образовательная программа "Начальная морская подготовка"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Железнов Валерий Юрьевич

Программа начального морского обучения расчитана на школьников 11-16 лет. Срок обучения - 4 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ  ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ»

ПРИНЯТО

Протокол Педагогического

совета №  

от «   » ____________  2015г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий отделом

 ГБНОУ  «СПб ГДТЮ»
________  Тимофеева Г.А.

               

       

       

       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Начальная морская подготовка»

Направленность  - научно-техническая

Срок реализации – 4 года

Возраст обучающихся 11 - 16

                                                        Составитель:

Железнов Валерий Юрьевич

педагог дополнительного образования

                                                                         

Санкт-Петербург

2015

                

                                        «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Вода имеет свойство притягивать людей. Мальчишка или девчонка, первый раз покачавшись на волнах, или понимает, что это не для него или остается с романтической мечтой o море навсегда.

Моряк - профессия особая. Она выставляет исключительные требования к челoвeкy. Отвaгa, стойкость, мужество, чувство ответственности, надёжнocть, глубокие и разносторонние знания, коллективизм делают профессию моряка исключительно ценной в качестве инcтpумента воспитания подpастающeгo поколения.

Актуальность создания данной программы была обусловлена потребностью познакомить современных детей с профессией моряка, организовать досуг детей, взять под контроль свобoднoe  время учащихся, дать альтернативу компьютерным клубам, ночным дискотекам, религиозным сектам  и  националистическим организациям.

Дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 1, 2, 3 и 4-ого года обучения по Комплексной общеобразовательной программе Морского клуба «Юнга» ГБНОУ «СПб ГДТЮ» в возрасте 11 - 16 лет, как поступивших впервые, так и прошедших первую шлюпочную практику и претендующих на прохождение плавательной практики на судах.

Целесообразность и преемственность программы основывается на многолетнем опыте работы педагогов клуба, деятельность которых регламентировалась программами и планами Центрального учебно-методического кабинета по Морскому образованию, ГЦРДО и нормативными документами флота.

Новизна программы заключается в том, что она объединяет дисциплины, изучавшиеся ранее по отдельным программам и во многом дублировавшими друг друга. Данная программа позволяет эффективно обучить ребёнка основам морского дела в оптимальном для него режиме занятий. Это так же удобно для педагога, и позволяет работать с несколькими группами разных возрастов и годов обучения. Дети одного года обучения могут свободно перейти из одной группы в другую, если появилась необходимость поменять время занятий.

Отличительная особенность программы состоит в том, что на второй год обучения могут быть приняты  учащиеся, которые не oбучaлись по программе первого года, и, тем не менее, они имеют возможность легко влиться в процесс обучения, за счёт расширенного изучения некоторых дисциплин, которые давались на первом году в сокращённом виде.

Основная цель программы: профессиональная ориентация, популяризация профессии моряка и социальная адаптация школьника в современном обществе.

Дополнительная цель программы: создание условий для подготовки обучающихся к шлюпочной практике в ЗЦДЮТ «Зеркальный» и на учебном парусном судне, а так же подготовка дублёра матроса-рулевого, дублёра моториста и помощника боцмана или парусного мастера.

Задачи:

 - образовательные:

  • ознакомление  c историей мореплавания в его различных аспектах;
  • получение первоначальных знаний по навигации и морскому делу;
  • получение знаний об устройстве судна;
  • знакомство со структурой флота, современной классификацией, перспективами развития кораблей и судов, с организацией службы на морских судах;
  • обучение основам безопасности на море, правам и обязанностями членов экипажа по специальности и по борьбе за живучесть судна;
  • обучение приёмам оказания первой медицинской помощи.

- развивaющие:

  • укрепление физическoго здоpовья учащихся, воспитание выносливости;
  • развитие логическoго мышления;
  • развитиe нaвыков быстрого устнoго счета;
  • развитие способности самостоятельной работы и принятия решения;
  • выявление и развитие лидерских качеств.

- воспитательные:

  • воспитание гражданина Российской Федерации;
  • воспитание жителя Санкт-Петербурга, знающего и любящего свой город;
  • воспитание умения работать в команде через участие в дворцовых, районных и городских мероприятиях и морских праздниках;
  • воспитание через коллектив чувства ответственности за свои поступки.
  • воспитание уважения к традициям и правилам морской службы.

На освоение образовательной программы отводится 576 часов. Занятия по реализации программы  проводятся по 4 часа в неделю, что зависит от учебного расписания Морского клуба на год. В процессе последующего обучения в клубе, в зависимости от выбранной воспитанником специализации, предполагается углубление и расширение уровня знаний учащихся по разделам и темам данной программы.

Обучение проводится в форме групповых лекционных занятий, бесед, семинаров, индивидуально-группового самостоятельного изучения рекомендуемого материала, а также в форме группового просмотра видеофильмов, экскурсий, групповых практических занятий, участия в соревнованиях и клубных мероприятиях. В программу входит также и строевая подготовка, на которую не отводятся отдельные часы в учебно-тематическом плане, а предусмотрено по 10-15 минут на отдельных занятиях.

Ожидаемые результаты усвоения программы предполагают: наличие твердых, аргументированных  знаний воспитанников по всем разделам и темам образовательной программы, стремление учащихся к углублению и расширению уровня полученных знаний и навыков в процессе дальнейшего обучения в клубе, профессиональная ориентация в выборе будущей профессии.

Реализация плана подготовки воспитанников к первой и последующей практике на учебных судах

         Формой диагностики результативности образовательной программы является проведение зачетов на основе опросов по основным темам в ходе обучения, выполнение нормативов на практических занятиях, участие воспитанников клуба в соревнованиях, выставках, фестивалях по морскому профилю. Возможен вариант сдачи единого итогового зачета в конце обучения с одновременной защитой воспитанником письменного сообщения.

Защита сообщения включает в себя предварительно проверку педагогом текстового, графического и другого материала работы, краткое сообщение (3-5 минут) учащегося по теме сообщения, его ответы на уточняющие вопросы и замечания педагога.


Учебно-тематический план 1-го года обучения

п\п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

Знакомство с клубом и флотом

1

Вводное занятие

1

1

2

Техника безопасности на практических занятиях и при проведении различных клубных мероприятий

1

1

3

Что такое флот?

2

2

4

Морские традиции и терминология

2

2

ИТОГО:

6

6

История мореплавания

5

От бревна до парусника

2

2

6

Развитие парусного флота

2

2

7

Развитие парового флота

2

2

8

Развитие стальных судов с двигательными установками

2

2

9

Великие географические открытия

2

2

10

Великие мореплаватели  

2

2

11

Основные памятные даты истории флота

2

2

12

Победы русского флота

2

2

13

История морской формы

2

2

14

Зачёт

2

2

ИТОГО:

20

20

Такелаж и морская сигнализация

15

Вводное занятие

2

2

16

Незатягивающиеся узлы

2

2

17

Узлы для связывания двух тросов

2

2

18

Затягивающиеся узлы

2

2

19

Незатягивающиеся петли

2

2

20

Затягивающиеся петли

2

2

21

Быстроразвязывающиеся узлы

2

2

22

Декоративные и специальные узлы

2

2

23

Знакомство с такелажными работами и инструментом

2

2

24

Заделка огона на трёхпрядном тросе

2

2

25

Сращивание тросов

2

2

26

Заделка «репки», кнопа и мусинга

4

4

27

Плетение матов

2

2

28

Плетение кранцев

4

4

29

Флажной семафор

2

6

8

30

Азбука Морзе

2

6

8

31

Зачёт

4

4

ИТОГО:

