Праведники Народов Мира
классный час (8 класс) на тему

Зверева Светлана Владимировна

Классный час о тех, кто к годы Второй мировой войны, спасали евреев, понимая, что это очень опасно. Перед учащимися пройдут судьбы настоящих героев, среди которых Николай Киселев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravedniki_mira.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Праведники Народов Мира»

Учитель истории высшей категории Светлана Владимировна Зверева

МОУ «ЛСОШ № 2», г. Лихославль, Тверской области

«В Евангелии сказано: «Нет больше той любви,

как если кто положит душу свою за друзей своих»

(Ин. 15,13).

Подвиг Праведников являет пример

 действенной любви к ближнему…»

Патриарх Московский и Всея Руси (слайд 2)

Цели: Познакомить с судьбой Н.Я.Киселёва, Е.Ю.Скобцовой (Матери Марии), В.С.Орлова.  Показать обучающим, как важно оставаться человеком даже в самых тяжелых ситуациях, на примере жизни людей, которые удостоены звания Праведники Народов Мира.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать в детях толерантность; показать, что независимо от того к какой национальности принадлежит человек, он  имеет право на жизнь; Воспитывать гордость за своих соотечественников, удостоенных звания Праведника Народов Мира.

Образовательные: Формировать умения, навыки самостоятельного поиска информации, анализировать и выделять главное в полученной информации, делать выводы. Закрепить навыки работы с различными источниками.

Развивающие: Развивать  интерес к истории своей страны и народов мира, а также способствовать развитию  познавательной и творческой активности обучающихся.

Оборудование урока:

Компьютер, видеопроектор, видеофрагменты из фильмов, презентация.

Методы: 

- проблемный (представление проблемы);

- словесные (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядные (мультимедийная презентация, видеофрагменты);

Учитель: Вторая мировая война это одно из страшных и трагических событий в истории человечества. Эта война стала для многих испытанием, в котором действительно многие ВСЁ узнали о себе.

Говоря о Второй мировой войне, часто вспоминают о миллионах погибших,  о боях на линии фронта, о партизанской войне, о героической защите своих городов, о ежедневном  подвиге тружеников тыла. (слайд 3 рисунок «Скорбящая мать»)

 Но есть еще одна страница в этой войне, о которой не часто вспоминают на уроках истории  - это Холокост, в результате которого более 6 миллионов людей было уничтожено, только потому, что они были  евреями. С чем ассоциируется Холокост? В первую очередь это гетто, концлагерь. (слайд 4 фото Освенцима, расстрела ребёнка)

Мы с вами уже знакомы с политикой, которую фашисты называли «решение еврейского вопроса», на предыдущих встречах мы уже познакомились с судьбами Анны Франк, Я.Корчака, Д.Олера. сегодня мы продолжим разговор о Холокосте, и мне помогут в этом старшеклассники.

  Наш с вами разговор я хочу со стихотворения, который написал известный поэт Роман Левин, до войны он жил в Бресте, его семья, так как они были евреями,  была арестована в первые дни войны, маму расстреляли фашисты, а он сбежал и его два года прятала молодая польская женщина Флория Будишевская. За несколько дней до освобождения села Жабинка, Флория была схвачена фашистами и после зверских пыток расстреляна. Роман смог выйти к советским войскам. Но всю свою жизнь он помнит о той, кто спасла его, заплатив за это своей жизнью. Послушайте стихотворение «Анкеты» Р.Левина (читает ученик). (слайд 5 фото Р.Левина и Ф.Будишевской)

О, этот Брест, он вновь поведал тайну,

Как сгинувший в руинах гарнизон,

На этот раз куда документальней –

Мешками фотографий и имён.

И в тщательно заполненной анкете,

Вверяя жизнь надежде и судьбе,

Старушка эта и девчонка эта

Неповторимы сами по себе.

Средь белых пятен или чёрных дыр

В народе, чьи страдания несметны,

Запечатлён их суеверный мир.

