Дополнительная общеобразовательная прогамма Студия рукоделия"Алиса в стране чудес"
рабочая программа (5, 6 класс) по теме
Программа направлена на воспитание у учащихся художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков при работе с различными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа студии дизайна и современных техник декорирования | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ДЮЦ
____________Абдуллаева С.В.
«____» _______________ 2015 г.
Направленность: художественная
Дополнительная общеобразовательная программа
Студия рукоделия «Алиса в стране чудес»
Вид деятельности: дизайн, современные техники декорирования
Авторы: Приемская Алла Ивановна,
Клюева Кристина Евгеньевна,
педагоги дополнительного образования
Возраст детей: 8 – 12 лет
Срок реализации: 3 года
Программа принята
педагогическим советом ГБОУ ДЮЦ
протокол № _____
от «___» ____________ 2015 г.
Москва, 2015 год
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы Студии рукоделия «Алиса в стране чудес» – художественная. Программа направлена на воспитание у учащихся художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков при работе с различными материалами.
Данная программа базового уровня. Предполагается, что учащиеся уже имеют некоторые навыки изобразительного и декоративно-прикладного творчества (умения работать с бумагой, клеем, навыки рисования красками и пр.). Несмотря на это, на первый год обучения могут быть приняты дети, не владеющими каким-либо видом декоративно-прикладного творчества. Для таких учащихся педагог подбирает индивидуальные задания облегчённого варианта, чтобы они легко смогли догнать более подготовленных сверстников.
Актуальность программы
Задача формирования творческой личности – одна из основных задач, стоящих перед системой образования современного общества.
Творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость. Создание данной программы как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности детей.
Программа актуальна, поскольку является модульной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объёмно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания учащегося, получить базовые знания о цвете, материалах, рисунке, при этом происходит приобретение практических знаний и умений и развитие творческой личности.
Новизна программы
Новизна программы «Алиса в стране чудес» заключается:
Во-первых в том, что программа является модульной и предполагает освоение детьми целого спектра видов декоративно-прикладного искусства: батик, папье-маше, бумагопластика, ткачество и пр. Содержание программы вариативно и состоит из разделов по каждому виду декоративно-прикладного творчества.
Во-вторых, данная программа предусматривает занятия «наоборот» (обучающийся в роли педагога), которые предполагают активное сотрудничество подготовленных учащихся с новичками. На таких занятиях одарённые учащиеся могут проводить мастер-классы по изготовлению сувениров, которые они сами разработали. Также может осуществляться совместная работа над исследовательским проектом, во время которой уже имеющие навыки в этой области учащиеся, помогают товарищам осваивать ИКТ-технологии. Такая совместная деятельность способствует сплочению коллектива, воспитывает у учащихся ответственность за порученное дело.
Педагогическая целесообразность
Включение учащегося в разные виды художественной деятельности, основанных на материалах декоративно-прикладного искусства, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Работа с различными материалами, выбор и создание изделия своими руками – это не просто доступный вид творческой деятельности, но и труд, который способствует умственному и художественному воспитанию ребёнка.
Во время овладения различными техниками ручных работ, декорирования изделий и сувениров бисером, бусинами и другими отделочными материалами происходит развитие моторных навыков, глазомера, точности движений.
Предлагаемый материал направлен на развитие собственных возможностей и способностей в условиях свободного творчества, то есть развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. В основу содержания программы включены художественно-практическая деятельность и знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, что способствует расширению кругозора и образного мышления личности.
Курс третьего года обучения содержит раздел «Проектно-исследовательская деятельность в области дизайна и декоративно-прикладного искусства». Технология проектного обучения способствует формированию у учащихся познавательного поиска, стремления к самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю программ тем, что в ней объединены различные направления деятельности.
Особенностью данной программы является то, что каждому учащемуся дана возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Включение учащихся в разные виды прикладного творчества, дополняющих друг друга (батик, папье-маше, ткачество, лоскутная аппликация, декорирование изделий и др.), способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, что даёт больше возможностей для творческого развития личности ребёнка.
Процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу «от простого к сложному», но и путём смены занятий, их разнообразия.
Оособенностью программы является то, что преподаватель сам меняет соотношение пропорций блоков, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников в зависимости от возраста учащихся, их развития, навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени усвоения учебного материала.
Образовательная область программы
Программа представляет собой курс обучения по следующим видам декоративно-прикладного творчества:
- батик;
- папье-маше;
- бумагопластика;
- ткачество.
На третьем году обучения в программу введён раздел «Проектно-исследовательская деятельность в области дизайна и декоративно-прикладного искусства».
Программа студии рукоделия «Алиса в стране чудес» способствует совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков, расширению знаний об использовании и художественной обработке современных материалов и техниках декорирования изделий.
Темы работы с учащимися, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях дети не только постигают тайны мастерства ремёсел, но и ищут новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Программа основана на последовательности заданий возрастающей сложности, поддержании интереса к выполняемой работе.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными видами батика, техниками папье-маше, бумагопластики, ткачества, аппликации из ткани, учатся делать своими руками полезные мелочи, сувениры и подарки, оригинальные аксессуары, осваивают приёмы и методы декоративных отделок, которыми можно украсить готовые изделия.
Цель программы – развитие творческих способностей и формирование у учащихся художественного вкуса, фантазии, воображения посредством освоения различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы
Учебный материал предполагает освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами и инструментами, поэтому на каждом году обучения и при освоении какого-либо вида декоративно-прикладного творчества решаются конкретные обучающие задачи.
Обучающие задачи первого года обучения
- Познакомить учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимых для батика, папье-маше, ткачества, работе с бумагой.
- Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с бумагой, батиком, папье-маше, при выполнении ткачества.
- Познакомить учащихся с видами батика, научить приёмам применения батика в декорировании изделий.
- Научить приёмам работы в технике папье-маше.
- Познакомить учащихся с приёмами бумагопластики: «Скрапбукинг», «Квиллинг», «Кусудамы»;
- Научить выполнять полотняное переплетение.
- Научить изготавливать различные изделия, применяя техники папье-маше, бумагопластики, ткачества.
Обучающие задачи второго года обучения
- Научить техникам узелкового батика, холодного батика.
