Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)
учебно-методический материал по физкультуре

Иванов Александр Викторович

Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое обеспечение тренировочного процесса путем централизованного внедрения разработанных и утвержденных примерных программ спортивной подготовки по виду спорта, обеспечивающих получение информации, необходимой для качественной организации процесса подготовки.

 

Реализация эффективного управления тренировочным процессом обеспечивается при соблюдении ряда условий, в том числе осуществлении систематического анализа параметров подготовленности, позволяющей обеспечивать тренерский состав необходимыми данными в течение всей спортивной карьеры. В настоящее время мировые спортивные державы интенсивно переходят к формированию технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории и практики спортивной тренировки с использованием научно-методических концепций спортивной психологии и медицины, биомеханики и биоэнергетических технологий, управления спортивной формой.

Особое место в системе физической культуры и спорта занимает программно-методическое обеспечение, поскольку именно рациональное планирование спортивной подготовки, формирование оптимального соотношения параметров тренировочной и соревновательной нагрузок, а также содержание программ физической, технической, тактической и психологической подготовки обеспечивает становление спортивной формы. Выпадение одного из звеньев этой цепи делает процесс спортивной подготовки неуправляемым.

Значение данного компонента на современном этапе трудно переоценить. Наличие в организации, осуществляющей спортивную подготовку, необходимого программно-методического комплекса не только позволяет соответствовать требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, но и, прежде всего, помогает тренерскому и административному составам эффективно осуществлять планирование и управление тренировочным процессом.

Утвержденные программно-нормативные документы, в том числе Концепция по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», формируют необходимую основу совершенствования программно-методического обеспечения.

Дальнейшее совершенствование программно-методического      обеспечения спортивной подготовки тесно связано с комплексом вносимых законов, нормативных актов, директив и распоряжений, призванных реализовать центральную задачу – подготовить конкурентоспособных на мировой спортивной арене сборных по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Значение единого подхода к определению методик спортивной подготовки, применению различных физических упражнений во многом обусловлено следующими задачами:

  • достижение соответствующих возрасту и этапу спортивных результатов;
  • обеспечение успешного перехода с этапа на этап подготовки;
  • сохранение здоровья юных спортсменов.

При определении критериев к наполнению программно- методического обеспечения спортивной подготовки следует сделать акцент на соблюдении требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта и построенных на их основе типовых программ по спортивной подготовке.

Это позволит оптимизировать планирование многолетнего тренировочного процесса, определить количественные и качественные параметры нагрузки, уточнить критерии к уровню спортивной формы на каждом этапе. В свою очередь, типовые программы служат основой для формирования рабочих программ, по которым осуществляется ведение тренировочного процесса в спортивной организации.

Понимание тренерским и административным составами данной структуры и своевременное обновление программного материала обеспечивают необходимую для повышения результативности коррекцию тренировочных планов, благодаря чему спортсмен в конкретной спортивной дисциплине будет способен полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Ввиду того, что спортивную подготовку следует рассматривать как многофакторный процесс, состоящий из четырех основных этапов: установление цели, определение прогноза, составление программы, ее реализация (Оганджанов А.Л., 2009), программно-методическое обеспечение должно в полной мере позволять реализовывать данные аспекты.

Среди основных компонентов современного программно- методического обеспечения спортивной подготовки следует выделить:

  • сформированные на основе объективных научных данных требования к планированию тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки, систематизация и рациональное распределение средств и методов;
  • наличие доступных форм для ведения учета и анализа выполняемой тренировочной и соревновательной нагрузок;
  • соблюдение указанных в федеральных стандартах спортивной подготовки требований для выполнения целевых задач на каждом этапе подготовки;
  • наличие различных вариантов осуществления процесса подготовки с учетом специфики данного вида спорта, имеющейся материально-технической составляющей;
  • разработка и внедрение в тренировочный процесс актуальных типовых программ спортивной подготовки и построенных на их основе рабочих программ;
  • формирование методических рекомендаций и пособий для тренерского и административного персоналов, отдельных специалистов, отражающих современные тенденции развития спорта высших достижений и детско-юношеского спорта, в том числе при работе с использованием дополнительных технических средств.

В настоящее время широкое применение в спортивной практике получили различные электронные и дистанционные формы планирования и ведения контроля тренировочной и соревновательной нагрузок. Это в немалой степени упрощает последующий анализ тренировочной и соревновательной деятельности, позволяет более оперативно формировать тренировочные планы. Однако для успешного их применения требуется наличие соответствующих инструкций и методических разработок:

  • соответствие программно-методического материала требованиям, указанным в действующих нормативно-правовых документах, в частности в разделе антидопингового обеспечения и выполнения требований по обеспечению безопасности и здоровья занимающихся;
  • материалы для повышения квалификации тренерского состава.

Большое значение имеет также наличие разработанных и утвержденных форм для ведения учета тренировочной и соревновательной нагрузок (журналы, дневники), проведения контрольных и переводных тестирований, в том числе в электронном виде, для своевременного анализа выполнения тренировочного плана. Наличие программного материала, построенного с учетом всех требований к конкретному этапу спортивной подготовки, способствует более качественному проведению тренировочного процесса как у тренеров, недавно начавших трудовую деятельность, так и у специалистов, давно находящихся в спортивной отрасли.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

     Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документаци...

2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образовательного курса «Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку»

Олимпиады и предметные конкурсы служат популяризации наук и выявлению талантливых школьников. Задания олимпиады по английскому языку проверяют уровень коммуникативной и социокультурной компетентн...

2015 г. Дополнительный образовательный курс «Подготовка учащихся 8-11 классов к муниципальному, региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку»

Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку проводится с 1998 года. Задания олимпиады проверяют как рецептивные навыки (чтение, аудирование), так и продуктивные навыки (письменная и устная...

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта по всестилевому каратэ

Данная образовательная программа состоит из шести частей:пояснительная запискаучебный планметодическая частьвоспитательная и профориентационная работасистема контроля и зачётные требованияперечень инф...