Авторская программа дополнительного образования "Патриот", автор Наталья Владимировна Горлова
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Горлова Наталья Владимировна

Программа дополнительного образования «Патриот» разработана с учётом требований и подходов Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.» (утверждена постановлением Правительства РФ 05.10.2010г.,№795); «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2015г. №1493). Данная программа разработана 24.08.2015г. для воспитанников общеобразовательной школы, возраст 10-13 лет. Срок реализации программы 1 год. Количество занятий: 1 час в неделю. Продолжительность занятия 35-45 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор средней

 школы-интерната МИД РФ

______________ О.А. Кудряшова

_____________________________

Авторская программа 

дополнительного образования

 «Патриот»

Автор: Горлова Наталья Владимировна, стаж педагогической

             деятельности 18 лет, член Союза краеведов России

Дата разработки программы: 24.08.2015г.

Московская область, Щёлковский район

Согласовано

Заместитель директора по воспитательной работе

средней школы-интерната МИД РФ

_________________Л.В. Захарко

__________________________

Пояснительная записка

«Воспитывать подрастающее поколение на достойных примерах», «Из прошлого – в будущее!» - эти девизы должны стать неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Щёлковский край, Московская область – край с богатой историей, народными традициями, место, где расположена масса культурных, исторических, природных объектов. В 2014-м году Щёлковскому муниципальному району исполнилось 85 лет. Наступивший 2015 год ознаменован ещё одним юбилеем – 90-летием образования города Щёлково. Проходят годы, сменяются поколения, но неизменной остаётся потребность человека любить свою малую Родину. Осмысленной эту любовь делает знание истории своего края, места, где мы родились и воспитывались. От изучения истории своего родного края – к изучению истории России, органично строя параллели, ведь, как совершенно верно отметил Сигурд Оттович Шмидт, – почётный председатель Союза Краеведов России, академик Российской Академии Образования – «Без краеведения нет России».

Краеведение облегчает творческое общение людей разных поколений, способствует объединению по интересам, воспитывает уважение к родному краю, его природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков, развивает интерес к изучению этого. Каждый ребёнок со школьной скамьи впитывает в себя знания о родном крае. Задача программы – помочь подрастающему поколению в изучении своей малой Родины, что, несомненно, будет способствовать становлению школьников как граждан своей страны: активных, мыслящих, неравнодушных.

Программа дополнительного образования «Патриот» разработана с учётом требований и подходов Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.» (утверждена постановлением Правительства РФ 05.10.2010г.,№795)  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2015г. №1493)

Данная программа разработана для воспитанников общеобразовательной школы, возраст 10-13 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Количество занятий: 1 час в неделю.

Продолжительность занятия 35-45 минут.

Цели программы:

- воспитание чувства уважения к наследию предков, любви к малой Родине;

- расширение кругозора воспитанников о родном крае (Щёлковский район, Московская область).

Задачи программы:

  1. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям Щёлковского района. Воспитание гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданских прав и обязанностей (патриотическое, гражданско-правовое воспитание).
  2. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание воспитанниками системы нравственных ценностей; освоение понятий о культуре, нравственности как о ценностях; воспитание моральных качеств (миролюбия, толерантности, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения (нравственное воспитание).

  1. Воспитание чувства уважения к семье, семейным традициям и ценностям., Ребёнок должен осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессии; осуществляемое в первую очередь в родственных отношениях, в семье, основанных на любви, заботе, теплоте (семейное воспитание).

  1. Развитие чувства прекрасного средствами природы, искусства, окружающей предметной среды Щёлковского края, повышающими активность, результативность, творческий характер деятельности воспитанников, формирующими умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, отношениях, общении (эстетическое воспитание).

  1. Формирование здорового образа жизни, проявляющееся в отношении к своему здоровью как к ценности, умениях и навыках его сохранения и укрепления (здоровьесбережение).

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

1

Официальные символы г. Щёлково: герб, гимн, флаг

1

2

История образования Щёлковского района, города Щёлково.

1

3

Топонимика Щёлковского района.

1

4

История села Улиткино. Главные достопримечательности.

1

5

Флора и фауна Щёлковского района.

1

6

Природные памятники Щёлковского района.

1

7

Промышленность Щёлковского района.

1

8

Знаменитые люди Щёлково.

1

9

Старинные усадьбы.

1

10

Моя родословная.

1

11

Культурные традиции Щёлковского района.

1

12

Поэзия родного края.

1

13

Творчество поэта О.А. Новиченкова.