- Продолжать развивать у учащихся навыки и умения изготовления различных изделий, применяя технику папье-маше.
- Продолжать развивать у учащихся навыки и умения изготовления различных изделий, применяя техники бумагопластики: «Скрапбукинг», «Квиллинг», «Кусудамы».
- Продолжать развивать у учащихся навыки и умения плетения и ткачества.
- Научить воплощать свои творческие идеи при изготавлении различных изделиЙ, применяя техники папье-маше, бумагопластики, ткачества.
Обучающие задачи третьего года обучения:
- Научить выполнять различные эффекты в холодном батике.
- Дать основы композиции на плоскости в технике папье-маше.
- Познакомить учащихся с техникой плетения с отверстиями.
- Познакомить учащихся с различными способами оформления проекта, в том числе, с применением ИТ.
- Научить оформлению исследовательской работы в форме компьютерной презентации в программе Power Point.
В течение всего курса обучения решаются воспитательные и развивающие задачи.
Воспитательные задачи:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду;
- формировать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие задачи:
- формировать потребность учащихся к саморазвитию;
- развивать природные задатки, творческий потенциал учащихся: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Возраст учащихся
Программа предназначена для детей начальных классов общеобразовательной школы 8 – 12 лет.
Формы и режим занятий
Форма занятий: групповая. Оптимальная наполняемость группы для занятий – 6-8 человек. Это связано с нормами площади помещения на одного человека (Сан ПиН 1251-03 от 20.06.03), а также со спецификой организации учебного процесса, так как каждому учащемуся необходимо свободное пространство для выполнения творческой работы.
Кроме того, данная оптимальная наполняемость позволяет достигнуть наилучших результатов: осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, предотвращать появление ошибок и небрежного выполнения изделий.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, каждое занятие длится 1,5 часа. В процессе занятий предусмотрен перерыв для отдыха учащихся и смены деятельности.
Примерная структура занятия
№ п/п | Вид деятельности | Продолжительность, (мин) |
Вводная часть | ||
1. | Подготовка к занятию | 5 |
2. | Повторение правил по технике безопасности. | 5 |
3. | Краткое повторение материала, пройденного на предыдущем занятии. | 5 |
Основная часть | ||
4. | Объяснение новой темы. (Продолжение изучения предыдущей темы). | 15 |
5. | Перерыв (гимнастика для глаз, разминка для рук). | 10 |
6. | Практическая работа. | 40 |
Заключительная часть | ||
9. | Подведение итогов занятия. | 5 |
10. | Уборка рабочего места. | 5 |
Итого: | 90 мин (1,5 часа) |
Ожидаемые результаты 1 года обучения
По окончании 1 года обучения учащийся предположительно будет знать:
- виды декоративно-прикладного творчества: «Батик», «Папье-маше», «Бумагопластика», «Ткачество»;
- правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
Учащийся предположительно будет уметь:
- применять необходимые материалы, инструменты и приспособлениями, необходимые для изготовления творческих работ в различных техниках декоративно-прикладного творчества таких как: «Батик», «Папье-маше», «Бумагопластика», «Ткачество»;
- изготавливать различные поделки, сувениры, творческие коллективные работы, применяя различные техники и виды ручного творчества.
По окончании 2 года обучения учащийся предположительно будет знать:
- технику узелкового и холодного батика;
- технику плетения и ткачества;
- технику папье-маше;
- техники бумагопластики: «Скрапбукинг», «Квиллинг», «Кусудамы».
Учащийся предположительно будет уметь:
- применять необходимые материалы, инструменты и приспособлениями, необходимые для изготовления творческих работ в различных техниках декоративно-прикладного творчества таких как: «Батик», «Папье-маше», «Бумагопластика», «Ткачество»;
- воплощать свои творческие идеи при изготавлении различных изделий, применяя техники папье-маше, бумагопластики, ткачества.
По окончании 3 года обучения учащийся предположительно будет уметь:
- выполнять различные эффекты в холодном батике;
- создавать композиции на плоскости в технике папье-маше;
- выполнять плетение с отверстиями;
- применять на практике различные приёмы и техники декорирования готовых изделий для создания уникальных неповторимых предметов;
- оформлять различными способами проект, в том числе, с применением ИТ;
- оформлять исследовательскую работу в форме компьютерной презентации в программе Power Point.
В течение всего курса обучения у учащихся предположительно сформируются и разовьются:
- природные задатки, творческий потенциал, фантазия, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
- образное и пространственное мышление, воображение;
- способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувство собственного достоинства, самоуважение;
- уважительное отношение к членам коллектива;
- усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду;
- потребность к творческому созидательному труду, к совместной творческой деятельности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Формы подведения итогов реализации программы
Промежуточный контроль является периодической проверкой и осуществляется в процессе усвоения учебного материала. Проводится в конце первого полугодия в форме творческого задания – изготовления новогоднего сувенира (Приложение 1).
По усмотрению педагога проверка усвоения материала может проводиться в конце каждого занятия в форме опроса или анализа качества выполненных работ. В процессе обучения дети принимают участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.
