Герой-Ленинград
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Климентьева Юлия Николаевна

Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательский час. Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве.

Цели:

  1. Освежить в памяти воспитанников события блокады Ленинграда; показать воспитанникам отношение современников к событиям блокады.
  2. Воспитывать патриотический дух и гордость за свой народ.
  3. Развивать речь, мышление.

Оборудование: ноутбук, текст песни В. Кипелова «Непокоренный», изображения памятников «Медный всадник» и «Александрийская колонна», блокадный дневник девочки Тани, словарь неизвестных слов, информация о Ладожском озере в годы блокады.

Предварительная работа: самостоятельный поиск детьми значений неизвестных для них слов, рассматривание в интернет ресурсах картинок с памятниками - символами города С. Петербург, чтение интересных фактов о этих памятниках, чтение дневника Тани, поиск и чтение информации о Ладожском озере.

Ход воспитательского часа.

  1. Орг. момент, приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.

Восп. 1.: Ребята, всем нам прекрасно известны лучшие образцы искусства периода ВОВ, которые стали классикой. Это стихи, картины, рассказы, повести известных авторов. И, конечно же, песни. Они помогали бойцам в тяжелые для них годы и по праву стали бессмертными.

Восп. 2: Но сегодня мы хотим обратиться к современному искусству, которое затрагивает тему тех страшных лет. Мы увидим отношение к блокаде Ленинграда современного нам поэта-песенника Оксаны Пушкиной и познакомимся с песней, написанной на ее стихи «Непокоренный» в исполнении группы «Кипелов».

  1. Работа по теме.

1) Прослушивание и просмотр клипа.

2) Разбор припева.

Восп. 1.: Ребята, на протяжении всей песни мы чаще всего слышим одно и то же слово. Какое? (непокоренный) Что значит это слово? (ответы детей)

Непокоренный! Прошедший сквозь ад!

Непокоренный! Герой – Ленинград!

Непокоренный! На все времена!

Непокоренный! Город Петра!

Восп 2.: Почему автор говорит: «Прошедший сквозь ад!, Герой – Ленинград!, На все времена!, Город Петра!»? (дети рассуждают)

3) Восп. 1.: Теперь мы разберем первый куплет песни.

Небо Балтики давит свинцом,

Город держит за горло блокада.

Что делают из свинца? В данном контексте свинец – это пули, которые покрыли небо во время блокады Ленинграда.

Затем Хажилов Д. поясняет выражение «держать за горло». После этого становится понятна строчка «Город держит за горло блокада»: т. е. блокада зажала жителей, не дает вздохнуть, ставит в безвыходное положение, вынуждает сдаться, отпустить. Здесь блокада воспринимается как живое существо – злобное и беспощадное.

Медный всадник и ангел с крестом

Батальонам подвозят гранаты,

Львы из камня срываются с мест,

Чтоб с бойцами подняться в атаку.

Суббота В. рассказывает о памятнике «Медный всадник», Якубов В. рассказывает о памятнике «Александрийская колонная».

Восп. 1.: Известные памятники города, оживленные автором, наряду с бойцами оказывают сопротивление захватчикам. Важнейшие символы города вместе с его жителями готовы сражаться и сохранить свою свободу. Затем воспитатель поясняет, что львиные морды можно найти в любом месте Питера, которые стерегут город. Ребята должны вспомнить, символом каких качеств являются львы (храбрость, гордость, доблесть). Зачем они срываются с мест? (Чтобы защищать родной город).

Восп 2: Этими строчками автор показывает, что даже бездушные памятники, готовы сражаться за свою малую родину.

Если бы город был сдан, то что было бы с памятниками, с людьми? ( примерные ответы детей: у фашистов было в планах уничтожить народ: - кого то убить сразу, кого то замучить, кого то сделать рабами).

Непокорных жестокая месть:

Наступление, крушение мрака!

Какая месть? (крушение мрака)

Что люди жили в полной темноте? (нет, имеется в виду мрак душевный, психологический, когда человек не знает, проснется он или нет, что будет с ним через минуту).

5) Физминутка.

6) Пишет жизнь слабой детской рукой

Даты смерти на саване снега

Нестеренко А. читает дневник девочки блокады, Фрунков Д. говорит определение слову «саван».

Восп. 1: В данном контексте имеется в виду что судьба, неотвратимое, неизбежное пишет рукой ребенка, которая не может быть крепкой, страшные даты на белом, холодном, зимнем снегу, который стал последним одеянием и убежищем для многих слабых, изголодавшихся, измученных морально и физически людей.

Восп. 2.: Риторические вопросы к современнику:

Что тогда бы случилось с тобой?

Смог остаться бы ты человеком?

Не сдаваться и в голос не выть,

Убивая за хлебные крошки?

Свет надежды сумел бы хранить

Под раскаты немецкой бомбежки?!

Автор справедливо задает эти вопросы современному изнеженному человеку. Тяжело было тогда людям: голодавшим, мерзнувшим, лишенным всего, кроме голой надежды, хранить эту самую надежду и не сдать город, чтобы освободить себя от этих мук, пусть даже и ценой жизни.

6) Восп 1.: Чернота, хрупкий ладожский лед,

Уходящие дети под воду.

Щемелев А. читает о Ладожском озере.

Как называлось Ладожское озеро в годы войны? Почему? (дорога жизни, по которой в город тайно поставлялись продукты ночью).

Восп 2.:         Метроном отобьет скорбный счет

Всех погибших в блокадные годы.

Хажилов Д. объясняет что такое «метроном».

Эти строчки говорят о том что погибших считать нужно было через очень короткие промежутки времени и было их очень много.

Восп 1.:     Нервы города – к сердцу земли,

                Силы взять и к весне возродиться.

Земля принимает близко к своему сердцу все то, что пережил ее ребенок – город Ленинград; а у города только один выход после произошедшего: нет, не отдыхать, не расслабляться, а набраться сил и начать свое возрождение.

Восп. 2.:     Медный всадник к победе летит

                Неподвластной забвению птицей!

В этих строчках раскрыт вечный, непобедимый, нерушимый, незабвенный и великий образ Петра I – основателя города, который стал символом непокоренного.

7) Вторичное прослушивание песни.

8) Раскрашивание Петра I.

  1. Итог.

Восп. 1.: Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей)

Что нового узнали о Ленинграде? (о памятниках города)

Что на занятии вам понравилось?

Что не понравилось?

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городу герою Ленинграду посвящается

Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны...

Внеклассное мероприятие в форме образовательного проекта "Город-герой Ленинград".

Методические рекомендации к внеурочному мероприятию, посвященному дню Победы....

Город-герой Ленинград!

Эта статья посвящена городу-герою, стойко выдержавшему всё самое страшное.Эта статья посвящена людям,которые не покоролись и выстояли, выдержали страшные дни блокады.Эта статья посвящена людям, которы...

Город-герой Ленинград. Посвящается 71 годовщине Великой Победы. Презентация.

"Война стирается из памяти людей, но о ней помнят улицы, по которым ходим,заросшие воронки в полях, старие израненые деревья в парках...В работе использованы фотографии Сергея Ларенкова,стихи: Роберта...

сценарий и презентация классного часа к 72 годовщине победы .Город- герой Ленинград

Сценарий и презентация классного часа подготовлены к 72годовщине победы над фашизмом.Классный час рассказывает о блокаде Ленинграда и как жители ее пережили....

Тематический урок "город герой - Ленинград"

подвиг Ленинградаво время войны...

«Город герой-Ленинград»

Методические рекомендации к викторине «Город герой-Ленинград»  для учащихся 5-7  классов...