8

46

54

Шлюпочная подготовка

32

Назначение шлюпок и их классификация

2

2

33

Устройство шестивёсельного яла

6

4

10

34

Шлюпочное снабжение

2

2

35

Правила техники безопасности при посадке-высадке, гребле на вёслах и хождении под парусом

2

2

36

Виды шлюпочных парусов, их устройство и основы управления парусом

4

4

37

Хождение на шлюпке под парусом

4

4

38

Зачёт

2

2

ИТОГО:

24

4

28

Плавание по внутренним водным путям

39

Классификация судов

2

2

40

Основы устройства судна

8

2

10

41

Набор корпуса судна

2

2

42

Судовые системы

2

2

43

Судовые устройства

2

2

44

Правила плавания по ВВП

8

8

45

Первая медицинская помощь при травмах

2

2

4

46

Спасение утопающего и первая помощь при утоплении

2

2

4

47

Зачёт

2

2

ИТОГО:

30

6

36

48

Участие в клубных мероприятиях

4

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

84

60

144

Содержание программы 1-го года обучения:

- Знакомство с клубом и флотом

1. Вводное занятие: знакомство с традициями МК «Юнга»,  правила поведения учащегося в клубе и во дворце, правила поведения в общественных местах и ПДД.

2. Техника безопасности на практических занятиях и при проведении различных клубных мероприятий.

3.Что такое флот?: структурные подразделения любого флота, назначение и задачи флотов

4. Морские традиции и терминология: повседневная жизнь на корабле, субординация на флоте и взаимоотношения в экипаже, уважение к морской форме, флагу, судну.

 - История мореплавания

5. От бревна до парусника: лодка-долблёнка, плот, катамаран, каракл, пирога, папирусная лодка

6. Развитие парусного флота: возникновение паруса, развитие паруса как основного вида движителя, классификация парусных судов,

7. Развитие парового флота: появление парового двигателя на флоте, первые паровые суда, движители паровых судов.

8. Развитие стальных судов с двигательными установками: внедрение стали в судостроение, преимущества стального корпуса перед деревянным, появление на флоте ДВС и АЭУ.

9. Великие географические открытия: открытие Америки, кругосветное плавание Магелана, походы в Арктику, открытие Антарктиды.

10. Великие мореплаватели: викинги,  русские поморы, Колумб, Магелан, Кук, Амундсен, Нансен, Белинсгаузен, Лазарев, Лисянский, Ушаков, Нахимов и другие.

11. Основные памятные даты истории флота: даты постройки первого парового судна, первого стального броненосца, первой подводной лодки,  первых побед русского флота.

12. Победы русского флота: победа под Азовом, сражение при Гангуте, битва при Калиакрии, освобождение Корфу и других греческих островов, победа Дарданеллском и Афонском сражениях, Синопское сражение, Цусимское сражение и оборона Порт-Артура, действия русского флота в Первой Мировой войне, боевые действия советского флота в Великой Отечественной войне.

13.  История морской формы: откуда взялась тельняшка, что означают три полоски на воротнике матроса, знаки различия моряков.

 - Такелаж и морская сигнализация

15. Вводное занятие: виды и назначение узлов, понятие о такелажных работах, значение морской сигнализации на флоте.

16. Морские узлы

Теория: незатягивающиеся узлы, узлы для связывания двух тросов, затягивающиеся узлы, незатягивающиеся петли, затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы, декоративные и специальные узлы.

Практика: уверенно завязывать простой штык, коечный штык, штык с обносом, прямой, плоский, рыбацкий штык, выдвижной штык, выбленочный, констриктор, шкотовый, брам-шкотовый, восьмерка, удавка, беседочный, двойной беседочный, топовый, рифовый, гачный, калмыцкий, сваечный, шлюпочный, бочечный, кошачьи лапки, мартышкина цепочка.

23. Такелажное дело

Теория: знакомство с такелажными работами и инструментом, заделка огона на трёхпрядном тросе, сращивание тросов, заделка «репки», кнопа и мусинга, плетение матов, плетение кранцев.

Практика: самостоятельное изготовление сплесня,  кнопа, мусинга и «репки», заделка огона.  

29. Морская сигнализация

Теория: русский флажной семафор, русская азбука Морзе.

Практика: уметь передавать и принимать свою фамилию, простые слова, команды.

- Шлюпочная подготовка

32. Устройство шлюпки: назначение шлюпок и их классификация: барказы, катера, вельботы, ялы и тузики.

33. Устройство шестивёсельного яла.

Теория: набор корпус, обшивка, крепления мачты и вёсел, швартовные устройства шлюпки.

Практика: самостоятельный показ на макете всех деталей шлюпки.

34. Шлюпочное снабжение: что входит в шлюпочное снабжение и правила пользования снабжением.

35. Правила техники безопасности при посадке-высадке, гребле на вёслах и хождении под парусом: посадка в шлюпку, классификация гребцов,  команды гребцам, первоначальные навыки гребли.

Практика: уверенное ориентирование в терминах, посадка и высадка гребцов, выполнение команд на вёсла и паруса.

36. Начальная парусная подготовка; виды шлюпочных парусов, их устройство и основы управления парусом.

37.  Хождение на шлюпке под парусом: команды на парус, направление ветра относительно шлюпки, повороты оверштаг и через фордевинд, взятие «рифов».

 - Плавание по внутренним водным путям

39. Классификация судов: транспортные, промысловые и суда технического флота,

40. Основы устройство судна

Теория: основные конструктивные понятия, внутреннее устройство судна.

 Практика: на макете судна показывать его основные части, набор корпуса. 

41. Набор корпуса судна, продольные и поперечные крепления, бортовая обшивка и двойное дно, палуба и фальшборт, водонепроницаемые переборки и двери.

42. Судовые системы: противопожарные системы, водоотливная, топливная, пресной воды, сточно-фановая, вентиляционная, система отопления, и другие системы.

43. Судовые устройства: рангоут и такелаж, швартовное, рулевое, якорное, грузовое, шлюпочное.

44. Правила плавания по ВВП:  обстановка и плавание на реках, береговая и плавучая обстановка, створные знаки, перевальные, ходовые, весенние и знак ориентир, ограждение фарватера, буи, знаки и огни на мостах, береговые и информационные знаки.  Правила плавания: определения, безопасная скорость, движения судов, расхождение судов, обгон судов, огни и знаки судов.

45. Медицинская подготовка

Теория: первая помощь при травмах, очерёдность действий, санитарная обработка раны, наложение жгута  и давящей повязки, наложение шины и фиксация конечностей.

Практика: отработка навыков на манекене.

 46.Спасение утопающего и первая помощь при утоплении

Теория: основы спасения на водах, удаление воды из дыхательных путей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Практика: отработка навыков на манекене.

Ожидаемый результат 1-го года обучения

Результаты

Способы определения их результативности

Чёткое понимание флотской структуры

Опрос

Знание и соблюдение морских традиций

Тесты, опросы.

Знание основ истории мореплавания

Тесты, опросы

Умение вязать 24 основных морских узла

Практические занятия.  Вязание морских узлов на скорость, на точность.

Умение выполнять несложные такелажные работы

Практические занятия

Знать все сигналы флажного семафора. Уметь передавать и принимать отдельные слова.

