёртки многогранников;

- моделировать многогранники.

Площадь и объём

Площадь и её свойства. Единицы измерения площади. Равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, многоугольника. Задачи на разрезание.

Площадь поверхности многогранника.

Объём и его свойства. Единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

- находить площади фигур, используя формулы и свойства площади;

- устанавливать равновеликость фигур;

- решать задачи на разрезание;

- находить площади поверхностей многогранников;

- находить объёмы многогранников, используя формулы и свойства объёмов.

Координаты

Прямоугольная система координат на плоскости. Начало координат. Координатные прямые: оси абсцисс и ординат. Координаты точки. Метод координат.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

  • изображать прямоугольную систему координат на плоскости;
  • находить координаты точек и изображать точки с заданными координатами;
  • изображать отрезки, ломанные, многоугольники на координатной плоскости, заданные координатами центра и радиусом;
  • решать задачи на нахождение длин, углов, площадей фигур на координатной плоскости.

Обобщающее повторение

Использование резервного времени с аргументацией

        За основу тематического планирования взято авторское  примерное планирование  « Геометрия 7-9» -2 ч. в неделю и добавлено темами «Многогранники», «Площади  объемы», «Координаты»

 Учебным   планом  МБОУ СОШ № 27  на 2016-2017 учебный год на изучение элективного курса «Наглядная Геометрия»  в 7 – 8 классах основной школы отводится 1 часа в неделю в течение каждого года обучения , всего 68 уроков, поэтому было уменьшено  необходимое количество часов на изучение тем курса.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа по классам

7 класс

8 класс

Основные понятия геометрии

3

1

Отрезки и углы

9

3

Ломаные и многоугольники

4

1

Треугольники и четырёхугольники

30

6

10

Окружность. Геометрические места точек

25

6

7

*Графы. Кривые

13

5

Симметрия

13

3

Многогранники

8

8

Площадь и объём

10

3

7

Координаты

6

6

Обобщающее повторение

2

1

1

Всего:

68ч.

34ч.

34ч.

6.  Тематическое планирование с основными видами учебной

                                             деятельности

7 класс

№ раздела

Название раздела

Общее кол-во часов на изуч. раздела

Основные виды учебной деятельности

Тема I. Основные понятия геометрии

1

 Объяснить, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов: объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярной к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.

1.1.1

Вводная беседа

1

Тема II Отрезки и углы

3

 2.1

Сравнение, измерение  отрезков и углов

2

2.2

Перпендикулярные прямые.

1

 Тема III.       Ломаные и многоугольники

1

Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.

Тема  IV.  Треугольники  и четырехугольники.

6

Формулировать определения: треугольника, равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников.

Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач.

Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.

Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач.

Распознавать, формулировать определение и изображать: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции

4.1

Признаки равенства треугольников

1

4.2

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

4.3

Задачи на построение

1

4.4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

4.5

Прямоугольные треугольники

1

4.6

Четырехугольники

1

Тема  V.  Окружность. Геометрические места точек

6

Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов.

Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Приводить примеры геометрических мест точек.

Решать задачи на нахождение геометрических мест точек.

Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки.

5.1

Окружность и круг

2

5.2

Взаимное расположение прямой и окружности

1

5.3

Взаимное расположение двух окружностей

1

5.4

Геометрические места точек

1

5.5

Задачи на построение

1

Тема VI   Графы. Кривые

5

Формулировать определения параболы, эллипса и гиперболы.

Решать задачи на построение касательных и нахождение элементов параболы, эллипса и гиперболы.

Выполнять проекты на построение кривых, как геометрических мест точек.

Формулировать определение и иллюстрировать понятие графа и его элементов.

Решать задачи на установление уникурсальности графов.

Формулировать теорему Эйлера о числе вершин, рёбер и граней плоского графа и применять её при решении задач.

Решать задачи на раскрашивание карт.

Приводить исторические сведения о  Л. Эйлере.

Выполнять проекты по темам, связанным с графами и их применением.

6.1

Парабола и её свойства. Касательная к параболе. Построение параболы и касательных к ней.

1

6.2

Эллипс и его свойства. Касательная к эллипсу. Построение эллипса и касательных к нему

1

6.3

Гипербола и её свойства. Касательная к гиперболе. Построение гиперболы и касательных к ней.

1

6.4

Задачи, приводящие к понятию графа. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах.

1

6.5

Задача о трёх домиках и трёх колодцах. Проблема четырёх красок.

1

Тема VII Многогранники.

8

Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; Изображать (строить) развертки поверхностей прямых призм и правильных пирамид

7.1

Куб , параллелепипед

1

7.2

Призма

1

7.2

 Пирамида

1

7.4

Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

5

Тема  VIII. Площади .

3

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

8.1

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

2

8.2

Теорема Пифагора

1

Обобщающее повторение

1

Итого

34

8 класс

№ раздела

Название раздела

Общее кол-во часов на изуч. раздела

Основные виды учебной деятельности

Тема I. Треугольники  и четырехугольники.

10

Формулировать определение и иллюстрировать понятие подобия треугольников.

Распознавать подобные треугольники на рисунках.

Формулировать и доказывать признаки подобия треугольников.

Решать задачи на нахождение элементов подобных треугольников.

Формулировать определения подобия и гомотетии.

Изображать фигуры, подобные и гомотетичные данным.

1.1

Определение подобных треугольников

2

1.2

Признаки подобия треугольников

4

1.3

Подобие фигур. Гомотетия

2

1.4

Золотое сечение

2

Тема II. Окружность. Геометрические места точек

7

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной мере дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырехугольника; о свойстве углов вписанного четырехугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.