В конце учебного года осуществляется промежуточная аттестация для проверки знаний и умений, которая проводится в форме творческого задания – изготовления декоративного изделия или сувенира. При этом учащимся предоставляется самостоятельность в выборе сувенира. Оценивание выполненных изделий осуществляется по критериям, которые представлены в Приложении 2. Уровни усвоения программы определяются путём суммирования набранных баллов по каждому критерию.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практ. | ||
Вводное занятие. | 1,5 | 1,5 | - | |
I. Батик | 19,5 | 6,5 | 13 | |
1.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа. | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.2. | Кукла из ткани, выполненной в технике узелковый батик. | 3 | 1 | 2 |
1.3. | Подводный мир. Роспись ткани. | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.4. | Трафаретная техника в росписи ткани. | 3 | 1 | 2 |
1.5. | Коврик. | 3 | 1 | 2 |
1.6. | Аксессуары. | 3 | 1 | 2 |
1.7. | Свободная роспись ткани. | 3 | 1 | 2 |
1.8. | Применения батика в декорировании одежды. | 1,5 | 0,5 | 1 |
II. Папье-маше | 27 | 9 | 18 | |
2.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.2. | Сердце с росписью. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.3. | Декупаж. | 6 | 1,5 | 4,5 |
2.4. | Изготовление посуды из бумаги. | 3 | 2 | 1 |
2.5. | Композиция на плоскости. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.6. | Маска. | 3 | 1 | 2 |
2.7. | Цветы. | 6 | 1,5 | 4,5 |
2.8. | Животные. | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.9. | Узоры. | 3 | 1 | 2 |
III. Бумагопластика | 33 | 10 | 23 | |
3.1. | Манекен. | 3 | 1 | 2 |
3.2. | Скрапбукинг. | 6 | 1,5 | 4,5 |
3.3. | Квиллинг. Панно. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.4 | Кусудамы. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.5. | Розы из бумаги. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.6. | Елочные игрушки. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.7. | Открытки. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.8. | Символ нового года. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.9. | Изготовление сувениров. | 6 | 1,5 | 4,5 |
3.10. | Коробочки для хранения мелочей. | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.11. | Плетение. | 3 | 1 | 2 |
3.12. | Натюрморт. | 3 | 1 | 2 |
3.13. | Букет. | 1,5 | 0,5 | 1 |
IV. Ткачество | 30 | 10 | 20 | |
4.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа. | 1,5 | 0,5 | 1 |
4.2. | Изучение полотняного переплетения. | 3 | 1 | 2 |
4.3. | Изучение различных узоров. | 6 | 1,5 | 4,5 |
4.5. | Плетение коврика из природных материалов. | 1,5 | 0,5 | 1 |
4.6. | Плетение рисунка на коврике. | 4,5 | 1,5 | 3 |
4.7. | Завершение работы над ковриком. Плетение узлов. | 1,5 | 1 | 0,5 |
4.8. | Плетение в свободной технике. | 3 | 1 | 2 |
4.9. | Разработка узора на бумаге. Плетение на коврике. | 1,5 | 0,5 | 1 |
4.10. | Плетение сумки. | 3 | 1 | 2 |
4.11. | Плетение на коробке. | 3 | 1 | 2 |
Итоговое занятие. | 1,5 | - | 1,5 | |
Итого: | 111 | 36,5 | 74,5 | |
Организационные мероприятия. | 3 | 3 | - | |
Всего: | 114 | 39,5 | 74,5 |
Содержание образовательной программы первого года обучения
Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми, анкетирование. Цель и задачи программы. Знакомство с программой первого года обучения, основными видами работ.
- Батик
- Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа
Теория. Правила поведения во время занятий организация рабочего места. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Необходимость соблюдения техники безопасности при работе с краской для ткани, ручными инструментами (ножницы, кисти). Правила техники безопасности при работе с электрическим феном. Объяснение понятия батик, узелковый батик.
Практика. Опрос по технике безопасности при работе с ручными материалами и феном. Окрашивание ткани в технике узелковый батик.
- Кукла из ткани, выполненной в технике узелковый батик
Теория. Как окрасить ткань, используя разнообразные узлы и приёмы. Определение размера, правила выполнения куклы. Разнообразные способы плетения косичек.
Практика. Изготовление куклы.
- Подводный мир. Роспись ткани
Теория. Техника выполнения эскизов, как найти хорошую композицию. Нанесение эскизов на ткань. Правила работы с контурами по ткани.
Практика. Выполнение работы на тему подводный мир.
- Трафаретная техника в росписи ткани
Теория. Правила изготовления трафарета. Применение его в батике. Выбор цвета.
Практика. Изготовление рисунка на ткани с помощью трафарета.
- Коврик
Теория. Разрезание ткани по диагонали, деление на отрезки, привязывание к основе коврика. Завязывание узлов.
Практика. Плетение коврика.
- Аксессуары
Теория. Повторение плетения разнообразных косичек. Плетение жгута. Повторение узлов.
Практика. Плетение разнообразных браслетов.
- Свободная роспись ткани
Теория. Применение соли в узелковом батике. Разнообразные узлы. Применение ручного шитья в батике. Техника безопасности. Основные приемы.
Практика. Роспись ткани применение изученного ранее.
- Применения батика в декорировании одежды
Теория. Правила завязывания узлов на разнообразных предметах одежды. Подведение итогов.
Практика. Окрашивание предмета одежды.
II. Папье-маше
2.1. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа
Теория. Правила поведения во время занятий организация рабочего места. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Необходимость соблюдения техники безопасности при работе с клеем, ручными инструментами (ножницы, кисти, бумага, газеты). Правила техники безопасности при работе с феном. Объяснение понятия папье-маше.
Практика. Опрос по технике безопасности при работе. Изготовление пробной работы.
2.2. Сердце с росписью
Теория. Повторение понятия папье-маше. Изготовление сердца из бумаги.
2.3. Декупаж
Теория. Понятие «Декупаж». Основные приёмы. Правила нанесения узора на объекты декорирования.
Практика. Изготовление предметов из папье-маше и декорирование в технике декупаж.
2.4. Изготовление посуды из бумаги
Теория. Применение пластиковой посуды в изготовление бумажной. Определение количества используемых газет при изготовлении посуды.
Практика. Изготовление тарелки, стакана и вазы.
2.5. Композиция на плоскости
Теория. Повторение изображения эскизов. Как сделать на плоскости объёмное изображение с помощью папье-маше.
Практика. Изготовление композиции (натюрморта) на плоскости.
2.6. Маска
Теория. Правила изготовление маски из пластилина. Покрытие её папье-маше. Декорирование различными материалами.
Практика. Изготовление маски.
2.7. Цветы
Теория. Приёмы изготовления цветов из папье-маше. Изучение строения разнообразных цветов.
Практика. Изготовление разных цветов.
2.8. Животные
Теория. Как выбрать животное, эскиз скульптуры. Правильная последовательность изготовления животного и его деталей.
Практика. Рисование эскизов, изготовление животного.
2.9. Узоры
Теория. Техника изготовления узоров из бумаги. Повторение понятия папье-маше. Прием скручивания. Подведение итогов.
Практика. Изготовление стакана с объемным узором.
III. Бумагопластика
3.1. Манекен
Теория. Правила изготовления манекена, с помощью куклы. Правила кроя простейшей одежды для манекена. Примерка на манекене. Финальное приклеивание одежды на манекен.
Практика. Изготовление манекена и одежды для него.
