Домашнее визитирование "Преодолеем вместе"
календарно-тематическое планирование на тему
Работа с детьми-инвалидами получающими социально-педагогические услуги на дому. Ознакомление с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnee_vizitirovanie.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашнее визитирование «Преодолеем вместе»
(Работа с детьми-инвалидами получающими социально-педагогические услуги на дому).
Участие в заседании круглого стола по теме:
«Проведение индивидуальных занятий с детьми с ОВ по ознакомлению с окружающим миром».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляю разными средствами. Одно из них ознакомление с окружающим. Сюда входят такие направления как предметное окружение, явления общественной жизни, формирование элементарных экологических представлений.
Изучая индивидуальные особенности детей, обращаю внимание на их физическое состояние и здоровье, от которых, во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Консультируюсь с медиками отделения, чтобы знать раннее перенесенные ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это помогает мне правильно дозировать физические и умственные нагрузки.
Прежде всего, изучила особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей, осуществляю индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым детям, нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Уделяю внимание чувственно-эмоциональной сферы детей, кто то отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания. Знание характера каждого ребенка, позволяет учитывать его при организации коллективной деятельности.
Познакомилась с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на воспитание и развитие ребёнка.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условия для успешного обучения и воспитания.
Единство осуществления индивидуального подхода педагога и семьи, так же является главным для успешного обучения и развития ребёнка.
Я стараюсь привлекать родителей, других членов семьи к образовательной работе в отделении, это необходимо, прежде всего для детей.
Положительные результаты детей достигаются при сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников.
Формы работы использую самые разные, – это приглашение семьи и ребенка на день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, праздники, выезды на природу, посещение музея, воскресной школы, групповых мероприятий для детей, участие в выставках. Но приоритет остается за индивидуальной формой.
Занятия стараюсь проводить используя нетрадиционные формы: театрализованные, занятия – конкурсы, викторины, занятия проводимые по принципу теле-игр, например «Поле чудес», «Самый умный». На таких занятиях возникают новые отношения между педагогом и ребёнком, мы становимся партнёрами, и иначе воспринимаем друг друга. Интерес к учебной деятельности повышается.
Провожу занятия по изобразительной деятельности, которые также помогают детям открывать и познавать окружающий мир, формируют представления о нём, позволяют выразить в рисунках, лепки, аппликации своё понимание мира и своё отношение к нему. На таких занятиях у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение, формируется усидчивость и терпение, аккуратность и трудолюбие, внимание и интерес к окружающему миру, побуждают стремление к познавательной деятельности, способствуют эмоциональному и творческому развитию личности ребёнка. Кроме того, на таких занятиях развивается мелкая моторика рук.
Ознакомление с окружающим миром.
Введение.
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования.
Данная разработка отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию детей с ограниченными возможностями на дому.
Пояснительная записка.
- Работа по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями построена на основе программы М.А. Васильева, В.В. Гербова Программа воспитания и обучения в детском саду.