Передо мной лицо какой – то Ривы,

Какого – то Менахема глаза…

Листы перебираю торопливо

И образы как - будто образа.

Но что это? Как бы наотмашь, прямо,

Подобно ослепившему лучу

Меня разит. И губы шепчут: «Ма - Ма».

И всё. Ни слова. Онемел. Молчу.[1]

Учитель: Спасительница Романа Левина была удостоена звания Праведника Народов Мира.

Кто же они -  «Праведники Народов Мира»?

Василий Гроссман назвал их «светлой струёй в океане зла и насилия», по его словам, такие поступки были «вечными неугасимыми звёздами разума, добра, гуманизма» среди «чёрных туч расового безумия»[2].

        Послушайте сообщение о том, кому присваивают это звание. (слайд 6 фото диплома и медали Праведников Народов Мира)

Сообщение читает ученица. Вот уже почти сорок лет при мемориальном музее Яд Вашем в Иерусалиме, на основании специально принятого в 1953 году закона, действует общественная комиссия по признанию и увековечению заслуг Праведников мира – не евреев, которые рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Катастрофы. Признанные получают медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. Получивший статус Праведника мира приглашается в Израиль и ему торжественно вручают медаль, на которой на двух языках, на иврите и французском, выбита надпись: "В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир". В случае, если заслуги оказываются признанными посмертно, эти награды передаются их ближайшим родственникам

Признанные Яд Вашем Праведники народов мира – это выходцы из 44 стран. Единственное, что их объединяет, это человечность и мужество, стремление в жестоких условиях террора сохранить лучшие нравственные качества.

Их имена заносятся на Стену почета в Саду Праведников народов мира на территории музей Яд Вашем.

Аллея Праведников народов мира была заложена в 1962 году. Деревья, как символ возрождения жизни, были посажены по всей территории Мемориала Яд Вашем в честь не евреев, которые с риском для собственной жизни спасали евреев в период Катастрофы. (слайд 7 фото аллеи Праведников)

По состоянию на 1 января 2012 года звания Праведника народов мира, которое присуждается израильским институтом изучения Холокоста, были удостоены 24 355 человек, в том числе 179 человек в России.

Учитель: Обратите внимание,  на каких критериях основывается признание человека Праведником Народов Мира:

  • Не еврей помогал еврею в ситуации, когда тот был полностью беспомощен, и ему угрожала смерть или отправка в концлагерь. 
  • Оказание такой помощи представляло угрозу собственной жизни, безопасности или свободе спасителя (помощь евреям, согласно нацистскому законодательству, относилась к числу тягчайших преступлений). 
  • Спаситель не обуславливал свою помощь материальным вознаграждением или какой-либо значительной компенсацией. 
  • Факт спасения или помощи может быть подтвержден либо самим спасенным, либо достоверными свидетельствами очевидцев, либо же (при их наличии) - надежными архивными документами.  (слайд 8)

Помощь, оказывавшаяся не евреями евреям, могла быть различной, но в основном она сводится к одной из следующих четырех категорий:

  • Предоставление убежища в собственном доме, либо укрытие в таком общественном или религиозном учреждении, которое могло обеспечить достаточно надежное, защищенное от внешнего мира и скрытое от посторонних глаз убежище. 
  • Обеспечение еврею возможности выдать себя за не еврея - посредством предоставления ему фальшивого удостоверения личности или свидетельства о крещении (выдаваемого священнослужителем и служившего законным основанием для получения официального удостоверения личности). 
  • Помощь еврею в осуществлении бегства в безопасное место или за границу. При этом оказывалось, как правило, содействие в преодолении тех опасностей, с которыми были связаны поездки на порой значительные расстояния по оккупированной территории и переход границы. 
  • Временное усыновление (удочерение) еврейских детей в период войны.  (слайд 9)

Учитель: Подвиг Праведников Народов Мира, к сожалению,  не был известен в нашей стране. Подавляющее большинство тех, кто в годы войны  спасал евреев от нацистских палачей, не дожили до наших дней. Они не любили при жизни вспоминать события тех дней и не считали себя героями.  Сегодня мы познакомимся с героической историей некоторых из них.