3.2. Скрапбукинг
Теория. Что такое скрапбукинг. Где он используется. Правила изготовления открыток. Выбор цвета, фактуры, материала.
Практика. Изготовление открытки. Рамки.
3.3. Квиллинг. Панно
Теория. Что такое квиллинг. Приемы в квиллинге. Техника безопасности при работе со спец. материалами. Рисование эскиза в цвете. Перенос его на панно.
Практика. Изготовление панно в технике квиллинг.
3.4. Кусудамы
Теория. Что такое кусудам. Правила складывания. История возникновения.
Практика. Изготовление кусудама.
3.5. Розы из бумаги
Теория. Правила пользования циркулем. Расчерчивание спирали. Повторение скручивания.
Практика. Изготовление букета из бумаги.
3.6. Ёлочные игрушки
Теория. Повторение принципов изученных ранее: кусудамы, скрапбукинг, декупаж и др.
Практика. Изготовление разнообразных ёлочных украшений.
3.7. Открытки
Теория. Повторение скрапбукинга. Разработка дизайна открытки.
Практика. Изготовление открытки.
3.8. Символ нового года
Теория. Правила изготовление символа нового года. Из плоскости выйти в объем с помощью мятых газет.
Практика. Оклеивание силуэта лошади мятыми газетами.
3.9. Изготовление сувениров
Теория. Что такое сувенир. Как правильно выбрать, что подарить, определение предпочтений. Выбор техники.
Практика. Изготовление разнообразных сувениров: альбомы, шкатулки и др.
3.10. Коробочки для хранения мелочей
Теория. Повторение техники декупаж. Использование яичной скорлупы для придания фактуры.
Практика. Декорирование коробки.
3.11. Плетение
Теория. Приёмы различных разнообразных переплетений из бумаги. Полотняное, атласное, сатиновое и др.
Практика. Изучение переплетений и применение их в корзине.
3.12. Натюрморт
Теория. Повторение техники папье-маше. Постановка натюрморта.
Практика. Изготовление натюрморта из папье-маше.
3.13. Букет
Теория. Оригами. Принципы изготовление разнообразных цветов, оформление букета.
Практика. Выбор схемы цветка, изготовление букета в технике оригами.
IV. Ткачество
4.1. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа
Теория. Основы полотняного переплетения. Как натягивать нити основы. Начало работы, уравнительная косичка. Выбор нитей. Правильное закрепление. Зачем нужны те или иные инструменты (вилка). Первый коврик.
Практика. Плетение первого простейшего коврика.
4.2. Изучение полотняного переплетения
Теория. Что такое нити основы и уток. Повторение закрепление нитей основы. Правила закрепление утка.
Практика. Начало плетения коврика-образца.
4.3. Изучение различных узоров
Теория. Правила плетения узоров: шишечки, столбики, турецкий узел – по схемам.
Практика. Продолжение плетения коврика-образца.
4.4. Плетение коврика из природных материалов
Теория. Правила определения природных материалов. Повторение плетения уравнительной косички.
Практика. Плетение быстрого коврика из природных материалов.
4.5. Плетение рисунка на коврике
Теория. Повторение уравнительной косички и узоров на коврике. Рисование эскиза и перенесение его на коврик.
Практика. Плетение коврика с рисунком на выбор.
4.6. Завершение работы над ковриком. Плетение узлов
Теория. Повторение полотняного переплетения. Правила завершения коврика, узлы на концах нитей основы.
Практика. Плетение простейшего коврика. Закрепление нитей основы.
4.7. Плетение в свободной технике
Теория. Повторение полотняного переплетения и узоров. Правила плетения коврика средней сложности.
Практика. Плетение коврика.
4.8. Разработка узора на бумаге. Плетение на коврике
Теория. Правила разработки узора по клеточкам в цвете, перенесение узора на плетение.
Практика. Рисунок узора, плетение на коврике.
4.9. Плетение сумки
Теория. Повторение полотняного переплетения. Правила преобразования полотна в сумку.
Практика. Изготовление сумки из коврика.
4.10. Плетение на коробке
Теория. Правила плетение коврика на объемном предмете (коробке). Поведение итогов. Опрос по технике ткачество.
Практика. Плетение коврика на коробке.
Итоговое занятие
Практика. Промежуточная аттестация: выполнение творческой работы в любой ранее изученной технике.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практ. | |||
Вводное занятие. | 1,5 | 1,5 | - | ||
I. Батик | 22,5 | 7,5 | 15 | ||
1.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
1.2. | Узелковый батик. | 3 | 1 | 2 | |
1.3. | Изучение новых приемов батика. Холодный батик. | 9 | 3 | 6 | |
1.4. | Маска. Холодный батик. | 3 | 1 | 2 | |
1.5. | Сумка. Узелковый батик. | 3 | 1 | 2 | |
1.6. | Эффекты в холодном батике. | 3 | 1 | 2 | |
II. Папье-маше | 28,5 | 8,5 | 20 | ||
2.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
2.2. | Натюрморт. | 3 | 1 | 2 | |
2.3. | Скульптура. | 3 | 1 | 2 | |
2.4. | Цветок в горшке. | 3 | 1 | 2 | |
2.5. | Композиция на плоскости. | 6 | 1,5 | 4,5 | |
2.6. | Маска. | 3 | 1 | 2 | |
2.7. | Ваза. | 3 | 1 | 2 | |
2.8. | Комод. | 6 | 1,5 | 4,5 | |
III. Бумага | 30 | 10 | 20 | ||
3.1. | Декорирование коробки. | 3 | 1 | 2 | |
3.2. | Скрапбукинг. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
3.3. | Квиллинг. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
3.4. | Оригами. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
3.5. | Цветы. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
3.6. | Трафарет на бумаге. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
3.7. | Открытки. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
3.8. | Изготовление сувениров. | 7,5 | 2,5 | 5 | |
3.9. | Шар из различных материалов. | 3 | 1 | 2 | |
3.10. | Аксессуары. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
IV. Ткачество | 27 | 9 | 18 | ||
4.1. | Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
4.2. | Коврик в свободной технике. | 3 | 1 | 2 | |
4.3. | Плетение пейзажа. | 6 | 1,5 | 4,5 | |
4.5. | Оформление коврика. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
4.6. | Коврик сложной формы. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
4.7. | Плетение коврика с отверстиями. | 1,5 | 1 | 0,5 | |
4.8. | Плетение сетки. | 3 | 1 | 2 | |
4.9. | Аксессуары. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
4.10. | Игрушки из плетеного полотна. | 3 | 1 | 2 | |
Итоговое занятие | 1,5 | - | 1,5 | ||
Итого: | 111 | 36,5 | 74,5 | ||
Организационные мероприятия | 3 | 3 | - | ||
Всего: | 114 | 39,5 | 74,5 |
Содержание образовательной программы второго года обучения
Вводное занятие
Теория. Цель и задачи программы. Знакомство с программой второго года обучения, основными видами работ. Повторение правил поведения и техники безопасности.