Цель: формировать представление детей с ОВ о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей с ОВ к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочего плана использую учебно-методический комплект, включающий в себя:
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Корреционно-развивающее обучение и воспитание»;
- Яворская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами;
- Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- С.Н. Николаева «Юный эколог»;
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»;
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой;
- М.А. Васильева, В.В. Гербова Программа воспитания и обучения в детском саду.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Содержание |
1 | Диагностическое обследование | Задание № 1, 2. |
2 | Диагностическое обследование | Задание № 3, 4, 5. |
3 | Времена года. Зима. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. | Беседа о времени года зима, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает?», участие в выставке рисунков «Зимняя сказка». |
4 | Зимующие птицы. Уточнить представление о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду. | Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций; рисование листовки «Покормите птиц зимой». Говорящая ручка «Знаток» и атлас о животных. |
5 | «Жизнь диких и домашних животных» Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности. | Беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных зимой, рассматривание иллюстраций с различными животными. |
6 | «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду. | Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время. |
7 | «В подводном царстве, загадочном государстве» Познакомить с представителями морской фауны, показать их особенности, приспособленность к жизни. | Беседа о представителях подводного мира. Дидактический материал «Морские обитатели» |
8 | «Люби и знай свой край» Уточнить и закрепить знания о природе нашего края: животных, растениях, людях проживающих в ХМАО-Югре. | Беседа о природе нашего края: животных, растениях, людях проживающих в ХМАО-Югре. Рассматривание иллюстраций, наборов фотографий нашего города. |
9 | «Мастерская Деда Мороза» - изготовление новогодних украшений из природного материала | Совершенствовать развитие творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддерживать познавательный интерес и стремление к самостоятельной деятельности. |
10 | Времена года. Весна. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. | Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает?». |
11 | «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» Обратить внимание на значение воды в жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу. | Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе, опыты с водой. |
12 | «Весенний уход за комнатными растениями» Учить по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. | Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями. |
13 | «Кто живет в воде?» Познакомить с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни, именно, в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. Дидактическая игра «Подводный мир» |
14 | «Зоо-азбука» Продолжать учить играть в дидактические игры природного содержания. | Дидактическая игра «Чей дом?» Дидактическая игра «среда обитания» |
15 | «Красная книга – сигнал опасности» Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. | Беседа о красной книге, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида. |
16 | Времена года. Лето. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках лета. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. | Беседа о признаках лета, рассматривание летних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает?». |
17 | «Кто главный в лесу» Дать представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию навыков разумного поведения в лесу. | Беседа о значении охраны природы, показ видеоролика о работе лесника. Дидактическая игра «Правила поведения в природе» |
18 | «Кругосветное путешествие» Познакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира. | Рассматривание карты, рассказать для чего нужна карта. |
19 | «Солнце – большая звезда» Дать представление о солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. | Беседа о солнце его значении для природы, игра «Солнечные зайчики». |
20 | Времена года. Осень. Уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. | Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», участие в выставки «Дары осени». |
21 | «Какие бывают насекомые» Систематизировать представление о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям; особенностям внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. | Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». |
22 | «Что такое природа? Живая и не живая природа» Научить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их связями. | Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. |
23 | Перелетные птицы. Познакомить с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие». | Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций; дидактическая игра «Летает, не летает», лепка «Птичка». |
24 | «Сравнение диких и домашних животных» Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности. | Беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. Говорящая ручка «Знаток», атлас «Животные». |
25 | «Как медведь, белка, заяц готовятся к зиме» Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду. | Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в осенний период; рисование «Осень» |
26 | «Я – человек» Развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; развивать фантазию творческое воображение, коммуникативное общение. | Беседа о значении охраны природы. Дидактическая игра «Природоохранные знаки» |
27 | Диагностическое обследование | Задание № 1, 2, 3, 4, 5. |
Диагностический инструментарий для детей с ограниченными возможностями от 8 до 14 лет
по экологическому развитию.
Задание №1.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
- Как называется животное, птица, насекомое?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,
весной? - Как человек может помочь птицам зимой?
- Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
- Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
- Как надо относится ко всем животным?
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Задание №2.
Игра «Когда это бывает?»:
Дополни предложение:
- Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…(вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Задание №3.
Ботаническое лото.
Рассмотри, покажи и назови:
- Деревья (6 – 7);
- Кустарники (4 – 5);
- Ягоды (6 – 7);
- Грибы (съедобные и ядовитые);
- Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Беседа.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Дидактическая игра.
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Задание №4.
Беседа.
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Задание №5.
Дидактическая игра.
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Высокий уровень 13 – 15 баллов;
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень 8 – 9 баллов
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень 4 – 5 баллов
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
Высокий –13 – 15 баллов;
Выше среднего – 10 – 12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего – 6 – 7 баллов;
Низкий – 4 – 5 баллов.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы, диагностическая игра «Ромашка», д\игры «Чей дом?», «Кто где живёт», «Среда обитания», «Насекомые», «Птицы», «Подводный мир» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Вместе, но не вместо"
Как помочь ребенку в выборе профессии?...
Консультация для родителей.Как создать домашний театр вместе с детьми
В этом материале даны практические рекомендации о том. как можно создать домашний театр вместе с детьми....
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».
В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
"Вместе с мамой, вместе с папой..."
Консультация для родителей...
"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....