Практические занятия, опрос.

Знать все сигналы азбуки Морзе. Уметь передавать и принимать отдельные слова.

Практические занятия, опрос.

Знать устройство ЯЛ-6

Практические занятия, опрос.

Знать парусное вооружение шлюпки. Иметь основные понятия об управлении шлюпкой под парусом.

Практические занятия, опрос. Зачисление на шлюпочную практику.

Знать устройство судна, уверенно показать на макете элементы набора корпуса и обшивки.

Практические занятия, опрос, экскурсия.

Знать основные судовые устройства и системы. Уверенно показывать их на модели судна.

Практические занятия, опрос, экскурсия.

Знать основные правила плавания по внутренним водам. Визуально различать знаки навигационной обстановки.

Практические занятия, опрос.

Уверенно применять на практике основные приёмы по оказанию первой доврачебной помощи.

Практические занятия с манекеном и друг с другом, опрос.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п\п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

Организация флота, безопасность на море и наставление по борьбе за живучесть судна.

1

Вводное занятие.  Организация флота

1

1

2

Структура гражданского морского флота

1

1

3

Классификация морских судов

2

2

4

Перспектива развития судов гражданских ведомств

1

1

5

Структура ВМФ

2

2

6

Классификация кораблей (катеров) ВМФ

2

2

7

Перспектива развития кораблей (катеров) ВМФ

1

1

8

Устав службы на судах

2

2

9

Флаги и вымпелы

1

1

2

10

Экипаж судна и вахтенная служба

2

2

11

Действия экипажа в экстремальных условиях

1

1

2

12

Спасательные средства судна

4

4

13

Судовые средства связи и сигнализации. Международный свод сигналов МСС-65

1

1

2

14

Аварийные случаи и основные предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна

2

2

15

Предметы и материалы аварийного снабжения судна

2

2

16

Основы организации борьбы за живучесть судна

2

2

17

Организация борьбы с поступлением воды на судно

2

2

18

Организация борьбы с пожаром

2

2

19

Зачет

2

2

                                      ИТОГО:

33

3

36


Навигация и лоция

20

Введение

2

 

2

21

Основы навигации и лоции

4

2

6

22

Навигационные пособия и правила работы с навигационными пособиями

2

2

4

23

Навигационные карты

2

4

6

24

Навигационный инструмент

1

1

2

25

Штурманские приборы

1

1

2

26

Гидрометеорология

4

4

27

МАМС

2

2

4

28

МППС-72

2

4

6

29

Основы судовождения

2

4

6

30

Зачет

2

 2

2

ИТОГО:

24

22

46

Судовые энергетические установки  

31

Введение

2

 

2

32

История развития механических двигателей и движителей

2

2

33

Состав и принцип действия основных типов СЭУ

2

2

34

Главные и вспомогательные двигатели

2

 2

4

35

Обслуживание ДВС

2

2

36

Источники тока на судне

2

2

4

37

Техника безопасности при обслуживании судовых электрических установок

2

2

38

Судовые системы

2

2

4

39

Зачет

2

 

2

ИТОГО:

18

6

24

Боцманское и парусное дело

40

Введение

2

 

2

41

Судовое заведование боцмана

2

2

42

Виды судовых работ

2

2

43

Грузовые работы

2

2

4

44

Такелажное дело

2

 6

8

45

Швартовные операции

2

4

6

46

Парусная оснастка

2

2

4

47

Парусные работы

4

6

10

48

Зачет

2

2

4

ИТОГО

20

22

42

Судовая гигиена и первая медицинская помощь

   49

Гигиена на судне

2

2

   50

Ранения и травмы

4

4

51

Оказание первой помощи при травме

2

6

8

52

Оживление

2

6

8

53

Особые виды травм

2

4

6

ИТОГО

12

16

28

54

Участие в клубных мероприятиях

4

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

74

70

144

Содержание программы 2-го года обучения:

 Организация флота, безопасность на море и наставление по борьбе за живучесть судна.

1. Вводное занятие: оценка знаний по первому году обучения, перспективы второго года обучения.

2. Структура гражданскою морского флота: гражданские суда, порты, судостроительные заводы и верфи, учебные заведения, НИИ, КБ

3. Классификация морских судов: транспортные суда, промысловые суда, служебно-вспомогательные суда, суда технического флота.

4. Перспективы развития судов гражданских ведомств: специализация судов, суда-переработчики, укрупнение тоннажа, автоматизация, экологическая безопасность, серийность строительства, уменьшение затрат на содержание.

5. Структура ВМФ: наводные силы, подводные силы, морская авиация, береговые войска, ВМУЗы, НИИ и КБ.

6. Классификация кораблей (катеров) ВМФ: подводные лодки: АПЛ с БР; АР Л с КР, торпедные АПЛ, дизельные ПЛ. Надводные корабли: авианесущие, ракетно-артиллерийские, противолодочные, минно-тральные, десантные, боевые катера.

7.  Перспективы развития кораблей (катеров) ВМФ: универсальность, снижение шумности и заметности, новые принципы движения, сокращение числа различных проектов, эффективность оружия.

8. Устав службы на судах: общие положения, определения и предназначения

9. Государственный флаг, флаги и вымпелы.

Теория: подъем и спуск флага, приветствия судов и кораблей, подъем флага в иностранных портах, особые случаи подъема флага.

Практика: самостоятельное крепление флагов и вымпелов к фалиню и подъём на флагштоке.

10.  Экипаж судна и вахтенная служба: командный состав, судовая команда, судовые службы, экипаж и судовые службы,  предназначение вахтенной службы, обязанности вахтенного матроса, обязанности вахтенного моториста

11. Действия экипажа в экстремальных условиях.

Теория: условия и принципы выживания на море в экстремальных ситуациях, гипотермия и вызывающие ее факторы, действия экипажа при оставлении судна, правила поведения на воде действия экипажа на спасательном средстве.

Практика: самостоятельное надевание спасательного жилета и гидротермокостюма.

12. Спасательные средства судна: коллективные спасательные средства, дежурная шлюпка, ее спуск и подъем, спасательные плоты и их спуск, индивидуальные спасательные средства, практическое ознакомление со спасательными средствами.

13. Судовые средства связи и сигнализации. Международный совод сигналов МСС-65.

Теория: классификация и назначение, зрительные средства световой сигнализации, зрительные средства предметной связи, звуковые средства внешней связи, международные сигналы бедствия, практическое использование Международного свода сигналов МСС-65.

Практика: передача и приём простейшего сообщения азбукой Морзе при помощи прожектора, распознавание флагов МСС-65.

14. Аварийные случаи и основные предупредительные мероприятия по обеспечению
живучести судна
: кораблекрушение, авария, аварийное происшествие, живучесть судна и ее обеспечение, непотопляемость и ее обеспечение, пожаробезопасность судна и ее обеспечение, живучесть технических средств, подготовка экипажа по БЗЖ, предупредительные мероприятия, просмотр учебных фильмов по борьбе за живучесть судна.

15. Предметы и материалы аварийного снабжения судна: пластыри, аварийный инвентарь, аварийный инструмент, аварийные материалы.