- Батик
- Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Пробная работа.
Теория. Правила техники безопасности при работе с красками, ножницами, феном. Повторение приёмов узелкового батика.
Практика. Изготовление полотна в технике узелковый батик, используя ранее изученные приемы.
- Узелковый батик
Теория. Опрос по технике узелковый батик. Выбор цветов.
Практика. Изготовление полотна в технике узелковый батик.
- Изучение новых приемов батика. Холодный батик
Теория. Техника безопасности при работе с резервирующим составом, красками и кнопками. Приемы в холодном батике. Правильное натяжение ткани на раму. Выбор сюжета работы.
Практика. Пробная работа в технике холодный батик.
- Маска. Холодный батик
Теория. Повторение техники безопасности при работе с резервирующим составом. Повторение приёмов холодного батика. Рисунок эскиза.
Практика. Изготовление работы на тему «Маска».
- Сумка. Узелковый батик
Теория. Приёмы завязывания узлов на ткани для изготовления сумки.
Практика. Изготовление полотна в технике узелковый батик, завязывание узлов для получения сумки.
- Эффекты в холодном батике
Теория. Технология нанесения разнообразных эффектов на ткань с помощью: свечи, мелков, соли, масла и т. д.
Практика. Изготовление работ на различные темы, используя эффекты холодного батика.
- Папье-маше
- Инструменты и приспособления. Техника безопасности
Теория. Повторение техники безопасности при работе с папье-маше. Повторение приёмов. Опрос по технике папье-маше.
Практика. Изготовление стакана с узорами в технике папье-маше.
- Натюрморт
Теория. Правила изготовления рельефа в виде натюрморта с использование техники папье-маше. Изготовление рамы для натюрморта.
Практика. Эскиз натюрморта, перенесение его в объём.
- Скульптура
Теория. Повторение приёмов изготовления скульптуры.
Практика. Изготовление разнообразных скульптур (животные, птицы, цветы).
- Цветок в горшке
Теория. Показ разнообразных изображений цветов, комнатных растений.
Практика. Изготовление цветка и горшка для цветка, с помощью техники папье-паше.
- Композиция на плоскости
Теория. Повторение техники папье-маше. Правила изготовление эскиза для композиции применение её в объёме.
Практика. Изготовление эскиза. Изготовление композиции на разнообразные темы (праздник, зоопарк, дом и т.д.).
- Маска
Теория. Повторение изготовления маски с помощью техники папье-маше. Приёмы лепки маски из пластилина.
Практика. Изготовление масок на разные темы (Греция, Индия, Россия, Африка и т.д.).
- Ваза
Теория. Повторение техники папье-маше. Правила изготовление вырезных узоров на предметах.
Практика. Изготовление вазы, вырезание на ней узоров.
- Комод
Теория. Правила изготовления коробок из картона и сбор их в комод.
Практика. Изготовление ящиков, и основы комода.
- Бумагопластика
- Декорирование коробки
Теория. Определение функции коробки. Правила декорирования.
Практика. Декорирование ранее заготовленной коробки.
- Скрапбукинг
Теория. Правила изготовления и оформления праздничных открыток.
Практика. Изготовление праздничных открыток.
- Оригами
Теория. Повторение техники оригами, правила изготовления более сложных форм.
Практика. Изготовление вазы в технике оригами.
- Цветы
Теория. Изучение различных фактур бумаг и их свойств. Правильный подбор разнообразных бумаг к определенной части цветка.
Практика. Изготовление цветов, подбор бумаги для цветов.
- Трафарет на бумаге
Теория. Правила изготовление трафарета из картона и нанесение его на бумагу. Повторение рисования эскиза на бумаге.
Практика. Рисунок эскиза. Изготовление трафарета, нанесение его на бумагу.
- Открытки
Теория. Правила изготовления объёмных праздничных открыток. Техника граттаж, техника состаривания.
Практика. Изготовление открыток в различных техниках.
- Изготовление сувениров
Теория. Правила изготовления различных сувениров в техниках: кракелюр, плетение, коллаж, мозаика.
Практика. Изготовление сувениров в разных техниках и на разные темы.
- Шар из различных материалов
Теория. Изучение различных техник для изготовления шара, скручивание, обматывание лентами, нитями, бумагой.
Практика. Изготовление шаров в разнообразно технике с различными узорами.
- Аксессуары
Теория. Правила изготовления аксессуаров из бумаги в техники скручивания, с последующим окрашиванием.
Практика. Изготовление браслета и бус.
- Ткачество
- Инструменты и приспособления. Техника безопасности
Теория. Повторение техники безопасности при работе с инструментами для ткачества. Повторение ранее изученных техник и приёмов.
Практика. Плетение быстрого коврика.
- Коврик в свободной технике
Теория. Повторение ранее изученных способов плетения узоров. Повторение завершения коврика.
Практика. Плетение коврика на свободную тему.
- Плетение пейзажа
Теория. Повторение рисования эскиза. Перенесение его на коврик.
Практика. Плетение коврика с изображением пейзажа.
- Оформление коврика
Теория. Правила оформление коврика на раму, с использованием фурнитуры.
Практика. Оформление ранее сделанного коврика.
- Коврик сложной формы
Теория. Правила плетения коврика сложной формы (круг треугольник и т.д.). Закрепление краев коврика.
Практика. Плетение простого коврика без узоров сложной формы.
- Плетение коврика с отверстиями
Теория. Основы плетения коврика с отверстиями с помощью полотняного переплетения.
Практика. Плетение коврика с отверстиями разного размера.
- Плетение сетки
Теория. Изучение нового способа натяжения нитей. Повторение плетения коврика с отверстиями.