Сообщение ученика.

Николай Яковлевич Киселёв родился в 1913 году в деревне Богородское, возле Уфы (Башкирия), в крестьянской семье. В 1941 году окончил Институт внешней торговли в Ленинграде и ушел добровольцем на фронт. В том же году в должности политрука воевал в Белоруссии, попал в немецкий плен, бежал из плена, стал членом подполья в деревне Илье, а затем возглавил партизанский отряд «Мститель», который действовал в Вилейском районе Минской области.

Киселёв воевал до 1944 года, женился после войны на девушке из партизанского отряда. У Киселёвых родилась дочь. Николай Яковлевич жил в Москве, долгие годы проработал на солидной должности в Министерстве внешней торговли, ездил за границу. Очень любил жену и дочь.

Прожил недолго и умер в 1974 году в возрасте чуть более 60 лет. (слайд 10 фото Н.Я.Киселёва)

Учитель: Почему же  Киселева называют Праведником Народов Мира?

Сообщение ученика. В Долгиново, что на западе Белоруссии, проживало до июня 1941 года 5000 евреев. За считанные дни войны местечко оказалось в глубоком фашистском тылу. 5000 человек были обречены на планомерное, жестокое уничтожение. Эта мука растянулась на целый год. Почему фашисты не истребили всех сразу? Это было бы экономически невыгодно, с точки зрения немецкого командования. В местечке жили пекари, сапожники, портные, кузнецы – ремесленники. Если всех уничтожить, кто будет обслуживать немцев. Поэтому евреев убивали по мере того, как отпадала необходимость в их профессиональных навыках. Тем не менее, через год, в июне 1942 года началось массовое уничтожение евреев.

Жители местечка, конечно же, пытались спастись: прятались в вырытых землянках, бежали в леса. Это спасло очень немногих из пяти тысяч – 280 человек. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.

У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи и где Киселёв был политруком, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта.

Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых – старики, женщины и дети. Кроме Киселёва группу сопровождали еще 7 партизан. (слайд 11 фото из фильма «Список Киселёва»)

Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло – неизвестно. Двух раненых – пожилую женщину и мальчика – пришлось оставить в лесу, но они выжили.

Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным.

 По воспоминаниям участников группы, родители Берты были в таком отчаянии, что решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Но Николай Киселёв взял ребенка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта выжила.

Они вышли в августе 1942 года, пробирались по ночам под носом у немцев. Однажды немцы выследили их, окружили, начали стрелять. Люди бросились врассыпную. В лесу можно спрятаться и деревья прикрывают от пуль. Большая часть группы уцелела, но пришлось оставить раненых, так как с ранеными на руках не было никаких шансов пройти сотни километров и перейти линию фронта. Группа еще несколько раз попадала в тяжелые ситуации, но в октябре Киселев перевел их через линию фронта и 218 евреев были спасены.

(демонстрируется фрагмент документального фильма режиссёра Юрия Малюгина «Список Киселёва».

Учитель: (беседа с детьми)        

                Как вы считаете, правильно поступил Н.Киселёв, ведь плач ребёнка мог бы выдать местонахождение отряда?

                Легко ли ему было решиться на этот поступок?

                Что заставило его поступить так, а не иначе?        

        

Учитель: В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд Вашем было присвоено звание Праведник народов мира. Из 218 спасённых им людей к 2008 году в живых осталось всего 14 человек. Его память чтят более 2200 их потомков, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ.

Ученица читает стихотворение Е. Ю.Скобцовой.

Два треугольника, звезда,

Щит праотца, царя Давида,-

Избрание, а не обида,

Великий путь, а не беда.

Знак Сущего, знак Еговы,

Слиянность Бога и творенья,

Таинственное откровенье,

Которое узрели вы.

Ещё один исполнен срок.

Опять гремит труба Исхода.

Судьбу избранного народа

Вещает снова нам пророк.

Израиль, ты опять гоним.

Но что людская воля злая,

Когда тебя в грозе Синая

Вновь вопрошает Элогим?

И пусть же ты, на ком печать,

Печать звезды шестиугольной, (слайд 12. Звезда Давида)

Научишься душою вольной

На знак неволи отвечать.[3]

Учитель: Вы прослушали стихотворение Елизаветы Юрьевны Скобцовой – поэтессы Серебряного века, комиссара горсовета Анапы во время гражданской войны, монахини, узницы нацистского лагеря смерти, которую звали мать Мария. Послушайте о её подвиге. (Слайд 13 фото Скобцовой)

Сообщение ученицы о Е. Ю. Скобцовой.

Мать Мария,   в  миру Елизавета Юрьевна Пиленко, в 1919 году вместе со вторым мужем Даниилом Скобцовым и двумя детьми покинула Россию и вскоре обосновалась в Париже. В 1932 году в возрасте 40 лет она приняла постриг и стала монахиней Марией. Все свое время мать Мария посвящала социальной и миссионерской работе, помогала  русским эмигрантам.

После немецкой оккупации мать Мария и священник Димитрий Клепинин не смогли равнодушно наблюдать со стороны, каким преследованиям подвергаются евреи: они открыли перед ними двери центра помощи и приюта. Дом по улице Лурмель, 77 стал одним из штабов движения Сопротивления. Отец Димитрий выписывал евреям удостоверения о их принадлежности к русской православной общине, а монахиня Мария активно искала и находила долгосрочные убежища для преследуемых, временно скрывавшихся под ее крышей. (слайд 14 фото отца Димитрия Клепинина)

17 июля 1942-го, на следующий день после массового ареста парижских евреев, она, пользуясь статусом монахини, проникла на стадион Вель д’Ив, где содержались арестованные евреи. Разыскав на стадионе свою знакомую, тоже эмигрантку из России, мать Мария с помощью дворников помогла ее детям, двум мальчикам и девочке, бежать. Вместе с отцом Димитрием они организовали сбор продуктов для русских евреев, содержавшихся в лагере Компьен. Продуктовые посылки передавались в лагерь с декабря 1941 по март 1942 года и спасли многих узников от голодной смерти.

В результате доноса в феврале 1943-го отец Димитрий, а также сын Елизаветы Юрьевны Юрий Скобцов были арестованы и депортированы сначала в  Бухенвальд, а затем в концентрационный лагерь Дора - Миттельбау, где были уничтожены.

О гибели матери Марии в газовой камере концлагеря Равенсбрюк 31 марта 1945 года рассказала Женевьев де Голль

14 января 1985 года Яд Вашем удостоил Елизавету Скобцову (Мать Марию)  и отца Димитрия Клепинина почетного звания Праведники народов мира.

Учитель: (беседа с детьми)

Скажите, пожалуйста, а могла мать Мария сохранить свою жизнь, продолжая жить в монастыре и заниматься монашескими обязанностями, ведь её никто не заставлял помогать еврейским детям?

Что заставило мать Марию, несмотря на строгое наказание за помощь евреям, прятать их, привозить посылки с продуктами?

Вы согласны с тем, что Е.Ю.Скобцовой (матери Марии) было присвоено звание Праведника Народов Мира?

   

Учитель: Среди Праведников Народов Мира есть и наш земляк, уроженец Тверской области  Василий Семёнович Орлов. (слайд 15 фото В.С.Орлова)

Сообщение ученика о В.С. Орлове

Василий Семёнович родился в 1890 году в Оленино Тверской губернии. После службы в армии оказался в Минске, здесь окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Институте усовершенствования учителей и Минском педагогическом институте, преподавал географию. Не успев уйти из Минска, Орлов устроился на работу в отдел образования городской управы.

Он курировал детские дома и приюты для беспризорных и осиротевших детей. Старался помочь детям, ходил по немецкому  начальству, выбивал деньги  на питание, лекарства, дрова. Когда фашистам стало вообще не до славянских детей, и они прекратили снабжение детдомов, Василий Семёнович ездил по окрестным деревням, добывал пищу и сам развозил её по детдомам.

В конце 1941 года после массовых расстрелов люди в Минском гетто поняли, что они обречены. Подпольщики гетто вышли на Орлова. Василий Семёнович согласился помочь не раздумывая. Была разработана схема: подпольщики гетто ночью подводят небольшие группы детей к границе гетто, там их забирают городские подпольщики, а утром доставляют в управу к Орлову, он им выписывает «славянские» документы и направляет в детдома. Несколько раз так и поступили. Но вскоре цепочка прервалась: каждый день в гетто убивали людей, в том числе и тех, кто занимался спасением детей. А слух-легенда о том, что в управе сидит волшебник - спасатель, некий «дядя Вася Орлов», продолжал жить, и к нему потянулись дети, бежавшие из гетто и чудом жившие в городских развалинах. И Орлов продолжал спасать. Не всех удалось спасти, но как минимум 60-70 детей (это документально доказанные случаи) Орлов сумел переправить в надёжные детдома.

Героически вёл себя персонал и некоторых других детских учреждений: детдома № 2, которым руководила Мария Воронич, детской больницы на Широкой улице, где медсестрой работала Галина Орлова, дочь Василия Семёновича.

Произошла поразительная вещь: подпольная сеть Орлова действовала более двух лет, до самого изгнания фашистов из Минска.

После войны Василий Семёнович работал в Институте усовершенствования учителей. Умер он в Минске в 1955 году. При жизни у него была одна награда — любовь спасённых людей. В 2005 году «Яд Вашем» присвоил ему звание «Праведник народов мира». Получала медаль и Почётный диплом за отца Галина Васильевна Орлова.

(Просмотр видеофрагмента о В.С.Орлове)

Учитель: Как вы считаете, почему те, кого спас В.С.Орлов, добились присуждения Василию Семёновичу звания Праведника Народов Мира?

Ученик читает отрывок из поэмы «Праведники мира» известного еврейского поэта Хаим Хефер.

…При звуках этих слов – спасителей своих
Я вспомнил, и объят сомнением суровым:
Когда б вокруг ревел той ненависти вихрь, —
Сумел бы я чужих укрыть под отчим кровом?

На риск, на смертный страх – обрек бы я семью,
А душу – на разлад, на мрак ночей бессонных?
Сумел бы обуздать и мысль, и речь свою
Пред всеми, кто вокруг, – в приветствиях, в поклонах?

Вот так – за часом час, вот так – за годом год,
Доносчиков боясь, сумел бы продрожать я —
За благодарный взгляд, что лишь в конце мелькнет,
За слова теплоту, за миг рукопожатья?

Нет платы за добро. За верность нет наград.
И небольшая честь – отдать чужим излишки.
Лишь в самый страшный день увидишь, кто твой брат,
Об искренней любви узнав не понаслышке.

И снова я ищу – и нахожу ответ:
Суметь бы стать таким не на словах, на деле!
Ведь, чтобы выжил я, чтоб видел солнца свет, —
Они презрели смерть и ей в глаза глядели.

За смелость в черный час, за высший ваш талант —
За жар души – поклон вам, искренние братья.
О ты, что не даешь пасть небу, как Атлант, —
О Праведник! Тебе хочу хвалу воздать я![

Учитель: Представьте себе, что сейчас вы находитесь на заседании комиссии по присуждения звания Праведника Народов Мира. Вам предстоит, решит вопрос, достоин ли этого звания человек, о котором я вам сейчас расскажу.

