Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одарённости ребёнка
учебно-методический материал

Синявина Марина Викторовна

 

Выявление, поддержка, развитие  и  социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii.doc873.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступления на пленарном заседании

 августовской конференции

Организация развивающей образовательной среды и целенаправленной поддержки одарённости ребёнка на этапе подготовки к школе

Синявина Марина Викторовна

Выявление, поддержка, развитие  и  социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема  одаренности  в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных  школ  для одаренных  и  талантливых  детей  или специальных классов для одаренных. Но существует возможность  и  другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него  среды , обучать  и  воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития  и  реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская  одаренность »  и  «одаренные  дети » определяют неоднозначные подходы в  организации  педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен»,  и  задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников,  и  соответственно, требующих  организации  особого обучения, развития  и  воспитания.

Способный, одаренный ребёнок – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

 Одаренность  бывает: 

  • художественной (музыкально-художественной), 
  • психомоторной (спортивная), академической (способность учиться),
  • интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), 
  • творческой (не шаблонное мышление).        

Постепенный отход системы образования от «штамповки»  и  понимание возможности воспитания будущего творца на  образовательном  «конвейере» все больше осознаются  и  заставляют искать новые формы работы с одаренными  и  талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям  и  возможностям этой категории детей  и  могли бы обеспечить дальнейшее развитие  одаренности .

Работу с одаренными  детьми  следует начинать с дошкольного возраста. Все маленькие  дети  наделены с рождения определенными задатками  и  способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в семилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому педагоги дошкольного образования должны создавать  развивающую, творческую  образовательную   среду , способствующую раскрытию природных возможностей каждого  ребенка, а учителя младшего, среднего  и  старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Успешность работы с одаренными детьми в  школе  во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в младшем,  среднем  и  старшем звене, но  и  в дошкольном образовании.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком  одаренности . Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая  одаренность .

Отличительным критерием  одаренности   ребенка , при наличии у него высокой восприимчивости к учению  и  творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:

выбрана разноуровневая поточная модель  школы ;

Определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):

  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • выставка творческих работ одаренных детей;
  • развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету;
  • участие детей в олимпиадах, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования:

  • организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
  • проведение научно-практических конференций в школе;
  • общеразвивающие традиционные мероприятия школы;

Осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с дошкольного возраста, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в  организации  работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

между необходимостью создания нормативной  и  учебно-материальной базы для  организации  работы с одаренными детьми  и  отсутствием новой  и  конкретной управленческой программы для ее осуществления в  школе ;

между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению  и  развитию одаренных детей,  и  теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка  и  несоответствием общего уровня культуры;

между специфичностью  и  проблемностью развития одаренных детей  и  недостатком психолого-педагогических знаний учителей  и  родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном  и  системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива  школы , родителей учащихся  и  общественности к проблеме  одаренности , поиска дополнительных ресурсов  и  возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности  школы .

 Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед  школой  новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный  и  креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

 Одаренность  – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности  и  получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно  одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так  и  его темп. Генетический дар раскрывается благодаря  среде ,  и  она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом  одаренности  является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение  и  отличается большой силой, устойчивостью  и  действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы  и  доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

Концепция «возрастной  одаренности » (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности  ребенка  на том или ином возрастном  этапе  еще не означают сохранение этого уровня  и  своеобразие его возможностей в последующие  и  более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому  одаренность  в дошкольном возрасте рассматривается  и  развивается как некая общая, универсальная способность.

Подход к  одаренности  как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому  одаренность  понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной  и исследовательской активности.

Динамическая теория  одаренности  (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании  одаренности  как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке  одаренности  с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление  и  развитие  и  / или приводящих к феномену диссинхронии.

Экопсихологический подход к развитию  одаренности  (В. И .Панов).  Одаренность  в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании  образовательной   среды   развивающего  (творческого) типа.

 Одаренность  может проявляться:

  • как  одаренность  явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая  одаренность . Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
  • как  одаренность  возрастная, т.е. в одном возрасте  ребенок  показывает явную  одаренность , а потом, по истечении нескольких лет эта  одаренность  куда-то исчезает;
  • как  одаренность  скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е.  одаренность , которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного  ребенка , но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей  со скрытой  одаренностью  примерно 20-25% от общего числа учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей образовательной среды при обучении дошкольников английскому языку

   Представленная статья посвящена вопросам организации развивающей образовательной среды в объединении "Начальное обучение английскому языку" как способу решения одной из п...

Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".

Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...

Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"

Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...

Инновационный современный сервис «РОСТ» в рамках развития единой электронной информационной образовательной среды по оказанию поддержки и консультационной помощи родителям ДОУ.

26.09.2023г. в МБОУ лицей №10 г.Химки ДО "Рябинушка" состоялось методическое объединение воспитателей подготовительных групп по теме "Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образ...

Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"

Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...