Практика. Плетение коврика-сетки.
- Аксессуары
Теория. Правила изготовления браслетов на основе полотняного переплетения. Изучение различных способов крепления браслетов.
Практика. Плетение браслетов с разнообразными узорами.
- Игрушки из плетеного полотна
Теория. Повторение всех изученных ранее техник ткачества.
Техника безопасности при работе с иголками. Шитье игрушки из получившегося полотна. Приёмы ручного шитья.
Практика. Плетение полотна с узорами. Изготовление из него игрушки.
Итоговое занятие
Практика. Изготовление изделия в любой ранее изученной технике.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практ. | |||
Вводное занятие. | 1,5 | 1,5 | - | ||
I. Батик | 15 | 5 | 10 | ||
1.1. | Повторение техники безопасности. Творческая работа. | 3 | 1 | 2 | |
1.2. | Изучение новых приемов батика. Холодный батик. | 3 | 1 | 2 | |
1.3. | Творческая работа в технике холодного батика. | 6 | 2 | 4 | |
1.4. | Эффекты в холодном батике. | 3 | 1 | 2 | |
II. Папье-маше | 21 | 7 | 14 | ||
2.1. | Повторение техники безопасности. Изготовление сувенира. | 3 | 1 | 2 | |
2.2. | Натюрморт. | 3 | 1 | 2 | |
2.3. | Скульптура. | 6 | 2 | 4 | |
2.4. | Композиция на плоскости. | 6 | 2 | 4 | |
2.5. | Комод. | 3 | 1 | 2 | |
III. Бумага | 24 | 8 | 16 | ||
3.1. | Декорирование комода. | 3 | 1 | 2 | |
3.2. | Скрапбукинг. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
3.3. | Цветы. | 3 | 1 | 2 | |
3.4. | Открытки. | 3 | 1 | 2 | |
3.5. | Изготовление сувениров. | 7,5 | 2,5 | 5 | |
3.6. | Аксессуары. | 3 | 1 | 2 | |
IV. Ткачество | 25,5 | 8,5 | 17 | ||
4.1. | Повторение техники безопасности. Изготовление корзинки. | 3 | 1 | 2 | |
4.2. | Коврик в свободной технике. | 3 | 1 | 2 | |
4.3. | Коврик сложной формы. | 4,5 | 1,5 | 3 | |
4.4. | Плетение коврика с отверстиями. | 3 | 1 | 2 | |
4.5. | Аксессуары. | 6 | 2 | 4 | |
4.6. | Игрушки из плетеного полотна. | 6 | 2 | 4 | |
| 21 | 7 | 14 | ||
5.1. | Исследовательская деятельность. | 9 | 3 | 6 | |
5.2. | Оформление и представление проекта. | 6 | 2 | 4 | |
5.3. | Массмедиа оформление проекта. | 6 | 2 | 4 | |
Итоговые занятия | 3 | - | 3 | ||
Итого: | 111 | 37 | 74 | ||
Организационные мероприятия | 3 | 3 | - | ||
Всего: | 114 | 40 | 74 |
Содержание образовательной программы третьего года обучения
Вводное занятие
Теория. Цель и задачи программы. Знакомство с программой второго года обучения, основными видами работ. Повторение правил поведения и техники безопасности.
- Батик
- Повторение техники безопасности. Творческая работа.
Теория. Правила техники безопасности при работе с красками, ножницами, феном. Повторение приёмов узелкового батика.
Практика. Изготовление полотна в технике узелковый батик, используя ранее изученные приемы.
- Изучение новых приемов батика. Холодный батик.
Теория. Техника безопасности при работе с резервирующим составом, красками и кнопками. Приемы в холодном батике. Правильное натяжение ткани на раму. Выбор сюжета работы.
Практика. Пробная работа в технике холодный батик.
- Творческая работа в технике холодного батика.
Теория. Повторение техники безопасности при работе с резервирующим составом. Повторение приёмов холодного батика. Рисунок эскиза.
Практика. Изготовление работы на тему «Маска».
- Эффекты в холодном батике.
Теория. Технология нанесения разнообразных эффектов на ткань с помощью: свечи, мелков, соли, масла и т. д.
Практика. Изготовление работ на различные темы, используя эффекты холодного батика.
- Папье-маше
- Повторение техники безопасности. Изготовление сувенира.
Теория. Повторение техники безопасности при работе с папье-маше. Повторение приёмов. Опрос по технике папье-маше.
Практика. Изготовление сувенира с узорами в технике папье-маше.
- Натюрморт.
Теория. Правила изготовления рельефа в виде натюрморта с использование техники папье-маше. Изготовление рамы для натюрморта.
Практика. Эскиз натюрморта, перенесение его в объём.
- Скульптура.
Теория. Повторение приёмов изготовления скульптуры.
Практика. Изготовление разнообразных скульптур (животные, птицы, цветы).
- Композиция на плоскости.
Теория. Повторение техники папье-маше. Правила изготовление эскиза для композиции применение её в объёме.
Практика. Изготовление эскиза. Изготовление композиции на разнообразные темы (праздник, зоопарк, дом и т.д.).
- Комод.
Теория. Правила изготовления коробок из картона и сбор их в комод.
Практика. Изготовление ящиков, и основы комода.
- Бумагопластика
- Декорирование комода.
Теория. Правила декорирования.
Практика. Декорирование ранее заготовленного комода.
- Скрапбукинг.
Теория. Повторение правил изготовления и оформления праздничных открыток.
Практика. Изготовление праздничных открыток.
- Цветы.
Теория. Изучение различных фактур бумаг и их свойств. Правильный подбор разнообразных бумаг к определенной части цветка.
Практика. Изготовление цветов, подбор бумаги для цветов.
- Открытки.
Теория. Правила изготовления объёмных праздничных открыток. Техника граттаж, техника состаривания.
Практика. Изготовление открыток в различных техниках.
- Изготовление сувениров.
Теория. Правила изготовления различных сувениров в техниках: кракелюр, плетение, коллаж, мозаика.
Практика. Изготовление сувениров в разных техниках и на разные темы.
- Аксессуары.
Теория. Правила изготовления аксессуаров из бумаги в техники скручивания, с последующим окрашиванием.
Практика. Изготовление украшений.
- Ткачество
- Повторение техники безопасности.
Теория. Повторение техники безопасности при работе с инструментами для ткачества. Повторение ранее изученных техник и приёмов.
Практика. Изготовление корзинки коврика.
- Коврик в свободной технике.
Теория. Повторение ранее изученных способов плетения узоров. Повторение завершения коврика.
Практика. Плетение коврика на свободную тему.
- Коврик сложной формы.
Теория. Правила плетения коврика сложной формы (круг треугольник и т.д.). Закрепление краев коврика.
Практика. Плетение простого коврика без узоров сложной формы.
- Плетение коврика с отверстиями.
Теория. Основы плетения коврика с отверстиями с помощью полотняного переплетения.
Практика. Плетение коврика с отверстиями разного размера.
- Аксессуары.
Теория. Правила изготовления браслетов на основе полотняного переплетения. Изучение различных способов крепления браслетов.
Практика. Плетение браслетов с разнообразными узорами.
- Игрушки из плетеного полотна.
Теория. Повторение всех изученных ранее техник ткачества. Шитье игрушки из получившегося полотна. Техника безопасности при работе с иголками. Приёмы ручного шитья.
Практика. Плетение полотна с узорами. Изготовление из него игрушки.
- Проектно-исследовательская деятельность
в области дизайна и декоративно-прикладного искусства.
- Исследовательская деятельность.
Теория. Основы проектной культуры. Разделы проекта.
Практика. Формирование проектных идей. Формулировка проблемы исследования (темы), её анализ. Цели и задачи. Подбор материала по теме исследования.
- Оформление и представление проекта.
Теория. Различные способы оформления проектно-исследовательской деятельности.
Практика. Оформление подобранного материала. Изложение материала в приспособленном для восприятия виде. Анализ, проведенный педагогом и членами коллектива проделанной работы.
5.3. Массмедиа оформление проекта.
Теория. Знакомство с компьютерной программой Power Point.
Практика. Оформление исследовательской работы в форме компьютерной презентации в программе Power Point.
Итоговое занятие.
Практика. Изготовление изделия в любой ранее изученной технике.
Методическое обеспечение программы
Тематические блоки программы построены так, чтобы познакомить учащихся с разными видами декоративно-прикладного искусства, включенными в образовательную программу, погрузить детей в богатейший мир народного творчества, дать первые навыки и умения по изготовлению простейших образцов, тем самым, пробудить интерес к занятиям. Обучение каждому виду прикладного творчества начинается с детального знакомства с материалом и инструментами. В течение обучения, учащиеся знакомятся с разными видами декоративного творчества: работа с бумагой и картоном, работа с нитками и веревками, работа с тканью. Осваивают технику работы с соблюдением правил безопасности труда и личной гигиены, учатся пользоваться красками для батика, ножницами, карандашом, кисточкой, линейкой, клеем, шаблонами и трафаретами.
Каждый вид прикладного творчества от занятия к занятию развивает у детей координацию движения пальцев, кисти, глазомер, моторику рук, пространственное мышление, чувство материала, концентрацию внимания, первые чертежные навыки; знакомит с основными геометрическими фигурами и понятиями; воспитывает аккуратность, бережливость, экономное отношение к материалу, образное мышление, художественный вкус; вызывает положительные эмоции; помогает освоить понятие «форма», «цвет», «композиция», «цветная гамма» и «художественный образ».
Двигаясь от простого к сложному, педагог учит детей «читать» схему изделия, то есть разбираться в видах декоративно-прикладного творчества: отличать один вид батика от другого, определять из каких материалов сделано то или иное изделие, узнавать вид плетения и т.д.
В процессе творческих занятий каждый учащийся придумывает своё неповторимое изделие, пробует самостоятельно подбирать материалы для его изготовления, определяет цветовую гамму и виды отделки. К концу первого года обучения дети должны быть готовы к выполнению самостоятельной работы разной степени сложности.
Каждый вид творчества последовательно пополняет знания детей, расширяет представления об окружающем мире, способствует воспитанию многих жизненно-важных качеств человека.
Занятия прикладным творчеством, овладения мастерством в разных его видах нужно человеку любой профессии и может быть началом профессионального самоопределения.
Осуществляя учебный процесс, педагог руководствуется тематическим планом, определяющим объём знаний и умений на учебный год, тематический блок, каждое занятие.
Дети с опережающим развитием легко справляются с заданиями, отстающие – наоборот. В связи с этим, особенностями для каждого занятия предусматриваются варианты заданий с тем же материалом (для кого-то они усложняются, для кого-то видоизменяются). Это необходимо, чтобы интерес к творчеству не угасал, избавляя ребёнка от ненужных переживаний из-за неудач.
В работе с детьми младшего школьного возраста огромное значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов готового изделия, а также раздачей индивидуальных комплектов дидактического материала, трафаретов. При знакомстве с теоретическим материалом используются иллюстрации, пособия.
Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее. Да, в настоящее время имеется огромное количество готовых печатных пособий, что несомненно является хорошим подспорьем для педагога, но есть и определенные трудности. Во-первых, чтобы обеспечить группу дидактическим или раздаточным материалом, требуется приобрести большое количество экземпляров, что не всегда возможно. Можно делать ксерокопии, но к каждому занятию это сложно, причем ксерокопия делается целиком страницы, что тоже неудобно. Во-вторых, готовый материал всегда навязывает педагогу структуру, содержание, и требуется скорректировать задания, их уровень, количество. Для того, чтобы создать индивидуальные дидактические и наглядные материалы в соответствии с целью, уровнем подготовки учащихся педагогом активно применяются в образовательном процессе ИКТ-технологии.
Сделать занятия интересными, чтобы каждый ребёнок имел желание выполнить задание правильно, чтобы работа была творческой, приносила удовлетворение и, чтобы ребёнок мог гордиться своими достижениями – таковы условия успешности занятий по данной программе.
Условия реализации программы
Для занятий группы требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Кабинет должен быть оборудован необходимыми инструментами и приспособлениями.
Оснащение и техническое оборудование:
- столы и стулья по числу детей в группе;
- шкаф или стеллаж для хранения наглядных пособий и дидактических материалов;
- ученическая доска с набором цветных маркеров;
- фен.
Необходимые инструменты, приспособления и материалы:
- бумага формата А 4;
- хлопчато-бумажная ткань;
- ножницы;
- кисти;
- краски «Батик»;
- баночки для воды;
- нитки различных фактур;
- простые карандаши;
- пластиковые тарелки;
- клей ПВА, клей канцелярский;
- газеты;
- акварель;
- салфетки бумажные (белые и с рисунком);
- воздушные шары;
- бумага разных фактур, цветная бумага;
- картон цветной и гофрированный;
- скотч;
- текстильные ленты;
- вилка.
Наглядные пособия:
- изображения цветов, растений, животных и т.д.;
- примеры работ (рисунки, вазы, коврики, ткани и т.д.);
- фотографии творческих работ.
Дидактические материалы:
- трафареты узоров, цветов; шаблоны.
Список литературы
- Анна П. Шерстяные панно своими руками. – М.: Изд. «Никола-пресс», 2007.
- Бесчаснов Н.П., В.Я. Кулаков, И.Н. – М.: Изд. «Стор Живопись» – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007.
- Бесчаснов Н.П. Графика текстильного орнамента. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина – ООО «СовъяжБево», 2004.
- Бохан М. Необычный гобелен. – М.: Изд. «Аст-пресс», 2011.
- Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Изд. «Профиздат», 1998.
- Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М.: Изд. «Культура и традиции», 2006.
- Дворкина И.А. Батик. – М.: Изд. «Радуга», 2000.
- Кожохина С.К. «Батик» – Ярославль: Академия холдинг, 2000.
- Нинна О. Необычное Оригами. – М.: ООО «Новый формат», 2009.
- Хайке О. Символы индейцев северной Америки. – М.: Изд. «Диля», 2006.
Список методической литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992.
- Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. – М., 2000.
- Кулагин И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет). Учебное пособие. – М.: Изд. РОУ, 1996.
Литература, рекомендуемая детям
- Лесли Девис Мозаика. – М.: Изд. «Эксмо-пресс», 2000.
- Патриция Наве Черутти – Трехмерный декупаж новые идеи. – М.: Издательская Контэнт группа, 2011.
- Хейлз Гаррисон Полный курс рисунок и живопись, материалы, техника, методы – М.: Изд. «Эксмо», 2007.
- Черил Оуэн Роспись по стелу. – М.: Изд. «Арт-родник», 2004.
Приложение 1.
Промежуточный контроль является периодической проверкой и осуществляется в процессе усвоения учебного материала. Проводится в конце первого полугодия в форме творческого задания – изготовления новогоднего сувенира.
Критерии оценки творческого задания – новогоднего сувенира
(подвески для ёлки, открытка, подарочный сувенир и т.д.).
№ | Критерий | Баллы | ||
0 – 3 | 4 – 7 | 8 – 10 | ||
1. | Дизайн изделия (замысел, эстетика). | Дизайн изделия не эстетичен, безвкусен. | Дизайн изделия соответствует эстетическому восприятию изделия. | Дизайн изделия интересен и необычен. Изделие эстетично. |
2. | Оригинальность изделия. | Изделие выполнено без декоративных деталей. | Внесены незначительные отделочные элементы. | В изделие внесены дополнительные декоративные детали, оригинальные необычные элементы. |
3. | Качество и мастерство выполненной работы. | Внешний вид изделия небрежный и не аккуратный. | Изделие недостаточно аккуратно. | Изделие выполнено качественно и аккуратно. |
Уровни усвоения программы за первое полугодие определяются путём суммирования набранных баллов по каждому критерию.
Высокий уровень: 24 – 30 баллов;
Средний уровень: 12 – 23 балла;
Достаточный уровень: 3 – 11 баллов.
Приложение 2.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания – изготовления декоративного изделия или сувенира. Детям предоставляется самостоятельность в выборе изделия и техники его выполнения.
№ | Критерий | Баллы | ||
0 – 3 | 4 – 7 | 8 – 10 | ||
1. | Дизайн изделия (замысел, эстетика). | Дизайн изделия не эстетичен, безвкусен. | Дизайн изделия соответствует эстетическому восприятию изделия. | Дизайн изделия интересен и необычен. Изделие эстетично. |
2. | Оригинальность изделия, творческие находки. | Изделие выполнено без декоративных деталей. | Внесены незначительные отделочные элементы. | В изделие внесены дополнительные декоративные детали, оригинальные необычные элементы. |
3. | Художественное и стилевое решение (цветовая гамма, фактура материала, декоративные элементы и т.д.). | Манера художественного решения не соответствует выбранному стилю изделия. | Манера художествен ного решения в недостаточной степени соответствует выбранному стилю изделия. | Манера художественного решения соответствует выбранному стилю изделия. |
4. | Качество и мастерство выполненной работы. | Внешний вид изделия небрежный и не аккуратный. | Изделие недостаточно аккуратно. | Изделие выполнено качественно и аккуратно. |
5. | Сложность выполненной работы. | Изделие простой обработки. | Изделие средней сложности. | Повышенная сложность обработки изделия и отдельных его деталей. |
Уровни усвоения программы определяются путём суммирования набранных баллов по каждому критерию.
Высокий уровень: 40 – 50 баллов;
Средний уровень: 20 – 39 балла;
Достаточный уровень: до 19 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Сценарий последнего звонка "Алиса в стране чудес"
Сценарий составлен по мотивам книги "Алиса в стране чудес"...
Игра-путешествие Алиса в стране чудес
Интегрированный урок Английский язык + математика. Позволяет по-новому взглянуть на привычные предметы....
Задачи по комбинаторике "Алиса в Стране Чудес"
Задачи для инегрированного урока по математике и английскому языку "Алиса в Стране Чудес". Урок был построен на чередовании сцен из сказки про Алису, которые, конечно, произносились на английско...
Сценарий "Алиса в стране чудес"
Сценарий написан по одноимённому мультфильму, постановка весёлая, в ней присутствуют песни, рифмовки, этот сценарий является продолжение практической работы по теме "Лингвосоциокультурный компонент в ...
Alice in Wonderland Quiz/ Викторина "Алиса в стране чудес"
Викторина для 6-7 классов....
Деловая игра для учителей начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ "Алиса в стране чудес"
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы по приобщению младших школьников к художественной литературе через взаимодействие специалистов...