Организация развивающей образовательной среды при обучении дошкольников английскому языку
статья по теме

Морозова Людмила Вячеславовна

     Представленная статья посвящена вопросам организации развивающей образовательной среды в объединении "Начальное обучение английскому языку" как способу решения одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогом: научить ребёнка учиться, причём учиться обязательно с удовольствием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Морозова

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского район г. Саратова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

     Происходящие на современном этапе развития изменения в общественных отношениях, процессы глобализации и использование новых средств коммуникации, в том числе информационных технологий, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся. В настоящее время, одно их требований к образовательному учреждению – как можно раньше начать изучать английский язык. И здесь необходим особый подход, цель которого – научить ребёнка учиться: научить его организовывать свой труд и работать с информацией; важно также развивать у него умение сотрудничать с другими участниками учебного процесса. Наиболее оптимальным возрастом для начала освоения иностранного языка в рамках поставленной задачи является дошкольный.

     Я работаю по авторской образовательной программе “Hallo, the Fairyland of English!” («Здравствуй, Сказочная страна английского языка!»), которая предполагает использование современных эффективных технологий обучения, направленных на достижение позитивного результата в развитии ребенка в настоящих социокультурных условиях. Срок реализации программы 3 года:

     Стартовый уровень.

  • Первый год обучения (возраст: 5 – 6 лет) – устный игровой курс.

     Базовый уровень.

  • Второй год обучения (возраст: 6 – 7 лет) – смешанный курс, включающий обучение письму и чтению;
  • Третий год обучения (возраст: 7 – 8 лет) – интенсивный курс, основанный на изучении грамматики английского языка.

      Каждый этап является очередной ступенью в овладении учащимися основами коммуникативной компетенции и познания иноязычной культуры. Кроме того, в содержании  программы заложена идея непрерывности и преемственности обучения, предполагающая дальнейшее изучение детьми английского языка.  

     В программе основной упор делается на личностно-ориентированный подход, то есть учитываются психологические и возрастные особенности детей и весь учебный материал соответствует интересам учащихся этого возраста, повышает  их мотивацию к изучению предмета, способствует их личностному и социальному развитию. А также формирует их навыки общения в коллективе и творческую инициативу. Одним из базовых направлений при организации развивающей образовательной среды при изучении английского языка – умение общаться. Реализуя принципы коммуникативного подхода, в ход каждого занятия я включаю большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций, основанных на песнях, рифмовках, занимательных историях и сказках. Успешность процесса обучения каждого ребенка зависит от разнообразия методов и техник, которые используются на занятии.

     Расширяя возможности образовательной среды, я включаю в ее структуру элементы социокультурной направленности, которая обеспечивается за счет включения лингвострановедческих материалов, знание которых необходимо для расширения представлений учащихся о мире, формирования доброжелательного отношения к другим нациям и народам и, как следствие, воспитания позитивного отношения к своей собственной культуре.

     Всё вышеперечисленное нашло отражение в одном из самых серьезный структурных элементов развивающей образовательной среды – комплекте учебных пособий, являющихся авторской разработкой, и дидактическом материале к ним. Концепция данных пособий основывается на принципе овладения языком вследствие погружения обучающихся  в языковую среду. Дети дошкольного возраста овладевают новым языком без специальных усилий. С одной стороны, они постоянно слышат иноязычную речь учителя, дикторов на дисках, персонажей мультфильмов и окружены примерами письменной речи в пособиях и наглядных материалах, а с другой стороны, эмоционально вовлечены в процесс обучения. Таким образом, отличительной чертой программы является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в образовательном процессе органов чувств. Данный принцип реализуется через задания, включающие различные звуки, шумы, музыку, изображения, реальные объекты (игрушки, поделки, выполненные самими детьми), мимику, жесты, движения и т.д. Цель этих заданий – активизировать все каналы восприятия информации. Применение информационных технологий открывает здесь большие возможности. Использование мультимедийных презентаций, видеофрагментов, развивающих компьютерных заданий и игр делает занятия с дошкольниками более интересными и познавательными.

     Для создания единой языковой среды используемые пособия с первых занятий дают детям возможность погрузиться в живой, полноценный язык, не ограниченный только активными структурами и словарем. Наличие пассивного языка дает возможность наиболее способным обучающимся расширить свои знания, что отражает индивидуальный подход к обучению. Творческий характер заданий, различные игры, конкурсы и соревнования, способствуют не только лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, но и вовлечению детей с невысоким уровнем владения языком, что, на мой взгляд, наиболее важно. Общение с ребятами, которые хорошо владеют английским языком, общение длительное, неформальное, развивает интерес менее подготовленных учащихся к языковой деятельности. Творческий подход к организации работы объединения «Начальное обучение английскому языку», активизация знаний обучающихся  и опора на их возрастные и индивидуальные особенности, умения и навыки способствуют тому, что даже те, кто раньше не проявлял особого интереса к изучению иностранного языка, становятся активными «соавторами» в проведении интересных и познавательных занятий.

     Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием развития и социализации дошкольников. За годы обучения в объединении «Начальное обучение английскому языку» игровая деятельность дошкольников трансформируется в учебно-познавательную деятельность младшего школьника.

   

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...

Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одарённости ребёнка

Выявление, поддержка, развитие  и  социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования....

Публикация для родителей " Обучение дошкольников английскому языку "

Публикация для родителей " Обучение дошкольников английскому языку " может быть использована при проведении родительских собраний....

Использование цифровой образовательной среды (ЦОС) на уроках английского языка.

Образование предполагает непрерывный обмен информацией между обучающимся и учителем, причем информацией очень большого объема. Информационные технологии позволяют упорядочить и систематизировать этот ...