Герой-Ленинград
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве. | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час. Отражение блокады Ленинграда в современном искусстве.
Цели:
- Освежить в памяти воспитанников события блокады Ленинграда; показать воспитанникам отношение современников к событиям блокады.
- Воспитывать патриотический дух и гордость за свой народ.
- Развивать речь, мышление.
Оборудование: ноутбук, текст песни В. Кипелова «Непокоренный», изображения памятников «Медный всадник» и «Александрийская колонна», блокадный дневник девочки Тани, словарь неизвестных слов, информация о Ладожском озере в годы блокады.
Предварительная работа: самостоятельный поиск детьми значений неизвестных для них слов, рассматривание в интернет ресурсах картинок с памятниками - символами города С. Петербург, чтение интересных фактов о этих памятниках, чтение дневника Тани, поиск и чтение информации о Ладожском озере.
Ход воспитательского часа.
- Орг. момент, приветствие.
- Сообщение темы занятия.
Восп. 1.: Ребята, всем нам прекрасно известны лучшие образцы искусства периода ВОВ, которые стали классикой. Это стихи, картины, рассказы, повести известных авторов. И, конечно же, песни. Они помогали бойцам в тяжелые для них годы и по праву стали бессмертными.
Восп. 2: Но сегодня мы хотим обратиться к современному искусству, которое затрагивает тему тех страшных лет. Мы увидим отношение к блокаде Ленинграда современного нам поэта-песенника Оксаны Пушкиной и познакомимся с песней, написанной на ее стихи «Непокоренный» в исполнении группы «Кипелов».
- Работа по теме.
1) Прослушивание и просмотр клипа.
2) Разбор припева.
Восп. 1.: Ребята, на протяжении всей песни мы чаще всего слышим одно и то же слово. Какое? (непокоренный) Что значит это слово? (ответы детей)
Непокоренный! Прошедший сквозь ад!
Непокоренный! Герой – Ленинград!
Непокоренный! На все времена!
Непокоренный! Город Петра!
Восп 2.: Почему автор говорит: «Прошедший сквозь ад!, Герой – Ленинград!, На все времена!, Город Петра!»? (дети рассуждают)
3) Восп. 1.: Теперь мы разберем первый куплет песни.
Небо Балтики давит свинцом,
Город держит за горло блокада.
Что делают из свинца? В данном контексте свинец – это пули, которые покрыли небо во время блокады Ленинграда.
Затем Хажилов Д. поясняет выражение «держать за горло». После этого становится понятна строчка «Город держит за горло блокада»: т. е. блокада зажала жителей, не дает вздохнуть, ставит в безвыходное положение, вынуждает сдаться, отпустить. Здесь блокада воспринимается как живое существо – злобное и беспощадное.
Медный всадник и ангел с крестом
Батальонам подвозят гранаты,
Львы из камня срываются с мест,
Чтоб с бойцами подняться в атаку.
Суббота В. рассказывает о памятнике «Медный всадник», Якубов В. рассказывает о памятнике «Александрийская колонная».
Восп. 1.: Известные памятники города, оживленные автором, наряду с бойцами оказывают сопротивление захватчикам. Важнейшие символы города вместе с его жителями готовы сражаться и сохранить свою свободу. Затем воспитатель поясняет, что львиные морды можно найти в любом месте Питера, которые стерегут город. Ребята должны вспомнить, символом каких качеств являются львы (храбрость, гордость, доблесть). Зачем они срываются с мест? (Чтобы защищать родной город).
Восп 2: Этими строчками автор показывает, что даже бездушные памятники, готовы сражаться за свою малую родину.
Если бы город был сдан, то что было бы с памятниками, с людьми? ( примерные ответы детей: у фашистов было в планах уничтожить народ: - кого то убить сразу, кого то замучить, кого то сделать рабами).
Непокорных жестокая месть:
Наступление, крушение мрака!
Какая месть? (крушение мрака)
Что люди жили в полной темноте? (нет, имеется в виду мрак душевный, психологический, когда человек не знает, проснется он или нет, что будет с ним через минуту).
5) Физминутка.
6) Пишет жизнь слабой детской рукой
Даты смерти на саване снега
Нестеренко А. читает дневник девочки блокады, Фрунков Д. говорит определение слову «саван».
Восп. 1: В данном контексте имеется в виду что судьба, неотвратимое, неизбежное пишет рукой ребенка, которая не может быть крепкой, страшные даты на белом, холодном, зимнем снегу, который стал последним одеянием и убежищем для многих слабых, изголодавшихся, измученных морально и физически людей.
Восп. 2.: Риторические вопросы к современнику:
Что тогда бы случилось с тобой?
Смог остаться бы ты человеком?
Не сдаваться и в голос не выть,
Убивая за хлебные крошки?
Свет надежды сумел бы хранить
Под раскаты немецкой бомбежки?!
Автор справедливо задает эти вопросы современному изнеженному человеку. Тяжело было тогда людям: голодавшим, мерзнувшим, лишенным всего, кроме голой надежды, хранить эту самую надежду и не сдать город, чтобы освободить себя от этих мук, пусть даже и ценой жизни.
6) Восп 1.: Чернота, хрупкий ладожский лед,
Уходящие дети под воду.
Щемелев А. читает о Ладожском озере.
Как называлось Ладожское озеро в годы войны? Почему? (дорога жизни, по которой в город тайно поставлялись продукты ночью).
Восп 2.: Метроном отобьет скорбный счет
Всех погибших в блокадные годы.
Хажилов Д. объясняет что такое «метроном».
Эти строчки говорят о том что погибших считать нужно было через очень короткие промежутки времени и было их очень много.
Восп 1.: Нервы города – к сердцу земли,
Силы взять и к весне возродиться.
Земля принимает близко к своему сердцу все то, что пережил ее ребенок – город Ленинград; а у города только один выход после произошедшего: нет, не отдыхать, не расслабляться, а набраться сил и начать свое возрождение.
Восп. 2.: Медный всадник к победе летит
Неподвластной забвению птицей!
В этих строчках раскрыт вечный, непобедимый, нерушимый, незабвенный и великий образ Петра I – основателя города, который стал символом непокоренного.
7) Вторичное прослушивание песни.
8) Раскрашивание Петра I.
- Итог.
Восп. 1.: Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей)
Что нового узнали о Ленинграде? (о памятниках города)
Что на занятии вам понравилось?
Что не понравилось?
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городу герою Ленинграду посвящается
Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны...
Внеклассное мероприятие в форме образовательного проекта "Город-герой Ленинград".
Методические рекомендации к внеурочному мероприятию, посвященному дню Победы....
Город-герой Ленинград!
Эта статья посвящена городу-герою, стойко выдержавшему всё самое страшное.Эта статья посвящена людям,которые не покоролись и выстояли, выдержали страшные дни блокады.Эта статья посвящена людям, которы...
Город-герой Ленинград. Посвящается 71 годовщине Великой Победы. Презентация.
"Война стирается из памяти людей, но о ней помнят улицы, по которым ходим,заросшие воронки в полях, старие израненые деревья в парках...В работе использованы фотографии Сергея Ларенкова,стихи: Роберта...
сценарий и презентация классного часа к 72 годовщине победы .Город- герой Ленинград
Сценарий и презентация классного часа подготовлены к 72годовщине победы над фашизмом.Классный час рассказывает о блокаде Ленинграда и как жители ее пережили....
Тематический урок "город герой - Ленинград"
подвиг Ленинградаво время войны...
«Город герой-Ленинград»
Методические рекомендации к викторине «Город герой-Ленинград» для учащихся 5-7 классов...