16. Основы организации борьбы за живучесть судна: конструктивные мероприятия, наблюдение за судном и окружающей обстановкой, постоянная готовность средств БЗЖ, подготовка экипажа по БЗЖ, постоянное наличие на борту количества экипажа, способное обеспечить БЗЖ, аварийные партии и группы, судовые тревоги, судовое расписание, основные мероприятия но БЗЖ, просмотр учебных фильмов по борьбе за живучесть судна.

17. Организация борьбы с поступлением воды на судно: причины поступления воды, признаки поступления воды на судне, предотвращение распространения воды по судну, заделка пробоин, удаление воды из отсеков.

18. Организация борьбы с пожаром: особенности пожара на судне, причины возникновения пожара, запретительные мероприятия на судне, системы контроля и пожарной сигнализации, классы пожаров, огнетушащие средства, способы тушения пожара на судне, пожарное оборудование и системы, тактика тушения пожара.

 Навигация и лоция

20. Введение:  история кораблевождения, штурманские понятия.

21.  Основы навигации и лоции.

Теория: географические координаты, географический и магнитный полюс, курс, пеленг, счисление пути, сведения из лоции.

Практика: определение координат точки на карте, нанесение точки на арту по известным координатам, прокладка курса и пеленга.

22. Навигационные пособия и правила работы с навигационными пособиями: каталог карт и книг, лоция, огни и знаки, РТСНО, МАЕ, справочные пособия.

23. Навигационные карты.

Теория: классификация, система координат, масштаб (ген, путевые, планы), российские карты и карты иностранных государств.

Практика: определение масштаба карты для различных условий плавания.

24. Навигационный инструмент.

Теория: параллельная линейка, транспортир, циркуль-измеритель и циркуль чертёжный, секстан, протрактор.

Практика: работа на карте с инструментом, измерение горизонтальных и вертикальных углов секстантом.

25. Штурманские приборы.

Теория: гирокомпас, лаг, эхолот, РЛС, СНС, комплекс ГМССБ.

Практика: самостоятельное снятие показаний приборов.

26. Гидрометеорология: циклоны, антициклоны, ветер, карты погоды, прогноз погоды по местным признакам, шкала Бофорта (ветер и море) Рус. и Eng., гидрометеорологические приборы, решение задач при помощи круга СНО и навигационной карты.

27. МАМС.

Теория: изучение буев Кардинальной системы, изучение буев Латеральной системы .

Практика: самостоятельное определение буёв по окраске и характеристике огней.

Практическая  работа по учебной программе  «Буи Международной ассоциации маячных служб (МАМС)»

Практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000 (NTPRO 4000): «Маневрирование  в разных  регионах системы МАМС».

28. МППС-72.

Теория: изучение правил с №1 по №37, изучение расположение огней и знаков на судах в дневное и ночное время.

Практика: практическая работа по учебной программе МППСС-72,  практическая  работа – «Определение огней и знаков на судах», 

29. Основы судовождения.

Теория: понятие об управляемости судна, особенности управления судном с одним и несколькими гребными винтами, маневренные элементы судна.

Практика: практические занятия на навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000.

Судовые энергетические установки

31. Введение: ТБ при нахождении на заводе, судне, в машинном отделении.

32. История развития механических двигателей и движителей: паровые машины, ДВС, турбины, виды движиелей.

33. Состав и принцип действия основных типов СЭУ: принцип децствия паровой машины, двигателя внутреннего сгорания, турбины, приводы на движитель.

34. Главные и вспомогательные двигатели.

Теория: принцип действия, классификация, количество главных и вспомогательных двигателей на судне, запуск, реверс.

Практика: экскурсия на суднос показом машинного отделения, ГД и вспомогательных ДГ.

35. Обслуживание ДВС: обслуживание двигателя на ходу и на стоянке.

36. Источники тока на судне.

Теория: ГРЩ, генераторы, постоянного и переменного тока, аккумуляторные батареи, аварийные дизель-генераторы.

Практика: экскурсия на судно с показом ГРЩ, ДГ, электродвигателей и аккумуляторных батарей.

37. Техника безопасности при обслуживании судовых электрических установок: рабочая одежда и обувь машинной команды, диэлектрические защитные средства, меры элекробезопасности в машинном отделении, поражение электрическим током.

38. Судовые системы.

Теория: топливная, противопожарная, водоотливная, сточно-фановая, система пресной воды, вентиляционная и отопительная система.

Практика: экскурсия на судно с показом различных систем.

Боцманское и парусное дело

40. Введение: чем занимается на судне боцман, старший матрос и палубные матросы.

41. Судовое заведование боцмана: якорное устройство, швартовное устройство, буксирное устройство, специальные палубные устройства, рангоут, такелаж, палубы и надстройки.

42. Виды судовых работ: обязанности членов экипажа по приборкам, приборочный материал, моющие средства, работы по обслуживанию заведования, виды палубных работ, ТБ при проведении палубных работ, мытьё и покраска палуб. Виды лакокрасочных материалов, инструмент  для покрасочных работ, ТБ при проведении покрасочных работ.        

43. Грузовые работы.

Теория: виды грузовых работ, подготовка к грузовым работам, ТБ при грузовых работах.

Практика: самостоятельно застропить различные предметы, заводка стропа на грузовой гак.

44. Такелажное дело.

Теория: такелажный инструмент, марки, морские узлы, заделка кнопов, мусингов, репок, огонов, сплесней, плетение матов и мягких кранцев.

Практика:  вязание морских узлов, заделка кнопов, мусингов, плетение огонов, сплесней, матов и мягких кранцев.

45. Швартовные операции.

Теория: наименование и порядок подачи швартовных тросов, Виды швартовных тросов и особенности работы с ними, способы наложения троса на кнехты и береговые палы, подача бросательного конца, работа со швартовными лебёдками и вьюшками.

Практика: подача бросательного конца, заводка швартова на береговой пал, наложение шлагов на палубный кнехт.

46. Парусная оснастка.

Теория: устройство паруса, классификация парусов, разновидности парусной оснастки судов.

Практика: показ элементов парусной оснастки на макете парусного судна.

47. Парусные работы.

Теория: парусные ткани, инструмент  для пошива и ремонта парусов, парусные швы, другие работы с парусиной.

Практика:  ремонт парусов.

Судовая гигиена и первая медицинская помощь

49. Гигиена на судне: личная гигиена моряка, гигиена помещений, места общего пользования, пищевая гигиена и использование пресной воды на судне.

50. Ранения и травмы: виды ранений, виды травм, обработка раны, виды кровотечений и методы их остановки, наложение жгута и повязки.

51. Оказание первой помощи при травме.

Теория: порядок действия, фиксация повреждённых конечностей шинами, транспортировка пострадавшего, различные виды перевязок, судовая аптечка.

Практика: тренировка наложения шин и повязок друг на друге, транспортировка на носилках.

52. Оживление.

Теория: обморок, остановка сердечной и дыхательной деятельности, освобождение дыхательных путей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Практика: отработка приёмов на манекене.

53. Особые виды травм.

Теория: поражение электрическим током, обморожение, тепловой удар, термический и химический ожог, утопление, удушение, отравление токсическими веществами.

Практика: отработка приёмов на манекене.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения

Результаты

Способы определения их результативности

Чёткое понимание структуры флота

Опрос

Уверенно отличать основные типы судов и кораблей.

Опрос

Знать основные положения Устава службы на судах ММФ. Твёрдо знать обязанности вахтенного матроса и моториста.

Тесты, опросы

Знать назначение аварийного инвентаря, инструментов, спасательных средств. Уметь надевать спасательный жилет и гидрокостюм.