1

14-15

«Мы художники» (Создание картин, посвящённых селу Улиткино.)

2

16

«Мы поэты» (Сочинение стихотворений о родном крае.)

1

17

«Мы путешественники» (экскурсия в Щёлковский краеведческий музей)

1

18-19

Устный журнал «Край родной, тебя люблю».

2

20-21

Героические страницы Щёлковского района (отечественная война 1812г.)

2

22-23

Героями не рождаются (Великая Отечественная война в Щёлковском районе)

2

24-26

Рождённые летать. (Лётчики, космонавты, чья деятельность связана с Щёлковским районом)

3

27

Экскурсия в Звёздный городок.

1

28-29

Песни Щёлковского района (литературно-музыкальная композиция)

2

30

Викторина «Знатоки родного края»

1

31

Встреча с интересным гостем – знаменитостью Щёлковского района.

1

32

Экскурсия в кинологический центр.

1

33-34

Презентация «Творческое объединение «Патриот»: итоги работы»

2

Формы и методы воспитательной работы

  • беседы;
  • лекции;
  • устные журналы;
  • встречи с представителями общественных организаций, власти, известными и интересными людьми;
  • написание исследовательских работ, докладов, а также статей в районную прессу;
  • помощь в благоустройстве обелиска на территории с. Улиткино;
  • проведение музейных уроков;
  • дискуссии;
  • круглые столы;
  • презентации;
  • конференции;
  • экскурсии (заочные, пешеходные, автомобильные);
  • посещение выставок, музеев;
  • принятие участия в общешкольных, городских, районных, областных, российских воспитательных мероприятиях;
  • принятие участия в культурно-массовых мероприятиях, проводимых администрацией Щёлковского района;
  • составление родословных;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • собрания;
  • клубы;
  • акции;
  • трудовые десанты;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • праздники;
  • игры;
  • фотовыставки.

Практический выход программы «Патриот»

  • Принятие участия в общероссийском проекте «Карта памяти»
  • Участие в паспортизации исторических памятников и памятников архитектуры на территории Щёлковского района, Московской области, г. Москвы
  • Составление исследовательских работ краеведческой направленности
  • Составление генеалогического древа своей семьи
  • Встречи с известными краеведами
  • Принятие участия в краеведческих конкурсах различных уровней
  • Принятие участия в общероссийской акции

                               «Бессмертный полк»

  • Отражение работы творческого объединения «Патриот» в прессе

Ожидаемые результаты программы «Патриот»

  1. Воспитанники овладеют базовыми знаниями об истории Щёлковского района.
  2. Ребята научатся ориентироваться в географических картах Московской области.
  3. Воспитанники смогут объяснять топонимические значения объектов Щёлковского района.
  4. Дети будут знать особенности природы Щёлковского района.
  5. Воспитанники смогут назвать достопримечательности Щёлковского района, знаменитых земляков, почётных жителей Щёлково.

Список литературы, интернет-источников

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.»
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020гг.» http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html
  3. Горелова Н.А. «Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы», - М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
  4. Мельник Н.С. «Москвоведение: учебник для 1-2 классов». – М.: ИТРК, 2001.
  5. «Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл.нач.шк./ Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. – М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998.
  6. Буклет «Щёлковский историко-краеведческий музей».
  7. Буклет-карта «Щёлковский муниципальный район. Исторические и культурные достопримечательности».
  8. «Душа поёт. Песни и стихи Олега Новиченкова». – ИП Етерский Е.С., г. Щёлково, 2015г.
  9. Г. Ровенский, иерей Андрей Пуганов «Церковь святой мироносицы Марии Магдалины. Улиткино». – издание прихода церкви св. мироносицы Марии магдалины с. Улиткино, 2008г.
  10. Учебные материалы по географии Москвы и Московской области: Учеб. Пособие/Сост.: А.И. Алексеев и др. – М.: Издательство Московского университета, 2012.
  11. Г. Ровенский «История сельца Кашинцево». Щёлковская типография, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...

Авторская программа дополнительного образования «Спортивные Надежды» ( 4-5 кл.)

Данная программа  предназначена для занятий с учащимися 4-5 классов. Была лицензирована в 2008 году. Использую её в своей работе в системе дополнительного образования в школе уже несколько лет....

Календарно- тематическое планирование для 5 класса к авторской программе Enjoy English авторы Биболетова М. З. и др.

Данное КТП включает в себя не только планируемое лесическое, грамматическоеЮ, фонетическое и лигво- страноведческое содержание урока, но и плантруемые личностные и метапредметные результаты....

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...