Это произошло на территории нашей области, в Западнодвинском районе, который был оккупирован фашистами. После проведённой переписи населения немцы приказали всем евреям собраться на площади перед комендатурой. Было очень морозно, люди простояли несколько часов, пока один из полицаев не приказал всем идти к реке. Западная Двина была скована льдом, и немцы приказали юношам прорубить прорубь. Но зимой световой день короткий. Прорубь, в которой фашисты хотели утопить согнанных жителей, так и не была прорублена и их вновь погнали к комендатуре. Мороз становился всё сильнее, те, кто не мог стоять и опускался на землю, замерзал. Среди обречённых на смерть была и маленькая двухлетняя девочка, мать которой выбилась из сил и не могла больше держать на руках ребёнка. Тогда юноша, стоящий рядом взял девочку на руки и простоял с ней всю ночь, а утром в село ворвались советские солдаты и люди на площади были спасены, в том числе и маленькая еврейская девочка, которая сейчас проживает в городе Тула.

Можно ли присвоить еврейскому юноше звание праведникам и мира?

(выслушав ответы детей, напомнить, что одним из критериев является то, что Праведником может быть не еврей)

Учитель: Ребята, какими качествами должен обладать человек, способный совершить подвиг? Подумайте и за минуту назовите эти качества.

(Выслушать ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы познакомились с судьбами некоторых людей, которым были присвоено звание Праведника Народов Мира, а что их объединят?

(Выслушать ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, прежде всего  - любовь к людям, самоотверженность, готовность придти на помощь. Героические действия Праведников Народов Мира позволили всему человечеству сохранить веру в добро и гуманизм, несмотря на страшные преступления фашистов. Их подвиг помогает нам всем усвоить главный урок, которым мы должны руководствоваться в любой ситуации: человеческая жизнь - это великая ценность. Отсюда и слова, выгравированные  на Медали Праведника народов мира: "Всякий, кто спас жизнь хотя бы одному человеку, - все равно, что спас целый мир". (слайд 16)

Закончить нашу встречу я хочу стихотворением Валентины Чайковской

Праведникам народов Мира, с нижайшим поклоном…

Память Катастрофы в грудь мою стучится,

Как остаться прежней, видя эти лица?

Звёздочки Давида вшиты прямо в кожу,

Каждый вдох прострелен – входит в тело с дрожью…

То, что слышит сердце, не вмещает слово – 

Нет таких в запасе словаря земного!

Только… будто рвутся струны скрипок в мире,  

Скорбь бежит по венам – гулче, шире, шире… 

Залы Яд Вашем… аура страданья…

За стеной снаружи – Сад в благоуханье.

Выше мук телесных, смерти, чувства страха –

ПРАВЕДНОСТЬ! Рождалась, презирая плаху:-   

Дай, дитя, мне руку, я тебя укрою.-   Мамааа…-    

Тише, милый, мама ямы роет…

И, рискуя жизнью, (что её ценнее?),

Праведник еврея прятал от злодея. 

Свой кусочек хлеба отдавал с любовью –

Той немногословной, на слова скупою:-

На, поешь, не бойся, я с тобою рядом,

Если сгинем – вместе, не поддавшись гадам!

Заросли траншеи, нитью лет прошиты…

Сад в Иерусалиме в память об убитых.  

Сад – во имя жизни Праведников Мира!

Дерева, как струны до созвездия Лиры…(Слайд 17 свечи памяти)

Ребята, прошу вас дома нарисовать рисунок или написать эссе на тему нашей сегодняшней встречи для выставки к 27 января, Дню Памяти жертв Холокоста.  (Слайд 18)


[1] Холокост: взгляд учителя: Методическое пособие – сборник работ педагогов России, Беларуси и Украины. Вып. 2/ сост: И.А.Альтман, Т.Б.Маныкина, Т.Б.Пасман. – М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2012, стр. 268 – 267.

[2] Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы. М.: Фонд «Холокост», 2001, с. 74.

[3] И.А.Альтман, А.Е.Гербер, Д.И.Полторак. Книга Праведников, М.: Фонд «Холокост»: МИК, 2005, с. 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники и обряды народов мира.

Урок МХК в 8 классе и презентация к нему знакомит учеников с праздниками и обрядами народов мира....

Праведники народов мира. презентация

Презенация посвящена праведникам народов мира, спасавших евреев в годы германского фашизма...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.

Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...