Практические занятия, показ, опрос.

Передавать и принимать простые сообщения азбукой Морзе и флажным семафором. Пользоваться предметной сигнализацией.

Практические занятия

Визуально определять флаги МСС-65. Знать значение каждого флага.

Знать международные сигналы бедствия.

Опрос, показ

Знать основные методы тушения пожара и заделки пробоины.

Опрос, практическое занятие.

Уверенная работа с навигационной картой.Умелое пользование штурманским инструментом.

Нанесение точки по координатам.

Прокладка курса. Взятие пеленга на ориентир. Снятие показаний с навигационных приборов.

Практические занятия с картой и на навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000

Понимать механизм образования природных явлений, возникновения циклонов.

Опрос.

Определять навигационные огни судов и знать их значение.

Практическая работа по компьютерной программе.

Уверенное маневрирование судне малого тоннажа.

Практические занятия  на навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000

Знать состав СЭУ, ориентироваться в машинном отделении.

Опрос, тест. Экскурсия на судно.

Уметь работать кистью и валиком.

Практические занятия.

Уметь правильно подать бросательный конец и швартовный трос, наложить шлаги на кнехт.

Практические занятия.

Уверенно вязать узлы, заплетать огона, кнопы и мусинги, сращивать тросы, плести мат и кранцы, пользоваться такелажным инструментом.

Практические  индивидуальные и групповые занятия. Соревнования на скорость и точность выполнения такелажных работ.

Знать строение паруса, уверенно пользоваться инструментом при ремонте паруса.

Практические  индивидуальные и групповые занятия. Соревнования на скорость и точность выполнения ремонта паруса.

Уметь останавливать различные кровотечения, различать виды ранений и травм, обрабатывать раны, делать перевязку и наложение шины.

Практическое занятие на манекене и друг с другом. Просмотр учебного фильма.

Уметь проводить первичные мероприятия по оживлению при остановке  сердца дыхания

и друг с другом. Просмотр учебного фильма.

Знать методы оказания помощи при утоплении, ударе электротоком, обморожении, термическом и химическом ожоге.

Опрос, практическое занятие на манекене. Просмотр учебного фильма.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

Устройство судна.

6

4

10

Устройство парусного судна

4

2

6

Рангоут и такелаж парусного судна

8

8

Парусное вооружение

4

4

8

Судовые и такелажные работы

4

10

14

Средства связи и сигнализации

6

20

26

Организация практики на учебном парусно-моторном судне

2

2

4

Подготовка учебного парусно-моторного судна к зимней стоянке

4

4

Подготовка учебного парусно-моторного судна к навигации

4

4

Строевая подготовка

30

30

Зачет по программе

2

2

4

Участие в клубных мероприятиях

10

Педагогический резерв

14

ИТОГО

38

82

144


Содержание программы 3-го года обучения:

  1. Устройство судна

Корпус судна. Судовые устройства. Судовые системы.

  1. Устройство парусного судна

Устройство учебно-моторного парусного судна.

  1. Рангоут и такелаж парусного судна

Неподвижный рангоут (мачта, флагшток, бушприт), подвижный рангоут (рей, гик, гафель); стоячий такелаж (штаги, ванты, бакштаг), бегучий такелаж (фал, нирал, галс, шкоты)

  1. Парусное вооружение

Типы парусных судов; виды парусов; правила работы с парусами.

  1. Судовые и такелажные работы

Судовые работы (покрасочные, зачистные, приборка); такелажные работы(ремонт парусов, плетение огонов, марок, вязание узлов).

  1. Средства связи и сигнализации

Зрительная связь (Международная семафорная азбука). Виды сигнализации; судовая сигнализация. Принципы построения и организации Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания.

  1. Организация практики на парусно-моторном учебном судне.
  2. Подготовка парусного судна к зимней стоянке.

Приборка и подготовка помещений, снастей, оборудования, инструментов

  1. Подготовка парусного судна к навигации

В случае нахождения судна в доке возможно проведение экскурсий, просмотр фильмов и учебных видеоматериалов

10. Участие в клубных мероприятиях

11. Зачет

Ожидаемые результаты 3 года обучения.

результаты

Способы определения их результативности

Знание устройства судна

Опрос

Знание устройства парусного судна

Опрос, письменный проверочный тест

Знание устройства МПС

Опрос, письменный проверочный тест во время занятий учебном судне

Умение выполнять судовые и такелажные работы

Практические занятия на учебном судне

Знание современны типов связи и сигнализации

Опрос теоретических знаний, проверка практических умений


Учебно-тематический план 4-го года обучения

п\п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие.

2

2

Навигация и лоция

2

Морские карты и навигационные пособия.

2

2

3

Определение места судна в море различными способами.

2

4

6

4

Корректурный материал ГУНиО МО.

2

4

6

5

Предварительная прокладка на карте.

2

6

8

6

Организация ходовой вахты на мостике.

2

4

6

7

Ведение путевой прокладки.

2

4

6

8

Навигационное оборудование ходового мостика.

2

2

4

9

Управление судном в различных условиях.

2

6

8

10

МАМС

2

2

11

МППСС-72

2

2

4

12

English (seamens book)

2

10

12

13

Система мер

2

2

14

ИМО и международные морские конвенции

2

2

15

З ачет

2

2

4

16

ИТОГО

26

46

72

Судовые энергетические установки

17

Техника безопасности при работе в машинном отделении

2

2

18

Главный двигатель

2

2

4

19

Судовые системы

2

2

4

20

Подвесные моторы

2

2

4

21

Зачет

2

2

4

ИТОГО

10

8

18

Парусное и боцманское дело

22

Судовые и такелажные работы

2

8

10

23

Покрасочные работы

2

2

4

24

Ремонт парусов

6

6

25

Швартовные операции

2

2

4

26

Аварийная партия

2

2

4

27

Зачёт

2

2

4

ИТОГО

10

22

32

Военно-морская подготовка

28

Основы военно-морской тактики

2

2

29

Автомат «Клашников»

2

4

6

30

Стрельба из пневматической винтовки

4

4

31

Зачёт

2

2

ИТОГО

4

10

14

Участие в клубных мероприятиях

6

6

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

52

92

144

Содержание программы 4-го года обучения:

  1. Вводное занятие: проведение инструктажей по технике безопасности, экспресс-опрос по темам 2-го года обучения.

Навигация и лоция

  1. Морские карты и навигационные пособия.

Теория: правила работы с навигационными картами и пособиями, подбор карт на рейс, составление судовой коллекции, хранение карт и пособий на судне, категории допуска к картам и пособиям.

Практика: самостоятельная работа с навигационными картами и пособиями. Практическое ознакомление с Лоцией Балтийского моря.

  1. Определение места судна в море различными способами.

Теория: визуальные методы по пеленгам и горизонтальным углам, обсервация с помощью РЛС, спутниковые и радионавигационные системы определения, понятие астрономического метода.

Практика: работа с пеленгатором и секстантом, определение места по радиолокационным пеленгам и дистанциям, снятие показаний индикатора спутниковой системы, нанесение полученного места на карту. Практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000.

  1. Корректурный материал ГУНиО МО.

Теория: правила корректуры, извещения мореплавателям, ПРИП, НАВИП.

Практика: самостоятельная корректура карты и лоции.

  1. Предварительная прокладка на карте.