2.1

Касательная к окружности

1

2.2

Центральные и вписанные углы

3

2.3

Четыре замечательные точки треугольника

1

2.4

Вписанная и описанная окружности

2

Тема III. Симметрия

3

Объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснить, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.

3.1

Понятие движения

1

3.2

Параллельный перенос и поворот

1

3.3

Поворот

1

Тема IV. Площади и объемы

7

объяснять, что такое объём многогранника; выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра; объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности; объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы; изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

4.1

Площадь составленного многогранника

1

4.2

Тела вращения

1

4.3

Объем многогранника

1

4.4

Объем составленного многогранника

1

4.5

Объем цилиндра

1

4.6

Объем конуса

1

4.7

Объем шара

1

Тема V. Координаты

6

Формулировать определение и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат.

Приводить исторические сведения о Р. Декарте.

Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между точками, уравнения прямой и окружности.

5.1

Понятия прямоугольной системы координат

1

5.2

Исторические  сведения о Р. Декарте

1

5.3

Формула  координат середины отрезка

1

5.4

Формула расстояния между точками

1

5.5

Уравнение  прямой

1

5.6

Уравнение окружности

1

Обобщающее повторение

1

Итого

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей  естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 27

от ___________ 2016  года № 1

___________         Н.Ю. Видеман

     

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________С.И.Лукьянченко

_________________2016 года

             Согласовано

заместитель директора по УВР

_________ С. И. Лукьянченко

 _______________ 2016 года

Краснодарский край, Курганинский район, село Урмия_________

_муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                  средняя  общеобразовательная школа № 27

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по   элективному курсу  «Наглядная геометрия»

Класс    7

Учитель   Великанова Елена Николаевна

Количество часов: всего  34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы Великановой Елены Николаевны, утверждённой решением педсовета протокол  №1 от  31 августа 2016

Планирование составлено  на основе авторской программы В.А.Смирнов, И.М.Смирнова  для 5-6 классов «Наглядная геометрия»– М.: МЦНМО, 2013, «Геометрия 7-9 классы»- Москва,2012

 В соответствии с ФГОС основного общего образования

Учебник В.А.Смирнов, И.М.Смирнова  для 5-6 классов «Наглядная геометрия»– М.: МЦНМО, 2013,  «Геометрия 7-9 классы»- Москва,2012

Название раздела

Тема

Общее кол-во часов на изуч. раздела

Дата

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

планируемая

фактическая

Тема I. Основные понятия геометрии

1

 Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Вводная беседа

1

Тема II Отрезки и углы

 

.

3

Сравнение, измерение  отрезков и углов

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Сравнение, измерение  отрезков и углов

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Перпендикулярные прямые

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

 Тема III.       Ломаные и многоугольники

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Тема  IV.  Треугольники  и четырехугольники.

6

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия равных треугольников, равнобедренного, равностороннего, формулировать и доказывать теоремы о свойствах  и признаках равнобедренного треугольника, находить условия существования решения задачи на построение с помощью циркуля и линейки, доказывать , что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения.

Коммуникативные: контролировать действия партнера

Признаки равенства треугольников

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Задачи на построение

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Прямоугольные треугольники

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Четырехугольники

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Тема  V.  Окружность. Геометрические места точек

6

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, выделять в условии задачи условие и заключение, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия медиана , высота и биссектриса, внешний угол треугольника, доказывать теорему о сумме углов треугольника, строить треугольник по заданным элементам, доказывать , что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.

Коммуникативные: контролировать действия партнера

Окружность и круг

2

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Взаимное расположение прямой и окружности

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Взаимное расположение двух окружностей

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Геометрические места точек

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Задачи на построение

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Тема VI

Графы. Кривые

5

Познавательные :  Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные : контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей

Коммуникативные: контролировать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов

Парабола и её свойства. Касательная к параболе.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Эллипс и его свойства. Касательная к эллипсу.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Гипербола и её свойства. Касательная к гиперболе.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Задачи, приводящие к понятию графа. Задача Эйлера о кёнигс

бергских мостах. 

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Задача о трёх домиках и трёх колодцах. Проблема четырёх красок.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Тема VII Многогранники.

8

Познавательные :  Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные : контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей

Коммуникативные: контролировать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов

Куб , параллелепипед

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Призма

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

 Пирамида

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Изготовление моделей пространственных фигур.

4

Тема  VIII. Площади .

3

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные:  умение переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий

Познавательные: восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа  текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Нахождение площадей фигур

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Теорема Пифагора

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Обобщающее повторение

1

«Наглядная геометрия». Рабочие тетради №1 - 4. Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В. «Геометрия. 7-9 классы.»  Смирнова И.М., Смирнов В.А

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, выделять в условии задачи условие и заключение, сопоставлять полученный результат с условием задачи, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по геометрии "Симметрия вокруг нас"

Предлагаемая программа нацелена на развитие интереса учащихся, на развитие их творчества, на формирование представлений о симметрии, на развитие образного мышления учащихся, на формирование картины...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по геометрии по теме «Изображение пространственных фигур» для 10 класса

Предмет данного курса – базовая, опорная составляющая школьного курса стереометрии: изображение пространственных фигур. Как показывают результаты ЕГЭ, за решение  геометрических задач берётся низ...

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по наглядной геометрии для 6 класса...

Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа элективного курса по математике "Геометрия вокруг нас"...

Рабочая программа элективного курса по математики «Наглядная геометрия» 5 – 6 классы

Тематическое планирование элективного курса  «Наглядная геометрия» для 5 и 6 классов составлено на основе учебного пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф. Шарыгина и Л....

Рабочая программа элективного курса по математики «Наглядная геометрия» 5 – 6 классы

Рабочая программа элективного курса по математики  «Наглядная геометрия» 5 – 6 классыПрограмма  основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопле...