Формы организации соревнований
учебно-методический материал на тему
Рекомендации по разработке положения и проведения соревнований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_sorevnovaniy.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа «город Йошкар-Ола» муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция юных техников» города Йошкар-Олы.
Тема:
«Новые формы организации соревнований»
Подготовил: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Голомидов С.Г.
Материалы выступления на педагогическом совете
Протокол №___ от ______________
Основным документом, регулирующим и раскрывающим программу и все условия проведения спортивного соревнования, является положение о соревнованиях. От того, как составлено положение о соревновании во многом зависит подготовка к соревнованию и успех проведения его. Положение составляется на каждое соревнование по и следующей схеме:
- Цели и задачи;
- Время и место проведения;
- Руководство проведения соревнования;
- Состав участников и характер соревнования;
- Программа;
- Система зачета и условия определения победителей;
- Награждение;
- Заявка.
В каждом из разделов в сжатой, но точной форме раскрываются основные моменты, определяющие соревнования.
До начала соревнования подготавливаются протоколы, таблицы хода соревнования, итоговые таблицы. Вся документация достаточно хорошо разработана и необходимо, чтобы они были своевременно подготовлены. В положении освещается медико-санитарное обеспечение и техника безопасности, порядок подачи протестов и их рассмотрения, условия приема участников, кто несет расходы по размещению и питанию и др. При разработке положения охраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, может осуществляться страхование спортсменов. Одним из решающих факторов, обеспечивающих рост спортивных достижений, следует считать совершенствование форм организации тренировочного процесса. При современных требованиях к спортсменам высших разрядов им приходится часто проводить двух-, а иногда и трехразовые тренировки в день. В условиях города, где спортсмены нередко живут очень далеко от мест спортивных занятий, проведение таких тренировок при строгом соблюдении режима сопряжено с большими трудностями. Эффективность тренировок в условиях специально организуемых учебно-тренировочных сборов неизмеримо больше. Учебно-тренировочные сборы, как правило, предусматриваются годичными календарными планами. Проведение сбора должно быть разрешено вышестоящей организацией. С ней должны быть согласованы не только вопросы финансирования, но и место, и сроки проведения сбора. Тренировочный процесс на сборах осуществляется по рабочим планам, составленным тренерами.
1. Спортивные организации и проведение соревнований С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая -извлечение доходов от проведения соревнований. Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего с целью проведения спортивных соревнований , составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце XX века в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения -специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.). Как правило, в подавляющем большинстве стран это не относится к спортивным клубам как низовому звену организованного спорта, которые сами проводят свои соревнования.
Почему произошла и происходит такая трансформация? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю спортивных организаций. И начать ее следует с международных спортивных организаций (МСО), и в первую очередь с международных спортивных федераций (МСФ). Появление МСФ относится к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине XX века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д. В те годы, когда создавались эти МСО, мало кто из спортивных руководителей задумывался о коммерческой стороне проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или , материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр.
И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам. С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как "товар", и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях. Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию и проведение соревнований.
Многие историки и социологи спорта связывают коммерциализацию спорта на национальном уровне с его коммерциализацией на международном уровне. И хотя в большинстве стран это имело место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически коммерциализация спорта началась с продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере зарождения американского профессионального спорта [2]. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.
Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И эта концепция, несомненно, влияла на организацию и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось и сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция канула в лету, а рассуждения о любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс. "На протяжении столетия профессиональный и олимпийский спорт развивался самостоятельно, создавая каждый свою сложную систему соревнований ... Их сближение - один из важнейших факторов дальнейшего прогресса спорта", - отмечают авторы учебника "Олимпийский спорт" (1994) СИ. Гуськов и В.Н. Платонов [3], т.е. происходят процессы коммерциализации и профессионализации МСО и отдельных национальных спортивных организаций (НСО).
Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне,
скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.
Организационная структура МСФ да и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором -Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта. Выбирая на своем Исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты. Таким же образом действуют и многие НСО или НСФ в подавляющем большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, т.к. в некоторых странах имеются государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.
На наш взгляд, государственные спортивные организации на любом уровне и общественные спортивные организации среди своих отличительных особенностей имеют одну, тесно связанную с проведением соревнований. Если для последних организаций проведение соревнований многие годы, а для некоторых и сейчас, являлись и являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.
К сожалению, следует признать, что и в бывшем Советском Союзе, и в России государственные спортивные органы занимались и занимаются многими аспектами организации и проведения соревнований . Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор СИ. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт" [5].
Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и
проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.
На наш взгляд, подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.
Таким образом, на рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, "товаром", начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики.
2. Организация и планирование учебно-тренировочных программ и спортивных соревнований
В организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работе решающее значение имеет рациональное планирование учебно-тренировочных занятий. Документы планирования разрабатываются на основе учебной программы и программам по видам спорта. Различают перспективные (многолетние и на один год), текущее и оперативное планирование.
Целью перспективного планирования является определение путей решения поставленных задач. Многолетнее перспективное планирование должно предполагать увеличение интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с предыдущим годом.
В спортивной секции тренировочный план на один год делится на три периода: подготовительный, соревновательный (основной) и переходный (заключительный или восстановительный).
В подготовительном периоде осуществляется совершенствование спортивной технике и тактики с целью приобретения высокого уровня тренированности. В соревновательном периоде спортивная форма
сохраняется, занимающиеся участвуют в соревнованиях. В переходном периоде спортивная форма частично утрачивается. Используется отдых, различные игры. " Текущее планирование основывается на перспективном планировании, но отличается от него большей конкретностью целей, задач, средств и методов работы. Сроки текущего планирования различны: от одного месяца (средний цикл или мезоцикл) до одной недели (малый цикл или микроцикл). Средние циклы (мезоциклы) в спортивных секциях складываются из микроциклов, которые различаются между собой на:
- втягивающие, базовые (в них реализуются основные задачи), контрольно-подготовительные, предсоревновательные (адаптация к конкретным условиям спортивных соревнований), соревновательные и восстановительно-поддерживающие.
Втягивающие мезоциклы - с них обычно начинается подготовительный период годичного цикла. Используются обычно обще подготовительные упражнения. Базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительного периода. В них реализуются основные задачи тренировки, связанные с формированием новых и совершенствованием старых двигательных навыков и повышением функциональных возможностей организма занимающихся. Контрольно-подготовительные - переходные мезоциклы между базовыми и соревновательными.
Предсоревновательные мезоциклы способствуют подготовке к основному соревнованию.
Соревновательные мезоциклы - основной тип средних циклов тренировки в период основных соревнований.
Восстановительно-поддерживающие мезоциклы преимущественно используются в заключительном периоде тренировки, предубеждая перетренировку.
Продолжительность микроцикла (малого цикла) от двух дней до одной недели. Состоит как минимум из двух фаз: стимуляционная, связанная с утомлением и восстановительная, предполагающая активный и даже полный отдых.
Применяются микро циклы разного типа:
- тренировочные, подводящие, соревновательные и восстановительные. Оперативное планирование осуществляется на одно тренировочное занятие. Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.
Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в
физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных,
так и особенно достижений коллективов физкультурных.
Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому
воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются
чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со
студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин,
честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных
морально-волевых и нравственных человеческих черт.
Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной
работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.
Во время соревнования осуществляется совершенствование общей
физической и специальной спортивно-технической подготовленности
студентов, улучшения их техники и тактики.
В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.
По характеру зачета и определению результатов все спортивные
соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми,
очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными,
официальными (тренировочными), классификационными.
В системе физического воспитания студентов вузов спортивные
соревнования занимают большое место.
Структура студенческих спортивных соревнований состоит из: Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями. В нашей стране используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный. ' Прямой применяется при проведений большинства личных и лично-командных соревнований, в которых результаты оцениваются метрическими единицами или баллами (л/атлетика, лыжи, гимнастика, акробатика и т.д.). Круговой - последовательно встречаются каждый с каждым. Используется в спортиграх.
Способ с выбыванием (олимпийский, кубковый). Смешанный - круговой с выбыванием (два этапа). Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров-преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.
Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной и
постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.
Основными задачами любых соревнований являются:
- содействие воспитанию спортсменов;
- демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам й противникам);
- совершенствование двигательных способностей.
Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в Вузе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.
Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в Вузе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.
Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.
Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований. Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.
Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. К главному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Серии соревнований неодинаковой направленности на определенных этапах подготовки могут играть сначала тренировочную, затем подводящую роль к главным состязаниям. Количество стартов в этих сериях определяется из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена.
Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований в голу, что, естественно, удлиняет соревновательный период.
При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования (1 — 4) и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.
К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными. Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований -тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям. Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов
Заключение
Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В нашей стране существует определенная организация спортивных соревнований. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы.
Первая группа - комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта. К ним относятся: спартакиады народов России (летние, зимние), всероссийские студенческие спортивные игры.
Вторая группа - соревнования на первенство России (чемпионаты России) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на кубок России.
Третья группа - соревнования всероссийского масштаба, посвященные юбилейным датам в жизни нашей страны, а также на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться зарубежные спортсмены.
Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину России, прошедшему соответствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие. Первый этап - соревнования в коллективах физической культуры средних школ, средних специальных и высших учебных заведений, промышленных предприятий, учреждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях.
Второй этап - соревнование на первенство районов, городов, областей, краев, республик.
Третий этап - финальные соревнования на первенство России. По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть открытыми, очными и заочными; одноразовыми и традиционными; однодневными и многодневными; официальными и товарищескими (тренировочными). В системе физического воспитания студентов ВУЗов спортивные соревнования занимают большое место. Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов. Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).
Список используемой литературы:
- Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют. Материалы "круглого стола" 23 мая 1996 г. и парламентские слушания 9 июля 1996 г. - М., 1996.
- Гуськов СИ. Игра называется "деньги" (Все о профессиональном спорте в США). - М.: Полиграф-сервис, 1997, с. 11-58.
- Платонов В.И., Гуськов СИ. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1994, с. 400.
- Платонов В.И., Гуськов СИ. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1994, с. 403-411.
- Романов А.О. Международное спортивное движение. - М., ФиС, 1973, с. 236-242.
- Спорт для всех, журнал Совета Европы, № 1-2, 1999, с. 3.
- Физическая культура. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. (Серия: «Конспект лекций. В помощь студенту»). -М.: ПРИОР, 2007.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая возраст обучающихся и прису...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Организация соревнования на курсе нахимовцев.
Теперешние нахимовцы в недалеком будущем офицеры ВМФ – командиры и организаторы коллективов – экипажей. Мной был разработан «недельный рейтинг» воспитанников курса....
Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»
Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Внеклассное мероприятие в форме игры-соревнования Great Britain: places of interest
Представленное познавательное внеклассное мероприятие помогает учителю расширять лексический запас школьников, углублять их знания о стране изучаемого языка, развивать навыки активного говорения...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий
Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...