Теория: подбор карты для перехода, выбор безопасного пути, предварительное счисление пути, контрольные точки и ориентиры.

Практика: самостоятельное нанесение на карту предварительной прокладки.

  1. Организация ходовой вахты на мостике: требования, предъявляемые к вахтенной службе ходового мостика, вахтенный помощник капитана, матрос-рулевой, вперёдсмотрящий,
  2. Ведение путевой прокладки.

Теория: исходная точка, истинный курс, счисление пути, обсервации, невязка, поправка курса на ветер и течение, графическое оформление путевой прокладки.

Практика: самостоятельная работа на карте.

  1. Навигационное оборудование ходового мостика.

Теория: гирокомпас, эхолот, лаг, РЛС, АИС, СНС, ГМССБ.

Практика: практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000.

  1. Маневрирование и управление судном в различных условиях.

Теория: управление судном в узкости, на мелководье, в условиях ограниченной видимости, при маневрировании в портовых водах, швартовка и отход от причала, расхождение в море и обгон.

Практика: практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000.

  1. МАМС.

Практика: практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000. Плавание в регионах А и В.

  1. МППСС-72.

Теория: повторение и закрепление материала, пройденного на втором году обучения. Маневрирование при расхождении и обгоне в различных ситуациях.

Практика: практические занятия на Навигационном тренажере Navi-Trainer Professional 4000

  1. English (seamens book).

Теория: морская терминология, команды на руле, при швартовке, на якорь, сообщения передаваемые при безопасности, срочности и бедствии; общение с гостями судна.

Практика: практическое занятие – «Капитанский прием»

  1. Система мер.

Теория: меры длины, веса, объема, площади в английской и русской системе.

Практика: сравнение параметров разных систем мер.

  1. ИМО и международные морские конвенции: понятие об основных международных конвенциях и договорах по мореплаванию.

        Судовые энергетические установки

  1. Техника безопасности при работе в машинном отделении: изучение инструкций по ТБ для машинной команды.
  2. Главный двигатель.

Теория: топливная система ГД, система приемки и перекачки топлива, масляная система, система грязного топлива и масла, система двухконтурного охлаждения, пуско-реверсная система, система сигнализации и защиты.

Практика: Работа с макетом «ДВС в разрезе», экскурсия на судно с показом ГД и расположением систем.

  1. Судовые системы.

Теория: различные системы, имеющиеся на судах и обслуживаемые машинной командой.

Практика: ознакомительная экскурсия на судно, осмотр механизмов и трубопроводов различных систем.

  1. Подвесные моторы.

Теория: классификация, устройство, модели, порядок запуска и правила эксплуатации.

Практика: работа с учебным пособием «Подвесной лодочный мотор», опрос по теме.

        Парусное и боцманское дело

  1. Судовые и такелажные работы.

Теория: виды судовых работ, ТБ при выполнении судовых работ.

Практика: помывка палубы шваброй, заделка огонов разными способами на растительных, синтетических и стальных тросах, заделка концов троса «репка», заделка кнопов, мусингов, плетение матов и кранцев.

  1. Покрасочные работы.

Теория: судовые краски, лаки, растворители, малярные инструменты, меры безопасности при покрасочных работах.

Практика: окраска горизонтальной и вертикальной поверхности.

  1. Ремонт парусов.

Практика: отработка на практике различных парусных швов, пришивание лик-троса, постановка заплат.

  1. Швартовные операции.

Теория: наименование и порядок подачи швартовных тросов, виды швартовных тросов и особенности работы с ними, способы наложения троса на кнехты и береговые палы, подача бросательного конца, работа со швартовными лебёдками и вьюшками.

Практика: тренировки в подаче бросательного конца на точность и дальность, заводка нескольких швартовов на один пал, перенос швартова с одного пала на другой, наложение шлагов троса на палубные кнехты различной конфигурации.

  1. Аварийная партия.

Теория: количество аварийных партий и аварийных групп на судне, состав АП, обязанности членов АП.

Практика: тренировка по надеванию костюма пожарного и дыхательного аппарата, разнос и подсоединение пожарного шланга,  просмотр учебных фильмов по борьбе за живучесть судна.  

        Военно-морская подготовка

  1. Основы военно-морской тактики: уклонение от атак противника в одиночном плавании, отражение атаки противника в составе соединения, маневрирование кораблей ВМФ в составе эскадры, высадка морского десанта на побережье.
  2. Автомат «Клашников».

Теория: история создания, ТТД автомата, модификации, другие виды стрелкового вооружения, созданные на основе АК.

Практика: разборка – сборка АК.

  1. Стрельба из пневматической винтовки: ТБ при стрельбе из пневматической винтовки, стрельба по мишени в тире.

Ожидаемые результаты 4-го года обучения

Результаты

Способы определения их результативности

Знание обязанностей вахтенного матроса

Опрос, практические занятия на тренажере

Знание правил МППСС-72

Тренажер, тестирующая программа

Владение морской терминологией, командами на английском языке

Тесты, опросы

Умение общаться с гостями судна на английском языке

Игра «Капитанский прием»

Умение определять место судна разными способами

Практические занятия

Знание технике безопасности при выполнении судовых работ

Опрос

Знание названия и расположение парусного вооружения

Опрос, тест по схеме

Знание расположения помещений на учебном судне

Практические занятия на судне

Самостоятельное выполнение такелажных работы из разных материалов (вязание морских узлов, заделка огонов, заделка концов, заделка мусингов, плетение матов)

Вязание морских узлов на скорость, на точность

Умение решать задачи при помощи круга СНО

Практические занятия

Знать систему ограждения МАМС

Практические занятия

Устройство ГД (Главный двигатель)

Опрос

Знать принципы действия, расположение  судовых систем  

Практические занятия, опрос

Знать основные предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна

Опрос

Знать действия экипажа в воде

Опрос

Умение самостоятельно и в команде  выполнять поставленные перед ними задачи

Практические  индивидуальные и групповые занятия

Выбор каждого обучающегося специальности на предстоящей плавательной практике

Зачисление на  плавательную практику  в качестве дублера штурмана, механики и боцмана (по выбору обучающегося)

Выбор профессионального  учебного заведения

Опрос

Уважительное и бережное отношение к деятельности и результатам труда другого человека

Наблюдение во время обучения за поведением, речью и поступками обучающихся.

Методическое обеспечение

Обеспечение программы включает подготовку и проведение педагогом теоретических групповых лекционных занятий по тематике раздела, при их подготовке используется тематическая литература, руководящие документы ведомств флота, фото- и видеоматериалы, компьютерное обеспечение. Проведение теоретических занятий по разделу предполагает активное использование педагогом классной и интерактивной доски, плакатов и схем, видеофильмов и информационных технологий. Дополнительно с учащимися проводится экскурсия в музей ГМА им. СО. Макарова, Центральный Военно-Морской музей, на ледокол «Красин», на действующие суда. Проведение практических занятий предполагает использование наглядных пособий, макетов, моделей, образцов судового оборудования, навигационного тренажёра Navi-Trainer Professional 4000.

Для реализации данной программы необходимы следующие пособия и техническое обеспечение:

  1. Тросы, канаты, фалы различной длинны и толщины.
  2. Такелажные инструменты.
  3. Такелажный станок.
  4. Модель шлюпки с парусным вооружением.
  5. Плакаты (репродукции, картины) с изображением различных типов судов.
  6. Схемы «Корпус судна», «Набор судна», «Судовые системы», «Судовые устройства», «Устройство ЯЛ-6».
  7. Макет «ДВС в разрезе».
  8. Подвесной лодочный мотор.
  9. Морские карты и пособия.
  10. Штурманские инструменты.
  11. Образцы навигационных приборов.
  12. Образцы спасательных средств.
  13. Образцы аварийного снабжения.
  14. Модели различных судов.
  15. Видеоматериалы.
  16. Интерактивная доска.
  17. Персональный компьютер и проектор.
  18. Навигационный тренажёр Navi-Trainer Professional 4000.
  19. Руководящие документы морского и речного флота.
  20. Учебная литература клубной библиотеки.
  21.  Учебные видеофильмы по темам занятий.

 Проведение практических занятий по темам предполагает закрепление теоретических знаний учащихся и отработку ими практических навыков. Кроме этого предполагается прохождение шлюпочной практики после первого года обучения на базе ЗЦДЮТ «Зеркальный» и яхт-клубов города в период летних каникул. Воспитанники, закончившие второй и третий год обучения в клубе, при отсутствии противопоказаний по здоровью, могут быть направлены для прохождения плавательной практики на УПС «Мир» и другие действующие суда.

Обеспечение контроля результативности образовательной программы реализуется проведением зачетов после каждого раздела, либо на едином итоговом зачете в конце учебного года. Для подготовки к итоговому зачету каждому учащемуся выдается перечень тем. Зачеты проводятся в форме индивидуального устного собеседования педагога и воспитанника, либо практического выполнения задания по теме.

        Основным критерием для получения зачёта учащимся является надёжное усвоение не менее половины всего объёма пройденного материала раздела, правильное выполнение практического задания, способность мыслить морскими категориями и ориентироваться в морской терминологии.

Список рекомендованной литературы

Литература для педагогов:

  1. Наставление по борьбе за живучесть судна (НЬСЖ), РД 31.60.14-81. С приложениями и дополнениями, СПб, ЦНИИМФ, 2004
  2. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» М., «Педагогика», 1989
  3. Устав службы на судах морского флота, М., РосКонсульт, 2005.
  4.  «Корабли балтийского флота. Прославленные в боях». «Янтарный сказ»   2004
  5. «Броненосцы балтийского флота. Прославленные в боях». «Янтарный сказ»    2004
  6. Ефентьев В.П. Противопожарная подготовка плавсостав, М.„ Мир. 2004.
  7. Карпенко А.Г. и др. РДАС. Рекомендации экипажам судов по действиям аварийных ситуациях, М., РосКонсульт, 2004.
  8. Тюрин С.А., Судовые спасательные средства. СПб, ГМА им. Макарова, 2006.
  9. Кузин В.П. и др., Военно-Морской флот, СПб, ИМО, 2004.
  10.  Андрющенко Н.С. Толковый морской словарь. Основные термины: более 6000 слов и словосочетаний. М.:Изд. АСТ, 2006
  11.  Морские узлы. Такелажные работы. Атлас. Киев, 2004
  12.  Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1994
  13.  Багрянцев Б.И., Решетов П.И. Учись морскому делу. М.: Издательство ДОСААФ, 1975
  14.  Судовые такелажные работы. Атлас. М.:Транспорт,1967
  15.  Замоткин А.П. Морская практика для матроса. М: Транспорт,1985
  16.  Шатров В.И. Устройство и управление маломерным судном. М.: Ростконсульт, 2006
  17.  Багрянцев Б. Отдать швартовы.М.: Молодая гвардия, 1984
  18.  Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. М,: Изд. «Эксмо», 2005г.
  19.  Шуппе И. Парусный спорт. М. Изд. АСТ-Астрель, 2005г.
  20.  Шнейдер И.Г. Справочник боцмана. М.: Военное издательство,1962
  21.  Фрид Е.Г. «Устройство судна». Л.: Судостроение,1990
  22.  Парусные корабли. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006
  23.  Белан Ф.Н., Чудновский А.М. Основы теории судна. Л.: Судостроение, 1978
  24.  Критерии ффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте копмпетентностного подхода.Материалы к учебно-методическому пособию. СПБ.: Издательство ГОУ «СПбГДТЮ», 2005
  25.  М.Г.Ермолаева. Игра в образовательном процессе. СПб. 2005.
  26.  Журнал «Судостроение»
  27.  Бывальцев П. Ф. Паруса и якоря. Киев.: Абрис, 2003
  28.  Гордеев И. И. Вахтенный матрос. М.: Изд. РКонсульт, 2003
  29.  Дас Роберт Маневры под парусами Москва.: Аякс-пресс, 2007
  30.  Франко Джорджетти. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. Альбом. Москва.: АСТ, 2005
  31.  Шапиро Л.С. Сердце корабля. Л.:Судостроение, 1990
  32.  Шульт Йоахим. Все о парусах. Москва.: Аякс-пресс, 2007
  33.  Эпов Г.С. Парусное вооружение судов. СПб.: Элмор, 2005
  34.  Мэйелл Марк. «Энциклопедия первой помощи». Санкт-Петербург “Золотой век”, 1995
  35.  Полозок В.В. «Зрительная связь и зрительное наблюдение». М., Воениздат, 1964
  36.  Справочник по морской практике М., Воениздат, 1969
  37.  Справочник штурмана М., Воениздат, 1968
  38.  Сысоева М.Е. «Азбука воспитателя и вожатого оздоровительного лагеря». Москва, 1999
  39.  Иванов Л.Н. и др. «Шлюпка», М., ВИ., 1976
  40.  Дыгало В.А. «Откуда и что на флоте пошло» М., «Прогресс»,1993
  41.  Наставление по борьбе за живучесть судна (НЬСЖ), РД 31.60.14-81. С приложениями и дополнениями, СПб, ЦНИИМФ, 2004

Литература для учащихся:

  1. Фрид Е.Г. Устройство судна, М., Мир, 2004.
  2. Кривоносов Л.М., Какими бывают корабли, СПб, ИМО,2003.
  3. Глотов Ю.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах, М., Транспорт, 2005.
  4. Морские узлы. Такелажные работы. Атлас. Киев, 2004
  5. Шатров В.И. Устройство и управление маломерным судном. М.: Ростконсульт, 2006
  6. Багрянцев Б. Отдать швартовы.М.: Молодая гвардия, 1984
  7. Андрющенко Н.С. Толковый морской словарь. Основные термины: более 6000 слов и словосочетаний. М.:Изд. АСТ, 2006
  8. Бывальцев П. Ф. Паруса и якоря. Киев.: Абрис, 2003
  9. Дас Роберт Маневры под парусами Москва: Аякс-пресс, 2007
  10.  Колин Джарман. Морские узлы в обиходе. СПб.: Диля, 2004
  11.  Лихачев А.В. Морская сигнализация и связь. Моркнига. 2003
  12.  Морские узлы. Такелажные работы. Атлас. Киев, 2004
  13.  Великие географические открытия. Москва. «Литера» 2005
  14.  Мир кораблей - морская энциклопедия «Росмен» 2005
  15.  Детская морская энциклопедия «Росмен» 2005
  16.  Гришин Ю.А. «История мореплавания» М., «Транспорт», 1966
  17.  Дыгало В.А. «Откуда и что на флоте пошло» М., «Крафта», 2000
  18.  Дыгало В.А. «А начиналось все с ладьи» М., «Просвещение»,1995
  19.  Дубравская О.Н. «История географических открытий». М.,«РИПОЛ КЛАССИК», 2002
  20.  Антрушин А.В., Успенский Л.А. «Спутник пятнадцатилетнего капитана» Л., «Детиздат» 1955

Интернет-ресурсы

1.  Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции Федеральных законов 1996-2009 г.г.)    http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.

2. Приоритетный национальный проект «Образование». http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271) http://k-obr.spb.ru/page/298/ - Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию.  

4. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2075 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5405 от 11 февраля 2011. http://www.rg.ru/2011/02/11/pedagog-dok.html

5. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ  от 27 марта 2006 г. № 69. http://методкабинет.рф/index.php/rezhimvremeni.html     Всероссийский педагогический портал Методкабинет РФ.

6. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 233 с изменениями от 22.02.1997 г., 08.08 2003 г., от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006, от10.03.2009)  http://urist.mosuzedu.ru/prav_osn/tipPlzh3.html 

7. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения) СанПиН - 2.4.4.1251-03 (зарегистрированы Минюстом РФ 27 мая 2003 г. № 4594) http://www.tehbez.ru/docum/documshow_documid_554.html  - Информационный канал «Профсоюзы России».

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844). http://law7.ru/base33/part5/d33ru5984.htm  - Российский правовой портал Семерка.

9. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.  http://www.anichkov.ru/departments/centre - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». http://www.anichkov.ru/

10. Морской клуб «Юнга» http://www.anichkov.ru/departments/engineering/technica-yunga

11. Нормативно-правовые основы аттестации педагогических кадров.   http://spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php   - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Приложение

Зачётный лист

           Учебный год ________________________

Наименование программы: ___________________________________________________

          № группы __________

          Педагог ____________________________________________________________________

п\п

Ф.И.О. учащегося

Наименование раздела

№1

№2

№3

№4

№5

1.

Иванов Иван

Зачёт

Зачёт

Зачёт

Зачёт

Зачёт

« ____» _______________ 201  г.                                     Подпись ПДО________________

Письменная зачётная работа по разделу

«Организация флота и НБЖС»

МК «Юнга»

Группа №

Ф.И.О._________________________________________________________

  1. Структура флота. Из каких подразделений состоит флот?
  2. Классификация гражданского флота. Как различаются суда по назначению, по роду груза, по роду двигателя и движителя?
  3. Классификация военного флота. Какие военные корабли вы знаете и их назначение?
  4. Перспективы развития гражданского флота и ВМФ. Какими должны быть суда и корабли в будущем?
  5. Что такое Устав службы на флоте?
  6. Кто входит в состав экипажа?
  7. Что такое МСС-65?
  8. Что такое вахта? Обязанности вахтенного матроса у трапа.
  9. Какие спасательные средства вы знаете?
  10. Какие противопожарные средства вы знаете?
  11. Какие материалы и инструменты применяют при заделке пробоины?
  12. Какие действия должен предпринять член экипажа при обнаружении возгорания, поступления воды, запаха дыма, прорыва трубопровода и т. д.
  13. Какой документ на судне является основой организации борьбы за живучесть и о чём в нём говорится?
  14. Что такое «Аварийная партия»?
  15. В каком случае экипаж покидает судно и как это делается?

«___»__________________201_ г.        Подпись ПДО___________________

Каледарно-тематический план 1-го года обучения

п\п

Дата

Темы

Теория

Практика

Примечания

Знакомство с клубом и флотом

6

1

Традиции МК «Юнга». Правила поведения учащегося во дворце  и ПДД.

1

2

Техника безопасности на практических занятиях и при проведении различных клубных мероприятий

1

3

Что такое флот?

2

4

Морские традиции и терминология

2

История мореплавания

20

5

От бревна до парусника

2

6

Развитие парусного флота

2

7

Развитие парового флота

2

8

Развитие стальных судов с двигательными установками

2

9

Великие географические открытия

2

10

Великие мореплаватели  

2

11

Основные памятные даты истории флота

2

12

Победы русского флота

2

13

История морской формы

2

14

Зачёт по теме

2

Такелаж и морская сигнализация

8

46

15

Вводное занятие

2

16

Незатягивающиеся узлы

2

17

Узлы для связывания двух тросов

2

18

Затягивающиеся узлы

2

19

Незатягивающиеся петли

2

20

Затягивающиеся петли

2

21

Быстроразвязывающиеся узлы

2

22

Декоративные и специальные узлы

2

23

Знакомство с такелажными работами и инструментом

2

24

Заделка огона на трёхпрядном тросе

2

25

Сращивание тросов

2

26

Заделка «репки», кнопа и мусинга

2

27

Заделка «репки», кнопа и мусинга

2

28

Плетение матов

2

29

Плетение кранцев

2

30

Плетение кранцев

2

31

Флажной семафор

2

32

Флажной семафор

2

33

Флажной семафор

2

34

Флажной семафор

2

35

Азбука Морзе

2

36

Азбука Морзе

2

37

Азбука Морзе

2

38

Азбука Морзе

2

39

Зачёт по пройденной теме

2

40

Зачёт по пройденной теме

2

Шлюпочная подготовка

24

4

41

Назначение шлюпок и их классификация

2

42

Устройство шестивёсельного яла

2

43

Устройство шестивёсельного яла

2

44

Устройство шестивёсельного яла

2

45

Устройство шестивёсельного яла

2

46

Устройство шестивёсельного яла

2

47

Шлюпочное снабжение

2

48

Правила техники безопасности при посадке-высадке, гребле на вёслах и хождении под парусом

2

49

Виды шлюпочных парусов, их устройство и основы управления парусом

2

50

Виды шлюпочных парусов, их устройство и основы управления парусом

2

51

Хождение на шлюпке под парусом

2

52

Хождение на шлюпке под парусом

2

53

Зачёт по теме

2

Плавание по внутренним водным путям

30

6

54

Классификация судов

2

55

Основы устройства судна

2

56

Основы устройства судна

2

57

Основы устройства судна

2

58

Основы устройства судна

2

59

Основы устройства судна

2

60

Набор корпуса судна

2

61

Судовые системы

2

62

Судовые устройства

2

63

Правила плавания по ВВП

2

64

Правила плавания по ВВП

2

65

Правила плавания по ВВП

2

66

Правила плавания по ВВП

2

67

Первая медицинская помощь при травмах

2

68

Первая медицинская помощь при травмах

2

69

Спасение утопающего и первая помощь при утоплении

2

70

Спасение утопающего и первая помощь при утоплении

2

71

Зачёт по теме

2

72

Участие в клубных мероприятиях

2

73

Участие в клубных мероприятиях

2

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

88

56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Тросы и принадлежности такелажа"

Презентация предназначена для занятий с кадетами по изучению основ морской практики и раскрывает вопросы состава, классификации и свойств тросов и прандлежностей такелажа, используемых на кораблях и ш...

Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки по теме: "Такелажные работы и техника безопасности при их проведении"

В презентации дается определение такелажным работам, рассказывается об инструментах, применяемых при такелажных работах, а также освещаются основные направдления техники безопасности....

Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Морские узлы, применяемые на шлюпках"

Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки....

Конспект организованной образовательной деятельности "Морское путешествие"

Занятие для детей с ОВЗ дошкольного возраста для формирования интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей детей посредством нетрадиционной формы рисования оттиском....

Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)

Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое ...